Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 02 сентября 2015 г.)

Наука: Экономика

Секция: Инновационные подходы в современном менеджменте

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. ЭКОНОМИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЕСТЬ СЛЕДСТВИЕ ЭКОНОМИИ В МЫШЛЕНИИ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(52). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


 


ЭКОНОМИЯ  В  УПРАВЛЕНИИ  ЕСТЬ  СЛЕДСТВИЕ  ЭКОНОМИИ  В  МЫШЛЕНИИ


Зыков  Михаил  Борисович


д-р  филос.  и  экон.  наук,  профессор  кафедры  философии  и  социальных  наук 
ЕГУ  им.  И.А.  Бунина, 
РФ,  г.  Елец


Сабанина  Наталия  Рафаэлевна


магистрант 
МПГУ  «Институт  культуры  и  искусств»  НИИ  нормальной  физиологии  им.  П.К.  Анохина,


РФ,  г.  Елец


E-mailmyzeinatali@mail.ru


 


THE ECONOMY IN ECONOMICS IS A CONSEQUENCE OF ECONOMY IN THINKING

Mihail  Zykov


Ph.D.  in  Philosophy  and  Economy,  Professor,  Chair  of  Philosophy  and  social  sciences, 
Elets  State  Unuversity  named  after  I.A.  Bunin, 
Russia, 
Yelets


Natalia  Sabanina


magister. 
Institute  for  Normal  Phisiology  named  after  P.K.  Anokhin
Institute  for  Culture  and  Arts
RussiaYelets


 


АННОТАЦИЯ


Управление  в  современной  экономике  основывают  обычно  на  экономических  же  законах  и  принципах  самой  рыночной  экономики.  В  предлагаемой  статье  авторы  доказывают,  что  не  менее  необходимо  учитывать  законы  и  принципы  психологии  «экономического  человека»,  являющегося  актором  экономики,  в  частности  закон  экономии  мышления.  Новизна  такого  подхода  к  экономике  определяет  необходимость  специального  названия  для  новой  отрасли  экономической  науки  —  «Невроэкономика».

ABSTRACT

The management in modern Economy is usually based on Eonomics’s lows and principles. Authors of this paper proves the necessity to take into account also lows and principles of the modern economy major actor’s (“economy’s human beings”) psychology, in particular, — the thought’s economy low. The newness of such approach provokes to start the new branch of the economy science, named “Nevroeconomics”.


 


Ключевые  слова:  Экономика;  закон;  принцип;  экономический  человек;  закон  экономии  мышления;  невроэкономика. 


Keywords: Economics; low; principle; economy’s human being; the thought’s economy low; Nevroeconomics.


 


             I.          Основные  понятия  невроэкономики


После  появления  в  последние  пятьдесят  лет  в  теле  экономической  науки  двух  принципиально  новых  категорий  «человеческий  капитал»  и  «социальный  капитал»  принцип  «экономика  должна  быть  экономной  стал  особенно  актуальным,  поскольку  теперь  он  должен  выводиться  не  из  материальных  факторов  окружающей  среды,  а  из  деятельности  творческого  человека.


Хорошо  известно,  что  в  сумме  трёх  основных  экономических  капиталов  —  физического,  финансового  и  человеческого,  последний  с  каждым  годом  занимает  всё  более  значимую  часть  в  развитых  странах.  Но  если  это  так,  то  становится  актуальным  вопрос  —  откуда  берётся  это  новое  богатство  —  человеческий  капитал?  Чтобы  ответить  на  этот  вопрос  нам  придётся  вернуться  к  работам  более,  чем  100  летней  давности,  а  именно,  к  оригинальным  научным  концепциям,  выдвинутым  немецкими  учёными  Рихардом  Авенариусом  и  Эрнстом  Махом,  в  конце  ХIX  —  начале  ХХ  веков.  В  них  речь  шла,  в  частности,  о  всеобщем  законе  экономии  сил,  энергии,  мышления  и  т.  д.,  как  о  важнейшем  принципе  всей  современной  жизни  человечества.  Механизм  действия  этого  принципа  Авенариус  определил  во  введении  своей  работы  следующими  словами:  «  …поскольку  душа  подчинена  условиям  органической  жизни  и  требованиям  целесообразности,  постольку  наш  принцип  становится  принципом  развития:  на  апперцепцию  душа  тратит  не  более  силы,  чем  необходимо  и  при  множественности  различных  апперцепций,  отдаёт  предпочтение  той  из  них,  которая  с  меньшей  тратой  сил  даёт  больший  результат  или  с  той  же  тратой  сил  достигает  большего…»  [1,  с.  5].  Далее  он  пишет,  что  этим  принципом  можно  объяснить  развитие  всей  философии:  «Понятый  и  применимый  таким  образом,  принцип  наименьшей  силы  или  траты  сил  представляет  точку  зрения,  с  которой  можно  рассматривать,  оглядываясь  назад,  развитие  философии  от  её  зарождения  и,  заглядывая  вперёд,  предусмотреть  конечное  развитие  мышления  о  мире»  [1,  с.  5].  И,  добавим  от  себя,  и  историю  и  теорию  современной  экономической  науки,  поскольку  она,  так  же  как  и  философия  является  наукой  гуманитарной.  Сделать  это  можно  опираясь  на  современное  понимание  природы  и  сущности  человеческого  капитала. 


