Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCIX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 06 октября 2025 г.)

Наука: Экономика

Секция: Операционный менеджмент

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лопухина С.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ РОССИИ И ГЕРМАНИИ // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XCIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(82). – Новосибирск: СибАК, 2025. – С. 70-74.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Лопухина Софья Андреевна

младший байер, общество с ограниченной ответственностью «МАКСИМА ГРУПП»,

РФ, г. Москва

ORGANIZING PRODUCTION IN ACCORDANCE WITH THE PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND GERMANY

 

Sofya Lopukhina

Junior buyer, limited liability company «MAXIMA GROUP»,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается раскрытие понятия «устойчивое производство» и выделяются направления внедрения социально-ответственных практик. Производство рассматривается как ключевой элемент в устойчивом развитии бизнеса и государства, так как оно в наибольшей степени воздействует на окружающую среду и общество в целом. Также в статье уделяется внимание законодательному регулированию трансформации производств в соответствии с ESG-принципами и внедрению прочих устойчивых проектов в Германии и Российской Федерации.

ABSTRACT

The article offers a definition of "sustainable manufacturing" and identifies areas for implementing socially responsible practices. Production is considered a key element in the sustainable development of business and government, as it impacts the environment and society as a whole the most. The article also focuses on the legislative regulation of manufacturing transformation according to ESG principles and the implementation of other sustainable programmes in Germany and Russia.

 

Ключевые слова: производство, устойчивое развитие, ESG-принципы, социально-ответственное управление, производственный менеджмент, управление цепочками поставок, закупки.

Keywords: manufacturing, sustainable development, ESG principles, socially responsible management, production management, supply chain management, procurement.

 

Современные условия, созданные под влиянием роста глобализации, усиления производственных мощностей и повышения уровня потребления, диктуют новые правила управления и развития бизнеса, так как негативные последствия вышеуказанных явлений заметно отражаются на экологии и обществе в целом. В нынешних условиях компании уже не могут ограничиться целью получения прибыли. Сегодня также недостаточно просто создать полезный продукт: бизнесу приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы не только удовлетворять, но и предвосхищать ожидания потребителей и других стейкхолдеров, для которых все чаще социально-ответственный подход к ведению хозяйственной деятельности играет большую роль при выборе продукта. Так внедрение ESG-принципов – стратегически важный элемент организации деятельности: он позволяет не только снижать издержки в долгосрочной перспективе, но и оставаться конкурентоспособными на рынке, так как потребители, несмотря на инфляцию и прочие экономические вызовы, готовы тратить практически на 10% больше, если продукт был произведен с соблюдением принципов устойчивого развития [1].

Объективно производство занимает ключевую позицию в повышении устойчивости любой компании. Как малый, так и крупный бизнес оказывает влияние на окружающую среду и локальные сообщества в процессе создания продукта, в связи с чем ответственность компаний заключается в поиске наименее негативно влияющих способов закупки и производства товаров. Так понятие «устойчивое производство» можно охарактеризовать как управление производством с целью создания продукта путем применения экономически обоснованных процессов, которые минимизируют негативное воздействие на окружающую среду, попутно сохраняя энергию и природные ресурсы, а также повышая безопасность сотрудников, сообществ и самого продукта [2].

Что касается способов обеспечения устойчивости производства, их можно разделить на 3 категории в зависимости от направленности внедряемых трансформаций:

  • Экологическая ответственность. В данном случае перед предприятием стоит задача минимизировать негативное воздействие производства на экологию путем введения устойчивых практик (например, повторно используя ресурсы, сокращая количество выбросов токсичных газов в атмосферу и т.д.).
  • Социальная ответственность. Предполагается, что компания обязуется не только поддерживать условия труда сотрудников на достойном уровне и создавать поле для инклюзии, но также выходить за рамки внутрикорпоративной среды, поддерживая социальные проекты и развивая территории локальных сообществ, на которых базируются предприятия.
  • Экономическая эффективность. Данный аспект отражает ответственность компании оперировать для достижения долгосрочной прибыльности, внедряя устойчивые практики (оптимизируя потребление энергии и т.д.) и тем самым обеспечивая снижение издержек и бесперебойный процесс производства [7].

Примечательно, что баланс поддержания финансовой устойчивости и применения социально-ответственных принципов в производстве может положительно влиять не только на микро- и макросреду организации, но и на основные метрики бизнеса и имидж бренда в том числе, что делает устойчивое развитие весьма привлекательной опцией для бизнеса [8].

