Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 17 июля 2013 г.)
Наука: Экономика
Секция: Мировая экономика и международные экономические отношения
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Теюбов Рамиз
канд. экон. наук, доцент кафедры международных экономических отношений МФПУ «Синергия», г. Киев
E-mail:
THEORETICAL ASPECTS OF A SINGLE ECONOMIC SPACE IN THE CURRENT CONDITIONS
Teyubov Ramiz
candidate of economic sciences, docent of Department of International Economic Relations MEP "Synergy", Kiev
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается понятие единого экономического пространства. Изложены главные принципы формирования единого экономического пространства.
ABSTRACT
The concept of single economic space is examined in the article. Main principles of forming of single economic space are expounded.
Ключевые слова: экономическое пространство, регион, единое экономическое пространство, принципы формирования
Keywords: economic space, region, single economic space, forming principles
Основательность процессов современной хозяйственной жизни на пути интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство с полной очевидностью показывает неотложную надобность переосмыслить многие теоретические положения экономической науки, c принципиально новой позиции подойти к решению возникших проблем. Широкое использование рыночных инструментов ведения экономики не всегда сопровождается глубоким изучением их теоретических основ, которые разработаны международной экономической мыслью на протяжении многих десятилетий.
Современное представление относительно проблемы трансформации российской экономики может предоставить теория экономического пространства. И, следовательно, изучение единого экономического пространства приобретает особенно важное значение.
Ввиду важности, в т. ч. народнохозяйственной, единого экономического пространства, наличия большой путаницы в его определении и положений требуется определиться относительно самого понятия ЕЭП. Есть два пути определения понятия ЕЭП. Первый исходит из понятия объективной реальности, которую представляет единое экономическое пространство. Другой из определения данного видового понятия из более широкого родового понятия путем специальных приемов. Первое направление требует наличия реальных объектов: сравнение, сопоставление, анализ и т. д., позволяющих выявить в них существенные свойства, которые затем трансформируются в существенные признаки понятия. Такие объекты для ЕЭП, конечно существуют, их можно найти как в историческом прошлом, так и в настоящем. Например, ЕЭП в Европе, Америке, Восточной Азии и т. д. То же самое можно заметить и относительно времени: к примеру, ЕЭП времен античности. Есть все основания признать его наличие в Древней Греции или же в Персидской империи.
Более экономным следует признать второе направление — вывести понятие ЕЭП из некоторого родового понятия. Понятие ЕЭП является видовым. Тогда возникает задача — определить родовое по отношению к нему понятие. В качестве такового может выступить экономическое пространство (ЭП). Под экономическим пространством понимают совокупность факторов и условий, с помощью которых ведется производство средств существования (товаров, услуг).
Таким образом, экономическое пространство — это способность/возможность вести экономическую деятельность. К факторам и условиям экономической деятельности могут быть отнесены географические, природно-климатические, погодные, территориальные и другие условия, техника, технологии, люди, их квалификация, система национальных ценностей, культура, образование, система управления, налоговая, и таможенная системы, внутренняя и внешняя конъюнктура, производственные и другие общественные отношения [1, c. 15]. Поэтому возникает вполне правомерный вопрос: является ли все перечисленное экономическим пространством? Да. Но чтобы ответ был понятен, требуется исследовать еще и другой ракурс формирования понятия.
К сожалению, ввиду существующей на сегодня путаницы в определении того, что есть единое экономическое пространство, — когда в одном случае его пытаются связать с образованием «единого экономического пространства между суверенными государствами» (как наиболее часто сегодня освещается в существующей отечественной литературе), а в другом — оно ассоциируется с административным пространством (территорией государства), с культурным или языковым пространством и т. д., — практика не получает нужного определения. В результате экономистам приходится пользоваться так называемыми посторонними понятиями, т. е., понятиями, взятыми или используемыми в других сферах исследования; в частности, в международных экономических отношениях, в социологии, политологии, юриспруденции и т. п. С точки зрения и практики, и теории такое положение недопустимо. Причина такого положения заключается в нарушении соответствия между объемом и содержанием понятия.
Исходя из этого, содержанием понятия «экономическое пространство» являются следующие признаки: протяженность, экономическая хозяйственная деятельность на данной протяженности, наличие экономических/ хозяйственных условий (законов, обычаев, материальных и нематериальных, институциональных факторов производства, распределения, обмена и обращения) ведения хозяйственной деятельности на данной протяженности, географической территории и т. д.
Но понятие «единое экономическое пространство» обязано решить также и проблему объема понятия: «Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, — пишет В. Асмус, — называется, объемом этого понятия»». Исходя из этого, объем понятия «единое экономическое пространство» есть понятие о всех пространствах, обладающих существенными свойствами единого экономического пространства. Следовательно, единое экономическое пространство должно содержать в себе мысль не только об экономическом пространстве региона, но также об экономическом пространстве страны, государства, союза государств и т. д. [8, c. 34].
Анализ существующих определений единого экономического пространства указывает на то, что оно довольно часто сводится к пространству между суверенными государствами или территориями; как уже упоминалось, часто используют «единое экономическое пространство стран СНГ», «единое экономическое пространства Украины-Белоруссии-России-Казахстана, или ЕЭП 4-х» (первоначально обозначившееся еще в 2003—2004 гг., а затем уже в 2006 г.), трансформировавшееся в «единое экономическое пространство Белоруссии-России-Казахстана или ЕЭП-3-х» и т. д. Очевидно, что в данном случае содержание понятия путается/смешивается с объемом понятия.
Дело в том, что «содержание и объем, — как замечает В. Асмус, — должны быть различаемы в каждом понятии». И далее логик сделал важное дополнение: «Определяется ли содержание понятия его объемом или, наоборот, объем понятия его содержанием?», и далее следует важное уточнение: «С точки, зрения происхождения наших понятий содержание понятия обычно определяется его объемом». Напротив, с точки зрения применения уже возникшего, т. е. сложившегося в своем содержании понятия содержание важнее объема, и объем понятия определяется его содержанием» [4, c. 23]. А как в данном конкретном случае? Очевидно, что содержание понятия «единое экономическое пространство» важнее его объема. Дело в том, что понятие ЕЭП приходит к нам, в наш оборот если не ранее; то не позже формирования ЕС или даже ЕЭС, когда впервые было дано определение того, что есть «экономический союз» и т. п. понятия и категории.
С точки зрения объема и содержания понятие ЕЭП требует сравнения с другими экономическими понятиями и категориями. С некоторыми из них оно может вообще никак не соотноситься, тогда, как с другими предполагается их сопоставление. В частности, понятие, с которым ЕЭП сопоставимо, — понятие «экономическое пространство». Очевидно, что оба понятия совместимы, так как в содержании обоих понятий нет признаков, исключающих совпадение объемов, в отличие, например, от того же конфессионального или даже юридического понятий. Здесь важно выяснить соотношение между названными понятиями.
Содержание понятия ЕЭП шире понятия ЭП и все, что мыслится в содержании понятия ЭП, полностью входит и в содержание ЕЭП, и оно есть часть последнего. Дело в том, что, во-первых, в содержание ЕЭП входят все без исключения признаки, образующие содержание понятия ЭП и, во-вторых, кроме них, еще некоторые другие, которые свойственны только одному единому экономическому пространству и которыми ЕЭП отличается от всякого остального экономического пространства. Но, что касается объема понятий, то здесь объем понятия ЭП больше объема ЕЭП. Таким образом, понятие ЕЭП, как частное понятие, оказывается подчиненным, а понятие ЭП как более общее — подчиняющим. Данная операция позволяет уточнить еще один аспект, связанный с соотношением понятий. Проведенная операция указывает на то, что, в данном случае, понятие ЕЭП следует квалифицировать как видовое по отношению к понятию ЭП, а понятие ЭП — как родовое по отношению к понятию ЕЭП.
Так, в Статье 1 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года говорится, что ЕЭП — это пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, где существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы [6, c. 213].
Другое определение понятия ЕЭП содержится в ст. 1 Соглашения о формировании ЕЭП, подписанного президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины в Ялте 19 сентября 2003 года. Под Единым экономическим пространством в нем понимают пространство, которое объединяет территорию государств–участников договора, где функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, а также существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, которая обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Ялтинские соглашения предусматривают, что единое экономическое пространство формируется постепенно с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции. Переход от одного этапа к другому осуществляют те Стороны, которые в полном объеме выполнили необходимые мероприятия предыдущего этапа [10].
Статья 2 Соглашения очерчивает круг задач, которые предстоит решить на этом пути сторонам, а именно: формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений; унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм; гармонизация макроэкономической политики, создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; гармонизация законодательств, включая торговую и конкурентную политику, формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий, единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
Соглашение о формировании ЕЭП и Концепция, которая в соответствии со статьей 3 Соглашения выступает неотъемлемой его частью, являются документами, определяющими общие принципы сотрудничества и намерения государств-участников проекта формирования ЕЭП о реформировании экономических взаимоотношений. В развитие подписанного Соглашения и согласно Комплекса основных мер по формированию ЕЭП в дальнейшем была начата подготовка нормативно-правовой базы формирования ЕЭП, которая будет регламентировать взаимоотношения государств-участников ЕЭП в отдельных отраслях и сферах экономического сотрудничества [10].
Единое экономическое пространство формируется постепенно посредством синхронизации осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, согласования экономической политики, гармонизации и унификации законодательства в экономической сфере. Существенно, что создание и развитие единого пространства осуществляется с учетом норм и правил ВТО, но в то же время вступление в ВТО рационально осуществлять по индивидуальной схеме, так как переговоры о вступлении проводятся отдельно с каждым входящим в эту организацию государством.
Для функционирования единого экономического пространства необходимо синхронизирование налогового и таможенного законодательства стран–участниц, которого в данное время нет даже в рамках ЕврАзЭС. У Белоруссии, Казахстана, России, Украины разное таможенное и налоговое законодательство. В таких условиях отсутствие таможенной границы может нанести явные убытки интересам России, так как основание дочерних фирм на территории с низким таможенным тарифом приведет к массовому сокрытию налогов.
Единое экономическое пространство — понятие общее, включающее единую территорию, время, единые нормы, правила, стандарты, оценки, стимулы, регуляторы и формы реализации государственной политики [8, с. 18]. Такое единое экономическое пространство не создается государственной волей. При его создании доминируют объективные экономические законы и критерии. С учетом этого единое экономическое пространство — реальность, которая возникает объективно, при наличии благоприятных факторов, влияющие на процесс его создания. Критерии формирования единого экономического пространства — экономические, политические и правовые. Только учитывая их, общество принимает такие решения, которые полностью отвечают экономическим законам и способствуют установлению единого экономического пространства [7].
Важнейшими компонентами единого экономического пространства являются национальные рынки товаров, труда и капиталов, которые также подвержены переходным процессам интеграции и дезинтеграции, сегментации, в том числе, «регионализации». Координация действий центральных и региональных властей РФ должна быть направлена, прежде всего, на сохранение общих принципов функционирования рынка на всей территории, контроль налоговой и кредитной политики, централизацию экономического механизма природопользования и т. д.
То есть, формирование единого экономического пространства — это качественно новый этап закономерного объективного развития мирового экономического пространства, который формируется на основе взаимосвязей и взаимозависимости стран (рост объемов и ускорения темпов обмена товарами и услугами, международного перетока капиталов и рабочей силы), что приводит к постепенному отстранению от локальных интересов, норм и традиций и формированию экономического монополизма с единым международным центром управления.
Список литературы:
- Блохин К.А. Влияние внешнеторговых связей региона на развитие единого экономического пространства России (на примере Краснодарского края). Автореф. дис. … к.э.н. М., 2007. — 26 с.
- Гранберг А.Г. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего // Общество и экономика. — 1999. — № 3—4. — С. 25.
- Дворцов В.И. Регионам необходимо организационно-экономическое объединение // Региональная экономика. Теория и практика. — 2006. — № 4. — С. 22—29.
- Дошаев Р.М. Единое экономическое пространство — форма интеграции в условиях рынка. — М.: Синергия. 2005. — 221 с.
- Дошаев Р.М. Формирование единого экономического пространства как фактор стабилизации российской экономики. Дис. … д.э.н. — М. — 2006. — 256 с.
- Евразийское экономическое сообщество // Сборник базовых документов. — М. — 2008. — c. 213.
- Мияхара К. Структура международной цивилизации: Пробная теория глобальной цивилизации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/civ/miahara2.htm (дата обращения 02.05.2012).
- Плучевская Э.В. Движение к общему экономическому пространству как условие целостности России. Автореф. дис. … к.э.н. Томск, 2004. — 23 с.
- Приоритеты управления региональным развитием // Под. ред. Уколова В.Ф. — М., Изд-во «Луч», 2001. — 256 с.
- Соглашение о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 года // Интернет-сайт Президента РФ.
- Ярощук А.Б. Теоретические и практические аспекты формирования единого экономического пространства в современных условиях // Вестник УРАО. — 2010. — № 1 (49). — С. 162—166.
дипломов
Оставить комментарий