Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 07 февраля 2018 г.)
Наука: Экономика
Секция: Стратегический менеджмент
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ ПО УРОВНЮ ВЫХОДНЫХ БАРЬЕРОВ
Особенности страны, структурированные по четырем измерениям (социальному, экономическому, экологическому и управленческому), определяют операционный контекст на основе сильных и слабых сторон местного рынка, позволяя взглянуть на ситуацию с точки зрения возможностей для реализации корпоративных стратегий устойчивого развития и применения соответствующих принципов в бизнес-процессах.
В ходе анализа глобальной и национальной повестки устойчивого развития, реализованной 30 выбранными ТНК, удалось установить, что уровень локализации составляет примерно 50 %. Этот результат можно объяснить двумя причинами. Во-первых, для каждого рынка характерна своя совокупность факторов производства и вызовов, что вынуждает национальные представительства компаний устанавливать приоритет соответствующих целей устойчивого развития и корректировать глобальную стратегию в этой сфере с учетом особенностей рынка. Во-вторых, не все практические подходы, продемонстрировавшие свою эффективность в других странах, удается с легкостью применить в России. Опыт работы выбранных ТНК указывает на наличие определенных барьеров, препятствующих внедрению в России некоторых эффективных экономических моделей [2, с. 78].
На основании эти с. выводов была разработана концепция 3 «И», в рамках которой слабые стороны российской внешней бизнес-среды подразделяются на три группы: инфраструктурные, институциональные и информационные барьеры. Первая, инфраструктурная, группа барьеров может существенно влиять на бизнес-деятельность в виде дополнительных затрат, которые приходится нести из-за отсутствия удовлетворительной инфраструктуры (в форме человеческого капитала или доступных технологий). Иными словами, компании вынуждены вкладывать средства в развитие социальной инфраструктуры либо импортировать технологии из-за рубежа, вместо того чтобы приобретать их на местном рынке.
Вторая, институциональная, категория барьеров связана с отсутствием в России тех или иных институтов либо с недостатками институционального управления. В частности, согласно Композитному индексу устойчивого развития IEMS, с точки зрения управления Россия демонстрирует худший результат.
К третьей, информационной, группе барьеров относятся проблемы информационной асимметрии в сфере устойчивого развития, а также недостаточная осведомленность тех или иных заинтересованных сторон. В ходе исследования удалось выявить десять основных барьеров, с которыми сталкиваются ТНК, реализующие в России инициативы в области устойчивого развития. При изучении некоторых передовых практик корпораций можно найти ряд эффективных решений, разработанных для устранения этих барьеров, поскольку обстановка в России диктует острую потребность в таких решениях. Кроме того, отдельные бизнес-кейсы были реализованы без устранения вышеуказанных внешних барьеров.
Вместе с тем стоит отметить, что современная российская бизнес-среда крайне динамична и находится на переходном этапе развития. Это значит, что ситуация может быстро измениться.
Применительно к устойчивым поставкам ситуация, как правило, укладывается в один из трех сценариев: Один из возможных примеров связан с производством товаров массового потребления (ТМП) — сферой, где закупки на местном рынке входят в число важнейших вопросов, — и касается российских фермеров. По мнению ряда отраслевых экспертов, почти половина всех российских производителей сельскохозяйственной продукции ведет натуральное хозяйство и не участвует в цепочках поставок предприятий, занимающихся розничной торговлей и производством ТМП [3, с. 75].
Вместе с тем транснациональные корпорации нередко в принципе не могут найти поставщиков сырья в России, не говоря уже о поставщиках, соответствующих требованиям устойчивого развития. Еще одним барьером, усугубляющим проблему отсутствия поставщиков конкретной продукции на российском сельскохозяйственном рынке, становится дефицит необходимого оборудования, с помощью которого фермеры могли, было бы нарезать, высушить и обработать овощи и фрукты в соответствии с техническими стандартами закупающей компании.
По мере повышения значимости закупок у сертифицированных поставщиков, применяющих принципы устойчивого развития, стратегия ТНК будет меняться. При отсутствии сертифицированных поставщиков такие компании предпочтут импорт сырья, отказавшись от закупок у местных поставщиков, не соответствующих требованиям устойчивого развития. Эта стратегия позволяет компаниям соблюдать свои обязательства по закупке 100 % продукции у сертифицированных поставщиков, однако импорт имеет и негативные последствия, к которым относятся низкий вклад в развитие местной экономики и увеличение выбросов углекислого газа в результате удлинения цепочки поставок. Кроме того, удлинение цепочки подразумевает повышение транспортных расходов, то есть рост себестоимости товаров и, как следствие, их конечной цены.
Из-за отсутствия поставщиков, соответствующих требованиям устойчивого развития, ТНК вынуждены формировать собственную сеть поставок по корпоративным стандартам, организуя подготовку кадров и финансирование [1, с. 89].
В России транснациональная компания может также выступать в качестве гаранта сделок, заключаемых поставщиками. Проведенное исследование показало, что ТНК готовы инвестировать в поставщиков при наличии базовой бизнес-модели для таких инвестиций, то есть потребности в широких масштабах и больших объемах производства закупаемой продукции. При этом некоторым компаниям, желающим создать производственную площадку в России, приходится заблаговременно, в течение 6–8 лет, формировать базу поставщиков [2, с. 78].
Список литературы:
- Курс экономической теории: Общие основы экон. теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы нац. экономики: учебное пособие для студ. вузов / [авт. кол.: А.В. Сидорович, Т.А. Агапова, А.П. Бабаев и др.]; рук.авт. кол. и науч. ред. А.В. Сидорович; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2015. - 1040 с.
- Марков А.В., Шматко А.Д. Функциональное моделирование процессов в организационно-технических системах. Учебное пособие для вузов / Балтийский государственный технический университет "Военмех". Санкт‑Петербург, 2005.
- Маршалл А. Основы экономической науки / А. Маршалл; [предисл. Дж.М. Кейнса; пер. с англ. В.И. Бомкина, В.Т. Рысина, Р.И. Столпера.] - М.: Эксмо, 2017. - 832 с.
- Сажина М.А. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. - 608 с.
- Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2016. - С.96 - 104.
- Шматко А.Д. Организация инновационной деятельности производственных предприятий: современные условия и существующие подходы // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 155-159.
- Шматко А.Д. Основные вопросы организации финансирования инновационной деятельности организаций // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 11. С. 80-83.
- Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012.
- Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.
дипломов
Оставить комментарий