Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 24 апреля 2013 г.)
Наука: Экономика
Секция: Мировая экономика и международные экономические отношения
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
«ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ» — НЕГАТИВНОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ИНТЕРПРИТАЦИЯ НА РАЗВИТИЕ РОССИИ
Натаова Светлана Мурадиновна
студент 3 курса Эконом. фак-та спец. «Менеджмент» КубГУ, г. Краснодар
E-mail: sv.nataova@mail.ru
Козырь Наталья Сергеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Кафедра «мировая экономика и менеджмент», Экономический факультет, КубГУ, г. Краснодар
E-mail: n_k_@mail.ru
Согласно оксфордскому толковому бизнес-словарю «голландская болезнь» — это деиндустриализация экономики в результате открытия нового источника природного ресурса. Следовательно, данное явление является присущим только индустриальным странам. В мировой практике также известен аналог «голландской болезни» для стран с практически отсутствующей промышленностью — «африканский синдром».
Возникновение термина связано с открытием в конце 50-х — начале 60-х гг. месторождений природного газа в той части Северного моря, которая является территорией Голландии. Резкий рост экспорта газа послужил поводом увеличения инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов в 70-х гг. В различные исторические промежутки времени влиянию данной «болезни» были подвержены такие страны, как Мексика, Венесуэла, ОАЭ, Норвегия и др. [1].
Несомненно, «голландская болезнь» — это сложное и от этого еще более интересное явление. Деиндустриализация экономики — итог, к которому приводит влияние множества «симптомов», присущих ей. Во-первых, массовый экспорт сырья приводит к притоку в страну иностранной валюты и, следовательно, к ее удешевлению по отношению к национальной валюте. В свою очередь это негативно сказывается на конкурентоспособности товаров отечественного производства так называемого торгуемого сектора. В экономике любой страны существует торгуемый сектор, производящий товары, которые можно свободно экспортировать и импортировать, и неторгуемый, в рамки которого входят отрасли государственного сектора экономики, неконкурирующие с иностранными производителями, так как продукцию и услуги данного сектора невозможно транспортировать, потому что иностранные товары становятся дешевле относительно отечественных. Нельзя не отметить, что «голландская болезнь» приводит к тому, что обменный курс будет связан с экспортом ресурсов и будет меняться вместе с ценами на них, а это в свою очередь приводит к значительно ощутимойфинансовой нестабильности в государстве. Еще одним «синдромом» проявления «голландской болезни» является переток капитала и трудовых ресурсов в добывающую промышленностьиз обрабатывающей. Негативным последствием является и тот факт, что происходит отставание страны в технологическом плане, ведь основным «мотором» внедрения новых технологий в производство является именно торгуемый сектор.
Все перечисленные мной «симптомы» в своем единстве являются факторами, которые приводят к постепенному сокращению отечественной промышленности, к регрессу всех отраслей за исключением добывающей, и как итог отраслевому перекосу в экономике, а все это не самым лучшим способом оказывает влияние как на политическом, так и на социальном положении государства, постепенно превращая ее в сырьевой придаток развитых государств.
Что же касается России? Подвержена ли она влиянию «голландской болезни»? Попытаюсь наиболее правильно дать ответ на данные вопросы.
Да, нельзя опровергнуть тот факт, что «голландская болезнь» — это объективная реальность для нашего государства, ведь явно заметен весьма значительный структурный перекос между добывающей промышленностью и другими отраслями экономики. Но, к сожалению, данное явление признается не всеми и в различных источниках можно встретить совершенно противоположные позиции относительно данного вопроса. Например, власти страны заявляют о том, что экономика Российской Федерации находится в достаточно стабильном положении и никакой зависимости от нефти нет, в отечественных, но в особенности иностранных средствах массовой информации к нашей стране часто привязывается термин «голландская болезнь».
На мой взгляд, данная проблема является одной из наиболее актуальных для современной России. Обсуждения современными специалистами подверженности российской экономики «голландской болезнью» заговорили не так давно, всего несколько лет назад. В 2000 году впервые о возможности ее появления заговорил Герман Греф — министр экономического развития и торговли России, выступая со своим докладом перед депутатами Государственной Думы. Возможной точкой отсчета начала «заражения» России данной болезни можно считать 1703 год — время первых находок месторождений нефти. Однако, нужно заметить, что нефтедобывающая отрасль не была главной в российской, а затем и советской экономике. Реальной точкой отсчета являются 70-е года 20-го столетия, когда правительство СССР во внешнеэкономической политике стало ориентироваться на экспорт нефти и природного газа, в обмен на продукцию обрабатывающей промышленности других стран. Отличительной особенностью России является то, что правительство страны не делало никаких попыток снизить зависимость от экспорта нефти [2]. Это происходило по различным причинам.
