Статья опубликована в рамках: LIV-LV Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 05 ноября 2015 г.)
Наука: Экономика
Секция: Мировая экономика и международные экономические отношения
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бавланкулова Динара Джумаковна
старший преподаватель кафедры «Экономика и управление» Кыргызской государственной юридической академии при Правительстве Кыргызской Республики
Кыргызская Республика, г. Бишкек
E-mail: dinara.67@mail.ru
PROTECTIVE MEASURES IN THE MODERN SYSTEM OF REGULATION OF FOREIGN TRADE OF THE KYRGYZ REPUBLIC
Dinara Bavlankulova
senior Lecturer in "Economics and management" of the Kyrgyz State juridical Academy under the Government of the Kyrgyz Republic, Kyrgyz Republic, Bishkek
АННОТАЦИЯ
В статье дается краткий анализ состояния внешней торговли Кыргызской Республики. Отмечено о необходимости применения защитных мер, в связи высоким ростом импорта, – неблагоприятно воздействующего на отдельные сектора экономики.
ABSTRACT
The article provides a brief analysis of the status of the external trade of the Kyrgyz Republic. Noted the need for the application of safeguard measures, in the context of high import growth is adversely affecting the private sector of the economy.
Ключевые слова: экспорт; импорт; внешняя торговля; нетарифное регулирование; защитные меры.
Keywords: export; import; foreign trade; non-tariff regulation; protective measures.
Приобретение самостоятельности Кыргызской Республики после распада СССР обусловило необходимость формирования новой интеграционной политики во внешнеэкономической деятельности страны и построения системы внешней торговли, отвечающей реалиям и переменам времени. Проведение эффективной внешнеэкономической политики в республике было связано с решением задач налаживания отношений и связей с ближними соседями и выработкой механизмов взаимодействия с дальними партнерами. Итогом всех событий за эти годы в сфере внешней торговли республики стало полноправное членство в таких важнейших организациях как СНГ, ВТО и ЕАЭС, которые стали влияющими факторами экономического развития.
На сегодня торговое взаимоотношение со странами партнерами Кыргызской Республики имеет широкий спектр, который расширяется с каждым годом. Если в 1998 г. в момент вступления в ВТО Кыргызская Республика осуществляла торгово-экономические отношения с 98 странами мирового торгового сообщества, то в 2014 г. – 149 странами.
Однако такой спектр не отражает действительную картину развития внешней торговли, т. к. из такого количества на протяжении многих лет только десяток стран в географической структуре остаются основными партнерами. Кыргызской Республики. Среди них Россия, Китай, Швейцария, Казахстан, США, Узбекистан, Турция, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты), Германия, Украина. В экспорте превалируют страны – члены ВТО, а в импорте – страны-участницы СНГ. Около половины товарооборота Кыргызстана осуществляется со странами ЕАЭС. Такая ситуация обусловлена тем, что основной экспортный товар республики (золото) вывозится в страны – члены ВТО, в импорте превалируют страны-участницы СНГ из-за энергозависимости Кыргызстана.
Динамика внешнеэкономических показателей страны за последние годы подтверждает неблагоприятные тенденции. Как видно из диаграммы на рис. 1 импортные поступления значительно превышают экспорт страны.
Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта товаров, сальдо, млн. долл. США
Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2015.
Отрицательные тенденции развития внешней торговли страны за последние пять лет обуславливали рост отрицательного сальдо торгового баланса и в целом дефицит платежного баланса (см. рис. 2).
Рисунок 2. Экспорт, импорт к ВВП Кыргызской Республики (в процентах) источник: www.nbkr.k Национальный банк Кыргызской Республики. Внешнеэкономические показатели
Анализ также показывает, что расхождения между официальной и зеркальной статистикой (данные международных организаций ВТО, ООН и других стран (Китая)) разнятся в несколько раз, что указывает на значительную долю неучтенного импорта. В Кыргызстане, больше чем в остальных центрально-азиатских странах, полную картину внешней торговли можно получить только с учетом как формальных, так и неформальных торговых потоков.
За последние годы наблюдается тенденция более динамичного роста импорта, чем экспорта из-за ввоза в республику большого количества технологического оборудования для промышленности, транспортных средств (автомобилей легковых бывших в употреблении, тракторов, автобусов и др.), продовольственных товаров и сырья, продукции легкой и текстильной промышленности и др. Надо отметить, что низкая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности предопределила характер участия Кыргызстана в современном международном разделении труда, где она представлена преимущественно как поставщик сырья и импортер готовых изделий.
Экономика Кыргызстана – сервисная, поскольку 48,1 % (по данным на 2014 год) ВВП формируется за счет сферы услуг, торговли и туризма. При этом с 1990 года темпы роста промышленности и сельского хозяйства в структуре ВВП незначительны. Так, удельная доля сельского хозяйства, составила в 2014 г. 14,8 процента к ВВП, а промышленности 15,7 процента [3, с. 71, 93].
В структуре обрабатывающей промышленности «Кумтор» занимает слишком большую долю: 23,1 % – в промышленности, 7,4 % – в структуре ВВП [2].
Еще одна из причин роста импортных поступлений товаров связана с ввозом товаров по ценам, значительно ниже цен аналогичных товаров отечественного производства, в основном из Китая и ряда других стран.
Кыргызская Республика остается нетто-импортером продовольствия; ее сельскохозяйственный торговый дефицит увеличился в течение рассматриваемого периода, в основном за счет импорта переработанных продуктов питания. Ряд статей сельскохозяйственного импорта, включая пшеницу, муку, растительное масло и сахар, главным образом поставляются Казахстаном или транзитом через Казахстан.
Из девяти основных видов продуктов питания, наша страна обеспечивает себя полностью только тремя – картофелем, молоком и овощами. Самообеспеченность по хлебопродуктам только на 47 %, растительному маслу – на треть (31 %), мясом на 37 %, а сахаром на 12 %. Это создает угрозу высокой зависимости страны от конъюнктуры на мировых продовольственных рынках, а также от внешнеторговой политики государств – экспортеров продовольствия в нашу страну [1, с. 46, 54].
Все указанные проблемы тесно взаимосвязаны с состоянием и развитием внешнеэкономического сектора. В то же время имеющиеся регулирующие механизмы во внешней торговле республики определенным образом могут воздействовать на экономические показатели страны, в связи, с чем повышение их эффективности является одной из важнейших задач для республики в нынешний период.
Для решения проблем в этом направлении обосновано, что одним из необходимых для совершенствования аспектов национальной экономики является система нетарифного регулирования.
К настоящему времени в республике сформировалась система нетарифного регулирования внешней торговли, отвечающая всем нормам и принципам ГАТТ/ВТО. Участие Кыргызстана в ЕАЭС предусматривает введение ряда значимых корректировок и изменений в правовую базу, касающихся защитных мер, технического регулирования, лицензирования и др.
Процессы глобализации в экономике делают все более актуальными вопросы защиты внутренних товарных рынков.
В целях содействия справедливой конкуренции международные правила торговли позволяют применение обоснованных и адекватных мер защиты внутреннего рынка для борьбы с антиконкурентными практиками торговых партнеров.
Кыргызстан в отличие от многих развитых и развивающихся стран применял ограниченный набор защитных мер, традиционных для международной торговой практики, признанной ГАТТ/ВТО.
На протяжении многих последних лет КР строила защиту внутреннего рынка в основном на применении мер тарифного и фискального ограничения ввоза отдельных видов товаров. Между тем в стороне оказались такие инструменты как количественные ограничения, требования лицензирования, технические нормы, тарифные квоты, антидемпинговые и компенсационные меры и др.
В табл. 1 ниже приведены данные, подтверждающие наличие ущерба экономики отрасли КР (на примере производства сахара, муки пшеничной), выявленные в ходе проведения разбирательства, в целях введения специальных защитных мер.
Таблица 1.
Наличие ущерба экономики отрасли КР
Код ТН ВЭД |
Рост импорта за рассматриваемый период |
Объемы внутреннего производства |
Наличие ущерба от импорта |
Сахар белый |
в 2008 по сравнению с 2006 на 39 % |
Сокращение на 81,3%. |
Убытки в 2006 году в размере 93,5 млн. сом, в 2007 году – 139,97 млн. сом, за первое полугодие 2008 года – 118,8 млн. сом. |
Мука пшеничная |
Удельный вес в общем объеме потребления 20,13 % в 2012 году против – 5,08 % в 2010 году |
Сокращение на 8 % |
Остатки не реализованной муки на складах мукомольных предприятий по состоянию на конец 2012 года составили 35,437 тыс. тонн муки. Запасы непеработанного зерна пшеницы составили 100 тыс. тонн. Загрузка производственных мощностей отечественных предприятий по производству муки составляла в среднем не более 40 %. |
Таблица составлена по материалам Министерства экономики КР
Результаты разбирательств показывают необходимость применения защитных инструментов при неблагоприятном росте импорте. Однако по данным Министерства экономики КР с момента участия в ВТО в республике количество использованных мер весьма незначительно. Так, вводились только специальные защитные меры (квоты, специальные пошлины) на белый сахар из стран СНГ в 2009, яйца в 2010 году и на муку пшеничную в 2009 и в 2011–2014 годах [4].
