Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV-XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 07 ноября 2018 г.)

Наука: Экономика

Секция: Инновационные подходы в современном менеджменте

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XV-XVI междунар. науч.-практ. конф. № 10-11(11). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 14-18.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Кельчевская Наталья Рэмовна

д-р экон. наук, зав. кафедрой экономики и управления на металлургических предприятиях, проф. Уральского Федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

РФ,  г. Екатеринбург

Ширинкина Елена Викторовна

канд. экон. наук, зав. кафедрой менеджмента и бизнеса доц. Сургутcкого государственного университета

РФ, г. Сургут

АННОТАЦИЯ

В статье приводится анализ современные тенденции развития человеческого капитала в условиях цифровизации бизнес- процессов. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что начавшийся процесс автоматизации бизнес-процессов, по разным оценкам, ставит под риск исчезновения от 9 до 50 % всех ныне существующих профессий в ближайшее десятилетие.

 

Процесс формирования человеческого капитала включает процессы первичного воспроизводства запаса знаний и умений, используемых людьми на рынке труда, а также процессы накопления человеческого капитала на предприятии и, таким образом, определяется взаимодей­ствием трех субъектов хозяйствования: государством, предприятиями и домохозяйствами [2, 4, 7]. Очевидно, что при оценке современного состояния человеческого капитала необходимо отслеживать не столько рынок труда, сколько рынок человеческого капитала с его качественными изменениями состояния рабочей силы, как индикатора для управлен­ческих решений в сфере управления человеческим капиталом.

О спросе на человеческий капитал свидетельствует количество рабочих мест по видам экономической деятельности (см. рис. 1).

 

Рисунок 1. Динамика количества рабочих мест по производству товаров и услуг по видам экономической деятельности, тыс. рабочих мест

 

По данным рисунка 1 видно, что наибольшее количество рабочих мест по производству товаров и услуг по формам трудовой деятель­ности и типу занятости приходится на 2008 год и составляет 96 262 тыс. человек. За весь анализируемый период количество рабочих мест по производству товаров и услуг по формам трудовой деятельности и типу занятости снизилось на 16 678 тыс. человек. Это обусловлено цифровизацией бизнес-процессов и других сфер использования челове­ческого труда.

Динамика создания и ликвидации рабочих мест свидетельствует о стагнации на российском рынке труда: ликвидация рабочих мест в большинстве производств превышает создание новых. Скорость созда­ния рабочих мест в российской экономике в период 2008–2015 годы (7–9 % в год) не только не компенсировала темпы их ликвидации (9‑12 % в год за аналогичный период), но и заметно отставала от среднемировых показателей (создание порядка 10–15 % новых рабочих мест в год) [2, 3, 5, 6].

Таким образом, темпы создания новых рабочих мест в России отстают от потребностей догоняющего развития экономики в условиях цифровой экономики, а последовательное сокращение их общего коли­чества свидетельствует также о росте неформального сектора.

Стремительное развитие технологий, в том числе автоматизация и роботизация, вызывает закономерный вопрос: «Смогут ли роботы и алгоритмы заменить людей и когда это произойдет?» Сегодня нет консенсус-мнения по этой теме. Например, ученые Карл Фрей и Майкл Осборн в 2013 году определили, что 47 % профессий в США подвержены высокому риску автоматизации на горизонте 10–20 лет [11]. Продолжив это исследование вместе с Citibank, в 2016 году авторы распространили выводы: более чем на 50 стран: в среднем по странам ОЭСР в 57 % профессий алгоритмы заменят людей [9].

Продолжится глобализация спроса на ряд наиболее востребованных профессий (в основном в сфере ИТ). Работодателям, желающим привлечь лучшие кадры по таким направлениям, придется конкурировать за них не только с компаниями своего региона, но и, например, с наиболее пер­спективными стартапами Силиконовой долины. Получит дальнейшее развитие «экономика совместного пользования», когда все новые активы и предметы потребления (автомобили, недвижимость и т. п.) будут использоваться совместно в целях сокращения индивидуальных издержек.

Содержание сохранившихся «традиционных» профессий сущест­венно изменится, интегрировав в себя новые технологии. В ближайшие 5–10 лет произойдет «поляризация квалификаций»: востребованными будут профессии наиболее высокой (категория «Знание») и наиболее низкой категория «Умение») квалификации. В то же время количество рабочих мест среднего уровня квалификации (категория «Правило») будет испытывать наиболее сильное давление новых технологий. К должностям, которые уже сейчас подвергаются сокращениям в связи с цифровизацией процессов, относятся аналитики, бухгалтеры, юристы, трейдеры, рекрутеры, административный персонал и пр.

