Поздравляем с Днем народного единства!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V

Библиографическое описание:
Соболева И.В. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_1.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_II.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_III.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_IV.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_5.pdf (дата обращения: 04.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ

Соболева Ирина Владимировна

Студентка 1курса, Школа искусства, культуры и спорта ДВФУ,

г. Владивосток

Е-mail: Corondiola@mail.ru

Гороховская Лариса Георгиевна

научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ДВФУ, г. Владивосток

 

 

Актуальность данной работы заключается в том, что культура на современном этапе развития нуждается в инновационной деятельности. Социокультурное проектирование является таковой и приобретает большую популярность в последние десятилетия. В связи с этим мы ставим задачу показать значение социокультурного проектирования как инновационной деятельности в культуре через рассмотрение черт и особенностей этой деятельности.

Изучением данной темы занимались следующие авторы: Марков А.П., Бирженюк Г.М., Дридзе Т.М., Альтшуллер Г.С., Орлова Э. и др.

Понятие «проектирование» берет свое начало еще с античности, с работ Платона «Государство», «Пир». Но свое широкое распространение данное понятие обрело лишь в последние десятилетия. Это связано со становлением постиндустриального общества.

Проект — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Проекту свойственны такие характеристики, как временность (четкие временны́е рамки), уникальность результата, последовательная разработка [6].

«Проектирование — форма деятельности, обладающая признаками опережающего отражения действительности, в ходе которой создается прообраз (прототип) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту» [7, с.448].

Проект в культуре является антиподом рутинной деятельности, который разрабатывается затем, чтобы привлечь внимание к социокультурной проблеме, заявить о ней.

Из оппозиции проект – рутинная деятельность проистекает «революционная» сущность проектов. Они ломают установившийся порядок вещей, давно сложившиеся и освященные традицией процедуры культурной деятельности. «Без волн – проектов море культуры превратилось бы в стоячее болото».

Жизнь культурных инициатив и проектов коротка, но именно они отвечают за модернизацию и развитие.

Под определенным углом зрения культурой следует считать только то, что находится на острие, постоянно рождается, а не преподносится в готовом виде. Проекты принадлежат культуре производящей, а не культуре воспроизводящей образцы, нормы, ценности, а, следовательно, стереотипы и стандарты [3].

«Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать» [5, с.9].

«Инновационность и неповторимость, казалось бы, относятся к бесспорным характеристикам проектной деятельности. В действительности все обстоит сложнее, поскольку степень инновационности бывает разной. Проект может быть новым для данной сферы, данного региона, данной организации, или новым вообще, то есть уникальным. Новизну проекта всегда можно подвергнуть сомнению» [3].

Поэтому, гораздо важнее новизны творческий характер замысла. Проектная деятельность пронизана творчеством. Увидеть проблему — искусство, красиво выразить ее словами — тоже искусство, а если еще сформулировать решение проблемы — проект появится на свет сам собой. Проектирование стало способом преобразования культурной действительности через индивидуальность автора.

«Социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качествеобъекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек, как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов» [5,с20].

На практике все выше сказанное легко проследить при изучении активной культурной деятельности вузовской молодежи города Владивостока.

Чаще всего сферами социокультурного проектирования становятся актуальные проблемы современной молодежи такие, как образ жизни, досуг, творческая самореализация.

Ярким примером служит проект «ТГЭУ – территория здоровья». В рамках этого проекта Тихоокеанский государственный экономический университет проводит следующие мероприятия: Игровой кроссс полосой препятствий, ток-шоу «жизнь до и после», Выставка творческих работ «Время задуматься», Заключительный концерт.

В процессе игрового кросса команды первокурсников выполняли определённые задания, связанные с профилактикой наркомании, табакокурения, алкоголизма и ВИЧ/СПИДа среди молодёжи [2].

В той же тематике проходит ток-шоу «Жизнь до и после», которое является частью проекта «ТГЭУ – территория здоровья». Данное мероприятие ставит своей целью привлечение внимания к таким проблемам, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, СПИД, ранние аборты, вызов рефлексии у самих студентов.

Кураторы проекта устроили выставку творческих работ (стенгазет и плакатов) на актуальные темы для проекта (табакокурение, алкоголизм, наркомания, СПИД), под названием «Время задуматься».

Окончанием проекта являлся Заключительный концерт, где подводились итоги всего мероприятия и награждались победители выставки и игрового кросса.

Таким образом, проект «ТГЭУ – территория здоровья» ведет пропаганду здорового образа жизни, просветительскую работу не через скучные лекции, а в игровой и творческой форме.

Культурные проекты ТГЭУ разносторонне направлены, преследуют разные цели, но, безусловно, оказывают свое влияние на формирование культурной среды как вуза, так и города.

Через реализацию проекта происходит не только обогащение досуга, но и наполнение его ментальной составляющей, т.е. в процессе привлекается внимание к актуальным проблемам жизнедеятельности студенчества и общества в целом.

Следующим примером может служить проект «Вечер молодежной поэзии», приуроченный к 31 марта – Всемирному дню поэзии, состоявшийся в ДВФУ. Он проводится при поддержке управления по делам молодёжи администрации города Владивостока. Молодым поэтам представилась возможность прочесть свои произведения и ознакомится с творчеством других авторов. В вечере принимают участие участники и победители конкурса «Гул океанского прибоя» имени П.И. Гомзякова. Так же в Институте научной информации Фундаментальной библиотеки ДВФУ состоится выставка картин поэтов – художников.

Идея проекта «Вечер молодежной поэзии» очень актуальна, ведь сегодня писать стихи и прозу и выкладывать их в Интернет на популярных литературных сайтах стало распространенным явлением среди молодежи. Все чаще свои чувства, переживания подростки и молодые люди оставляют на бумаге и в глобальной сети. Молодежь пишет обо всем, делится стихами с друзьями, публикует их в своих «живых» журналах. Во Владивостоке творческая молодежь теперь может публично заявить о себе и явить своё творчество миру [1].

Цели и задачи этого проекта состоят в повышении уровня духовной культуры молодежи, повышении общественной значимости литературного творчества, поддержке литературно одаренных молодых поэтов, прозаиков, публицистов, совершенствовании работы литературных клубов и объединений [4].

Таким образом, мы рассмотрели черты и особенности проективной деятельности и выяснили, что в современных условиях значение социокультурного проектирования как инновационной деятельности в культуре достаточно значительно, даже не смотря на то, что степень инновационности в каждом случае индивидуальна. Данный вывод подкрепляется приведенными примерами. Мы видим, что в первом примере инновационность заключается в творческом подходе к пропаганде здорового образа жизни, просветительской работе, а второй пример является доказательством того, что степень инновационности проекта в каждом случае индивидуальна. Сама идея поэтического вечера не нова, но в нашем примере акцент ставиться именно на молодежной поэзии. Во Владивостоке этот проект является первым, официально зарегистрированным в своем роде.

 

Список литературы

  1. Вечер молодежной поэзии. - URL: //http://www.primafisha.ru  (дата обращения:  28.05.2011).
  2. Воробьева, Т. Ток – шоу в ТГЭУ: поговорим об абортах //Владивосток: электронная версия газеты. - URL: //http://www.mc-tgeu.ru  (дата обращения: 29.05.2011).
  3. Дукельский, В.Ю.  Культурный проект: от замысла к реализации. - URL: //http://www.future.museum.ru/part01/010301.htm (дата обращения: 21.05.2011).
  4. Конкурс молодых литераторов «Гул океанского прибоя» - URL: //http://www.vlc.ru(дата обращения: 29.05.2011).
  5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПб. 1997. – 272с.
  6. Руководство к своду знаний по управлению проектами - URL: //http://pmbok.narod.ru  (дата обращения: 21.05.2011).
  7. Тощенко, Ж.Т. Социология. – М.: Проспект, 2003. – 510с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.