Статья опубликована в рамках: XV-XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 07 ноября 2018 г.)
Наука: Экономика
Секция: Мировая экономика и международные экономические отношения
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
О НЕОБХОДИМОСТИ НЕОПРОТЕКЦИОНИЗМА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
ABOUT THE NEED FOR NEOPROTECTIONISM IN THE CONDITIONS OF FREE TRADE CRISIS
Nataliia Naidenova
PhD in Economics, associate professor of the department of economics Saratov State Law Academy,
Russia, Saratov
Anna Shkryabina
PhD in Economics, associate professor of the department of economics, Saratov State Law Academy,
Russia, Saratov
Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований научного проекта № 18-010-00391\18 «Экономические пределы интеграции продовольственной системы России в глобальный рынок: от эмпирического анализа к новой концепции внешней торговли».
АННОТАЦИЯ
В статье выделяются факторы развития мировой экономики, трансформирующие подходы к политике свободной международной торговли и протекционизма, соотношение которых определяется стадией развития национальной экономики.
ABSTRACT
The article highlights the factors of development of the world economy, transforming approaches to the policy of free international trade and protectionism, the ratio of which is determined by the stage of development of the national economy.
Ключевые слова: неопротекционизм, международная торговля, структура экспорта.
Keywords: neoprotectionism, international trade, export structure.
Опираясь на систему теоретических представлений XIX–XX вв. невозможно дать корректную оценку современного состояния между-народной торговли, протекающей в принципиально новых условиях и отличающейся более сложной структурой. За десятилетие, минувшее после мирового финансового кризиса, факторы развития мировой экономики стремительно менялись, оказывая существенное влияние и на международную торговлю. К важнейшим среди них следует отнести:
- диспропорции мировой финансовой системы, её нестабильность и неспособность эффективно функционировать в условиях свободных потоков финансового капитала;
- изменение режима свободной торговли, определяемого ВТО;
- ухудшение показателей деятельности ТНК (снижение нормы прибыли, уменьшение её массы, сокращение доли прямых инвестиций в мировом валовом продукте, снижение уровня доходности акций);
- нарастание социально–экономического неравенства, как между странами, так и внутри национальных экономик;
- ослабление поддержки глобализации и усиление защиты интересов национальных экономик и развивающимися, и развитыми странами, процесс регионализации торговых соглашений;
- новейшие достижения науки, развитие существующих и появление абсолютно новых видов техники и технологий (искусственного интеллекта, робототехники, цифровых технологий, появление и внедрение аддитивных технологий);
- увеличение доли торговли услугами в структуре международного оборота;
- решоринг, реиндустриализация в развитых странах, наращивающих долю промышленного производства в структуре национальных экономик.
Указанные изменения обуславливают необходимость создания новых институтов, трансформацию существующих внутренних и международных механизмов внешней торговли, ее новой концепции, отвечающей национальным интересам всех стран, а также способной обеспечить большую справедливость и эффективность процессов глобализации. Современная экономическая наука не предлагает универсальные рецепты, работающие как для развитых, так и развивающихся стран ввиду существенной дифференциации социальных, культурных, экономических и других условий. В этом отношении интересен опыт стран (Япония, Сингапур, Южная Корея, Гонгконг и Тайвань), которым во второй половине ХХ в. удалось перейти из «развивающихся» в «развитые» и добиться темпов прироста ВВП на душу населения выше мировых.
«Азиатские тигры» – это страны, которые удачно и активно использовали открывшиеся в ХХ веке возможности вертикальной интеграции: импорт товаров с низкой добавленной стоимостью (в т. ч. минеральные ресурсы, сырье) для роста на своей территории конкурентного на мировом рынке экспортного производства. В большинстве случаев ориентация на внешний рынок была достигнута не за счет реформирования импорта, а счет стимулирования экспорта, в том числе и путем субсидирования, предоставления налоговых льгот, создания специализированных финансовых институтов. Максимально способствовали этому процессу снижение торговых барьеров для экспортеров, упрощение процедур оформления экспорта и импорта, индустриализация и активное привлечение иностранных инвесторов при регулярном стратегическом вмешательстве государства в развитие экономики.
Опыт развития «азиатских тигров» и меняющиеся факторы развития мировой экономики трансформируют привычные подходы к международной торговле и политике протекционизма. В то же время мейнстрим мировой экономической науки остается приверженным принципам политики свободной международной торговли, считая протекционизм пережитком прошлого. Поскольку современные научные школы международной торговли не в полной мере учитывают комплексное влияние ряда новых факторов, обусловленных стремительными изменениями мировой экономики в ХХI веке, возникает необходимость построения новой концепции внешней торговли, в которой соотношение мер свободной торговли и протекционизма зависит от стадии развития национальной экономики.
Для развивающихся стран и стран с формирующимися рынками приоритетными становятся комбинированные стратегии, сочетающие активные государственные интервенции, направленные на диверсификацию и индустриализацию экономики и постепенное открытие национальных рынков по мере увеличения темпов экономического роста. Необходимость одновременного использования инструментов, характерных для рыночной и командно-административной экономик, в таких странах обусловлена отсутствием сформировавшихся устойчивых и эффективных институтов рыночного саморегулирования и публичного контроля. К сфере деятельности таких институтов следует отнести защиту прав собственности, регулирование, макроэкономическую стабилизацию, социальное страхование и разрешение споров. Более того, в развивающихся странах или странах с формирующейся экономикой, где сбои рыночного механизма или «провалы» рынка распространены, институты должны выполнять не только стандартные для развитых стран функции, но и основываться на планомерном стратегическом вмешательстве государства в экономику.
Для достижения развивающимися странами устойчивого экономического роста темпами, превышающими общемировые и позволяющими сократить социально-экономического неравенство, необходимо грамотно использовать все возможности, предоставляемые внешней торговлей как способа получения недостающих факторов производства, а также расширения рынков сбыта. Последнее существенно увеличивает возможности экономического роста: не только за счет внутреннего спроса, но и растущего экспорта. Более того, рост экспортного производства способствует расширению и внутреннего спроса в результате увеличения реальных доходов населения.
Одним из способов увеличения экспорта и изменения его структуры является генерирование и защита собственных глобальных цепочек создания стоимости и расширения экспорта услуг. Следовательно, объектом государственного стимулирования и государственной поддержки должны стать собственные глобальные цепочки добавленной стоимости (ГЦС), формируемые национальной экономикой. При этом местоположение страны в ГЦС не должно ограничиваться поставками сырья или товаров с низкой добавленной стоимостью. Первоочередными задачами в этом направлении должны стать не просто увеличение вовлеченности в ГЦС, но развитие производственной стадии цепочек (индустриализации экономики страны), увеличение экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, прохождение большинства стадий цепочки на внутреннем рынке (аналогичная политика проводится в настоящее время таким странами, как Филиппины, Сингапур, Китай, Индонезия).
В качестве возможного направления формирования цепочек добавленной стоимости в России следует рассматривать производство высококачественных продуктов питания. В целом, представление об аграрной специализации стран как показателе экономической отсталости давно утратило актуальность. Сельское хозяйство, в котором наряду с традиционными развиваются и суперсовременные технологии, стало важной отраслью для инноваций. Сельскохозяйственная продукция в современной российской экономике поставляется в 60 отраслей. Его эффективное развитие, как и всей национальной продовольственной системы, является перспективным в связи с возрастающей численностью населения и высокими темпами экономического роста в развивающихся странах, способствующих увеличению спроса на продукты питания и стимулирующих дополнительный спрос на мировом продовольственном рынке. Все это формирует возможности увеличения объемов экспорта продовольствия, следовательно, и условия расширения сельскохозяйственного производства в России.
Другим перспективным направлением, позволяющим увеличить и диверсифицировать несырьевой экспорт России, является рост экспорта услуг. Особое внимание к сфере услуг обусловлено тем, что это один из самых быстроразвивающихся в мире сегментов торговли. Кроме того, этот сегмент позволяет нарастить экспорт не только в валовых показателях, но и показателях добавленной стоимости: доля национальной компоненты в услугах преобладает.
Таблица 1.
Динамика экспорта услуг РФ в 2013-2017 гг., млн долл.*
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Сальдо внешней торговли услугами |
-58 259 |
-55 278 |
-37 152 |
-23 890 |
-31 094 |
Экспорт услуг |
70 123 |
65 744 |
51 616 |
50 677 |
57 730 |
Импорт услуг |
128 382 |
121 022 |
88 768 |
74 567 |
88 824 |
*Источник: составлено авторами по: ЦБ РФ. Платежный баланс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (Дата обращения: 06.10.2018).
Экспорт услуг РФ в 2017 г. вырос на 13,91 % по сравнению с предшествующим периодом и составил 57730 млн долл., при этом показатель 2013 г. (70 123 млн долл.) по-прежнему не был достигнут (табл. 1). Одной из причин существенного сокращения экспорта услуг, измеряемого в долларах США, является снижение курса национальной валюты. Кроме того, изменилась и структура экспорта услуг: в 2017 г. существенно выросла доля экспортируемых транспортных услуг с 29,59 % до 34,31 %, также положительная динамика наблюдается по таким статьям, как телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги, плата за пользование интеллектуальной собственностью и услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров (+2,12, +0,22, +0,55 % соответственно). В частности, экспорт компьютерных услуг вырос с 2013 г. на 36,24 %, при этом сальдо по данной строке впервые достигло положительного значения. Изменение структуры экспорта услуг обусловлено уникальным географическим положением и значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, что создает возможности для формирования конкурентных преимуществ в оказании компьютерных, транспортных и интеллектуальных услуг.
В целом стимулирование несырьевого экспорта требует от государства ряда мер по автоматизации и упрощению налогового и таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности, максимальному сокращению отчетности и времени на ее проверку и согласование, улучшению качества транспортных услуг, поддержанию низкого валютного курса, формированию специальных финансовых институтов или механизмов, позволяющих экспортерам привлекать средства по сопоставим с европейскими процентным ставкам.
Кроме того, в целях достижения положительного сальдо торгового и платежного балансов, а также стимулирования развития отечественного производства может использоваться и политика импортозамещения. Однако ее возможности существенно ограничены. Во-первых, существуют товары и услуги, при производстве которых страна не сможет достичь сравнительного конкурентного преимущества по объективным причинам (более высокая стоимость факторов производства, природные или климатические ограничения и т. д.). Во-вторых, экономический рост будет зависеть от покупательной способности внутреннего рынка, т. к. развитие производства ограничивается потребностями и доходами граждан одной страны. Поэтому политика импортозамещения способна приносить положительный результат только до момента насыщения внутреннего рынка отечественными товарами и услугами. Кроме того, такая политика способствует сохранению неконкурентных на мировом рынке производств, поэтому более перспективным и эффективным в долгосрочной перспективе представляется стимулирование экспорта.
Как демонстрируют торговые войны последних лет, а также активное использование экономических инструментов для оказания политического давления, свободная торговля переживает кризис, а её принципы на мировой арене уступают национальным интересам, поэтому превалирующей тенденцией в ближайшее время является борьба за внешние рынки и их присоединение к своей сфере влияния. Таким образом, современная торговая концепция может быть сформулирована как неопротекционизм, предполагающий использование мер стимулирования расширения экспортного производства на территории страны и его диверсификацию, сохранение политики импортозамещения до момента насыщения внутреннего рынка товарами отечественного производства, постепенную либерализацию торговли в рамках взаимовыгодных региональных торговых соглашений по мере достижения устойчивого экономического роста темпами, превышающими общемировые.
Список литературы:
- Dietzinbacher E., Romero I. Production Chains in an Interregional Framework: Identification by Means of Average Propagations Lenghts, International Regional Science Review, 2007, No. 30, pp.362-83.
- The Retreat of the Global Economy // The Economist. January 28, 2017. — URL: economist.com/news/briefing/21715653-biggest-business-idea-past-three-decades-deep-trouble-retreatglobal.
- Родрик Д. Реформа торговой политики как институциональная реформа. Глава 1 в «Развитие, торговля и ВТО» — World Bank URL: http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Pubs/Handbook_rs_Rodrik_ch1.pdf.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с.
дипломов
Оставить комментарий