Мы рассматриваем роботизацию как отдельный тренд, отделяя ее от автоматизации бизнес-процессов, хотя эти два явления тесно взаимосвязаны. Причина разделения в том, что для полномасштабной роботизации процессов требуются в среднем более существенные и дли­тельные инвестиции, чем в разработку алгоритмов для автоматизации. Поэтому более полное влияние этого тренда мы увидим позже, чем эффект от автоматизации.

Для многих отраслей переломный момент, когда выгода от внедрения роботов превысит затраты на их приобретение, еще не наступил и, вероятно, не наступит к 2025 году, особенно в странах с низкой стоимостью труда. Общее число эксплуатируемых роботов в мире в 2017 году перевалило за 1,6 млн, уже через 2 года их количество, по оценкам, вырастет до 2,5 млн. Стоимость роботизированных решений быстро снижается, однако остается достаточно высокой на данный момент. Например, стоимость робота-сварщика в 2005 году составляла $182 тыс., в 2014-м – $133 тыс., к 2025 году, по оценкам, снизится до $103 тыс. [10]. Поэтому наиболее широкое распространение роботы получили в трудоемких отраслях с высокой добавленной стоимостью: электроника, автомобильная промышленность и т. п.

Таким образом, определено влияние развития цифровых технологий влияет на изменение форм занятости в экономике, характерными признаками тренда рынка труда являются: 1. Удаленная занятость и фриланс стали нормой для многих профессий в развитых странах, и их доля продолжит расти. Развитие технологий будет поддерживать распространение трансграничной удаленной занятости, которой не страшны миграционные барьеры. 2. Технологии удаленного интерак­тивного взаимодействия продолжат трансформировать и мировое образование, расширяя возможности обучения вне зависимости от местонахождения слушателя и подрывая позиции традиционных учебных заведений. 3. Самозанятость, возможная благодаря развитию платформенных решений, позволяет соединять поставщиков и потре­бителей услуг без посредников.

 

Список литературы:

  1. Абакумова И.В., Антонова Е.К. и др. Научные исследования в сфере социально-экономических и гуманитарных наук: междисциплинарный подход и конвергенция знаний / Под редакцией Р.М. Байгулова, О.А. Подкопаева. - Самара, 2016.
  2. Абашева О.Ю., Бабина Е.Н., Бондаренко Г.В. Управление процессом форми­рования человеческого капитала в условиях реформирования системы квалификаций профессий и высшего образования. Самара, 2018. – 376 с.
  3. Байгулов Р.М. Результаты социально-экономических и междисциплинарных научных исследований XXI века: монография / Р.М. Байгулов, С.В. Беляева, Г.Ф. Голубева и др. - Самара, 2016. - 346 с.
  4. Бояров А.Д., Волкова М.Н и др. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. Новосибирск, 2009. – 246 с.
  5. Ширинкина Е.В. Особенности управления знаниями в формировании человеческого капитала на промышленных предприятиях в цифровой экономике // Современная научная мысль. 2018. № 3. С. 176-180.
  6. Ширинкина Е.В. Роль человеческого фактора в цифровом развитии Российской экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 182-185.
  7. Ширинкина Е.В. Управление человеческим капиталом в цифровой экономике // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2018. Т. 7. № 2. С. 18-22..
  8. Brian R.  The Rise of Freelancer Economy. Forbes. 2016. [Электронный ресурс]. https://www.forbes.com/sites/brianrashid/2016/01/26/the-rise-of-the-freelancer-economy/#11d8fb733bdf (Дата обращения: 15.03.2018).
  9. Citibank. Technology at Work v2.0. 2016. [Электронный ресурс]. https://www.citivelocity.com/citigps/ReportSeries.action (Дата обращения: 17.02.2018).
  10. Sirkin H., Zinser M., Rose J. The Robotics Revolution. The Next Great Leap in Manufacturing. Boston: BCG, 2015. 28 р.
  11. Frei B., Osborn M. The future of employment: how susceptible are jobs to computerisation? 2013. [Электронный ресурс]. https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/The_Future_of_Employment.pdf (Дата обращения: 22.11.2017).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий