Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXI-LXII Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 01 июня 2016 г.)

Наука: Экономика

Секция: Банковское и страховое дело

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Павлов В.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСКА КОНЦЕНТРАЦИИ ВО ВНУТРЕННИХ ПРОЦЕДУРАХ ОЦЕНКИ ДОСТАТОЧНОСТИ КАПИТАЛА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LXI-LXII междунар. науч.-практ. конф. № 6(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 19-25.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСКА КОНЦЕНТРАЦИИ ВО ВНУТРЕННИХ ПРОЦЕДУРАХ ОЦЕНКИ ДОСТАТОЧНОСТИ КАПИТАЛА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Павлов Вячеслав Сергеевич

аспирант, Сургутский государственный университет,

РФ, г. Сургут

THE USE OF CONCENTRATION RISK IN INTERNAL CAPITAL ADEQUACY ASSESSMENT PROCESS IN CREDIT ORGANIZATION

Vyacheslav Pavlov

postgraduate, Surgut State University,

Russia, Surgut

 

АННОТАЦИЯ

В настоящее время управление капиталом банка с учетом уровня принятого риска, а также внедрение данных процессов в систему внутренних процедур оценки достаточности капитала банка является неотъемлемой частью организации банковской деятельности. В связи с предстоящим внедрением Банком России новой формы отчетности – «Данные о риске концентрации» и применяемых в ней системы лимитов и сигнальных уровней на крупные, агрегированные по определенному признаку активы, мы считаем целесообразным внедрение данной классификации в систему управления капиталом банка, что позволит оценить целесообразность концентрации риска с позиции риск-доходности отдельно взятой группы активов и повысить качество управления риском концентрации и капиталом банка в целом.

ABSTRACT

Currently, risk-adjusted capital management and introducing of these processes in the internal capital adequacy assessment process of the bank’s its important part of organization bank's activities. In connection with introducing of new report by Bank of Russia – “Information about concentration risks” and systems of limits and triggers used in this report to estimate assets which are classified according to different features, we provide some recommendation based on introducing this classification in capital management in banks. This solution can help properly assess the concentration risk in terms of risk-return of different groups of assets and improve capital and concentration risk management generally.

 

Ключевые слова: риск концентрации; кредитная организация; риск менеджмент; внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК).

Keywords: concentration risk; credit organization; risk management; internal capital adequacy assessment process (ICAAP).

 

В процессе осуществления своей деятельности кредитная организация всегда принимает на себя различного рода риски. Практика показывает, что чем выше риск, тем больше возможность получения прибыли. Связь между доходностью операций и риском в упрощенном виде выражена линейной зависимостью. В реальной же практике линейная зависимость риска и доходности нарушается и приобретает очертания параболы, когда довольно часто возникают ситуации получения исключительно убытков [8].

Для покрытия всех принимаемых рисков используются собственные средства банка. Определение достаточной величины капитала и поддержание ее в установленных пределах являются одним из основных способов управления капиталом как со стороны регулирующих органов, так и банка. Анализ достаточности собственного капитала проводится в целях выявления степени устойчивости капитальной базы банка и определения достаточности капитала для покрытия потерь от принятых банками рисков. Известно, что на величину достаточности собственного капитала банка влияют объем, состав, качество и характер активных операций [6].

В своей деятельности кредитные организации применяют различные подходы к оценке достаточности капитала. Российские банки в основном используют базовый подход (опрос Ассоциации российских банков) – 9 из 11 опрошенных банков используют суммирование для агрегирования рисков. Крупные международные банки – более продвинутые модели (IFRI/CRO Forum, 2007) – более 60 % опрошенных банков используют вариационно-ковариационный подход; лишь 20 % используют простое суммирование [4].

В рамках данной работы мы рассмотрим классификацию активов, применяемую при оценке риска концентрации в контексте внутренних процедур оценки достаточности капитала банка (далее – ВПОДК) с применением показателей из продвинутых методик оценки его достаточности.

Говоря о понятии риска концентрации, в первую очередь, мы говорим о возникающей подверженности кредитной организации крупным рискам, реализация которых может привести к значительным убыткам, способным создать угрозу для платежеспособности кредитной организации и ее способности продолжать свою деятельность [7].

Иными словами, данный риск возникает при большой концентрации связанных по какому-либо экономическому, географическому или иному признаку группы активов.

Осуществление контроля по данным о риске концентрации предполагает разделение активов по нескольким группам [7]:

  • Данные о риске концентрации по видам экономической деятельности (приводится с использованием кодов, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности);
  • Данные о риске концентрации по географическим зонам в разрезе их местонахождения (регистрации) (стран мира – для контрагентов-нерезидентов и субъектов Российской Федерации - для контрагентов-резидентов);
  • Данные о риске концентрации по видам инструментов (формируются в разрезе видов инструментов, вложения в которые имеются у кредитной организации с присвоением определенного кода в зависимости от типа инструмента).

По каждой группе приводятся данные об объеме требований кредитной организации к контрагентам в разрезе их видов, информация о производных финансовых инструментах, о величине кредитного и рыночного рисков, а также о видах и размерах установленных кредитной организацией лимитов, сигнальных значений лимитов и количестве случаев их нарушений за отчетный период.

Контроль за риском осуществляется на основе системы лимитов и триггеров, например, на общий объем требований, на вид экономической деятельности (отрасль), на страну, субъект Российской Федерации, на структурное подразделение кредитной организации, осуществляющее корпоративное кредитование, на вложения в ценные бумаги, на сделки РЕПО и т. д. Таким образом, Банк России планирует контролировать соответствие внутренних лимитов Банка фактическим уровням риска концентрации.

Сама форма отчетности «Данные о риске концентрации» планируется к внедрению с 01.07.2016 и является квартальной, т. е. официально будет подаваться в Банк России по состоянию на 01.10.2016 г. (если не будет принято иного решения). А данные о риске концентрации будут приниматься в расчет экономического положения банка согласно указанию Банка России № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» от 30 апреля 2008 г.

На наш взгляд, данная информация будет также полезна при управлении экономическим капиталом банка в рамка ВПОДК. В данном случае под экономическим капиталом будет пониматься следующее: объем собственных средств банка, необходимый для покрытия возможных потерь от реализации рисков, размер, которого определяется в соответствии с внутренними методиками банка с учетом его специфики (в отличие от регуляторного капитала, объем которого определяется в соответствии с методикой установленной Банком России).

Расчет экономического капитала представляет собой [2]:

ECAP = UL*(1+Ecap),                               (1)

где:

  • UL – неожидаемые потери на единицу кредитного продукта, %;
  • Ecap – подушка капитала, характеризующая требуемую степень покрытия капиталом номинала кредитного продукта.

В рамках данного расчета неожидаемые потери представляют собой оценку максимально возможного превышения потенциальных или реализованных потерь над ожидаемыми потерями, которая может быть превзойдена только в задаваемом ограниченном числе случаев при реализации неблагоприятных событий [3]. На наш взгляд, в рамках однофакторной модели данные потери можно представить, как разницу между наихудшим (стрессовым) и базовым сценариями (ожидаемые потери).

Ожидаемые потери, в свою очередь, представляют собой оценку средних прогнозируемых возможных потерь по отдельному активу, финансовому инструменту или операции (объекту риска) или по их совокупности (далее портфелю). Как правило, ожидаемые потери должны покрываться доходами от данного портфеля, и определяют уровень резервов (бухгалтерских или управленческих), который должен быть сформирован под него [3].

В российском законодательстве основные требования к ВПОДК регламентированы указанием Банка России № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы» (далее 3624-У).

Задачи, решаемые в рамках системы управления рисками [9]:

  • выявление принятых и потенциальных рисков;
  • выделение значимых рисков;
  • оценка значимых рисков;
  • агрегирование количественных оценок рисков;
  • контроль за объемами значимых рисков.

В целях регулирования экономического капитала оптимальным показателем на наш взгляд является RAROC (Risk-adjusted return on capital), характеризующий рентабельность капитала, скорректированную на риск [1]:

(2)

где:

  • Capital Benefit – выгода, возникающая у банка от наличия капитала, т. к. банк не платит проценты за его использование;
  • EL – expected loses (ожидаемые потери).

На основе принципа RAROC разработаны интегрированные подходы к измерению риска, которые дают возможность [5; 10]:

  • вычислить необходимый капитал для покрытия всех рисков компании;
  • понять куда вкладываются средства акционеров;
  • сравнить доходы с учетом рисков по различным направлениям бизнеса;
  • определить возможности для перемещения риска.

Таким образом, применяя данный показатель в рамках той или иной группы активов мы получим исходящие данные, которые будут отражать каждую группу как с позиции риск-доходности, так и с позиции допустимого уровня риска концентрации (рис. 1).

 

Рисунок 1. Агрегации и оценка активов

 

Данная методика дает возможность:

  • систематизировать общий подход к оценке активов с точки зрения их концентрации и доходности в рамках той или иной группы;
  • исключить вероятность заведомо некорректного распределения экономического капитала по направлениям бизнеса, продуктам, контрагентам и т. д. (нарушение лимитов риска концентрации);
  • исключить вероятность заведомо некорректного распределения лимитов риска концентрации на активы, имеющие низкую доходность.

Подводя итог можно сказать, что управление риском концентрации в кредитной организации не должно являться обособленным процессом от управления капиталом банка, применение подходов оценки доходности при распределении экономического капитала в рамках системы лимитов риска концентрации позволит систематизировать бизнес-процессы таким образом, чтобы избежать возможных неверных управленческих решений в процессе распределения экономического капитала и контроля риска концентрации.

 

Список литературы:

  1. Архипова Е. Увеличение отдачи на капитал при условии соблюдения регуляторных нормативов // Профессиональный банковский форум «Регулирование банковских рисков – 2016»: официальный сайт Ассоциации Российских Банков. URL: http://arb.ru/b2b/conf (Дата обращения: 10.05.16).
  2. Бруссер П.А., Показатель RAROC и методика его расчета // Лекционный материал: Официальный сайт МГИМО. – URL: http://mgimo.ru/files/238488/presentation_15.pdf (Дата обращения: 16.05.16).
  3. Бухтин М.А. Внутренние процедуры управления достаточностью капитала в банке в соответствие с указанием Банка России № 3624-У от 15.04.2015 // Профессиональный банковский форум «Регулирование банковских рисков – 2016»: официальный сайт Ассоциации Российских Банков. URL: http://arb.ru/b2b/conf (Дата обращения: 15.05.16).
  4. Емельченков В.А. Агрегирование рисков в рамках ВПОДК // Профессиональный банковский форум «Регулирование банковских рисков – 2016»: официальный сайт Ассоциации Российских Банков. URL: http://arb.ru/b2b/conf (Дата обращения: 15.05.16).
  5. Еремчева Ю.С. Ценообразование кредитных продуктов банка с учетом риска / Ю.С. Еремчева, С.В. Долженко // Управление финансовыми рисками. – 2009. – № 2. – С. 18–22.
  6. Оношко О.Ю. Управление собственным капиталом коммерческого банка: капитализация и докапитализация / О.Ю. Оношко, Н.Х. Ахмедова // Известия Иркутской государственной экономической академии (БГУЭП). – 2010. – № 4. – С. 15–21.
  7. Проект новой формы отчетности «Данные о риске концентрации» (по состоянию на 26.04.2016). / Информационно правовой портал – Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71292014/ (Дата обращения: 25.05.16).
  8. Спиридонова Л.В. Процессный подход в управлении организациями в условиях неопределенности / Л.В. Спиридонова // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.
  9. Указание Банка России от 15 апреля 2015 г. № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы» (ред. от 03.12.2015) / Справочная правовая система – КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180268/ (Дата обращения: 25.05.16).
  10. Pfetsch S. Mastering ICAAP / S. Pfetsch, T. Poppensieker, S. Schneider, D. Serova // McKinsey Working Papers on Risk. – 2011. – № 27.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий