Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 04 марта 2020 г.)
Наука: Экономика
Секция: Мировая экономика и международные экономические отношения
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ
АННОТАЦИЯ
В современной экономике всегда были и будут определенные политики защиты торговли, которые требуют ответных действий, чтобы создать справедливые условия конкуренции в рамках торговли. Очевидно, что причины, приведшие к замедлению мировой торговли, разнообразны. Соответствующие меры направлены на замедление временного сокращения торговли товарами из-за более высокой самообеспеченности потребления энергии. Также изменение глобальных цепочек создания стоимости, при котором транснациональные корпорации сокращают свою оффшорную базу, также может помочь замедлить рост трансграничной торговли. В то время как вопросы, которые влияют на развитие самого глобального торгового потока, являются важнымы и весьма обширными, основное внимание в данном исследовании уделяется очень конкретному аспекту.
Цель этого исследования - выявить, как в последние годы происходит защита торговли в виде нетарифных барьеров. Основное внимание уделяется нетарифным барьерам, введенным для снижения импортной конкуренции. Также дана эмпирическая оценка влияния вновь введенных нетарифных барьеров на международную торговлю.
Ключевые слова: Защитные меры, нетарифные барьеры, экспорт, импорт.
Использование нетарифных барьеров тесно связано с уровнем доходов экономики. Страны с высоким уровнем дохода используют нетарифные барьеры чаще, чем страны с низким и средним уровнем дохода. Несмотря на разницу между количеством введенных нетарифных барьеров, их относительная важность по сравнению с традиционными мерами по защите торговли или повышением тарифов также варьирует в зависимости от уровня доходов. Внедрение нетарифных барьеров существенно различается между странами. Соединенные Штаты Америки установили на сегодняшний день наибольшее количество нетарифных барьеров. Имея почти 800 нетарифных барьеров, правительство США осуществило в два раза больше мер протекционистской политики, чем правительство Индии, которое занимает второе место. Две страны БРИКС, Индия и Россия, занимают второе и третье место среди стран, которые внедрили большинство нетарифных барьеров, с 310 и 204 мерами, реализованными соответственно. Крупные европейские экономики, такие как Германия, Великобритания и Франция, установили от 50 до 100 нетарифных барьеров, что составляет лишь одну десятую от суммы нетарифных барьеров, введенных Соединенными Штатами. [1].
Нетарифные барьеры значительно сокращают торговлю.
В качестве мер ограничения торговли все чаще применялись нетарифные барьеры, но они также оказывали значительное влияние на сокращение импорта. В среднем, двусторонний импорт уменьшается в ответ на внедрение как минимум одного нетарифного барьера с 12%. Аналогичным образом, в среднем объем двусторонней торговли уменьшается примерно на 11%, если применяется хотя бы одна мера защиты торговли. Однако нетарифные барьеры используются гораздо чаще, чем меры торговой защиты, которые включают антидемпинговые, антидотационные и защитные меры. Основной вывод заключается в том, что протекционизм усиливается, если учитывать нетарифные барьеры. В общей сложности в с января 2009 года по июль 2017 года было реализовано более 5600 новых протекционистских политик. Более 3000 таких протекционистских политик представляют собой нетарифные барьеры. Это увеличение применения нетарифных барьеров является общей тенденцией времени, наблюдаемой в других источниках данных.
С 2009 года только 20% от общего числа реализованных защитных вмешательств можно объяснить увеличением тарифов. Напротив, нетарифные барьеры составляли в среднем 55% реализованных протекционистских вмешательств. Использование нетарифных барьеров неуклонно растет в связи с мерами по защите торговли. В 2010 году только 54% всех протекционистских вмешательств были нетарифными барьерами, их использование увеличилось до 61% в 2016 году. В 2009 году 30% всей применяемой протекционистской политики все еще можно было отнести либо к антидемпинговым пошлинам, гарантиям или компенсационным пошлинам. В 2015 году они упали до 21%, а в 2016 году снова выросли до 24% - в основном из-за растущего числа антидемпинговых судебных процессов в отраслях с избыточным производством, таких как сталелитейный сектор или солнечные панели.
Использование нетарифных барьеров тесно связано с уровнем доходов экономики. Страны с высоким уровнем дохода, похоже, используют нетарифные барьеры чаще, чем страны с низким и средним уровнем дохода. Несмотря на разницу между количеством введенных нетарифных барьеров, относительная важность нетарифных барьеров по сравнению с традиционными мерами по защите торговли или повышением тарифов зависит от уровня доходов. Это не удивительно. В частности, крупные страны, которые приняли все правила ВТО, сталкиваются с ограниченными возможностями повышения тарифов в рамках нормативно-правовой базы. Растущее внедрение нетарифных барьеров для повышения тарифов может отражать то, как страны с высоким уровнем дохода заменяют другие инструменты для защиты своей экономики. Для стран с высоким уровнем дохода доля нетарифных барьеров всех внедряемых протекционистских мер составляет около 50%. Тарифы представляют собой лишь небольшую часть всей протекционистской политики. В отличие от этого, страны с низким уровнем дохода, как правило, используют тарифы, а не нетарифные барьеры, для защиты своей экономики. С 2011 года более 80% всех протекционистских мер, проводимых в странах с низким уровнем дохода, связаны с повышением импортных тарифов. [2].
Возвращаясь к целям протекционизма, Германия и Китай - две экономики, которые чаще всего страдают от применения нетарифного барьера. Немецкие экспортеры пострадали от 2000 китайских компаний с 1700 нетарифных барьеров между 2009 и 2017 годами. Неудивительно, что две крупнейшие торговые страны находятся на первом и втором местах. Поэтому страны, которые продают большие объемы в широком спектре продуктов, подвержены гораздо большему риску, чем страны, которые продают очень мало мелких товаров.
Большинство протекционистских вмешательств в странах с высоким уровнем дохода затрагивают другие страны с высоким уровнем дохода. Нетарифные барьеры стран с высоким уровнем дохода редко затрагивают страны с низким уровнем дохода. И наоборот, хотя в гораздо меньших масштабах нетарифные барьеры в странах с низким уровнем дохода чаще затрагивают страны с высоким уровнем дохода, чем страны с низким уровнем дохода. Опять же, это не удивительно, потому что процедура оценки применяется для определения того, какие торговые партнеры, скорее всего, будут затронуты.
Основываясь на некоторых недавно опубликованных данных о предупреждении международной торговли, мы также можем определить, как в последние годы появилась защита торговли в виде нетарифных барьеров. Рассмотрим нетарифные барьеры, которые были введены для снижения импортной конкуренции, а также эмпирическую оценку влияния нетарифных барьеров на международную торговлю. [3].
В отличие от опасений различных заинтересованных сторон, импортные тарифы не использовались осмысленно для защиты внутренних рынков от внешней конкуренции после финансового кризиса 2008 года, хотя политическое давление во многих странах создало отличный стимул для политики защиты торговли. К сожалению, этот результат не означает, что страны воздержались от протекционизма. Использование нетарифных барьеров неуклонно растет в связи с мерами по защите торговли. В то время как в 2010 году только 54% всех протекционистских вмешательств были нетарифными барьерами, использование нетарифных барьеров увеличилось до 61% в 2016 году.
В то же время нетарифные барьеры все чаще применяются в качестве мер ограничения торговли, но они также оказывают значительное влияние на сокращение импорта. В среднем двусторонний импорт уменьшается в ответ на внедрение как минимум одного нетарифного барьера с 12%. Аналогичным образом, в среднем объем двусторонней торговли уменьшается примерно на 11%, если применяется хотя бы одна мера торговой защиты, которая включает в себя антидемпинговые, антидотационные и защитные меры. Однако нетарифные барьеры используются значительно чаще, чем меры торговой защиты. Влияние нетарифных барьеров на импорт оказывается очень различным в разных отраслях, странах с разным уровнем доходов и в отдельных странах. Основная причина такой неоднородности может заключаться в сильных различиях в том, как часто и какие нетарифные барьеры применяются в разных группах.
С этими результатами становится ясно, что мир должен принять решительные меры для предотвращения дальнейшего роста нетарифных барьеров. Справедливый шаг был сделан с соглашениями о свободной торговле, такими как Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство или Транстихоокеанское партнерство, в которых сокращение и согласование нетарифных барьеров было основной целью. Возобновление этих инициатив должно стать главной целью в ближайшем будущем. В равной степени, есть четкое сообщение для многосторонней торговой системы. Мир очень успешно регулирует импортные тарифы, но существуют новые протекционистские меры, которые требуют международной координации.
Перспективы утилизации нетарифных барьерьер в международной торговле
Безусловно, трудно оценить общую важность нетарифных барьеров для торговли, поскольку они могут принимать разнообразнейшие формы. Тем не менее, Китай принял аналогичное количество мер, которые направлены на либерализацию торговли с Соединенными Штатами. В целом Китай не стал более протекционистским; напротив, он продолжил открываться, хотя и очень медленно. Вместе с тем Вашингтон ежегодно вводит от 80 до 100 ограничительных мер против Китая и значительно меньше мер либерализации.
Движение Китая к либерализации подтверждают и другие индикаторы. Это касается даже иностранных инвестиций - аспект, на который жалуются как американцы, так и европейцы. Хотя Китай остается гораздо менее открытым для прямых иностранных инвестиций, чем большинство стран с развитой экономикой, сводный показатель ОЭСР показывает, что ситуация в этом направлении непрерывно улучшается, в то время как западные компании обладали практически монопольными правами на ноу-хау и технологии, конкурентное преимущество с лихвой компенсировало потери, создаваемые китайскими барьерами в торговле и инвестициях. Но, поскольку китайские предприятия сами становятся все более серьезными конкурентами, способность западных стран нести дополнительные издержки из-за нетарифных барьеров в торговле уменьшилась.
Поскольку санкции стали основным инструментом международной политической борьбы, то нередко вводятся в обход нетарифные барьеры. Наиболее актуальны, антироссийские санкции, начавшиеся в 2014 году из-за ситуации на Украине. Постоянно обсуждается их ужесточение, в том числе, в отношение госдолга РФ, что приводит к нестабильности российских активов.. Россия, в свою очередь, обменивается санкциями с Украиной – взаимные торговые ограничения привели к существенному спаду экспортно-импортных операций.
Санкционные ужесточения закономерно приводят к совершенствованию механизмов их обхода. Есть способы обойти ограничения на доступ к технологиям, например, создание отдельного юрлица, через которое осуществляются поставки. Бывает еще проще – например, в контракте на запрещенную разработку сланцевых месторождений они называются "известковыми", и, как следствие, под запрет не подпадают. Сейчас Иран, Россия, Турция и ЕС обсуждают механизм обхода американских санкций на поставку нефти, и нет сомнений, что он будет создан.
Нетарифные барьеры есть ни что иное как установление суверенным государством особого порядка ввоза/вывоза в страну товаров с целью защиты интересов своих граждан и экономических субъектов, как потребителей, так и производителей. В силу своей специфики именно этот вид ограничений достаточно активно применяется сегодня различными странами – участницами международной торговли, и в соответствии с прогнозами будет в ближайшие десятилетия наиболее популярным инструментом государственного регулирования внешней торговли, в силу того, что, порой процедуру подтверждения соответствия качественных характеристик товаров требованиям достаточно сложно соблюдать и практически невозможно оспорить. Данные выводы подтверждаются и рыночными трендами, так как в настоящее время на мировом рынке наблюдается тенденция постепенно ослабевающей роли тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, и рост влияния мер нетарифного регулирования. Так если еще в 1990-х годах доля таможенных платежей доходила до 50-70% стоимости товара, реализуемого на мировом рынке, то в настоящее время это значение сократилось до 10-20%, а в развитых странах до 5 %. Причин этому достаточно много, и одной из самых главных и существенных является система требований, выдвигаемая со стороны Евросоюза, США, Росии, Китая, в которой установлены очень жесткие правила к нетарифному регулированию, но пока еще есть возможности для лавирования.
Список литературы:
- Comert internațional. Vol.1: Specializarea țărilor și sistemul comercial multilateral. 2013. ISBN 978-606-505-776-0
- Отчет Европейской комиссии за 2018 год. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113465.pdf. (дата обращения: 02.02.2020)
- Erdal Yalcin, Gabriel Felbermayr, Luisa Kinzius. Hidden Protectionism: Non-tariff barriers and implications for international trade 2017. URL: https://www.ifo.de/DocDL/ifo_Forschungsberichte_91_2017_Yalcin_etal_Protectionism.pdf. (дата обращения: 02.02.2020)
- Evenett, S.J. и Fritz, J. (2016). FDI Recovers. The 20th Global Trade Alert Report. Technical report, Global Trade Alert Inititative, London. URL: https://www.globaltradealert.org/reports/13 (дата обращения: 13.02.2019)
дипломов
Оставить комментарий