Закономерно наибольшее негативное влияние исходит от промышленных гигантов и прочих крупных предприятий с широким ассортиментом продукции, несколькими производственными объектами и сложными цепочками поставок, которые включают различных (чаще международных) поставщиков. В попытке минимизировать вред, причиняемый подобными производителями, в Германии в 2024 году была запущена программа «Carbon Contracts for Difference» с целью ускорить процесс сокращения и последующего полного устранения выбросов парниковых газов при производстве в энергозатратных отраслях (в металлургии, химической промышленности и т.д.) за счет государственных субсидий на покрытие разницы от использования возобновляемых источников энергии, стоимость которых на текущий момент превышает традиционные источники энергии [3]. Так промышленные предприятия получают возможность заключить долгосрочный контракт, тем самым внося значительный вклад в экологизацию.

Также в Германии в 2023 году был разработан и внедрен закон «The Supply Chain Act» [4]. Его цель – обеспечить прозрачность цепочек и, соответственно, выполнение поставщиками производств принципов устойчивого развития (например, устранив кейсы использования принудительного труда или вырубки лесов для создания промышленных земель). Закон обязывает компании с 1000+ сотрудников ежегодно проводить комплексную проверку для выявления и последующего ослабления рисков, связанных с правами человека и окружающей средой в цепочках поставок: производители обязаны внедрить систему управления рисками, которая позволяет регулярно отслеживать и своевременно корректировать процессы снабжения, чтобы убедиться, что поставщики точно соответствуют стандартам устойчивого развития, прежде чем закупленное у них сырье будет использовано на производстве.

Помимо вышеописанных законов в Германии также применяются и другие законодательные акты (напр., «Circular Economy Act», «Federal Climate Action Act» и т.д.), помогающие поддерживать уровень социальной ответственности и ускорять экологизацию бизнеса, из чего, в целом, можно сделать вывод, что в данной стране наблюдается сильная правовая база в области регулирования производственных процессов и поддержка от государства.

В России также активно идет развитие базы для систематизации внедрения ESG-принципов. Так, помимо действующих законов об охране окружающей среды и труда, которые уже значительно помогают в стандартизации производства в соответствии с целями устойчивого развития, было утверждено Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р, согласно которому были сформированы цели и основные направления устойчивого развития [5]. Предполагается, что данные акты позволят привлечь больше инвестиций для финансирования «зеленых проектов» в Российской Федерации.

Стоит отметить проект «GreenTech Устойчивое развитие», ежегодно реализуемый Фондом «Сколково» совместно с Минприроды России с 2020 года, который использует синергетический эффект, позволяя крупнейшим промышленным игрокам находить решения в области обеспечения устойчивости производства, а разработчикам новых технологий и продуктов получать экспертную поддержку и денежные гранты при внедрении предлагаемых решений в инфраструктуру российских предприятий [6].

Таким образом, модель устойчивого развития производства предлагает интеграцию экологических, экономических и социальных аспектов с учетом интересов всех стейкхолдеров. Различия в экономических, правовых и культурных условиях обеих стран формируют уникальные подходы к устойчивому производству. Подобное сравнение позволяет частному сектору и государству обнаружить разнообразие стратегий и внедрить наиболее эффективные практики, учитывая экономические и социальные особенности. Также в обеих странах наблюдается стабильный спрос на внедрение принципов устойчивого развития в промышленном секторе: и немецкие, и российские производители выказывают готовность к ESG-трансформации.

 

Список литературы:

  1. PwC’s Voice of the Consumer Survey 2024 [Электронный ресурс]. // PwC – URL.: https://www.pwc.com/gx/en/issues/c-suite-insights/voice-of-the-consumer-survey/2024.html (дата обращения: 31.09.2025)
  2. Sustainable Manufacturing [Электронный ресурс]. // U.S. Environmental Protection Agency – URL.: https://www.epa.gov/sustainability/sustainable-manufacturing (дата обращения: 31.09.2025)
  3. Carbon Contracts for Difference [Электронный ресурс]. // German Federal Ministry for Economic Affairs and Energy – URL.:   https://www.klimaschutzvertraege.info/en/home (дата обращения: 01.10.2025)
  4. Supply Chain Act [Электронный ресурс]. // German Federal Ministry of Labour and Social Affairs – URL.: https://www.csr-in-deutschland.de/EN/Business-Human-Rights/Supply-Chain-Act/supply-chain-act.html (дата обращения: 01.10.2025)
  5. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ [Электронный ресурс]. // ЮИС «Легалакт» – URL.: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-14072021-n-1912-r-ob-utverzhdenii/?ysclid=mgdu86nuhn46169884 (дата обращения: 01.10.2025)
  6. Проект «GreenTech Устойчивое развитие» [Электронный ресурс]. // Инновационный центр «Сколково» – URL.: https://greentech.sk.ru/ (дата обращения: 03.10.2025)
  7. Рассветов С. А. Направления устойчивого развития промышленных предприятий // Вестник ТГУ. 2012. №8. С. 96-99.
  8. Измайлов М. К. Применение принципов устойчивого развития в стратегическом управлении предприятий России // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2025. №3. С. 393-401.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий