Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 07 августа 2024 г.)
Наука: Экономика
Секция: Банковское и страховое дело
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
РАЗРАБОТКА ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОГО РИСКА ДЛЯ КРИПТОАКТИВОВ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ КАПИТАЛА
DEVELOPING AN APPROACH TO DETERMINING MARKET RISK FOR CRYPTO ASSETS TO COVER CAPITAL
Alexander Nazarov
Postgraduate student of the Department of Global Financial Markets and Fintech, Plekhanov Russian University of Economics,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является разработка подхода к расчету рыночного риска для покрытия капитала кредитными организациями для криптоактивов. Предложен метод, основанный на подходах Базельского Комитета по Банковскому Надзору и методологии VaR. В результате представлен скорректированный вариант порядка определения рыночного риска для активов для покрытия капитала при включении высокорисковых криптоактивов с поправочными коэффициентами на высокую волатильность и возможность потери привязанной стоимости. Созданный новый подход соответствует принципам стандартизации и позволяет корректировать его при изменении конъюнктуры рынка с учетом меняющегося регулирования и развития технологий, заложенных в выпускаемых криптоактивах.
ABSTRACT
The main purpose of the article consists in developing an approach to calculating market risk for capital coverage by credit institutions for crypto assets. A method based on the approaches of the Basel Committee on Banking Supervision and the VaR methodology is proposed. As a result, an adjusted version of the procedure for determining the market risk for assets to cover capital is presented when including high-risk crypto assets with correction factors for high volatility and the possibility of loss of associated value. The created new approach complies with the principles of standardization and allows it to be adjusted when market conditions change, taking into account the changing regulation and development of technologies embedded in the issued crypto assets.
Ключевые слова: криптоактивы; рыночный риск; нормативы покрытия капитала; децентрализованные финансы.
Keywords: crypto assets; market risk; capital coverage standards; decentralized finance.
Рынок криптовалют в настоящее время активно развивается. Создаются новые инструменты на базе блокчейн-технологии, которые интегрируются в повседневную жизнь людей. Объем этого рынка достиг более 2,9 трлн. Долларов в 2024 году, что является рекордным значением за период его существования. [9]
В России в 2022 году компании начали выпускать цифровые финансовые активы, которые, как и криптовалюта, основаны на технологии распределенных реестров, и за 2 года объем их эмиссии достиг 13 млрд. рублей. [12] Операции с данными активами проводятся между организациями, а за последний год объем проводимых сделок с цифровыми финансовыми активами увеличился на 50%, и в ближайшем будущем будет увеличиваться.
Также в начале 2024 года был создан проект Федерального Закона, в соответствии с которым к виртуальным активам относятся также и стейблкоины, обеспеченные золотом. [4]
В других странах, таких как, например, Япония, криптовалюта уже имеет статус законного средства платежа. [5] Банк России отмечает необходимость жесткого регулирования обращения криптовалют в России, однако, в связи с тем, что в Федеральный Закон № 259-ФЗ уже в этом году были внесены изменения о допущении стейблкоинов - цифровых активы, которые стремятся поддерживать стабильную стоимость за счет привязки к различным активам, в качестве валюты расчета для кредитных организаций, все большее количество видов криптоактивов могут стать разрешенными для совершения с ними операций. [7]
На рисунке 1 представлена динамика изменения объема торгов криптоактивами по годам.
Рисунок 1. Динамика объема торгов криптоактивами
Источник: составлено по [10]
Как видно из графика, объем торгов криптоактивами увеличивается из года в год, что говорит о росте востребованности в использовании именно виртуальных валют и инструментов.
Из этого следует, что удельный вес цифровых финансовых активов и других активов, основанных на технологии блокчейн, будет увеличиваться и оказывать большее влияние на капитал кредитных организаций, в связи с чем актуальной становится проблема определения рыночного риска, возникающего от перечисленных инструментов, который покрывается капиталом банков. Для цифровых финансовых активов рыночный риск определяется также, как и для схожих с ними по экономическому смыслу классических активов, однако при вводе на рынок криптовалюты, для них необходимо разработать свой подход к оценке рыночного риска.
Кредитные организации для обеспечения покрытия возможных финансовых потерь в случае реализации кредитных или рыночных рисков обязаны рассчитывать нормативы достаточности капитала, соблюдение которых поддерживает надежность и стабильность финансовой системы в России. При возникновения кризисных ситуаций банки должны использовать свой собственный капитал для нивелирования возникающих убытков, без использования средств своих клиентов.
Появление в активах банков таких инструментов, как криптовалюты, окажет влияние на подверженность банковской системы к возникающим рискам, так как данные инструменты несут в себе дополнительные риски, связанные с их специфическими характеристиками. Сейчас в мире отсутствует соответствующая нормативно-правовая база для оценки рыночного риска конкретно для криптовалют, большинство исследований на эту тему лишь упоминают необходимость в ее создании.
На текущий момент в России нормативы достаточности капитала рассчитываются в соответствии с Инструкцией Банка России № 199-И, и капитал банков должен покрывать следующие риски:
- кредитный риск и риск ухудшения кредитного качества контрагента;
- операционный риск;
- рыночный риск. [2]
Кредитный риск и операционный риск не зависят оттого, является ли актив виртуальным или традиционным, и относятся к качеству эмитента и внутренних процессов кредитной организации.
Отличительные характеристики рассматриваемых активов могут оказать влияние на величину рыночного риска. Данный показатель рассчитывается в соответствии с Положением Банка России № 511-П и включается в себя следующие составные компоненты:
- процентный риск – риск, связанный с изменением процентных ставок;
- фондовый риск – риск, связанный с изменением справедливой стоимости учитываемых активов;
- валютный риск – риск, связанный с изменением курсов валют, в которых учитываются активы;
- товарный риск – риск, связанный с изменением цен на обращаемые товары. [3]
Необходимо рассмотреть основные особенности цифровых финансовых активов и криптовалют для определения специфики расчета рыночного риска этих активов.
На рынке криптоактивов обращаются различные инструменты, некоторые из них являются уникальными и обращаются только на рынке криптовалют. Также имеется группа активов, которые представляют собой аналоги традиционных финансовых инструментов в результате их токенизации, т.е. то есть преобразования традиционных ценных бумаг в токены, существующие в блокчейн-цепи.
На российском рынке цифровых финансовых активов имеются аналоги традиционных финансовых активов, представленные в цифровом формате с использованием технологии блокчейн, но при этом имеются и инструменты, цена которых привязывается к стоимости различных объектов, таких как недвижимость, бриллианты, или к доходу от сдачи в аренду, например, центров обработки данных. Также планируются к внедрению обеспеченные стейблкоины, цена которых привязана к стоимости золота. [13]
В связи с этим большинство рассматриваемых в данной статье инструментов имеют сопоставимые с традиционными инструментами риски. Однако, виртуальные активы имеют повышенную волатильность, в связи с чем их подверженность фондовому риску отличается от стандартных финансовых инструментов. Из этого следует, что необходимо определить правильный подход для расчета фондового риска для криптоактивов.
В данный момент расчет указанного типа риска проводится следующим образом:
ФР = СФР + ОФР + ГВР(ФР), (1)
где:
ФР - фондовый риск;
СФР - специальный фондовый риск, то есть риск неблагоприятного изменения справедливой стоимости ценных бумаг и производных финансовых инструментов под влиянием факторов кредитного риска, связанных с эмитентом ценных бумаг и обеспечением по ценным бумагам;
ОФР - общий фондовый риск, то есть риск неблагоприятного изменения справедливой стоимости ценных бумаг и производных финансовых инструментов, связанный с колебаниями цен на рынке ценных бумаг;
ГВР(ФР) - сумма гамма-риска и вега-риска по опционам, включаемым в расчет фондового риска. [3]
СФР рассчитывается на основе суммы величины чистых длинных и чистых коротких позиций и коэффициента риска, который равняется 8%.
ОФР представляет собой абсолютное значение разницы суммы чистых длинных и коротких позиций, которое умножается на коэффициент риска, равный 8%.
Для сохранения стандартизации подходов для расчета фондового риска для разных инструментов изменять текущую методологию представляется нецелесообразным.
Однако, для криптоактивов, ввиду их повышенной волатильности, необходимо использовать другой коэффициент риска.
Применение данного коэффициента было регламентировано Базельским Комитетом по Банковскому Надзору и его значение было определено отклонением справедливой стоимости включаемых в расчет инструментов от необходимого значения. [6]
Поскольку данный коэффициент отражает рискованность актива и его подверженность изменению биржевой стоимости, для определения его величины для цифровых активов представляется рациональным использовать показатель волатильности для исследуемых инструментов.
В исследовании «Волатильность и инвестиционные параметры национального фондового рынка» рассчитывается, что средняя дневная волатильность инструментов на фондовом рынке равняется 3-4%. [1]
В тоже время для криптовалют по методологии VaR (Value at Risk) рассчитано, что для криптовалюты волатильность достигает 7,38% в день. [11]
Таким образом, рынок криптоактивов является в 2 раза более волатильным, в связи с чем рекомендуемое значение коэффициента риска для расчета фондового риска для цифровых активов равняется 16%.
Поскольку практически все инструменты на основе блокчейн технологии на текущий момент характеризуются повышенной волатильностью данное значение рекомендуется использовать как для расчета общего фондового риска по данным инструментам, так и для расчета специального фондового риска. Для расчета риска по данным активам необходимо добавить дополнительные компоненты в расчет суммы фондового риска, представляющие собой общий фондовой риск по цифровым активам – ОФРЦА, и специальный фондовый риск по цифровым активам – СФРЦА.
Однако, стейблкоины, внедряемые в рынок цифровых активов в России, имеют такую же подверженность рыночному риску, как и стандартные активы, к которым эти стейблкоины привязаны. При этом данные инструменты подвержены другому виду риска, а именно риску отвязки стоимости стейблкоина от стоимости базового инструмента. Данный риск вызывается тем, что эмитент стейблкоинов не справляется с поддержанием равной стоимости между выпускаемым токеном и базовым активом, что приводит к непредсказуемому и резкому движению котировки актива.
Данное явление может возникать при крупных колебаниях цен на рынке базового инструмента. Поскольку возникновение отвязки стоимости может негативно повлиять на состояние кредитной организации, необходимо учитывать этот риск в расчете рыночного риска.
Вероятность отвязки рассматривается в научной статье «Stablecoin Depegging Risk Prediction». В данном исследовании рассматриваются основные стейблкоины, которые обращаются на рынке криптовалют и определяется вероятность возникновения расхождения стоимости между ними и активами, к которым привязана их стоимость.
Средняя вероятность отвязки, полученная из статьи, равняется 13,39%, которую необходимо учитывать при расчете фондового риска. [8]
В связи с этим предлагается модифицировать формулу (1) расчета фондового риска следующим образом:
ФР = ОПР + СФР + ГВР(ФР) + ОПРЦА + СПРЦА + РОСС
где:
СФРЦА - специальный фондовый риск по цифровым активами и криптоактивам;
ОФРЦА - общий фондовый риск по цифровым активами и криптоактивам;
РОСС – риск отвязки стоимости стейблкоинов.
ОФРЦА представляет собой абсолютное значение разницы суммы чистых длинных и коротких позиций по цифровым активам и криптоактивам (за исключением стейблкоинов), которое умножается на коэффициент риска, равный 16%, а СФРЦА представляет собой сумму величины чистых длинных и чистых коротких позиций, умноженную на коэффициент риска, который равняется 16%. РОСС равняется абсолютному значению разницы суммы чистых длинных и коротких позиций по стейблкоинов, умноженному на коэффициент риска отвязки стоимости стейблкоина, равный 14%.
Данный подход позволит кредитным организациям определять рыночный риск по цифровым активам и криптовалютам с учетом особенностей их характеристик, и при этом сохраняется принцип стандартизированности, что позволяет внедрять его в надзорные процессы банков.
Таким образом, в данной работе был предложен подход к расчету величины рыночного риска для различных активов, основанных на технологии распределенных реестров.
Данные активы имеют ряд отличительных особенностей, ввиду которых они несут в себе больше рисков, в сравнении со стандартными активами.
Криптоактивы имеют гораздо большую волатильность, в связи с чем риск снижения их стоимости гораздо выше, чем у традиционных инструментов.
Отдельный вид критовалюты, стейблкоины, имеют привязку стоимости к базовому активу, в связи с чем риск снижения их стоимости является таким же, как для обычных инструментов, однако, они несут риск отвязки своей стоимости от базового актива. В связи с этим был предложен модифицированный подход к расчету фондового риска, который учитывает повышенную волатильность виртуальных активов и риск отвязки стоимости стейблкоинов. Предложенный подход позволит кредитным организациям более точно рассчитывать рыночный риск для новых внедряемых активов и соответствует принципам стандартизации, что позволяет применять его в регулятивных процессах над всеми кредитными организациями.
Список литературы:
- Инструкция Банка России от 29.11.2019 № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный – https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=449588#4kLLRIUyuWRLhPBO1 (дата обращения: 02.07.2024)
- Мандрон В.В. (2016). Волатильность и инвестиционные параметры национального фондового рынка. Журнал «Бюллетень науки и практики». https://cyberleninka.ru/article/n/volatilnost-i-investitsionnye-parametry-natsionalnogo-fondovogo-rynka
- Положение Банка России от 03.12.2015 № 511-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска». [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный –https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=478347#8IvKRIUWkapCt5At (дата обращения: 02.07.2024)
- Проект Федерального закона № 540256-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный – https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=243722#7gFtRIUUmzaIdgp61 (дата обращения: 02.07.2024)
- Правовой режим криптовалют. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный – https://ru.wikipedia.org/wiki/Правовой_режим_криптовалют
- Рыночный риск: Руководство комитета Базеля для банков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный – https://fastercapital.com/ru/content/Рыночный-риск--Руководство-комитета-Базеля-для-банков.html (дата обращения: 05.07.2024)
- Центральный Банк России. (2022). Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад общественных консультаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный – https://www.cbr.ru/content/document/file/132241/consultation_paper_20012022 (дата обращения: 05.07.2024)
- CoinGecko. 2024 Q1 Crypto Industry Report. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный – https://www.coingecko.com/research/publications/2024-q1-crypto-report (дата обращения: 06.07.2024)
- Dune. DEX Metrics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный – https://dune.com/hagaetc/dex-metrics (дата обращения: 07.07.2024)
- Earl Lee, Yu-Fen Chiu, Ming-Hua Hsieh. (2024). Stablecoin Depegging Risk Prediction. SSRN. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный –https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4700764 (дата обращения: 12.07.2024)
- OKX. How to Use Value at Risk (VaR) to Manage Your Cryptocurrency Assets. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный – https://aws.okx.com/ru/learn/how-to-use-value-at-risk-var-to-manage-your-assets (дата обращения: 06.07.2024)
- SBER CIB. Цифровые финансовые активы: обзор рынка в 2024 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный – https://sbercib.ru/publication/tsifrovie-finansovie-aktivi-obzor-rinka-v-2024-godu (дата обращения: 06.07.2024)
- SpringerLink. Decentralized finance research and developments around the world. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный –https://link.springer.com/article/10.1007/s42786-022-00044-x (дата обращения: 07.07.2024)
Оставить комментарий