Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXV-LXVI Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 05 октября 2016 г.)

Наука: Экономика

Секция: Вопросы ценообразования в современной экономике

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зайцева Е.В. ВОЗМОЖНОСТЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ СЕТЕВЫХ БЛАГ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LXV-LXVI междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(61). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 5-10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОЗМОЖНОСТЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ СЕТЕВЫХ БЛАГ

Зайцева Елена Владимировна

канд. экон. наук, доц. РЭУ им. Г.ВПлеханова,

РФ, гМосква

PRICE DISCRIMINATION ON NETWORK GOODS MARKET

Elena Zaytseva

ph. D. in Economics, Plekhanov Russian University of Economics,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Целью данной работы является анализ условий для возможности применения ценовой дискриминации на рынках сетевых благ. Раскрывается путь развития этого рынка, который характеризуется движением от совершенно конкурентного через этапы несовершенной конкуренции, концентрической конкуренции к стадии множества продавцов, негласно осуществляющих единую ценовую политику с элементами рыночной власти. Работа имеет описательный характер с применением аналитического подхода к сбору и анализу материала.

Статья подготовлена за счет средств гранта ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

ABSTRACT

The aim of this paper is the analysis possibility of applying price discrimination of network goods markets. The way of development of this market is characterized by the movement of the perfectly competitive through stages of imperfect competition, concentric competition to stage many producers, secretly engaged in a common pricing policy with elements of market power. This paper is the descriptive ones with the implementation of analytical approach to the collection and the analysis of materials.

This article was prepared with funds of the grant of Plekhanov Russian University of Economics.

 

Ключевые слова: сетевые блага; информационная экономика; ценовая дискриминация; рынок сетевых благ; конкуренция.

Keywords: network goods; knowledge economy; price discrimination; network goods markets; competition.

 

Под сетевой экономикой понимают в настоящее время несколько взаимно пересекающихся секторов [3]. Цифровая экономика – экономические отношения, осуществляемые с помощью цифровых телекоммуникаций. Виртуальная экономика, как подвид цифровой экономики, – экономические отношения, осуществляемые посредством специализированной нематериальной среды, связанные с существованием виртуальных благ; например, виртуальные торги или спекулятивные игры на бирже. Интернет-экономика, в свою очередь можно рассматривать как подвид виртуальной экономики, – ведение своего бизнеса в интернет-среде; например, интернет-магазины.

В настоящее время мы можем наблюдать эволюцию сетевых благ под влиянием научно-технического прогресса. Так, например, образуется единый информационный сектор экономики, который характеризуется ростом возможностей распространения информации – растет число каналов передачи, число приемников, скорость передачи. Другой вопрос, конечно, остается актуальным – это качество информации, возможности человека к ее восприятию и переработке, а также мотивы и цели ее использования.

Понятие сетевых благ не ново для экономики [цит. По 3, с. 13]. Сетевая экономика имеет дело с сетевыми благами, ключевые свойства которых хорошо изучены. Исследователи выделяют комплементарность или взаимодополняемость [8; 9; 10], совместимость и стандартизацию [12; 13; 16]; значительный положительный эффект масштаба [11; 10]; высокие издержки переключения [17; 19; 20; 14], а также сетевые внешние эффекты, когда каждый дополнительный пользователь увеличивает полезность блага для всех первоначальных пользователей, и часто эффекты блокировки или инвестиционной ловушки [7] и зависимость от предшествующего пути развития.

Сетевые блага являясь продуктом информационно-коммуникационного сектора в настоящее время можно сказать несут в себе не только, сетевые внешние эффекты (будет показано ниже этот эффект ослабевает), но и информационные внешние эффекты. Возможности ценовой дискриминации обуславливаются определенными условиями. Необходимо наличие определенной асимметрии информации о стоимостной субстанции и ценой в понимании покупателя. Стоимостную нагрузку блага получают вполне субъективно [2, с. 14] или другими словами человек через стоимость задает товару цену. Далее, продолжая рассуждения, можно прийти к положению о том, что цены могут быть любыми, но не какими угодно: «цены согласуются через сознание с другими ценами, даже и со всем миром цен, который вовсе не масса разбросанных по миру цен, а их взаимоувязанная совокупность» [2, с. 15].

Стоимость является одновременно продуктом сознания людей и тем, что можно назвать экономическим в экономике. А значит, и сама экономика – «плод (продукт) не просто сознания, а общественного сознания» [2, с. 17].

Тогда, наверное, лучший образ, который помогает понять ценовую дискриминацию — это игра. Игра с изменяющимися правилами, игроками, выигрышами. Дискриминацию можно охарактеризовать, тогда как явление случайное, незапланированное, временное.

Эта игра может быть вынужденной. Когда, например, рост цен вызван неожиданными, несвязанными с реализацией товара, расходами продавца.

Эта игра может быть нечестной. Когда используется асимметрия информации, приемы оппортунистического поведения.

Эта игра может быть искусственной. Когда продавцы вовлекают своих покупателей в создаваемый ими мир искусственных потребностей, то заманивая подарками и «сыром», то беря плату при каждом удобном случае. Часто сетевые блага способные легко «индивидуализироваться» служат хорошим материалом для искусственной игры.

Но в экономической игре всегда есть место чувствам и априорным понятиям – например, справедливости [см., например, 1]. Несправедливая игра, явное ущемление прав или выигрышей, ведет к прекращению игры.

Как замечает Н. Розанова, развитие современных информационно-коммуникационных технологий приводит к тому, что сам рынок сетевых благ претерпевает изменения [4, с. 17]. Современные технологии меняют ключевые свойства сетевых благ. Стираются границы между различными сетевыми и несетевыми благами, которые из разрозненных уникальных продуктов становятся взаимозаменяемыми. Например, цифровизация неизбежно сопровождается фрагментацией предложения. Так, одним из главных отличий цифрового вещания по сравнению с аналоговым является существенное увеличение числа ТВ-программ, передаваемых в одном частотном диапазоне [4, с. 14]. И хотя стратегии ценовой дискриминации продолжают встречаться, технологические новации, сокращая рыночную власть прежнего лидера сети, активизируют ценовую конкуренцию в ее первоначальных формах. Появление гибких технических решений позволяет обойти традиционные каналы доступа, что подрывает саму основу взимания платы за доступ [15; 18; 6; 21, цит. По 4, с. 16]. В связи с этим говорят, что эволюцию рынка можно охарактеризовать как движение от естественной монополии (олигополии) к высококонкурентной концентрической архитектуре [4, с. 17].

На наш взгляд, нужно обратиться к теории для уточнения гипотезы об эволюции рынков сетевых благ. С одной стороны, повышается заменяемость этих благ, распаковывание и индивидуализация товара, преодолевается эффект эскалации, блокировки. С другой стороны, рыночная власть просто несколько сместилась в сторону. Так, за борьбой за качество сервисных услуг, забывается роль технологических структур или платформ. А именно последние, благодаря стандартизации своих услуг, предоставляют площадку развития рынка конечных сетевых благ. Простым примером может быть сеть интернет. Никто точно не может предоставить информацию о себестоимости единицы трафика. Но все соглашаются с ценой провайдеров, которая сложилась на рынке, и в конечном счете влияющей на стоимость интернет-сервисов.

Согласно выводам Шайя Оз, прибыли всех фирм возрастут, если они перейдут от производства несовместимых компонентов к совместимым [5]. Интуитивно этот вывод можно объяснить так: покупатель, индивидуализируя свою покупку, будет готов заплатить больше, но купит именно то, что ему хочется. Из этой теоремы можно сделать предположение о развитие рынка сетевых благ – о возникновении скрытой монополии через предложение совместимых компонентов и одновременном росте цен всех фирм. Таким образом, рынок мог бы прийти к новому этапу своего развития (или к своему логическому концу?) – от совершенной конкуренции с однородным товаром через стадии несовершенной конкуренции (с использованием различных приемов привлечения покупателей) до стадии множества разрозненных продавцов однородного товара, негласно осуществляющих единую ценовую политику.

Еще одной чертой информационно-коммуникационного сектора является изменение самого его субъекта – т. е. человека. Большие потоки информации, их восприятие, включенность в них, сама жизнь в них – все это упрощает сами процессы преобразования информации, а вместе с этим и человека, если, конечно, он хочет соответствовать духу нового времени. Универсальность, стандартность, безликость, массовость обезчеловечивают экономические отношения. В новых условиях и ценовая дискриминация уже будет иметь меньше возможностей для реализации. Новая ценовая дискриминация (в ситуации множественности продавцов реализующих негласно согласованную политику дорогих цен) действует бескомпромиссно, властно, просто и безальтернативно. И покупатель, человек новой экономики, может только принять новые условия игры или не играть. Но если он не играет, то и не включается в экономические отношения.

Вывод о новых формах ценовой дискриминации (ее универсальный и монопольный характер) логически оправдан, но пока существуют разнообразные запросы потребителей («похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» – 1 Ин. 2:16) и готовность последних платить, продавцы конечных благ будут использовать эту возможность. А значит, и конкурировать между собой за покупателя и его выигрыш.

 

Список литературы:

  1. Канеман Д. «Думай медленно … решай быстро»: АСТ; Москва; 2014. С. 201.
  2. Осипов Ю.М. Экономический гнозис: от заблудшего отвлеченного теоретизирования к адекватному воззрению на реальность // Философия экономики. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2016. № 2. – 304 с. С. 14.
  3. Розанова Н. Механизм трансформации сетевого рынка в цифровую эпоху // TERRA ECONOMICUS, 2015, том 13, № 1, С. 73–88. – С. 75.
  4. Розанова Н. Сетевая конкуренция как фактор конфигурации современных рынков // Мировая экономика и международные отношения, 2016, том 60, № 4, С. 13–20. – С. 13.
  5. Шай Оз. Организация отраслевых рынков. Теория и ее применение [Текст]: учебник / пер. с англ. Н.В. Шиловой; под науч. ред. М.И. Левина; предисл. М.И. Левина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 503, [1] с.: ил. – C. 303–304.
  6. Armstrong M. The Theory of Access Pricing and Interconnection. Handbook of Telecommunications Economics. Cave M., Majumdar S., Vogelsang I., eds. Amsterdam, Elsevier, 2002, Р. 725–765.
  7. Arthur W.B. (1989). Competing Technologies, Increasing Returns, and Lock-In by Historical Events // The Economic Journal, vol. 99, № 394, Р. 116–131.
  8. Chou C., Shy O. Do Consumers Gain or Lose When More People Buy the Same Brand? European Journal of Political Economy, 1996, vol. 12, Р. 309–330.
  9. Chou C., Shy O. Partial Compatibility and Supporting Services. Economics Letters, 1993, vol. 41, Р. 193–197.
  10. Church J., Gandal N. Complementary Network Externalities and Technological Adoption. International Journal of Industrial Organization, 1993, vol. 11, Р. 239–260.
  11. Economides N. The Economics of Networks. International Journal of Industrial Organization, 1996, vol. 14, Р. 673–699.
  12. Farrel J., Saloner G. Standardization, Compatibility, and Innovation. RAND Journal of Economics, 1985, vol. 16, Р. 70–83.
  13. Gandal N. Competing Compatibility Standards and Network Externalities in the PC Software Market. Review of Economics and Statistics, 1995, vol. 2, Р. 599–608.
  14. Gehrig Th., Shy O., Stenbacka R. History-based Price Discrimination and Entry in Markets with Switching Costs: a Welfare Analysis. European Economic Review, 2011, vol. 55, Р. 732–739.
  15. Hoernig S. Competition between Multiple Asymmetric Networks: Theory and Applications. International Journal of Industrial Organization, 2014, vol. 31, Р. 57–69.
  16. Katz M., Shapiro C. Network Externalities, Competition and Compatibility. American Economic Review, 1985, vol. 75, Р. 424–440.
  17. Klemperer P. Markets with Consumer Switching Costs. Quarterly Journal of Economics, 1987, vol. 102, Р. 375–394.
  18. Laffont J.-J., Tirole J. Competition in Telecommunications. Cambridge, The MIT Press, 2000. 315 p.
  19. Matutes C., Regibeau P. Mix and Match: Product Compatibility without Network Externalities. RAND Journal of Economic, 1988, vol. 19, Р. 221–234.
  20. Shy O. A Quick-and-Easy Method for Estimating Switching Costs. International Journal of Industrial Organization, 2002, vol. 20, Р. 71–87.
  21. Vogelsang I. Price Regulation of Access to Telecommunications Networks. Journal of Economic Literature, 2003, vol. 41, Р. 830–862.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий