Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIII-LXIV Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2016 г.)

Наука: Экономика

Секция: Теория современного менеджмента

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хасьянова Э.М. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ШАРИАТУ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LXIII-LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 7-8(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 102-107.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ШАРИАТУ

Хасьянова Эльвира Мансуровна

аспирант Московской Международной Высшей школы бизнеса МИРБИС (ИНСТИТУТ),

РФ, г. Москва

CORPORATE GOVERNANCE IN ACCORDANCE WITH SHARIAH PRINCIPLES

Elvira Khasyanova

рostgraduate student of Moscow International higher business school MIRBIS,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье изложены основные принципы корпоративного управления в исламских финансовых учреждениях. Рассмотрены отличительные характеристики по сравнению с традиционной концепцией корпоративного управления. Представлены основные элементы корпоративного управления в контексте эпистемологического подхода, корпоративных целей, характера управления и корпоративной структуры.

ABSTRACT

The article discusses the main principles of corporate governance in Islamic financial organizations. The distinctive characteristics in comparing with traditional concept of corporate governance are disclosed. The main elements of corporate governance in the context of epistemological approach, corporate objectives, the nature of management and corporate governance are presented.

 

Ключевые слова: исламские финансы, нормы Шариата, корпоративное управление, Шариатский наблюдательный совет.

Keywords: Islamic finance, Shariah principles, corporate governance, Shariah supervisory board.

 

Отрасль исламских финансов в последние десятилетия растет быстрыми темпами, и на сегодняшний день этот рост составляет 12–15 % ежегодно. Исламские финансовые учреждения в настоящее время предлагают операции и услуги далеко за пределами своей внутренней территории и открыты уже более чем в 84 странах, как исламских, так и неисламских. Все эти факты вызывают вопросы корпоративного управления в исламских финансовых учреждениях, которые и будут рассмотрены в данной статье.

Некоторые авторы определяют корпоративное управление в исламских финансовых учреждениях как систему, которая гарантирует справедливость всем сторонам посредством большей надежности, прозрачности и ответственности к исламским принципам [1, с. 13].

Исламский подход к корпоративному управлению основывается на эпистемологической модели, при которой функциональные роли корпорации работают согласно правилам Шариата. Различают следующие основные принципы [3, с. 6], которые регулируют исламское управление:

  • принцип справедливости (является основой для запрета предопределенных платежей в виде процентов с целью защиты более слабой стороны в финансовой сделке, а также запрета чрезмерной неопределенности, выражающейся в неоднозначности или уклончивости формулировок в контракте, поскольку стороны имеют моральную обязанность раскрывать информацию до момента оформления сделки, иначе возможно признание контракта недействительным. Также этот принцип предполагает распределение богатства в виде сбора с населения, отвечающего минимальным требованиям дохода и богатства, в пользу социально уязвимых слоев общества);
  • принцип партнерства, более известный как беспроцентное финансирование (в соответствии с ключевым правилом Шариата инвестиционный доход должен быть заработан при условии принятия на себя рисков, а не просто с течением времени. Этот принцип является основополагающим в исламских финансах, поскольку гарантирует увеличение богатства в результате реальной деятельности);
  • принцип собственности (правило «не продавать то, чем вы не владеете» запрещает короткие продажи и обязывает владеть активами до сделки. Исламские финансы стали известны как финансирование на основе активов, таким образом отражая надежную связь между финансами и реальной экономикой. Кроме того, исламские финансы также требуют сохранения и уважения прав собственности, а также поддержание договорных обязательств, подчеркивая незыблемость договоров).

Все эти принципы являются главными предпосылками, чтобы исламское корпоративное управление, основанное на правилах Шариата, с одной стороны, было рыночно эффективными, а с другой – отстаивало принцип социальной справедливости.

Практика исламских финансовых организаций поднимает конкретные проблемы корпоративного управления. И если ряд проблем является общим как для традиционных, так и для исламских финансовых учреждений, и они могут быть решены в рамках существующих правил, то две группы вопросов корпоративного управления являются специфическими для исламских финансовых учреждений [4, с. 281].

Первая группа вопросов возникает из необходимости заверить заинтересованные стороны в том, что деятельность финансового учреждения целиком и полностью соответствует принципам Шариата, так как основной целью исламского финансового учреждения, в конечном счете, является удовлетворение желаний своих заинтересованных клиентов в проведении их финансового бизнеса в соответствии с заповедями исламского правоведения.

Такое обязательство вести деятельность в соответствии с принципами Шариата влечет за собой следующие обязательства для исламского учреждения:

  • не участвовать в долговых операциях на процентной основе,
  • не проводить финансовые операции, отделенные от реальной экономической деятельности,
  • не участвовать в сделках, где присутствует эксплуатация любой стороны,
  • не участвовать в деятельности, признаваемой вредной для общества.

В случае, если отдельное исламское финансовое учреждение откажется обеспечивать соответствие этим условиям, это повлечет за собой репутационный риск для всей отрасли исламских финансов. Таким образом, должны существовать механизмы корпоративного управления, которые могли бы заверить заинтересованные стороны в том, что необходимые гарантии присутствуют.

Следующая группа задач заключается в том, что те же самые заинтересованные стороны должны быть уверены и в том, что исламское финансовое учреждение, тем не менее, активно продвигает их финансовые интересы, и является эффективным, стабильным и надежным поставщиком финансовых услуг. На практике заинтересованные стороны должны быть уверены, что типы активов и обязательств, с которыми исламская финансовая организация имеет дело, являются конкурентоспособными и предлагают приемлемый для своих клиентов компромисс между риском и доходностью.

Таким образом, сочетание требований соблюдения Шариата и эффективности бизнеса поднимает конкретные задачи и подчеркивает необходимость наличия отличительных структур корпоративного управления в исламской финансовой организации.

Для решения вышеизложенных задач в исламской модели корпоративного управления к общепринятым в традиционном корпоративном управлении структурным элементам добавляются Шариатский наблюдательный Совет и Аудит по Шариату. Учреждение Шариатского совета играет определяющую роль в обеспечении уверенности, что вся деятельность компании осуществляется в соответствии с нормами Шариата [2, с. 5].

Основными функциями Шариатского наблюдательного Совета являются:

  • сертификация допустимых финансовых инструментов с помощью решений (фетв) (прогнозный шариатский аудит);
  • проверка соответствия сделок выданным решениям (постфактум шариатский аудит);
  • вычисление и уплата налога на богатство (закят);
  • исключение доходов, несовместимых с принципами Шариата;
  • рекомендации по распределению доходов и расходов между акционерами банка и держателями инвестиционных счетов.

При этом задачи Шариатского наблюдательного Совета могут меняться в зависимости от положений устава компании или национальных регулирующих органов. Международные и национальные регуляторы часто публикуют руководящие принципы для Шариатского совета, которые относятся к их основным обязанностям обеспечить соответствие сделок нормам Шариата и, реже, публикуют руководящие принципы по компетенциям, составу Совета и принимаемым ими решениям [2, с. 8].

Каждый Шариатский Совет выдает отчет, который подтверждает соответствие всех финансовых операций нормам Шариата. Этот отчет, как правило, является неотъемлемой частью годового отчета организации.

В общем и целом, существующая практика соответствия корпоративного управления нормам Шариата полагается на внутреннюю корпоративную структуру финансового учреждения, и в частности на Шариатский Совет. Однако наличие этого органа в структуре компании не решает проблем независимости членов Совета, конфиденциальности, ограниченной доступности профессионалов в области норм Шариата и финансов, а также необходимости принятия последовательных решений по тем или иным операциям.

Также, как и для традиционных компаний, плохое корпоративное управление в исламском финансовом учреждении может привести к значительным финансовым последствиям для заинтересованных сторон. Более того, слабое управление может подорвать их авторитет как финансовых компаний, предлагающих услуги в соответствии с принципами Шариата. А учитывая относительно молодую природу отрасли, последствия ошибок в корпоративном управлении могут быть особенно внушительными.

В то время как международные стандарты, применимые к традиционным финансовым компаниям, могут представлять определенную помощь в усовершенствовании корпоративного управления в исламских финансовых учреждениях, все же их простое расширение для исламских организаций не будет эффективным в обеспечении гарантий для заинтересованных сторон. Продолжающиеся усилия национальных и международных органов для решения этих проблем сосредотачиваются на существующей корпоративной структуре исламских финансовых учреждений.

Таким образом, модель исламского корпоративного управления имеет свои уникальные особенности, включающие эпистемологический подход, корпоративные цели, характер управления, Шариатский наблюдательный совет и структуру владения, основанную на долевом участии и разделении прибыли.

 

Список литературы:

  1. Chapra M.U, Ahmed H. (2002) Corporate governance in Islamic financial institutions, Islamic Development Bank, Islamic research and training institute, Occasional paper № 6. – P. 1–188.
  2. Hamid A., Haniff M., Othman M., Salin A. The Comparison of the Characteristics of the Anglo-Saxon Governance Model and the Islamic Governance of IFIs // Malaysian Accounting Review. – 2011. – Vol. 10 – № 2. – P. 1–12.
  3. Hussain M., Shahmoradi A., Turk R. (2015) An Overview of Islamic Finance, June, IMF Working Paper 15/120 (Washington: International Monetary Fund). P. 1–35.
  4. Zulkifli H. Corporate Governance: Western and Islamic Perspectives // International Review of Business Research Papers. – 2009. –Vol. 5. – № 1. – P. 277–293.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.