Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 02 марта 2016 г.)
Наука: Экономика
Секция: Стратегический менеджмент
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (1986–2016 гг.)
PERIODIZATION OF THE FORMATION PROCESS NEW ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA (1986–2016)
Victor Grebennikov
research company “Summa Tehnologii”, director,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
Формирования российского предпринимательства не было простым и органичным процессом. Процесс становления рыночной экономики в России общих чертах повторяет эволюцию господствующих парадигм хозяйственной организации в развитых странах с момента начала развития рыночной экономики, но в более высоком темпе. Автором предпринята попытка создания периодизации, основанной на учете основных институциональных изменений, неравномерности перехода отраслей на рыночные принципы и такого же поэтапного вовлечения в новые экономические отношения разных типов поселений.
ABSTRACT
Formation of the new Russian entrepreneurship wasn't simple and organic process. Process of formation of market economy in Russia common features repeats evolution of the dominating paradigms of the economic organization in the developed countries from the moment of the beginning of development of market economy, but at higher speed. The author made an attempt of creation of the periodization based on the accounting of the main institutional changes, unevenness of transition of industries to the market principles and the same stage-by-stage involvement in the new economic relations of different types of settlements.
Ключевые слова: предпринимательство, становление, периодизация.
Keywords: entrepreneurship, formation process, periodization.
Формирование российского предпринимательства как института, движущей силы развития и просто социального слоя не было простым и органичным процессом. Метод проб и ошибок – основной инструмент, используемый на его первом этапе, т. к. новые российские предприниматели, в лучшем случае, имели только «книжные» (а в худшем – ограничивались фразой «человек человеку – волк») представления о том, что такое рыночная экономика, какова роль в ней конкуренции и как должен действовать предприниматель. По мере накопления опыта предпринимателями и достижения зрелости рынками, все больше и больше внедрялись современные подходы к организации хозяйственной деятельности, изменялась предпринимательская культура и институциональная среда [2]. В настоящий момент есть возможность сформировать представление об этом процессе, как целостном явлении, и есть все основания говорить о завершении перехода от плановой экономики к рыночной.
Процесс становления рыночной экономики в России общих чертах повторяет эволюцию господствующих парадигм хозяйственной организации в развитых странах с момента начала развития рыночной экономики, но в гораздо более высоком темпе. Причина высокого темпа усматривается в доступе к готовым образцам продуктов и деятельности, наработанных в развитых экономиках, и использованием накопленного в советские годы промышленного и человеческого потенциала. Также развитие шло неравномерно в отраслевом и территориальном аспекте – новые модели хозяйственной деятельности постепенно расширяли свой ареал, от относительно простых отраслей до технологически сложных, от столиц до малых городов и сел [2].
В литературе последних лет обычно используется упрощенная периодизация становления нового российского предпринимательства, привязанная, как правило, к кризисным периодам (1991–1998, 1999–2008, 2009 и позже), которые и рассматриваются как границы между этапами [1; 5; 6]. В более ранние времена, встречались периодизации, основанные на выделении внутри, подэтапов, но априорно или с нечеткими обоснованиями (например, А. Виленского, И. Бойко и М. Мессенгиссер, Т.А. Селищевой, приведенные в работе [5]). Несомненно, ни в первом, ни во втором случае предлагаемая периодизация не является удовлетворительной.
Автором предпринята попытка создания периодизации, основанной на учете основных институциональных изменений, неравномерности перехода отраслей на рыночные принципы и такого же поэтапного вовлечения в новые экономические отношения разных типов поселений.
Выделено семь описательных параметров
- Временной промежуток (период).
- География вовлечения (типы поселений, в значительной степени вовлеченные в предпринимательские практики).
- Вовлекаемые отрасли (отрасли, в которых происходили активные процессы перехода).
- Нормативно-правовая база (нормативные акты, принятые в то время и оказавшие существенное воздействие).
- Основная парадигма (главная модель, определявшая направление приложения сил предпринимателей).
- Участие ТНК (характер и степень участия ТНК в процессах, происходивших в отраслях и рынках России).
- События (наиболее показательные для периода события).
Применение такого подхода позволило выделить семь стадий становления нового российского предпринимательства в период перехода от плановой экономики к рынку:
Эмбриональный. 1986–1991 гг. Охватывал последние годы существования СССР. С конца 50-х годов и до начала этого периода предпринимательство находилось в теневом секторе (за редкими и малозначащими для экономики страны исключениями в виде артелей старателей, сбора дикоросов и самозанятости в сфере обслуживания) и преследовалось по Уголовному кодексу СССР. Первый этап легализации начался в 1986 г. с принятия Закона о ИТД, разрешившим предпринимательскую активность, но в узких рамках, заданных идеологическими догмами, - не признавалось право на наемный труд, и ограничивался список возможных видов деятельности. Следующий шаг – отмена монополии внешней торговли, которая произошла в 1987 г. Это послужило толчком как к внедрению зарубежных компаний на рынки СССР, так и стало началом бурной деятельности новых предпринимателей (под прикрытием крупных государственных организаций и т. н. «малых предприятий») в сфере внешней торговли. Но наиболее важным событием стало принятие «Закон о кооперации» в 1988 г. Появилась возможность легализации гораздо большего спектра предпринимательской активности, разрешен найм, открыта возможность легального обналичивания средств государственных предприятий через посредничество кооперативов и свободного ценообразования, которого были лишены госпредприятия. Основными сферами стали торгово-посредническая деятельность (пока еще затрудненная опять же идеологическими атавизмами), производство товаров для населения (весьма низкого качества), общепит и некоторые виды услуг, прочие отрасли остаются зоной действия предприятий старого типа. Регулирование сначала было минимальным, как и налоговая отчетность, предпринимательская активность была сосредоточена в столицах и нескольких крупнейших городах;
1992–1994. «Первоначальное накопление». Начался в ходе реализации политики «шоковой терапии». Цены были отпущены, а регулирование поначалу было практически ликвидировано («Закон о свободе торговли» 1992 г.), зато вводились разнообразные меры по ограничению перекачивания безналичных средств в наличные. Лозунгами перехода к рыночной экономике через приватизацию (трудовыми коллективами и через ваучеры) прикрывался грубый дележ бывшей общенародной собственности. Соответственно, такой же примитивный характер имела и конкуренция, ориентированная на худшие образцы «первоначального накопления капитала». Активизировались криминальные структуры, ориентированные на беззастенчивый рэкет предпринимателей и руководителей госпредприятий. Главными задачами был захват собственности и паразитирование на ней, задачи развития, захваченного не ставились. Сохранение отсталости производства привело к тому, что рынки массовых товаров и услуг один за другим переходили под контроль иностранного капитала, предпочитавшего прямой импорт на российский рынок произведенного на их предприятиях за границей товара. Инфраструктура предпринимательства находилась в зачаточном состоянии, стандартной моделью была стратегия «выжимания соков» или перепрофилирование доставшейся от СССР собственности. Предпринимательская активность сконцентрировалась в торгово-посреднической деятельности (расцвет бирж и оптовой торговли), финансовых услугах (массовое учреждение банков), а также именно в тот период создавались основы новых отраслей бизнес – услуг (реклама, консалтинг, СМИ, юридические услуги и т. п.). Предпринимательством занималось огромное количество людей, как добровольно, так и вынужденно, новые формы экономической активности вышли за пределы крупных городов, пришла очередь прочих промышленных и административных центров, но она еще не дошла малых городов и села.
Ограниченная модернизация. 1995–1998 гг. Завершение первого этапа приватизации привело к тому, что значительная часть государственной собственности перешла в руки новых хозяев. Прежние модели «освоения денежных потоков» теряли смысл для них, и, в некоторых отраслях, где не требовались большие инвестиции, началась модернизация, как в технологическом, так и управленческом аспекте. В первую очередь, это касалось пищевой индустрии. Только в этом секторе местный бизнес смог оказать сопротивление натиску международных корпораций и засилью импорта на прилавках. К этому времени относится появление первых сильных российских брендов, многие из которых крепко удерживают свои позиции и по сию пору. Но в отраслях более технологически сложных и капиталоемких деградация продолжалась, их продукция активно замещалась импортной, а активы расхищались или перепрофилировались. Ситуация осложнялась искусственно завышенным курсом рубля, не имевшего прочного основания.
Активная модернизация в некапиталоемких отраслях. 1999–2003 гг. После краха такой модели экономики (кризис 1998–1999 г.) с начала 2000-х годов началось постепенное формирование цивилизованных правил предпринимательской деятельности при активном участии вернувшегося в экономику государства. Также отмечался бурный расцвет предпринимательства в пищевой промышленности и услугах – местный бизнес активно замещал импорт, благо в этих отраслях не было существенных технологических барьеров, а инвестиции требовались вполне умеренные, образцы иностранных продуктов и практики успешно копировались, более того, создавались оригинальные продукты, вполне успешные не только на внутреннем, но и внешнем рынках [3; 4]. Более «тяжелые» отрасли промышленности стагнировали, продолжая держаться на советском заделе.
Возвращение иностранного капитала. 2004–2007 гг. К этому времени стало заметно возвращение ТНК на российские рынки, но в тех отраслях, где закончился процесс импортозамещения, теперь вместо прямого импорта происходила локализация через создание новых производств или покупки успешных российских предприятий (особенно обильными на такие сделки были 2006–2007 гг.). Охлаждение в политической сфере и кризис 2008–2009 гг. приостановили этот процесс, который уже более никогда не был таким бурным. Присутствие крупных международных корпораций стало постоянным, резидентство, крупные прямые инвестиции «заякорили» их на российских рынках, барьеры выхода достигли такого уровня, что практика поспешного бегства с него в случае экономических неурядиц стала невозможной.
Начало модернизации технологически сложных отраслей. 2008–2013 гг. Еще до кризиса 2008 г. начался шестой этап – при политической поддержке руководства страны, модернизационные процессы начали стимулироваться в машиностроении, химической, энергетической промышленности и в сельском хозяйстве (естественным образом это не происходило, применялись разнообразные протекционистские меры и меры принуждения). Возникло множество совместных проектов, ориентированных на перенос передовых технологий, как пример, можно привести создание десятков автосборочных производств и производств комплектующих, проект производства скоростных поездов, региональный пассажирский самолет SSJ-100, производство парогазовых генераторов и т. д. Наличие больших нефтяных доходов и высокий обменный курс тормозили этот процесс, вплоть до скрытого саботажа, подпитываемого коррупционными действиями некоторых ТНК.
Опора на собственные силы. Начало 2014 г. и по настоящее время. Процесс этот был приостановлен в результате очередного охлаждения отношений с Западом и экономического кризиса в 2014 г. В результате седьмой этап развития предпринимательства в России – это развитие, основанное не просто на перенятии чужого опыта, а на творческом применении собственного. Санкционные меры западных государств 2014–2015 гг. поставили в повестку дня многих отраслей разворот от политики интеграции в широкие международные сети кооперационных поставок к политике «опоры на собственные силы». В каких-то аспектах это оказывает негативное влияние на экономику страны, но, с другой стороны, это дает шанс на завершение модернизации в формате «новой индустриализации», и, если она удастся, к переходу к строительству «экономике знаний». Если в «тучные годы» можно было благодушно относится к носителям идеологии рентного иждивенчества («купим все за нефтедоллары, зачем нам своя промышленность»), то нынешняя ситуация не оставляет выбора – требуется концентрация усилий и воли как предпринимателей, так и государства именно на задачах реиндустриализации, которая становится насущной необходимостью. Альтернатива – консервация статуса сырьевой полуколонии и потеря каких-либо перспектив национального развития.
Список литературы:
- Борзило Е.Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности. – М: Статут, 2014. – 335 с.
- Гребенников В.Ф. Локальные брэнды: жизнь и судьба // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 3. – C. 32–37.
- Гребенников В.Ф., Майснер Л.А. Рынок пива в Новосибирске в 1999–2004 гг.: тенденции, итоги, перспективы // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004. № 6 (54). – С. 46–55.
- Гребенников В.Ф., Майснер Л.А. Рынок растительного масла г. Новосибирска // Практический маркетинг. 2004. № 7 (89). – С. 30–34.
- Дондокова Е.Б., Тумунбаярова Ж.Б. Институциональная среда малого предпринимательства: особенности транформации в России. – У-Удэ, Изд-во ВСГУТУ, 2014. – 148 с.
- Игнатова Т.В. Келарев В.В. Гончарова О.Ю. Кармизов А.Е. Система государственного управления развитием предпринимательства в России. Ростов-на-Дону, изд-во «Альтаир», 2014. – 328 с.
дипломов
Оставить комментарий