Сложившаяся ситуация в значительной мере обусловлена тем, что:
1. законодательством КР не было предусмотрено введение количественных ограничений на импорт (кроме алкогольной продукции из стран не членов ВТО);
2. лицензирование импорта имело только разрешительный порядок;
3. антидемпинговые и компенсационные меры, тарифные квоты не вводились: законодательством эти меры предусмотрены;
4. подготовка надлежащих доказательств, для возбуждения расследования в целях введения защитной меры (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры) требует от кыргызских производителей значительных материальных затрат и времени по проведению анализа влияния конкурирующего импорта на состояние и перспективы производства товаров, в отношении которых инициируется расследование;
5. сами предприятия – производители отечественной продукции не всегда знают об имеющихся возможностях, о тех правовых инструментах защиты, которые можно применять с помощью государства в целях защиты от конкурирующей импортной продукции.
Сравнительно-правовой анализ и обзор практических мер применяемых в рамках ЕАЭС и КР показывает, что уровень использования нетарифных мер в странах – участницах ЕАЭС весьма высок, выше, чем в нашей стране. Для примера приведены в таблице 2 практические данные ТС по антидемпинговым и специальным защитным мерам.
Таблица 2.
Защитные меры в ТС ЕАЭС
Меры
|
Введенные |
|||
Антидемпинговые |
Специальные защитные |
|||
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
|
8 |
8 |
6 |
2 |
|
Проводимые расследования |
Завершенные расследования |
|||
11 |
12 |
9 |
2 |
Источник: http://www.eurasiancommission.org/ru/. Торговля
В перспективе присоединение Кыргызской Республики ко всем международным договорам ЕАЭС по нетарифному регулированию создаст систему нетарифных мер в нашей стране, единую с нормами и правилами этого объединения. В этих условиях необходима активная позиция отечественных товаропроизводителей и уполномоченных органов и выработка действенных механизмов для защиты своих интересов.
Выполнение требований ВТО (снижение тарифных барьеров, уменьшение количественных ограничений, сокращение протекционистских мер государства и т. д.) облегчило проникновение на внутренний рынок и значительно увеличило поток импортных товаров и услуг, что усилило конкуренцию на внутреннем рынке. Тем не менее, кыргызский бизнес имел принципиальные возможности, в том числе цивилизованно, в правовом поле, отстаивать интересы отечественной экономики и отечественных производителей и эти возможности были использованы незначительно.
Нетарифное регулирование в ЕАЭС предполагает введение единых нетарифных мер на всей территории союза, установление единого перечня товаров, к которым применяются эти меры. Диапазон нетарифных мер, возможных к применению, относительно широк. Для нас это означает, что в таких условиях, учитывая долю нашего рынка, защита экономических интересов республики во многом будет теперь зависеть от активного участия кыргызских уполномоченных органов, самих предприятий и бизнесменов в работе Евразийской экономической комиссии по внесению предложений и корректировок по нетарифному регулирования. В ином случае интересы нашей стороны останутся не учтенными.
Список литературы:
- Внешняя торговля Кыргызской Республики 2010–2014 г. [Текст] / Нац. стат. комитет. – Бишкек: Б.и., 2015. – 188 с.
- Министерство экономики КР. Внешняя торговля. 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: www.mineconom.kg. – Загл. с экрана.
- Кыргызстан в цифрах [Текст]: стат. сб. / Нац. стат. комитет Кырг. Респ. –Бишкек: Б.и., 2014. – 344 с.
- Результаты разбирательства, в целях установления наличия возросшего импорта муки пшеничной (код ТН ВЭД 1101 00 110 0 и 1101 00 150 0) на таможенную территорию Кыргызской Республики и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли национальной экономики [Текст]. – Бишкек, 2014.
дипломов
Оставить комментарий