Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 января 2020 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чирик С.Н. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИХРОМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЫ НАЧАЛА 21 ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(84). URL: https://sibac.info/archive/technic/1(84).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИХРОМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЫ НАЧАЛА 21 ВЕКА

Чирик Сергей Николаевич

магистрант, кафедра Дизайна и инженерной графики, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева,

Казахстан, г. Нур-Султан

Нурмаханов Баймахан Нурмаханулы

научный руководитель,

д-р техн. наук., профессор, кафедра Дизайна и инженерной графики, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева,

Казахстан, г. Нур-Султан

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы последние нововведения в колористической целостности композиции фасадов общественных зданий за последние годы. Были изучены работы как Казахстанских, так и зарубежных архитекторов. Выявлено, что именно способствовало формированию такого вида полихромии во внешнем виде фасада и обнаружены предпосылки, сопряженные с возникновением инновационных видов материалов современно выполненных конструкций зданий.

 

Ключевые слова: Нур-Султан, столица, палитра, стили, композиция фасада, полихромия, цветные панели.

 

Изменения колористики города неотделимо от его развития. Меняясь по мере общей трансформации городской застройки, колористика обладает определенной самостоятельностью, подвижностью формообразующего действия внутри объектов городской среды, что существенно видоизменяет ее образ.

В настоящие время полихромия города Нур-Султан, а именно правобережья, существенно отличается от левого берега города. Правобережье состоит из разбросанных по нему скоплений исторических и современных слоев, в каждом из которых постепенно и планомерно исчезает его культурное наследие. Также, не продемонстрированы видоизменения в объемно-пространственной структуре территорий правобережья, в их многофункциональной значимости и вескости для формирования целостности города, в связанных с ними видах жизнедеятельности человека.

Цель настоящего исследования – выявление последовательности возникновения и развития цветового поля города, создание на их основе цветовой системы, для дальнейшего пути цветовой трансформации города.

Для исследования полихромии города конца XX – начала XXI в. были выбраны наиболее значимые здания, сооружения.

Такие как: Дворец «Жастар», ТЦ «Sine Tempore», гостиница «Абай», концертный зал «Астана», более известный как «Конгресс-холл», помимо вышеупомянутых сооружений, на старой площади стоит шестнадцатиэтажное здание Академии государственного управления при Президенте Казахстана [3].

На момент постройки данных сооружений, архитектура не могла похвастаться таким обилием материалов, которые есть сейчас.

Еще одним влияющим фактором на полихромию, да и на архитектуру того времени в целом, была зависимость от экономических, социально-культурных, эстетических идеалов общественных ориентаций общества, синтеза локальных закономерностей, присущих определенным периодам развития Целинограда, нынешнего Нур-Султана.

Проведя исследование по архивным данным архитектуры города Целиноград, можно выделить несколько особенностей возникновения полихромии в городе, и обозначить естественно присущий для него вид цветового поля (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Вид полихромии г. Целинограда

 

Общепринятым можно считать контрастное по цвету и насыщенности цветовое поле, тяготеющее к красновато-оранжевым тонам: красновато-оранжевым, красно-коричневым, красновато-желтым, а также насыщенным желтым и желтовато-зеленым [4].

Сочетание активных оттенков красного и красновато-оранжевого составляет малый контраст по цветовому тону и создает активное цветовое звучание. Присутствие в цветовом поле хроматических цветов, с ахроматическими, при разных светлотных контрастах, усиливает активность поля и его психологическое воздействие. Белый цвет выступает как разрядка и цветовая доминанта колорита. В целом слагается мажорное, активное, напряженное цветовое поле.

Типы полихромии (которые можно выделить в сложившемся цветовом поле), наиболее выраженные, основанные на нюансе или противоположному по значению цвета, так же присутствуют, различая и по светлоте и насыщенности, и различающиеся по колористической активности: полихромия низкой, средней, повышенной и высокой активности.

Структура колористики может гармонировать совершенно разными способами, со всеми четырьмя видами полихромии, что предполагает возможность вариантности решений, выявления архитектурных акцентов и застройки центральных магистралей, основных площадей и отдельных зданий.

Таким образом в такой цветовой палитре застраивалась будущая столица Казахстана.

В первые десятилетия облик столицы претерпел значительные изменения во всем, и полихромия не стала исключением. Если привести тип цветового поля г. Нур-Султана, эти изменения будут настолько явными и кардинальными что не сразу можно понять, что это один и тот же город. Облик города стал более холодным, это безусловно связано с новейшими технологиями и материалами, в сфере архитектуры и строительства (см. рисунок 2).

 

Рисунок 2. Тип цветового поля г. Нур-Султан

 

За последнее десятилетие сформировалась инновационная система по оформлению и выбору цвета облицовочного материала общественных сооружений. Первоисточником данного решения являются современные идей об экологической, гуманистической, статусной ценности сооружений современного градостроения, из которых выстраивают городской ландшафт.

Люди по-разному начали видеть и понимать архитектуру, произошло переосмысление актуальности архитектуры, применялись инновационные стилистические решения в «деконструктивизме» и «минимализме».

Данные решения обусловлены:

1.Невероятной пластичностью архитектурных сооружений;

2.Изменением полихроматической культуры общества

3.Двадцать первым веком, давший полету фантазий новой силы, художники и архитекторы стали мыслить иначе (появление проунов Эля Лисицкого, цветовой пластики В. Кандинского, геометрических композиций П. Мондриана, оптических иллюзий В.Вазарели);

4.Цветовой насыщенности в проектах К. Мельникова, И. Леонидова, А. Веснина;

5.Инновационной суперграфикой в проектахЧ.Мура. Новыми способами параметрическогопроектирования.

6.С созданием строительных материалов по инновационным технологиям (светопоглощающие и светодиодные панели, вентилируемы фасады, в состав которых входят композитных вещества, в которые установить определенный цвет и свойства, еще на процессе их изготовления) [6, 7, 8].

Свидетельством современного композиционного сознания нынешних архитекторов проявляются в претворенных в жизнь проектах: комплекс «Хан Шатыр» (см. рисунок 3) (архитектор Норман Фостер), Коперник-центр в Варшаве (см. рисунок 4) (архитектурная группа «RAr-2 Laboratory of Architecture»), здание конференц-зала «Aula Medica» Каролинского университета медицины в Швеции (см. рисунок 5) (арх. Герт Вингорд), комплекс кампусов в Сколково (см. рисунок 6) (архитектор Дэвид Аджайне).

 

Рисунок 3. Комплекс «Хан Шатыр»

 

Выбрав данное полихроматическое решение, автор демонстрирует возрастание, вариабельности понимания данного строения во времени и пространстве.

 

Рисунок 4. Коперник-центр в Варшаве

 

Рисунок 5. Здание конференц-зала «Aula Medica» в Швеции

 

При рассмотрении сооружения с дальних ракурсов, которые предполагают в основном силуэтное отображения объекта, цвет фасадов приобретает монохромность, он становится не целостным и двумерным, а невесомым в свои конструкции.

Очередным этапом понимания это – чтение формы архитектурного сооружения с расстояния умеренно удаленных перспективных узлов, что в свою очередь формирует невероятный эффект мерцающего сложного цвета, сравнимый разве что с восприятием цвета на иллюстрациях художников-пуантилистов [2].

Если вы находитесь в непосредственной близости от объекта архитектуры, это дает возможность осознавать цвет и геометрию сооружения в определенном единстве, где целиком прослеживаются полихромия цветового решения.

 

Рисунок 6. Комплекс университетских кампусов в Сколково г. Россия

 

В определенных моментах, как скажем, в конференц-зале «Aula Medica» Каролинского университета медицины в Швеции, цветовую палитру фасадов здания, так же поддерживают и интерьеры сооружения.

Свет, проходя через светопрозрачные фасады белого, золотистого и коричневого цвета, которые относятся к облицовочному материалу, из которого состоят наружные стены многоэтажного холла, проникает в пространство сооружения цветными световыми лучами, наподобие света, исходящего от витражей в соборе.

Такое решение цветовой полихромии, помогает обрести иное единство цвета и формы, становится реально и вполне возможно создать архитектурную форму с одной стороны невероятной сложности, а с другой - впечатляющей.

Сооружения такого рода олицетворяют собой цветовой акцент нового вида в полихроматической композиции современных городских сооружений.

Связь между полихромией и архитектурной формой прослеживается в разных видах:

1.Полихромия проявляет и подчеркивает объемную структуру архитектуры [1];

2.Полихромия создает иллюзию изменения геометрии архитектурной формы;

3.Будучи самостоятельной, полихромия сильными иллюзорными контрастами нарушает архитектурную форму и создает иное композиционное впечатление [5].

В заключении хотелось бы добавить, что композиционные принципы такого рода – многослойная взаимосвязь цвета и геометрии, необходимо закладывать в основу цветового полихроматического решения фасадов современных общественных и торговых центров, которые планируется возвести на новых жилых районах, так же в местах с монохромной цветовой средой, которой необходимы полихроматические акценты.

 

Список литературы:

  1. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Арнхейм Р. - М: Стройиздат, 1984. - С. 172-178.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Арнхейм Р. М: Архитектура, 2007- С. 272-278.
  3. Василий Тоскин: У Целинограда была структура, было настроение, было лицо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://informburo.kz/interview/vasiliy-toskin-ucelinograda-byla-struktura-bylo-nastroenie-bylo-lico.html (дата обращения: 25.12.19)
  4. Города СССР: Целиноград [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://aloban75.livejournal.com/1932970.html(дата обращения:25.12.19 )
  5. Дмитриенко И. Комфортный минимализм // Журнал «Hi home». -2012. - №78. - С.74-79.
  6. Шогенов С.Х., Балов А.А., Афашагов Б.З. Новые конструкции универсальных панелей зданий// Инженерный вестник Дона, .23.10.16, №2. URL: https://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3578. (дата обращения: 25.12.19)
  7. Y. Li. Research on the Urban Architecture Color and Chromatography - A Proposal of Digital Environmental Color Taking Dandong City’s Building Color as an Example, Advanced Materials Research, Vols. 671-674, pp. 2245-2249, 2013.
  8. Qu L. et al. Study of the material and manufacturing technology of the indoor decorative metal components of Fuwangge in the Forbidden City //Sciences of Conservation and Archaeology. – 2013. – V. 1. – P. 005.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.