Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 01 декабря 2021 г.)
Наука: Экономика
Секция: Экономические аспекты регионального развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭКОНОМИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ РАЗВИТИЯ
ECONOMY OF THE FAR EAST: COMPETITIVE ADVANTAGES AND DEVELOPMENT RISKS
Alexandra Polyakova
student of group UB (b) -91, Khabarovsk State University of Economics and Law,
Russia, Khabarovsk
Vyacheslav Koltsov
Cand. geographer. Sciences, Associate Professor Khabarovsk State University of Economics and Law,
Russia, Khabarovsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются причины интереса федеральных властей к экономике Дальнего Востока и дается анализ основных конкурентных преимуществ и конкурентных рисков развития региональной экономической модели.
ABSTRACT
The article examines the reasons for the interest of the federal authorities in the economy of the Far East and provides an analysis of the main competitive advantages and competitive risks of the development of the regional economic model.
Ключевые слова: Дальневосточный регион, федеральная целевая программа, конкурентные преимущества, конкурентные риски.
Keywords: Far Eastern region, federal target program, competitive advantages, competitive risks.
Одним из приоритетных направлений стратегии экономической модернизации России является реализация федеральной целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Стабильный и приоритетный интерес федеральных властей к региону объясняется комплексом внутренних и внешних факторов и обоснований:
1. Кризисные 1990-е годы привели к серьезному снижению конкурентоспособности региональной экономики на рыночном пространстве России и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): снижение демографического и трудового потенциала региона; падение всех показателей индекса развития человеческого потенциала; снижение конкурентоспособности региональной продукции вследствие высоких затрат на ее производство; сокращение потенциала добычи экономически доступных природных ресурсов; диспропорция в экономическом потенциале контактных зон России и сопредельных стран (Китай, Япония, Южная Корея); экспансия товаров и услуг соседних стран. Появление в XXI веке системы вызовов региону требует новой концепции социально-экономического развития Дальнего Востока на основе формирования основных стратегических идей для ускорения экономического роста и эффективного использования конкурентных преимуществ региона.
2. Специфика и риски геополитического положения региона: во-первых, регион является северо-восточным сектором территории России на пространстве своеобразного геостратегического треугольника Европейский Союз (ЕС) – Северная Америка – Северо-Восточная Азия (СВА); во-вторых, регион находится в зоне геополитических и экономических интересов (территория, ресурсы, зоны влияния) иностранных государств (США, Китай, Япония, Южная Корея), что создает возможность активной экономической экспансии этих стран и угрозу интересам и безопасности России в регионе; и, в-третьих, режим экономических санкций со стороны ЕС и США привел к формированию стратегии «геоэкономического сдвига на Восток», направленной через реализацию международных энергетических и транспортно-логистических проектов на более активный выход ресурсов региона (прежде всего энергоносителей) на рынки стран СВА. В рамках данной стратегии осуществлено строительство магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и магистрального газопровода «Сила Сибири».
3. Военно-стратегический фактор интереса как логическое следствие рисков геополитического положения региона. Данный фактор и необходимость развития отраслей оборонного комплекса присутствовали во всех исторических периодах экономического освоения Дальнего Востока, особенно период индустриальной милитаризации (1928-1940), период военной экономики(1941-1945) и период межреформенных пятилеток (1965-1991). Современная ситуация обострения геополитических рисков, связанная и с территориальными претензиями Японии по поводу возврата Курильских островов, и с серьезной военно-политической активностью США и их блоковых союзников в Индо-Тихоокеанском регионе и в опасной близости к границам Китая как военно-стратегического партнера России заставила Москву адекватно отвечать на данные угрозы и вызовы: например, строительство Минобороны России военной базы на Курилах или направление государственных оборонных заказов на формирование в регионе инновационных отраслей военного машиностроения для внутреннего военно-стратегического спроса и частично на экспорт.
4. Природно-ресурсный потенциал региона. По мнению экспертов, регион имеет качественные ресурсы ранга мирового класса – минерально-сырьевые, топливно-энергетические, лесные, водные биологические ресурсы. Данные региональные ресурсы (особенно энергоносители) пользуются стабильным и приоритетным спросом на емких рынках стран СВА и АТР. Прошедший в сентябре 2021 года очередной Восточный экономический форум еще раз показал повышенный интерес иностранных инвесторов (несмотря на западные экономические санкции) к участию в реализации международных инвестиционных проектов добычи, переработки и экспорта ресурсов региона. Отметим, что региональный потенциал благородных цветных металлов (золото, серебро, платина) необходим федеральному центру для формирования золотовалютных резервов страны и использования этих металлов в инновационных отраслях отечественного машиностроения. Поэтому ресурсный сектор всегда будет структурным приоритетом развития экономики региона, хотя в федеральной целевой программе много внимания уделяется необходимости развития в регионе современных отраслей обрабатывающей промышленности и в первую очередь промышленных комплексов технологической переработки природных ресурсов.
5. Особенности экономическо-географического положения (ЭГП) региона в России и АТР. Первым аспектом выгодного ЭГП региона является его приморское положение – выход в логистику морей Северного Ледовитого океана и Тихого океана. Морской транспорт имеет серьезное мультипликативное значение для экономики региона: обеспечение внутренних каботажных грузоперевозок (например, северный завоз); обслуживание восточного сектора международного транспортного коридора «Северный морской путь»; создание региональных кластеров судостроения и судоремонта; формирование многоотраслевого рыбопромышленного комплекса региона; развитие внешнеторговых контейнерных перевозок (в интермодальном взаимодействии с железнодорожным и трубопроводным транспортом). Еще одним благоприятным аспектом ЭГП региона является его приграничное (или рыночное) положение, которое способствует увеличению объема внешней торговли контактных зон региона с рынками приграничных провинций Китая. Для активизации приграничной торговли с КНР в федеральной целевой программе предусмотрено формирование региональных международных транспортных коридоров (МТК), модернизация действующей приграничной транспортно-торговой инфраструктуры и строительство пограничных железнодорожных мостовых переходов через Амур.
6. Выгодное транспортно-транзитное положение Дальнего Востока на востоке евразийского экономического пространства России (ЕС-АТР) позволяет региону оказывать международные транзитные транспортные услуги. Для формирования в регионе рынка международных контейнерских грузовых перевозок используется система действующих и потенциальных международных транспортных коридоров (МТК): евроазиатские МТК «Северный морской путь» и «Трансиб» и МТК регионального значения и СВА – «Приморье-1», «Приморье-2», «Далянь», «Восточный транскорейский коридор», «Северный широтный ход», «Сахалинский международный ход» и другие проекты.
Региональная экономическая модель Дальнего Востока имеет серьезные экономико-географические конкурентные преимущества и факторы развития: территория и экономическое пространство; природно-ресурсный потенциал; выгодное экономико-географическое и геополитическое положение. Однако в экономике региона есть сложный комплекс взаимозависимых конкурентных рисков, которые серьезно ограничивают экономический потенциал конкурентных преимуществ, сдерживают эффективность использования ресурсов территории и экономического пространства и возможность формирования емкого и качественного внутреннего регионального рынка:
1. Проблема эффективности основных характеристик и параметров оценки качества экономического пространства региона: плотность (экономические показатели на единицу площади пространства); размещение (показатели распределения населения и экономической деятельности по территории); связанность (экономические связи между отраслевыми и региональными рынками производства и сбыта); экономическое расстояние (транспортные издержки на преодоление физического расстояния).
2. Серьезное деструктивное влияние на многие отрасли и сферы региональной экономики оказывает крайне неблагоприятный природно-климатический фактор: ограничение потенциала и возможностей развития аграрного сектора экономики региона; снижение качества и комфортности проживания населения и усиление социальной напряженности в регионе; ограничение транспортной доступности регионов Дальнего Востока; сдерживание и удорожание нового транспортного строительства (особенно автодорожного) в регионе; дополнительные затраты на производство регионального продукта. По мнению экспертов, за счет только климатического фактора удорожание внутреннего регионального продукта составляет примерно 3 млрд. долларов в год.
3. Логическим следствием сложных и неблагоприятных природных условий являются низкие коэффициенты и показатели хозяйственной освоенности и заселенности региона, особенно районов Крайнего Севера с их высокой концентрацией ресурсного потенциала (как экономически резервные территории). Поэтому исторически и логически для региона характерна очагово-рассеянная модель организации экономического пространства с низким агломерационным эффектом.
4. Одним из наиболее радикальных конкурентных рисков региона является низкая численность и плотность населения. Под влиянием кризисных 1990х годов произошло серьезное ухудшение всех аспектов и показателей демографического и трудового потенциала региона: ситуация демографического кризиса; миграционный отток населения; проблемный рынок труда, рабочей силы и занятости; неблагоприятные показатели и индикаторы оценки социального потенциала региона. Поэтому эффективное решение проблем демографии, рынка труда и социальной сферы является одним из ключевых и приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития региона.
5. Слабый эффект урбанизации (концентрация крупногородского населения) и агломерирования территории региона. К сожалению, отсутствие в регионе городов – миллионеров (мегаполисов) и современных городских агломераций вместе с низкой численностью и плотностью населения и проблемами транспортной логистики не позволяет использовать возможности мегаполисной модели экономики и сдерживает переход региона от очаговой формы развития к агломерационно-узловому типу пространственной организации хозяйства. Для региона эффект агломерационного пространства необходим для максимальной экономии затрат отраслей ресурсного сектора.
6. В регионе наблюдаются серьезные деструктивные социально-экономические последствия фактора пространственной и экономической отдаленности (даже своеобразной оторванности) региона от основных экономических регионов России: высокие транспортные тарифы на пассажирские и грузовые перевозки (коэффициент транспортной слагающей в регионе – 50-70% конечной стоимости товаров); снижение качества и уровня жизни населения и всех социальных показателей (реальные доходы населения; инфляция, цены и тарифы; коэффициент Джини; социальная инфраструктура; уровень бедности); снижение конкурентоспособности региональной продукции на региональных рынках России по показателю «затраты-цены», что заставляет регион более активно выходить на рынки стран СВА и АТР.
Таким образом, региону требуется продуманная стратегия эффективного использования своих конкурентных преимуществ, нейтрализации указанных в статье конкурентных рисков и создание эффективной модели «пространственного менеджмента» на основе изучения и использования опыта мировой регионалистики. По терминологии американского экономиста П. Кругмана, региону необходим радикальный переход от конкурентного преимущества первой природы (сырье) к использованию конкурентного преимущества второй природы: институты (качество административного и экономического управления); инвестиции в развитие человеческого капитала (образование, медицина, социальная сфера, душевые показатели внутреннего регионального продукта); эффект агломерационного пространства.
Список литературы:
- Кольцов В.В. Основные направления современной организации экономического пространства ресурсных территорий Дальнего Востока России // Социально-экономические проблемы в пространстве ШОС и пути их решения: материалы международной научно-практической конференции. – Хабаровск : РИЦ ХНУЭП, 2018. с. 60-62
- Селищева Т.А. Региональная экономика : учебник . СПБ. : СПБГИЭУ, 2016
- Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.12.2013 №1128) URL: http://www.consultant.ru
дипломов
Оставить комментарий