Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 05 мая 2015 г.)
Наука: Экономика
Секция: Инновационные подходы в современном менеджменте
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
РОССИЙСКИЕ ПИФЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ИДЕЯ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Борисова Ирина Геннадьевна
студент 3 курса факультета «Менеджмент» Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Литвинов Алексей Николаевич
канд. экон. наук, доц. кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Нагибин Георгий Вадимович
студент 3 курса факультета «Менеджмент» Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
E-mail: nagibin00@gmail.com
RUSSIAN MUTUAL FUNDS OF ARTISTIC VALUE AS AN INNOVATIVE IDEA FOR INVESTMENT
Borisova Irina
3rd year student of the faculty "Management" Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Litvinov Aleksey
Ph.D., Assoc. Chair of "Investment and Innovation" Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Nagibin Georgiy
3rd year student of the faculty "Management" Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В работе рассматриваются российские паевые инвестиционные фонды художественных ценностей как предмет для инвестирования. Показана статистика на мировом и российском рынке, приведена аналитика, отслежена динамика. Рассмотрен законодательный аспект регулирования таких фондов. Выводом является рост доходности таких фондов.
ABSTRACT
The paper deals with the Russian mutual funds of artistic values as an object for investment. There is the statistics on global and domestic markets, analytics and dynamics. Reviewed the legislative aspects of the regulation of such funds. Output is the growth of profitability of the funds.
Ключевые слова: ПИФ; художественные ценности; инвестиции; инновации; доходность; минимальный риск.
Keywords: Mutual fund; artistic values; investment; innovation; profitability; minimal risk.
Одними из самых популярных и надежных считаются инвестиции в драгоценные металлы, камни и антиквариат. Антиквариат является предметом искусства и стоит подчеркнуть, что на российском рынке спрос на него стабилен. Рынку арт-искусства уже несколько столетий, российскому арт-рынку более 20 лет, подсчитать точный оборот до сих пор точно не возможно. Но одно остается неизменным: спрос на художественные ценности с каждым годом только растет. Так, в апреле 2011 года был создан первый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей на 470 миллионов долларов.
Сейчас таких фондов в разы больше, и они представляют действительно высокий интерес среди определенной группы инвесторов. Являясь альтернативой классическим финансовым инструментам (акции, облигации, фьючерсы, опционы и т. д.), фонды художественных ценностей показывают неплохую статистику: за последние десятилетия индексы ценностей растут быстрее и падают медленнее, чем компании, представленные индексом S&P 500, а сам по себе рынок менее волатильный, а, соответственно, менее рискованный.
При этом, важным моментом является то, что такие ПИФы могут быть только закрытого типа, то есть пайщики могут потребовать погашения только лишь по окончании функционирования фонда (этот срок указан в договоре доверительного управления). При этом, максимальный срок функционирования ПИФа — 15 лет.
Также, важным моментом является то обстоятельство, что паи фондов художественных ценностей не имеют ограничения в обороте, т. е. любой инвестор может приобрести паи в любой момент времени. Минимальным порогом «вхождения» в фонд является полмиллиона рублей, но эта сумма не распространяется на дополнительный выпуск паев.
Для включения предметов искусства в фонды, необходима экспертная оценка, проводимая строго независимым оценщиком и страховка именно от той компании, которая указана в правилах фонда.
Говоря о структуре фондов художественных ценностей (куда входят денежные средства и художественные ценности), следует отметить следующие виды самих ценностей [4]:
· Картины, рисунки ручной работы
· Скульптуры
· Художественные композиции
· Предметы культового назначения (например, иконы)
· Почтовые марки
· Гравюры, эстампы и литографии
· Произведения декоративно-прикладного искусства
· Фотоархивы, фоноархивы, киноархивы, видеоархивы;
· Старинные книги, издания, представляющие особый интерес
· Уникальные музыкальные инструменты;
· Старинные монеты, ордена, медали, печати
· Другие предметы коллекционирования.
При этом, художественная ценность должна быть движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации. Также, законодатель берет на себя обязательство по страхованию художественных ценностей, являющихся активом ПИФа. При этом обязательства страховщика по страховым выплатам должны быть перестрахованы иностранной страховой организацией, имеющей установленный международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности.
Примечательно, что максимальная доля денежных средств в составе активов фондов художественных ценностей достаточно высока и равняется 60 процентам. Денежные средства фонда могут быть размещены на счетах или во вкладах в кредитных организациях, но предельная сумма вкладов, находящихся в одной кредитной организации не может превышать 25 процентов общей стоимости активов фонда. Таким образом, законодатель устанавливает требование о диверсификации рисков, обязывая управляющие компании размещать средства фондов в нескольких банках. Минимальная доля стоимости художественных активов фонда должна быть не менее 40 % в общей стоимости.
Также, в фондах художественных ценностей действуют определенные требования по хранению. В законодательстве указано, что хранение активов должно происходить в специализированных депозитариях, что связано с высокими издержками, поэтому самый выгодный вариант — использовать депозитарии компаний-резидентов РФ.
Учитывая интерес иностранных инвесторов, существует возможность вывода паев фонда художественных ценностей (как частный случай) на международные рынки, при которой возникает необходимость комплексного системного подхода к решению вопросов инфраструктуры рынка.
Говоря об успешности мировых фондов, следует отметить созданный в семидесятых British Railroad Pension Fund [1]. Размер фонда составлял 40 млн фунтов, а активы включали 2,5 тыс. произведений искусства: от китайского фарфора до французских импрессионистов. В девяностые годы эти активы были проданы. На данный момент, средняя доходность такого фонда составляет 11 %, тогда как доходность по индексу Dow Jones — около 9,5 %.
Рассмотрим более подробно фонд художественных ценностей на примере крупнейшего в России арт-фонда «Собрание. Фотоэффект», который находился под управлением УК «АГАНА» [3]. Данный фонд является первым крупным фондом в России, вышедшим на российскую биржу ММВБ. У данного фонда на момент его формирования стоимость активов равнялась 14 млрд рублей, а стоимость одного пая составляла 500 000 рублей. По структуре, в активах находились фотоколлекции — 200 000 авторских отпечатков, 300 000 негативов от более чем 250 мастеров. Также, в коллекции можно было найти редкие книги, а так же документы фотографов, и их автографы.
Следует отметить, что фотографии являются очень непривычным активом для российских инвесторов. При этом, на мировом рынке фотографии занимают 7 % от общего количества художественных ценностей. Объем продаж возрос на 1000 % лишь за последние 10 лет. Можно сделать вывод о том, что для России, как и для всего мира, такой сегмент является динамично развивающимся, и будет высокодоходным активом, ведь цены на фотографии десятилетней давности уже удвоились. Ведь даже во время кризиса 2008 года спрос в данном сегменте рос со скоростью 5 % в год [4]. Так, выставка-продажа картин во Франции, проходившая в 2010 году, собрала 14 миллионов евро.
При этом, активы фонда «Собрание. Фотоэффект» имели множество работ российских мастеров, известных во всем мире, а также работы зарубежных фотографов. Период создания этих активов — с 1850 года по наши дни. Например, в коллекции есть фотографии личного фотографа Королевы Виктории, фотографии Российского Императорского дома, шедевры А. Родченко, работы Роберта Дуано и многих других мастеров.
В своих прогнозах аналитики уверяли, что доходность фонда могла превысить 14 % годовых, а рост стоимости паев обеспечивался за счет выставок, аукционов и биржевого обращения. Однако, по решению пайщиков, фонд провел аукцион, в результате которого все ценности были распроданы, а пайщики получили около 30 % дохода.
Сейчас на смену фонду «Собрание. Фотоэффект» пришел фонд «Атланта Арт», который с момента регистрации в 2011 году имеет доходность около 60 %.
Также, стоит отметить, что на данное время самым популярным способом инвестиций в художественные ценности является посещение выставок и салонов. При этом, банковский сектор никак не задействован, что является большим ощущением. Ведь во всех банках можно инвестировать деньги в доверительное управление, в драгоценные металлы (те же золотые монетки). Так почему бы особо крупным клиентам не предлагать инвестировать в ценности? Можно переоборудовать конференц-залы, установив там примеры для инвестирования и т. д. Такой подход выведет данный тип инвестирования на принципиально новый уровень.
В заключении хотелось бы отметить, что статистика многих лет показывает один неоспоримый факт: пусть доходность таких фондов медленна, но риск инвестиций минимален, а с годами доходность будет лишь расти.
Список литературы:
- Московская Биржа — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://moex.ru — Дата обращения — 18.03.15.
- Нагибин Г.В., Гиниятуллина Д.Р. Инновационный менеджмент. Сборник научных трудов III ММФФ. Москва 6—7 декабря 2013 года / ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Под ред. О.В. Карамовой и А.П. Буевич М.: Финансовый университет, 2013. Финансовый университет [сайт]. [2013]. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://conf.fa.ru/archive/Fa_2013/index.htm
- РосБизнесКонсалтинг — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://quote.rbc.ru — Дата обращения — 02.04.15.
- Юсов А.В. Экономика России: возможен ли инновационный путь развития? //Журнал экономической теории. 2011. № 2.
дипломов
Оставить комментарий