В  нашей  концепции  человеческого  капитала  он  определяется  как  системная  совокупность  шести  его  компонентов  из  которых  три  характеризуют  здоровье  человека  (телесное,  психическое  и  социальное),  два  —  его  интеллект  (смысловое  крититическое  мышление  и  творческую  интуицию)  и  самое  главное  качество  современного  экономического  человека  —  его  совесть  [4,  с.  152].


Если  мы  внимательно  рассмотрим  каждый  из  этих  компонентов,  то  мы  увидим  как  конкретно  работает  принцип  «наименьшей  меры  и  траты  сил»  в  современную  эпоху:


1.  Телесное  здоровье.


Понятно,  что  суммарный  человеческий  капитал  страны  напрямую  зависит  от  количества  людей  работоспособного  возраста.  Это  особенно  хорошо  понимают  китайцы,  индийцы,  бразильцы  и  США,  которые  обращают  огромное  внимание  на  постоянное  увеличение  числа  своих  граждан.  Кроме  того,  мерой  индивидуального  здоровья  является  продолжительность  жизни  и  активный  образ  жизни,  высокие  показатели  которых  неизменно  оказывают  позитивное  влияние  на  экономику.  В  качестве  примера  вложений  в  будущее  здоровье  нации,  можно  обратить  внимание  на,  так  называемый,  “Food  bank”,  организованный  в  США  специально  для  того,  чтобы  обеспечить  достаточное  питание  тем  семьям,  в  которых  есть  угроза  нехватки  качественного  питания,  особенно  белкового.  Ещё  одним  из  наиболее  окупаемых  вложений  в  телесное  здоровье,  являются  затраты  на  оздоровление  окружающей  среды.


2.  Психическое  здоровье. 


Как  известно  психических  процессов  и  состояний  у  нормального  человека  свыше  1500.  Однако  основными  являются  следующие  пять:  память,  внимание,  мышление,  воображение,  восприятие.  Все  эти  процессы  связаны  непосредственно  с  деятельностью  систем  организма,  в  частности  ЦНС,  поэтому  мы  поддерживаем  инициативу  ряда  учёных,  предложивших,  новую  отрасль  экономической  науки  стоящей  на  стыке  физиологии,  медицины,  психологии  и  экономики  —  нейроэкономики.  Лауреат  Нобелевской  премии  по  экономике  2013  г.  Роберт  Дж.  Шиллер  описывая  новое  научное  направление  невроэкономику  считает,  что  «невроэкономическая  революция  прошла  несколько  основных  этапов  совсем  недавно,  в  частности,  публикация  в  2010  г.  книги  невролога  Пола  Глимчера  «Основы  невроэкономического  анализа»  —  недвусмысленная  вариация  названия  классической  работы  1947  года  Пола  Самуэльсона  «Основы  экономического  анализа»,  помогла  начать  революцию  в  экономической  теории  [12]». 


«Глимчер  скептически  относится  к  сложившейся  экономической  теории  и  ищет  физическую  основу  для  нее  в  мозге.  Он  хочет  трансформировать  «мягкую»  теорию  о  полезности  в  «жесткую»  теорию  о  полезности,  открыв  мозговые  механизмы,  которые  лежат  в  ее  основе»  [12].  А  именно  мозговые  механизмы  экономии  энергии  и  сил  в  нервной  системе.  Например,  известен  факт,  что  шахматист  уровня  чемпиона  мира  теряет  за  2-х  часовую  игру  килограммы  веса.  Ясно,  что  при  этом  принцип  экономии  психических  сил  и  энергии,  является  основным,  для  достижения  звания  чемпиона  мира.  Можно  при  этом  вспомнить  замечательные  слова  В.И.  Ленина  «Главное  в  работе  —  отдых».


3.  Социальное  здоровье. 


Многим  менее  известно  социальное  здоровье,  многочисленные  трактовки  которого  весьма  противоречивы.  В  нашей  концепции  мы  определяем  социальное  здоровье  как  способность  человека  быть  идеальным  руководителем  и  идеальным  подчинённым.  Такая  трактовка  связана  с  тем  общеизвестным  обстоятельством,  что  у  каждого  здорового,  нормального  человека  всегда  есть  и  руководители  и  подчинённые.  Экономия  здесь  состоит  в  том,  что,  не  упорствуя,  не  сопротивляясь  (при  подчинении  кому-то),  и  не  принуждая  (кого-нибудь  при  управлении)  можно  получить  максимальный  результат  при  минимальном  расходе  нервной  энергии  и  сил.


4.  Смысловое  критическое  мышление.


Лежит  в  основе  всех  способов  быстрочтения.  Этот  подход  является  основным  в  системе  всего  общего  образования  в  развитых  странах:  учебный  предмет  критическое  чтение,  является  не  только  частью  образовательных  программ,  но  его  принцип  сам  по  себе  обязателен  при  освоении  всех  остальных  учебных  предметов.  Вызвано  это  тем,  что  невозможно  воспитать  творца  из  человека,  который  не  умеет  видеть  недостатки  уже  существующего.  Понятно,  что  одновременно  —  это  и  принцип  экономии  нервных  сил,  который  позволяет  фирмам  Майкрософт  процветать  за  счёт  того,  что  принципиально  новые  программы  они  внедряют  уже  с  частотой  раз  в  две  недели.


5.  Творческая  интуиция.


Компонент  человеческого  капитала  творческая  интуиция  как  никакой  другой  компонент  является  ареной  демонстрации  полезности  принципа  экономии  нервной  энергии.  Конечно  же  каждый  из  нас  помнит  со  школьных  лет  замечательный  рассказ  А.П.  Чехова  «Лошадиная  фамилия»:  когда  каждый  из  нас  пытается  произвольно  придумать  что-либо,  у  него  как  правило  выходит  это  путём  огромных  затрат  сил,  но  стоит  доверить  это  дело  своему  «внутреннему  человеку»  —  решение  находится  моментально,  без  всяких  затрат  сил  и  энергии  —  люди  называют  это  «озарением»,  «инсайтом».  Известны  хрестоматийные  примеры  использования  его  в  бизнесе  и  экономике:  известно,  что  Д.И.  Менделеев  в  течение  полутора  десятков  лет  пытался  сформулировать  свою  знаменитую  периодическую  таблицу  элементов,  тратя  на  это  все  свои  жизненные  силы  и  средства.  Одновременно  он  решал  и  некоторые  прикладные  бизнес-задачи,  например  вывода  Российского  сельского  хозяйства  на  мировой  рынок.  Он  придумал  это  сделать  за  счёт  распространения  в  России  сыроварения,  технологию  производства  которого  он  значительно  усовершенстовал  опираясь  на  местные  условия  ведения  хозяйства.  Однажды  Дмитрий  Иванович  зашёл  к  ректору  университета,  чтобы  получить  удостоверение  и  деньги  на  поездку  в  Рязанскую  область  для  внедрения  сыроварения.  Как  назло  с  деньгами  в  университете  было  плохо,  и  ректор  отказал  и  в  удостоверении  и  в  деньгах.  Возмущённый  Менделеев  сказал,  что  не  уйдёт  из  приёмной  ректора  до  тех  пор,  пока  не  тот  не  выдаст  то  и  другое.  После  этого  заявления  все,  включая  ректора,  удалились,  оставив  гения  химии  ночевать  одного  в  приёмной.  Д.И.  Менделеев  взял  перо  и  стал  писать  заметку  в  столичную  газету,  однако,  перо  против  его  воли  нарисовало  ему  периодическую  таблицу  элементов.  Вошедшие  утром  ректор  и  служащие  увидели  самого  счастливого  в  мире  человека. 


6.  Совесть.


Наконец,  ничто  так  не  экономит  нервную  энергию,  как  чувство  чистой  совести.  Про  это  так  и  говорят,  он  сделал  дело  и  пошёл  спать  с  чистой  совестью,  поскольку  угрызения  нечистой  совести  изматывают  нервную  систему  больше  всего  на  свете.


В  современном  обществе  огромную  роль  играет  не  только  человеческий  капитал,  но  и  социальный.  Он  складывается,  естественно,  из  человеческих  капиталов  граждан  страны,  является  как  бы  их  суммой.  Точным  финансовым  выражением  социального  капитала  является  ВВП  страны.  Однако,  всем  хорошо  известно,  что  даже  если  вся  страна  сплошь  состоит  из  Менделеевых  и  Ломоносовых,  но  управляется  плохо,  то  социальный  капитал  в  этом  случае  может  быть  вообще  равен  нулю.  Очень  важно,  чтобы  творческая  энергия  людей  была  направлена  на  решение  важных  народнохозяйственных  задач,  а  не  на  приспособленчество,  не  на  взаимные  интриги,  или  на  какие-нибудь  другие  грустные  события  общественной  жизни.  Идеальным  управленцем  в  смысле  социального  капитала  является  так  называемый  расширенный  экономический  порядок,  впервые  сформулированный  и  описанный  Ф.  Хайеком  в  своей  Нобелевской  работе.  Именно  этот  порядок  позволяет  использовать  индивидуальный  человеческий  капитал  каждого  гражданина  общества  самым  оптимальным  образом,  объединив  его  в  социальный  капитал  страны. 


          II.          Концепция  механизмов  невроэкономики.


Одной  из  основных  причин  экономического  краха  СССР  явилось  то,  что  основные  положения  политэкономии  социализма  обычно  декларировались,  так  же  декларировались  основные  задачи,  которые  должны  были  быть  достигнуты  в  процессе  выполнения  очередной  пятилетки,  однако  механизмы  осуществления  этих  деклараций  и  намеченных  планов  практически  никогда  не  прорабатывались.  Самым  ярким  примером  такой  политэкономической  практики  было  заявление  Н.  Хрущёва,  когда  он  в  1961  г.  утверждал,  что  через  20  лет  каждый  советский  человек  будет  жить  при  коммунизме.  Такой  подход  начал  применяться  уже  с  первых  лет  советской  власти  и  социализм  в  СССР  был  официально  признан  построенным  до  опубликования  первого  советского  учебника  по  политэкономии  [13,  с.  127].  Имея  ввиду  эти  обстоятельства,  мы  в  настоящей  статье  считаем  необходимым  не  только  определить  основные  категории  невроэкономии  как  науки,  но  и  указать  механизмы  их  работы  на  практике.  Для  этого  воспользуемся  рисунком  1. 


 


универсум.jpg


Рисунок  1.  Ступени  восхождения  в  развитии  «экономического»  человека  и  человечества


 


При  обосновании  механизмов  невроэкономики  необходимо  отойти  от  стандартного  термина  индустриальной  эпохи  «рабочая  сила».  В  постиндустриальную  эпоху  во  времена  информационной  цивилизации  категория  «рабочая  сила»  замещается  категорией  «экономический  человек»  [15].  Под  «экономическим  человеком»,  мы  понимаем  человека,  наделённого  высоким  человеческим  капиталом,  который  необходим  и  востребован  современным  рынком.  Всё  в  экономике,  что  можно  заменить  механическим  автоматом  и  компьютером,  например  киоск  для  продажи  газет  и  журналов  на  станции  метро  в  Москве,  моментально  и  неизбежно  передаётся  от  субъектов  «рабочей  силы»  именно  им.  В  результате  возникает  так  называемая  технологическая  безработица,  когда  число  рабочих  мест  стремительно  сокращается  и  индустрия  с  экономикой  начинают  нуждаться  не  в  рабочей  силе,  а  в  человеке-творце,  обладателе  всех  шести  компонентов  человеческого  капитала. 


На  рисунке  1  показаны  три  ступени  абстрагирования  и  конкретизации  в  различных  областях  развития  невроэкономики  развития  человека  «экономического»,  которые  лежат  в  основе  поступательного  развития  общества,  от  состояния  варварства  до  современной  цивилизации.  Над  первыми  тремя,  обозначена  ещё  одна  ступень  —  «Универсум»,  которая  показывает  будущую,  потенциальную  направленность  развития  системы  «Природа-Общество-Человек»,  так  как  под  универсумом  —  мы  понимаем  совокупную  систему  Природы  (первая  природа)  и  человеческой  культуры  (вторая  —  рукотворная  —  культура)  и  сам  человек.  Три  этих  элемента  существуют  и  сегодня,  однако  гармонии  между  ними  ещё  не  установлено.  По  большому  счёту  —  человечество  стремится  этому  балансу  —  когда  человек  научится  жить  в  гармонии  с  окружающей  средой  и  когда  это  будет  достигнуто  —  мы  сможем  зафиксировать,  что  степень  гармонии  человека,  человечества  и  природы  приобрела  характер  Универсума,  с  точностью  до  общественно-исторической  практики  [14].  Описываемые  в  этой  статье  механизмы  невроэкономики  —  предполагают  развитие  человека  и  человеческой  культуры,  в  том  числе  и  экономической,  именно  в  этом  направлении.


Крайний  левый  столбик  поясняет  ступени  вербальных  абстрагирования  и  конкретизации  [5,  с.  251].  Первая  ступенька  —  это  переход  от  состояния  дикости  к  возникновению  —  термина  (человеческого  языка),  вторая  ступенька  —  переход  к  понятийному  мышлению,  третья  —  переход  от  понятия  к  категориям  (сущностное,  философское  мышление).  Современный  человек  и  человечество  находит  решение  всех  проблем  только  на  высшем  —  философском  —  уровне  вербального  абстрагирования.  Этим  ступеням  абстрагирования  соответствуют  три  ступени  конкретизации:  от  философского  мышления  к  понятийному,  от  понятийного  —  к  мышлению  в  терминах,  от  мышления  в  терминах  к  инстинктивному  поведению.  Ступени  абстрагирования  и  конкретизации  являются  ступенями  неразрывной  системы.  При  решении  задач,  например  экономических,  человек  и  человечество  совершают  восхождение  от  конкретного  к  абстрактному  тремя  указанными  ступенями  абстрагирования,  найдя  адекватное,  удовлетворяющее  практику  решение  на  высшем  уровне  абстрагирования,  человек  совершает  обратный  путь  ступенями  конкретизации  —  составляя  подробную  «инструкцию»  —  алгоритм  действия.  Третья  ступень  вербального  абстрагирования  доступна  не  всем  людям,  а  только  в  высшей  степени  образованным  —  гармонично  и  всесторнне  развитым  людям.  Именно  такие  люди,  которых  мы  называем  Аватарами  (см.  рис.  1  —  типу  Личности),  способны  поднимаясь  к  по  ступеням  абстрагирования  создать  правильные  модели  решения  проблем,  и  затем  спуститься  по  ступеням  конкретизации,  с  тем,  чтобы  разработать  алгоритмы  действия  для  других  людей  —  Силачей  и  Эмиров.  Аналогичные  ступени  абстрагирования  и  конкретизации  характерны  и  для  всех  остальных  областей  существования  человека:  его  психической  жизни  —  видов  активного  психического  отражения  (АПО)  действительности,  его  типа  личности  —  ЭМИР,  СИЛАч,  АВАТар  [4,  c.  154],  типа  устройства  человеческого  общества  и  его  второго  типа  абстрагирования  —  чувственного,  приведённых  на  рисунке  1. 


Другим  важным  типом  абстрагирования  и  конкретизации  —  является  чувственное  абстрагирование.  Человеческая  психика  в  своей  творческой  ипостаси  использует  два  взаимосвязанных  механизма  —  вербального  и  чувственного  абстрагирования.  Впервые  на  это  обратил  внимание  И.  Кант  в  своей  антропологии  [12],  а  вслед  за  ним  в  работах  Г.М.  Фихте,  И.  Шеллинга,  К.  Маркса,  Вл.  Соловьёва,  Ж.  Пиаже,  Г.  Башляра,  С.Л.  Рубинштейна,  А.Н.  Леонтьева,  К.А.  Абульхановой-Славской  и  А.В.  Брушлинского,  и  к  настоящему  времени  взаимодействие  этих  2-х  компонентов  в  человеческой  психике  может  быть  охарактеризовано,  как  это  показано  на  рис.  1.  Первая  ступень  чувственного  абстрагирования  —  это  чувства,  оформленные  как  чувства,  вторая  ступень  —  чувства  в  оболочке  эмоционального  языка  (у  современного  человека  в  этом  языке  около  пятисот  слов),  и  высшая  ступень  —  это  чувства  в  вербальном  оформлении,  которые  приобретают  характер  ценностей.  На  уровне  эмоционального  языка  чувства  —  выражаются  в  виде  предпочтений  —  «хочу-не  хочу»,  «нравится-не  нравится».  На  уровне  ценностей  чувство  входит  в  сознание  человека  и  может  обсуждаться  в  интерсубъективной  форме  —  люди  могут  соглашаться  или  спорить,  сопоставлять  свои  чувства.  Наиболее  точным  вербальным  оформлением  чувства,  на  сегодняшний  день  является  —  поэзия. 


В  трёх  формах  активного  психического  отражения  (АПО)  соответствующие  ступеньки  абстрагирования  и  конкретизации  называются  —  подсознание,  досознание  и  сознание.  Подсознание,  характерезуется  тем,  что  действует  в  психике  человека  постоянно  и  связано  с  триллионами  процессов  протекающих  в  человеческом  теле  и  психике.  Это  мощная  система,  исследование  которой  ведётся  всего  около  ста  лет,  но  которая  оказывает  диффузное  влияние  на  поведение  отдельного  человека  и  целых  стран  и  народов.  Например,  такие  человеческие  инстинкты  как  «любознательность»  и  «ксенофобия»,  определяя  поведение  людей,  находятся  на  низшей  ступени  абстрагирования,  поэтому  не  могут  служить  правильным  руководством  к  построению  гармоничной  структуры  —  природа-общество-человек.  Досознание,  отличается  тем,  что  в  ней  появляются  абстрактные  формы  в  виде  установок:  например  такая,  что  «можно  конкурировать  в  экономике  даже  с  самым  лучшим  другом»  или  «более  или  менее  жёсткое  неприятие  другого  мнения  в  науке,  например,  в  рамках  одной  научной  школы».  «Установочное  мышление»  на  уровне  догм  и  авторитетов,  навязываемых  человеку  обществом,  и  мешающие  его  гармоничному  и  всестороннему  развитию,  развитию  как  человека  способного,  в  частности,  эффективно  действовать  в  экономике.  Высшей  абстрактной  формой  активного  психического  отражения  является  —  Сознание.  Определяется  это  тем,  что  в  нём  человек  может  оперировать  в  виде  категорий  со  всей  системой  ценностей  освоенных  современным  человечеством,  в  том  числе  системой  онтичных  ценностей  [5,  с.  251]  —  совестью.  Эта  система  оказывается  особенно  эффективной  когда,  никакие  установки,  правила,  инструкции  —  не  работают,  когда  приходится  опираться  только  на  творческую  интуицию,  механизм  которой  и  заключается  в  работе  с  ценностями.


Ступени  абстрагирования  при  развитии  типа  человеческой  личности  обозначены  нами  словами  —  ЭМИР,  СИЛАЧ,  АВАТАр.  ЭМИР  —  называется  по  первым  буквам  слов  Энергия,  Материя,  Инстинкт,  видовое  Разнообразие  (Род).  Это  тип  человека,  поднявшийся  на  первую  ступень  абстрагирования  и,  таким  образом,  оторвавшийся  от  животного  царства.  СИЛАч,  во  всех  четырёх  базовых  потребностях  поднимается  на  более  высокую  ступень  абстрагирования.  Стремление  к  материальному  накоплению  заменяется  принципом  Справедливости,  инститнктивное  поведение  на  более  Информационно-обоснованное.  Секс  заменяется  семейной  Любовью.  Беспорядочно-используемая  и  расходуемая  ЭМИРом  энергия  приобретает  характер  управляемого,  сознательно  контролируемой  Активности  —  социально-приемлемого  поведения.  Высшим  типом  абстрагирования  в  совершенствовании  человеческой  личности  является  АВАТар,  у  которого  понятие  справедливости  заменяется  на  категорию  Альтруизм,  понятие  Информации  на  категорию  Вдохновение,  семейная  любовь  заменяется  Любовью  ко  всему  живому  —  Агапе,  и  понятие  Активного,  социально-приемлемого  поведения  на  категорию  Творчество.  Замечательным  отличием  Аватара,  от  Силача  и  Эмира,  является  то,  что  Совесть,  понимаемая  как  система  онтичных,  истиных  ценностей,  является  основным  мотивом  его  поведения:  «Жить  по  совести,  работать  на  совесть  и  в  том  же  духе  воспитывать  своих  детей»  (Л.Н.  Толстой).


В  организации  общественной  жизни  (имеются  ввиду  —  все  формы  от  влюблённой  пары  до  большой  страны)  так  же  можно  выделить  три  ступени  абстрагирования,  условно  называемые  —  Племя,  Империя  и  Республика.  На  рисунке  2  эти  ступени  абстрагирования  можно  рассмотреть  более  подробно. 


 


Организация общественной жизни.jpg


Рисунок  2.  Организация  общественной  жизни


 


Так  общественную  организацию  —  Племя  —  можно  расчленить  во  времени  на  четыре  подступени:  человеческое  «стадо»,  род,  племя,  союз  племён.  Каждая  из  этих  ступеней  характеризуется  своим  типом  «невроэкономического»  поведения,  соответствующего  своей  ступени  цивилизационно-экономического  развития  —  типам  «культур».  Имперская  стадия  характеризуется  тем,  что  впервые  в  общественной  жизни  человека  появляется  государство,  понимаемое  как  основной  жизненный  цикл  общества  [9,  с.  740],  управляемый  осью  власти.  На  первых  порах,  это  становится  возможным,  только  в  отдельно-взятых  городах  —  Номах.  На  втором  этапе  города  подчиняют  своему  контролю  (военному  и  экономическому)  всю  сельскую  территорию  страны.  Такой  тип  экономики  страны  является  экстенсивным.  На  третьем  этапе  власть  самодержца  ограничивается  необходимостью  перехода  к  интенсивному  общественно-экономическому  развитию,  то  есть  не  за  счёт  расширения  территорий,  а  за  счёт  повышения  производительности  и  качества  труда.  Наконец  на  этапе  республики  на  двух  последующих  ступенях  культуры,  требуется  возникновение  демократического  устройства  общества,  определяющего  возможность  и  право  каждого  человека  на  всестороннее,  гармоничное  развитие  личности  с  использованием  механизма,  так  называемого,  свободного  расширенного  рыночного  порядка  (по  Ф.  Хайеку).


Однако  довольно  быстро  выясняется,  обычный  рынок,  эффективно  соединяет  лишь  эмиров  и  силачей.  Так  как  Аватары  в  такой  порядок  вписываются  плохо,  потому  что  их  система  ценностей  сильно  отличается  от  системы  ценностей  силачей  и  эмиров,  в  частности  тем,  что  главенствующим  мотивом  их  поведения  является  Совесть,  которая  с  трудом  принимает  правило  примитивного  рынка  о  том,  «что  всё  продаётся  и  всё  покупается».  Аватар  —  это  «сгусток  культуры»,  существующий  только  в  рамках  гуманизма  —  общества,  построенного  на  принципах  любовного  отношения  друг  к  другу.  С  другой  стороны  выживание,  развитие  и  конкурентоспособность  общества  невозможны  без  Аватаров  и  ему  (обществу)  необходим  такой  рынок,  который  бы  включал  Аватаров  в  свою  систему  как  необходимого  актора.  Для  этого  необходимы  механизмы  максимизации  человеческих  капиталов  общества  и  увеличению  количества  Аватаров  —  как  акторов  рынка,  главным  «товаром»  в  расширенном  рыночном  порядке  становится  Человеческий  капитал,  как  цель  экономического  развития  любого  общества.  Поэтому  важным  направлением  экономической  теории,  которая  описывает  рынок,  где  главным  товаром  является  человеческий  капитал  —  становится  невроэкономика.  Принцип  экономии  мышления  выражается  при  этом  совершенствованием  способности  человека  к  абстрагированию  и  конкретизации.


Однако  довольно  быстро  выясняется,  что  обычный  рынок  эффективно  соединяет  лишь  эмиров  и  силачей.  Аватары  в  такой  порядок  вписываются  плохо,  поскольку  их  система  ценностей  сильно  отличается  от  системы  ценностей  силачей  и  эмиров,  —  в  частности  тем,  что  главенствующим  мотивом  аватарного  поведения  является  Совесть,  которая  с  трудом  сочетается  с  принципом  «всё  продаётся  и  всё  покупается».  Аватар  —  это  «сгусток  культуры»,  существующий  только  в  рамках  гуманизма  —  общества,  построенного  на  принципах  любовного  отношения  людей  друг  к  другу.  С  другой  стороны,  выживание,  развитие  и  конкурентоспособность  общества  невозможны  без  Аватаров  и  ему  (обществу)  нужен  такой  рынок,  который  бы  включал  Аватаров  в  свою  систему.  С  этой  целю,  на  основании  уже  существующего  рыночного  порядка,  возникают  механизмы  максимизации  человеческих  капиталов  общества  и  увеличение  количества  Аватаров  —  как  акторов  рынка.  Главным  «товаром»  в  таком  расширенном  рыночном  порядке  становится  «человеческий  капитал»  как  цель  экономического  развития  любого  общества.  Поэтому  единственный  тип  экономической  теории,  которая  описывает  рынок,  где  главным  товаром  является  человеческий  капитал  —  мы  называем  невроэкономикой.  Принцип  экономии  мышления  выражается  при  этом  совершенствованием  способности  человека  к  абстрагированию  и  конкретизации,  к  творчеству.


На  основании  всего  вышесказанного  мы  считаем  перспективным  развитие  одной  из  новых  отраслей  экономической  теории  —  невроэкономики.  В  этом  подходе,  основанном  на  вечных  традициях  гуманизма,  основное  внимание  уделяется  компонентам  человеческого  капитала,  его  расширенному  общественному  воспроизводству  и  использованию  в  максимизации  ВВП  страны. 


 


Список  литературы:

  1. Авенариус Рихард Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил. Prolegomena к критике чистого опыта: Пер. с нем./ Под. Ред. Н.Н. Филиппова /Изд. 2-е стереотипное. — М.: КомКнига,2007 г. — 56 с. (Из наследия мировой философской мысли: история философии). ISBN 978-5-484-00945-9.
  2. Беккер Гэри С. Человеческое поведение: экономический подход // Под ред. Г. Беккера, М.: ГУ ВШЭ, 2003 г. — с. 336 
  3. Воеводин С.А. Идейно-политическая сущность маоизма // Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977 г.
  4. Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Создание эколого-социально-экономического союза как необходимое продолжение деятельности римского клуба // Сборник «Экологическое образование и экологическая культура населения»: Материалы международной научно-практической конференции 25—26 февраля 2013 г. — Прага, 2013. — 191 с. — С. 151—162. Научно-издательский центр "Социосфера" ISBN 978-80-87786-14-7.
  5. Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Два источника онтичной информации предполагают два типа теоретической абстракции // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы международной научно-практической конф. (Чебоксары, 10 сент. 2014 г.)/ред. кол.: О.Н. Широкова [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интеракив плюс», 2014, — 364 с., — стр. 250—256 ISBN 978-5-906626-37-0.
  6. Зыков М.Б. Сабанина Н.Р. Человеческий и социальный капитал на постсоветском пространстве // Российское государство и социально-экономические вызовы современности: сборник научных статей. Том I. — М.: Проспект, 2015. — 896 с., — стр. 745—755 ISBN 978-392-18828-4.
  7. Зыков М.Б. Сабанина Н.Р. Определяющее влияние общего уровня культуры на развитие мировой экономики и инноватики // Российское государство и социально-экономические вызовы современности: сборник научных статей. Том I. — М.: Проспект, 2015. — 896 с., — стр. 745—755 ISBN 978-392-18828-4.
  8. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. — СПб.: Наука, 1999. — 471 с.
  9. Роберт Дж. Шиллер Нейроэкономика: революция в экономической теории, 2011 г. // [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://finance.liga.net/stock/2011/11/22/articles/25067.htm (дата обращения 02.09.2015).
  10. Розенталь М.М. Диалектика «капитала» К. Маркса. — М.: Политиздат, 1967 г., — стр. 127—130.
  11. Сабанина Н.Р. Методология освоения ценностей в практике музейного педагога школьного музея // Выпускная аттестационная работа 16.05.2015 (каф. Философии образования, МИОО г. Москва); рукопись, — с. 140, — стр. 65.
  12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии работы — М.: Прогресс, 1986 — 543 с. 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.