Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории, этнографии и антропология» (Россия, г. Новосибирск, 10 мая 2011 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гасанов И.М. СВИЯЖСК КАК ПЛАЦДАРМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН // Актуальные вопросы истории, этнографии и антропология: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СВИЯЖСК КАК ПЛАЦДАРМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Гасанов Ильнар Мамедович

ассистент К(П)ФУ, г. Казань

Республика Татарстан обладает бесценным культурным достоянием, создававшимся усилиями разных народов на протяжении многих столетий. Оно воплотило в себе черты и особенности тюрского, славянского, финно-угорского мира, духовную силу христианства, ислама и других традиционных религий. Издавна народы республики неразрывно «связаны» между собой, воспеты в преданиях и легендах.

Ещё в конце февраля 1550 г. Иван IV, возвращаясь из очередного похода московских полков на Казань для взятия города, остановился в устье реки Свияга, облюбовал Круглую гору под будущий город Свияжск. Вернувшись в Москву, он дал выдающемуся русскому инженеру-строителю дьяку Выродкову И.Г. распоряжение о заготовке в Угличском уезде лесоматериалов для возведения города Свияжска.

История острова Свияжск ведёт начало с 1551 г. В середине мая 1551 г. русская флотилия подошла под Казань, чтобы не позволить татарскому войску помешать строительству города-крепости в устье Свияги. Войска, направленные из Нижнего Новгорода, с Мещёры и Вятки, блокировали переводы на Волге, Каме и Вятке – все дальние подступы к Казани, чтобы парализовать её активные действия [2].

24 мая 1551 г. стрельцы, возглавляемые касимовским ханом Шах-Али и воеводами, высадились в устье Свияги, выгрузили привезённые из Угличского уезда лесоматериалы (их хватило только на половину города, остальной материал стали заготавливать на месте) и начали строить на Круглой горе город-крепость Свияжск – мощный плацдарм для наступления на Казань и военно-продовольственную базу. Строительством руководил Выродков И.Г.

Летом 1551 г. в состав России (Русского государства) вошли горные люди (чувашский народ, горные марийцы, восточная мордва) и правобережные татары. В истории это является наиболее ярким примером объединения нерусского народа с русским. Объединение произошло в результате сочетания классовой борьбы народного крестьянства против военно-феодального гнёта казанских ханов и национально-освободительного движения чувашского, марийского и мордовского народа с борьбой Русского государства за ликвидацию своего грозного соседа – Казанского ханства.

Хан Шах-Али, хотя и вёл двуличную политику в отношении Москвы, восстановил против себя большинство казанских феодалов и в марте 1552 г. вынужден был покинуть Казань. Провалилась также попытка московского правительства присоединить всё Казанское ханство мирным способом – путём назначения в Казань русского наместника. Ханом был провозглашен астраханский хан Едигер. Казань начала направлять на Горную сторону войска, намереваясь отторгнуть ее от России. Вначале горные люди разгромили отряд казанцев и привели к русским воеводам двух захваченных татарских князей. В это время в гарнизоне Свияжска свирепствовали цинга, эпидемии, пошатнулась воинская дисциплина. Русские полки не могли принимать активного участия в борьбе против казанских войск, вторгавшихся на Горную сторону. Население между Свиягой и Волгой вышло из подчинения Свияжску. Лишь к июню свияжским воеводам удалось восстановить положение и в этом районе. Массы чувашей, горных марийцев и восточной мордвы не поддались давлению Казанского ханства, остались верными Русскому государству [2].

После многочисленных неудач с попыткой мирного включения Казанского ханства в состав России московское правительство, очень заинтересованное в разгроме ханства, приступило к организации нового военного похода против Казани. Этому походу благоприятствовало и международное положение Русского государства и изоляция Казанского ханства от Крымского, Астраханского ханств и ногайских орд. В июне 1552 г. 150-тясячная армия (со 150 орудиями), возглавляемая Иваном IV, выступила в поход. Крымский хан Девлет-Гирей, с целью сорвать поход русских на Казань, направил на Москву 7-ми тысячное войско с пушками. Крымцы осадили Тулу. Часть русского войска, предводительствуемая Иваном IV, который вместе с воеводами разработал план продвижения войск к Свияжску двумя колоннами. Основные силы во главе с царём направились через города Владимир и Муром. Часть войска пошла через Рязань и Мещёру, чтобы в случае нападения крымских, астраханских и ногайских татар заслонить силы войск.

Русская армия продвигалась к Свияжску по местности, являвшейся в то время «диким полем». 15-й от Мурома стан русских войск был устроен на реке Кивате (ныне р. Барыш), 16-й – на реке Якле (ныне р. Бол. Якла), 17-й – на реке Чивлы (ныне р. Цильна), 18-й – на реке Карле, 19-й – на реке Буле, 20-й – на реке Бии, 21-й – на Итяковом поле (ныне с. Утяково Зеленодольского р-на РТ). 13 августа 1552 г. войска прибыли в г. Свияжск и до 18-го числа (до подступления к Казани и её осады) находились на правом берегу Волги.

Как написано во многих чувашских и марийских исторических преданиях, во время продвижения русских войск по западным рубежам Казанского ханства, горные люди указывали и прокладывали им дорогу, помогали строить переправы и мосты на реках, снабжали продовольствием и питьём, а в качестве награды царь Иван Грозный дарил и жаловал преданным ему воинам большие угодья земли (десятки и сотни десятин земли) с правом потомственного владения и продажи земель, на которых разрешалось строить постоянные и временные жилища, деревни, сёла, сеять поля, разводить скот, охотиться, использовать лес, водоёмы, а иногда (за особые личные заслуги) вручал дарственные грамоты, награждал специальными званиями, освобождал от платежа податей и повинностей и давал право ставить селения там, где понравится. Таких селений, по историческим и топонимическим преданиям, упоминается немалое количество. Например, село Карамышево, деревни Байдеряково, Кинер, Мурзаево, Аюткино, Анаткасы, Бол. Яльчики, Ялаур. Иван Грозный пожаловал земли, вошедшие позднее в состав Тетюшского, Буинского, Лаишевского и Чистопольского уездов Казанской губернии [2].

После взятия Казани 2 октября 1552 г. и падения Казанского ханства, присоединения Среднего Поволжья к России, многие русские, мари, мордва и чуваши, пребывавшие на территории ханства или находящиеся у казанских ханов в заточении, не стали возвращаться в центральные районы России и остались в татарских селениях. Крестьянское население жило «и с татарою, и с чувашею», вместе и пахали свои пашни «не в разделе с татарскими и чувашкими пашнями, смесь по полосам», - сообщает писцовая книга (книга переписи земель, поселений и населения в фискальных целях) Свияжского уезда, относящаяся к 60-м годам 16 в. [3]. Началось освоение новых земельных пространств в бывшем «диком поле», особое внимание уделяя топографическому положению местности и земледельческому освоению лесостепи. Поселения располагались на выступах коренных склонов и высоких речных террас при слиянии рек, на высоких склонах и разделяющих их узких водоразделах (Алатырь, Тетюши, Чебоксары), на излучинах рек (Царевококшайск, Горбатов) и носили, в основном, оборонные и сторожевые функции для защиты местного населения от вражеских и разбойнических нападений кочевых народов. В этих же целях силами местного населения были сооружены укрепительные линии (засечные черты) вдоль рек и через крепости, остроги и заставы [1, 2].

Заселение новых земельных пространств и территории шло поэтапно. Пришлое и местное население получило возможность вернуться на прежние свои, обжитые дедами земли, вынужденно покинутые в 13-14 вв., заново осваивать эти земельные площади. Во второй половине 16 в. во время колонизации и освоения обширнейших и плодородных земель на территории современного Татарстана возникли сотни новых деревень и сёл, которые расширили территории своего расселения и способствовали распространению и перениманию различных земледельческих, агротехнических, приёмов, ремёсел и промыслов, навыков в строительном деле, некоторых обычаев и традиций. Происходило втягивание населения в систему общего расселения республики в рамках единого исторического государства, на протяжении столетий развивалась сложная этническая и религиозная мозаика и взаимообогощающий культурный симбиоз населяющих её народов, с собственной корневой традицией, выработанной межэтнической и социальной толерантностью, а также культурно-историческими, религиозными и социально-бытовыми особенностями. Эти особенности являются результатом многовековой истории развития каждого народа во взаимосвязи с природой и говорят о высокой степени историко-культурной интеграции различных этносов данного региона в местах его компактного проживания в сходных ландшафтных и геоморфологических условиях.

Тесное соседство с другими народами, культурами привело к взаимопроникновению культур, материальной, духовной, а также к смешениям народов через межнациональные браки. Проживание на одной территории наложило свой отпечаток на формы хозяйствования, на поселения и жилища, на праздники и обряды, культурные традиции разных народов, но в целом ими были сохранены свои особенности и самобытность.

Настолько интересна история и уникальны памятники Свияжска, настолько же велики проблемы его сегодняшнего состояния. Сегодня остров-град Свияжск входит в федеральный и республиканский проект «Возрождение». Данный проект является ярким свидетельством духовной зрелости республики, проявившейся в росте благотворительности. На призыв Первого Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева о поддержке в восстановлении острова-града Свияжска (параллельно с древним городом Болгар) откликнулись крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия и частные инвесторы республики. К сожалению, из древних соборов и монастырских построек 16 в. сохранилось далеко не всё, но всё же можно увидеть уникальную деревянную Троицкую церковь, удивительные росписи Успенского собора, созданные руками выдающихся мастеров того времени. Значительный интерес представляют и другие храмовые ансамбли, например, церковь Святого Сергия Радонежского, построенная при правлении Бориса Годунова. Все православные храмы острова нуждаются в полном комплексе ремонтно-реставрационных работ, и они сегодня проводятся. Возрождаемые исторические и культурные памятники Свияжска должны стать центрами духовного притяжения людей разных религий и верований.

Летом 2011 г. острову-граду Свияжску исполняется 460 лет. Это богатство, благодаря которому жители Татарстана по праву гордятся, бережно относятся к культурному наследию своей страны, и благодаря которому о нашей республике знают во всём мире.

 

Список литературы:

 

  1. Дедков А.П., Зорин Н.В., Колина И.В. Геоморфологическая позиция городов Среднего Поволжья и её геоэкологическое значение / А.П. Дедков, Н.В. Зорин, И.В. Колина // Геоэкологические проблемы устойчивого развития городской среды. – Воронеж, 1996. – С. 54-56.
  2. Димитриев В.Д. Навеки с русским народом / В.Д. Димитриев. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1976. – 80 с.
  3. Список с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда (1565 – 1567 гг.). – Казань, 1909. – С. 106-108. 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.