Приведем несколько исторических факторов, подтверждающих влияние «голландской болезни» на Россию:
1. В 70-е года XX века правительство СССР приняло во внешнеэкономической политике ориентацию на экспорт нефти и газа. На тот момент данные действия оказались оправданными: среднегодовая мировая цена на нефть марки «Brent» к 1980 увеличилась почти в 8 раз. Но уже к 1984 году цены снизились на 40, а к 1986 на 71 %, что послужило одной из причин глубокого кризиса, из которого ССС так и не смогли выйти [3].
2. Проведенные после 1991 года реформы, связанные с либерализацией торговли, привели к тому, что большое число отечественных предприятий оказались неконкурентоспособны, так как были перемещены из неторгуемого сектора в торгуемый. Выпуск продукции машиностроения снизился на 64% за период с 1991 по 1994 гг., пищевой на 47 %, легкой на 89 %. Выпуск же нефтедобывающей промышленности упал всего на 32 %, а газовой на 12 %, что обеспечило увеличение доли продукции этих отраслей в ВВП [4].
3. В 1998 году страну постиг финансово-экономический кризис, одной из причин которого явилось падение цен на нефть. С этого же периода начинается время довольно быстрого роста ВВП. При начавшемся активном развитии промышленности в России, учитывая предыдущие ее года упадка, экспортная направленность страны все равно только усилилась, а при быстром росте ВВП главную роль играет очередной рост цен на нефть (1998 г. — $ 12,28; 2000 г. — $ 27,6; 2002 г. — $ 24,36; 2005 г. — $ 50,64) [5].
Можно сделать вывод, что, несмотря на рост показателей ВВП, экономическое развитие страны остается кажущимся, а сам рост ВВП зависит от роста цен на нефть.
Наиболее эффективными считаю теоретические представления о лечении «голландской болезни» в России отечественных экономистов Г. Фетисова и О. Забелиной. Проведя подробный анализ работ данных авторов, мы вывели, что вылечить «голландскую болезнь» в нашей стране лишь узким спектром мер, вроде накопления средств в ЗВР или протекционистской политикой, невозможно, потому что для этого необходима полная перестройка всей экономики государства. Если в таких европейских странах, как Голландия и Норвегия такие меры были еще весьма приемлемы (в силу развитости их промышленности и других неэкономических особенностей), то для успешного развития России, необходимо применять комплексный метод [6], [7].
Следует создать благоприятную социальную обстановку, поощряя уважение закона и стимулируя деловую активность граждан. Необходимо и не забывать о человеческом капитале, и о развитии науки — для этого нужно усовершенствовать либо реформировать систему образования.
В экономической сфере нужно стимулировать развитие торгуемого сектора всем набором мер, доступных правительству страны. При этом нельзя опрометчиво стремиться к сиюминутной выгоде, то есть нельзя допускать ошибку, которая, по сути, и является предпосылкой возникновения «голландской болезни», инвестируя в наукоемкие и высокотехнологические отрасли производства.
Список литературы:
- Ведев А. «Шок, реверс, инфляционно-девальвационная спираль, «голландская болезнь» — имеет ли все это отношение к России?»// «Модернизация российской экономики», книга 1, 2010. — с .184—185.
- Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.wto.org (дата обращения 13.03.13).
- Забелина О. «Российская специфика «голландской болезни»// «Вопросы экономики», 2009. — № 11. — с. 60—75.
- Международный валютный фонд [Электронный ресурс]. – Режим доступа. — URL: http://www.imf.org (дата обращения 10.03.13).
- Фетисов Г. «Голландская болезнь» в России: макроэкономические и структурные аспекты»// «Вопросы экономики», 2006. — № 12.
- Фетисов Г. «Задача снижения зависимости российской экономики от сырьевого экспорта и альтернативы экономической политики»// «Проблемы прогнозирования», 2010. — № 3(108). — с. 17—34.
- Хартман Й. «Бедная богатая Россия», 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.inosmi.ru/translation/227615.html (дата обращения 05.03.13).
дипломов
Оставить комментарий