Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV-XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 07 ноября 2018 г.)

Наука: Экономика

Секция: Экономика и управление качеством

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Будилов В.М., Сахарова И.Н. РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ДИСТРИБЬЮЦИИ НЕИГРОВОГО КИНО В РОССИИ // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XV-XVI междунар. науч.-практ. конф. № 10-11(11). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 56-63.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ДИСТРИБЬЮЦИИ НЕИГРОВОГО КИНО В РОССИИ

Будилов Виктор Михайлович

канд. полит. наук, проф. кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения

РФ, г. Санкт-Петербург

Сахарова Ирина Николаевна

канд. экон. наук, доц. кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения

РФ, г. Санкт-Петербург

FORMATION OF PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE DISTRIBUTION PROCESS OF DOCUMENTARY FILM IN RUSSIA

 

Viktor Budilov

сand. of polit. Sci., Professor of the Department of Producers of Cinema and Television St. Petersburg State Institute of Cinema and Television

Russia, Saint Petersburg

Irina Sakharova

сand. of Econ., Associate Professor of the Department of Producers of Cinema and Television St. Petersburg State Institute of Cinema and Television

Russia, Saint Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются особенности в производстве и общей ситуации, сложившейся на рынке неигрового кино в России. Авторами предлагаются направления перспективного развития процесса дистрибьюции документальных фильмов.

ABSTRACT

The article reveals the peculiarities in the production and general situation in the non-fiction film market in Russia. The authors propose directions for the future development of the process of distribution of documentaries.

 

Ключевые слова: документальные фильмы, неигровое кино, дистрибьюция неигрового кино, направления развития неигрового кино.

Keywords: documentaries, non-fiction films, distribution of non-fiction films, directions for the development of non-fiction films

 

С развитием кинематографа ориентация создателей кино на более широкую аудиторию, создало условия, по которым киноотрасль функционирует по законам рынка, где конкурирует в первую очередь с индустрией развлечения, что в свою очередь выявляет факт, что рынок не однороден и представляет собой разные социальные группы, что в свою очередь формирует дифференцируемые спрос и предложения.

В настоящее время в российской киноиндустрии существует отсутствие взаимосвязи между авторами документальных фильмов и конечным зрителем. Это в свою очередь формирует проблему не востребованности документального кино в общей картине потреб­ления кинопродукции в отрасли.

Также существует тенденция создания фильмов «для себя», что по своей природе противоречит как с социальной, так и с экономи­ческой природой кинопроизводства. При это стоит отметить, что по сути документальные фильмы можно разделить на несколько направ­лений, созданных для массового зрителя, имеющие возможность проката в кинотеатрах, а также показа на телевидении; для показов на кинофестивалях специализированной аудитории; для специальных показов для определенного круга людей. Таким образом можно сделать вывод, что кино не может существовать без зрителя.

Из исследований зрительской аудитории с различными уровнями подготовленности, эрудиции и эстетического восприятия следует, что каждый зритель в первую очередь ожидает увидеть в фильме историю [1].

Также стоит отметить, что из большинства компаний, которые хотят прокатывать свой фильм, не имеют в наличие никакого пакета продвижения, что в свою очередь указывает на такую проблему как отсутствия продюсера на проекте, который мог бы фильм донести до зрителя.

Стоит отметить, что дистрибьюторы отмечают, что окупиться в прокате может любой фильм при условии, что он создан для конкретной целевой аудитории. Только обозначив целевую аудиторию возможно определить эффективные каналы коммуникации. Стоит отметить, что полный глубокий разбор целевой аудитории поможет более точно донести информацию до конкретного зрителя, тем самым зацепить его и простимулировать посмотреть именно этот фильм. В настоящее время в документальном кино этого нет. Немало важно отметить, что многие специалисты кино, в особенности в неигровом пренебрегают таким понятием как маркетинг, в котором достаточно четко работает механизм реагирования на динамику потребностей различных сегментов много­миллионной и многонациональной аудитории, изучение которой способствует получению максимальной прибыли от проката фильма.

Таким образом, в настоящих условиях развития киноиндустрии как игровой, так и документальной маркетинг является одним из важней­ших инструментов реализации кинопродукции в процессе производства, проката и показа фильма. Применение различных маркетинговых механизмов позволяет дифференцированно подходить к каждому из проектов, более точно определять предпочтения зрителей, формируя тем самым конкретные задачи, нужные пакеты продвижения, что в свою очередь будет способствовать успешной реализации социокультурной и экономической функций кинематографа.

Стоит отметить, что исторически сложилось, что индустрия неигро­вого кино в России развита не так хорошо, как игровая: значительно меньше бюджеты, ограниченное количество каналов сбыта, дефицит специалистов, таких ка продюсеров, прокатчиков, которые бы профес­сионально занимались этим сегментом кинорынка.

В связи с тем, что по аналитическим данным гильдии неигрового кино, настоящее время наблюдается тенденция роста в производстве, сопровождающаяся повышением зрительской заинтересованностью и востребованностью.

В связи с этим авторами были разработаны методические реко­мендации по формированию ключевых направлений развития процесса дистрибьюции документальных фильмов.

По мнению авторов, главный и самый важный аспект, стоящий в начале любого проекта, должна быть модель взаимодействия отношений между производителем, инвестором и потребителем (рисунок 1).

Рисунок 1. Модель взаимодействия производитель, инвестор и потребитель

 

Суть данной модели заключается в том, что все три составляющие должны взаимодействовать между собой, а именно искать финанси­рование для проектов не просто на интересные по мнению производителя темы, а которые нужны потребителям.

Таким образом, главной задачей, которая должна стоять перед производителем является определение тематических предпочтений зрителей, тем самым повышая вероятность просмотров документального кино, что в свою очередь вызовет заинтересованность специалистов в производстве проектов, а также привлечению финансовых потоков в документальное кино, соответственно и в отрасль в целом.

Для того, чтобы данная модель имела место быть необходима организационная структура, которая бы контролировала все данные процессы: от проведения маркетинговых исследований, выявляющие предпочтения зрителей, поиску специалистов, способных произвести проекты с высокой технологичностью и художественностью, до поиска финансирования данных проектов.

В сложившейся ситуации, стоит отметить, что в настоящее время документальное кино не стоит рассматривать как бизнес, это часть кинобизнеса, которую необходимо развивать до состояния экономи­чески прибыльного, и это дело не одного года. Необходим эффект накопления, завоевание целевой аудитории, ее желание смотреть документальное кино, интерес финансовых вложений в неигровое кино, таким образом за счет всевозможных мероприятий как центров поддержки, гильдии неигрового кино, а также самого государства, таких как недель неигрового кино в школах, в институтах, в городах как больших, так и маленьких, также пропагандой на сайтах в сети интернет, возможно привлечь внимание зрителей. Но помимо получить зрителя необходимо упор также делать на сам проект, чтоб он был интересен не только создателю, но и интересен зрителю, соответственно, необходимо каждодневное исследование зрительских предпочтений, из многочисленных тем формировать предпочтительные выборочные предложения, удовлетворяющие зрителей в будущем.

Так, например, показателен опыт пермского края в прокате документального кино за последние 10 лет, где созданы независимые студии, фестивали на базе отдела медиаобразования и областного кинопроката проект «Пермская синематока», где осуществляются на регулярной основе показы документальных фильмов в высших учебных заведениях. Тем самым, создав данную систему, в Пермской области смотреть документальное кино стало достаточно популярным.

Также стоит отметить, что те фильмы, которые выходят в прокат в большей своей части не финансируются государством, а являются независимыми проектами, рассказывающие истории про субкультуру, искусство, балет, спорт, что в настоящее время является потенциально интересными темами для зрителей.

Таким образом, по мнению авторов, в настоящее время первостепенным направлением развития процесса дистрибьюции докуменальных фильмов, а также киноиндустрии в целом в сфере неигрового кино необходимо сформировать систему, наиболее подхо­дящую по типу взаимодействия организаций, а также из полученного опыта, следует необходимость создания системы мэйджеров в доку­ментальном кино. По аналогии с игровым кинематографом необходимо сформировать систему, которая будет способствовать распределению денежных средств среди лидирующих студий документальных фильмов, занимающихся производством, дистрибьюцией, прокатом и продажей фильмов.

Также целесообразно создание таких организаций как центр поддержки документального кино, в функции которого входили бы:

  • производственный центр (поддержка режиссеров в поиске съемочных групп, самого производственного процесса, юридическая помощь в защите и использовании авторских прав, оформление доку­ментов в различные структурные составляющие киноотрасли и прочее);
  • коммерческое и некоммерческое продвижение документальных фильмов (поддержка студий в продаже прав на первичные и вторичные рынки сбыта, в участии в фестивалях различных уровней);
  • проведение имиджевых мероприятий (проведение фестивалей, премий, способствующих взаимодействию специалистов киноиндустрии, а также знакомство зрителей с новинками документального кино, тем самым формируя традиции и заинтересованность целевой аудитории к кинематографу неигрового кино).

Со стороны государства необходима разработка механизма выде­ления средств за счет грантов из бюджета Министерства культуры на поддержку в прокате неигровых фильмов.

Основной целью данного механизма, по мнению авторов, должно являться внедрение здорового, длительного и эффективного финанси­рования кинематографа, направленного на создание законодательной и регулирующей основы, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для производства качественной кинопродукции и компенси­ровать трудности проката ее на рынке неигрового кино, а именно согла­сованность отношений между участниками процесса производства, проката и показа как представителей государственных организаций, так и специалистов в области кино.

В связи с тем, что размеры полученных доходов труднопрогнози­руемы в долгосрочной перспективе, то главной задачей в процессе организации финансирования кинопроизводства является минимизация рисков, связанных с вложением финансовых средств в киноиндустрию. Для минимизации рисков следует воспользоваться европейским опытом, где используются три направления [2]:

  • организация посреднической деятельности между специа­листами отрасли и финансистами. Эта деятельность наиболее развита в Великобритании, роль агента по продажам – основная в функцио­нировании британской системы финансирования, поскольку именно он оценивает потенциальную стоимость прав на фильм и договариваться со страховыми компаниями, чтобы застраховать риски от непроданных прав, а это является необходимым условием участия банков в финанси­ровании фильма.
  • усложнение механизмов страхования и гарантий. К страхованию на этапе производства добавляется страхование на этапе проката, которое дает дополнительные краткосрочные гарантии для банков и частных инвесторов. Также в некоторых странах, например, во Франции, Италии и Испании существует система государственных гарантий, позволяющим снизить частным инвесторам свои риски.
  • инвестирование проектов крупных кинокомпаний, выпол­няющим одновременно несколько кинопроектов – это позволяет распределить риски между проектами и таким образом снижает их.

Таким образом, если взять за основу европейскую систему мини­мизации рисков финансирования киноиндустрии неигрового кино, что в первую очередь привнесет дополнительный поток денежных средств в киноиндустрию, за счет определенных гарантий, что также не только будет способствовать увеличению бюджетов, а также оказание под­держке в продажах прав и прока фильмов, а развитию индустрии в целом.

Также стоит отметить, что целесообразно предложенную модель взаимодействия производителя, инвестора и потребителя разрабатывать структурированно по регионам, что даст в первую очередь согласован­ность всех действий на одном уровне, а именно:

  • укрепление внутренних творческих и производственных связей, за счет организации регулярных встреч местного киносообщества;
  • создание фонда поддержки регионального документального кино и организация его наполнения требуемыми ресурсами для ежегодной поддержки регионального кинопроизводства и проката;
  • создание системы регионального кинообразования в области документального кино;
  • создание региональной прокатной компании неигрового кино для осуществления согласованной репертуарной политики внутри региона;
  • создание базы данных о региональном кинематографе неигрового кино: специалистах, технике, локациях, киностудиях, кинематографистах, фильмах и кинофестивалях, съемочных объектах и локациях;
  • использование возможностей региональных средств массовой информации для увеличения лояльности зрителя к документальному кино.

Также стоит задуматься о таких организациях как кинокомиссия, которая бы представляла бы собой организацию, занимающуюся продвижением проектов в регионе, в задачи которой бы входило бы обеспечение удобства работы российских съемочных групп на территории региона, такого как представления съемочной техники, места съемок, разрешения на съемки различных объектов, местный персонал. Данные действия в первую очередь будут способствовать взаимодействию специалистов друг с другом, а также облегчению процесса съемок в экспедициях в других регионах. Также на базах таких региональных комиссий возможна организация таких мероприятий как мастер-классов и творческих встреч.

При этом можно отметить, что при выстраивании стратегии проката документального фильма продюсер может воспользоваться преимуществом жанра: неигровой проект позволяет удовлетворить не только развлекательную, но и познавательную потребность зрителя, тем самым расширяя потенциальную аудиторию и возможности для показа. Прокатными площадками документального кино становятся не только стандартные каналы демонстрации фильмов, но и места, связанные с тематикой каждого конкретного проекта.

Таким образом, российской индустрии неигрового кино необходима выстроенная система хотя бы частичного возврата денег, затраченных на производство. И тогда отечественные авторы-документалисты будут конкурировать друг с другом за внимание зрителей, а не за государственные бюджеты.

 

Список литературы:

  1. Пользователи «Рунета» предпочитают торренты, а жители малых городов недовольны качеством кинотеатров // Невафильм Research // URL: http://research.nevafilm.ru/reports/cinemagoers/2stage (Дата обращения: 20.05.2018).
  2. Финансирование киноиндустрии – опыт Европы// http://www.studio-videoton.ru/Theory/opitevropa.html (Режим доступа 21.05.2018).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.