Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 февраля 2018 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ильин В.А., Макарова К.С., Тумазов Э.Р. МИКРОРАЙОННЫЙ ТИП ЗАСТРОЙКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(61). URL: https://sibac.info/archive/technic/2(61).pdf (дата обращения: 11.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МИКРОРАЙОННЫЙ ТИП ЗАСТРОЙКИ

Ильин Валерий Александрович

магистрант, строительный факультет, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Макарова Ксения Сергеевна

магистрант, строительный факультет, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Тумазов Эльдар Русланович

магистрант, строительный факультет, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Микрорайонный тип застройки является доминирующим для большинства крупных городов современной России: от пятиэтажных «хрущевок» до 17-24-этажных высоток. Именно в таких многоэтажных многоквартирных жилых домах проживает не менее трех четвертых городского населения. При учете, что в городах проживает около 80 процентов населения, такое жилье является основным для россиян.

На сегодняшний день, в отечественной практике сложилась следующая морфология застройки: индивидуальные жилые дома, блокированные (таунхаусы), среднеэтажная застройки дореволюционного типа, квартальная застройка середины 20 века и застройка многоэтажными жилыми домами.

Микрорайоны образуют так называемые спальные районы, предназначенные в основном лишь для жилья, тогда как коммерческие и деловые центры располагаются в центральной части городов. Данная ситуация создает маятниковую миграцию и пробки в утренние и вечерние часы. Ведь важными частями жизни, помимо сна и работы, являются и образование, и медицина, и развлечения, и гастрономия, а отсутствие всего этого по соседству заставляет горожан испытывать серьезный дискомфорт.

Подобная модернистская градостроительная концепция пришла в Советский Союз из Европы. Архитекторы-модернисты, к примеру, французский архитектор швейцарского происхождения Ле Корбюзье, мечтали о смене маленьких и тесных «капиталистические» кварталов на величественные новые с широкими автомагистралями, многоэтажными жилыми домами посреди огромных общественных парков, где доступна вся необходимая инфраструктура. Тогда, после Второй мировой войны на рубеже 1940-1950-х годов, она получила повсеместное распространение на Западе. В Советском Союзе поточно-массовая застройка получила свое развитие в 1950-е и 1960-е. Концепт микрорайона вкупе с и панельным домостроением позволили строить большие объемы в короткие сроки.

Безусловно, в ХХ веке эта концепция являлась прогрессивной: жилые помещения отдалялись от промышленных зон, между домами возникали скверы и парки, появились широкие проспекты взамен узких исторических улочек.

Рассмотрим подробнее историю данного вопроса и проанализируем результаты применения микрорайонных застроек. Новому поколению архитекторов и строителей, пытающихся найти оптимальные решения планирования городской среды, может помочь изучение исторического опыта.

Германия после Первой мировой войны – один из пионеров применения массового жилищного строительства. Архитекторы призывали к экономии и рационализации в строительной сфере. Обычный жилой дом становится символом новой архитектуры. Первый проект, основанный на простых геометрических фигурах с плоской крышей, белыми, лишенными декора, стенами, внутренние стены которого были окрашены в спокойные тона, с деревянной и металлической мебелью, представлен на выставке Баухауза в Веймаре в 1923 г.

Огромную роль в интернационализации этого стиля и образа жизни сыграли левые политические взгляды европейских архитекторов. Под руководством немецкого архитектора-модерниста Миса ван дер Роэ в пригороде Штутгарта был построен образцовый жилой поселок Вейсенхоф. Среди них был и дом и Ле Корбюзье, иллюстрирующий его основную идею: «дом — это машина для жилья», воплощающий «пять принципов новой архитектуры» (столбы-опоры, плоские крыши-террасы, свободная планировка, ленточные окна, свободный фасад). Один из основателей и директор Баухауса продемонстрировал новые возможности монтажа и убеждал коллег изготавливать дома в заводских условиях целиком, а Мис ван дер Роэ с помощью передвижных перегородок пытался добиться полной мобильности жилого пространства. [2]

В связи с экономией и потребностью строительства большого объема в минимальные сроки, помимо разработки новых концепций массового жилищного строительства, необходимо было и создание новых строительных материалов, технологий строительства, принципов градостроительства. Крупные блоки, легкие бетоны, каркасные конструкции с облегченными заполнителями стали альтернативой традиционных строительных материалов. В начале 30-х гг. началась разработка железобетонных конструкций. Широко внедрялись коридорные и галерейные дома, более экономичные по эксплуатационным расходам. Однако массовому применению новой техники и материалов в период после Первой мировой войны препятствовал традиционный консерватизм основной массы заказчиков и населения. [2]

После Второй мировой войны строительство развивалось в направлении использования смешанной застройки, рассчитанной на различные категории семей с разным уровнем доходов. Появляются 6-10 этажные  «точечные дома», «дома-пластины». При строительстве более пяти этажей используется монолитный железобетонный каркас.

Британские архитекторы-необруталисты предложили при реконструкции «пучковую» планировку (замена одного городского центра несколькими). Их достижения в рационализации объектов жилищного строительства оказали серьезное влияние на западноевропейскую архитектуру послевоенного периода.

В СССР после Октябрьской революции 1917 г. с появлением нового социального уклада возникла задача создания соответствующего жилья. В первой половине 1920-х гг. оно представляло собой малоэтажные жилые комплексы — рабочие поселки, на них отрабатывались идея обобществленного быта. К концу 1920-х гг. было выявлено, что секционные дома с большими квартирами для покомнатного расселения и жилые дома-коммуны с жилыми «кабинами» не могут удовлетворить потребности жителей: необходимы квартиры на одну семью. Моссоветом в 1925 г. был проведен ряд конкурсов на типовые проекты домов для рабочих. На основе лучших конкурсных проектов была создана и многократно модернизирована «типовая секция Моссовета».

В 1930-е гг. создалась социальная иерархия типов жилья: одноэтажные деревянные бараки для рабочих, многоэтажные каменные общежития с централизованными инженерными коммуникациями, «дома для специалистов», представляющие собой многоквартирные дома из типовых секций квартальной застройки, дома для руководящих работников, деятелей партии и культуры.

Индустриальное домостроение явилось значительным социальным достижением. Максимальная скорость строительства, простота и дешевизна – вот главные качества крупнопанельного строительства, эстетические качества жилых домов не упоминаются. Типизация завела архитектуру массового жилища в эстетический тупик. В СССР были построены сотни домостроительных комбинатов, выпускавших серии типовых серий жилых домов для различных природно-климатических условий, хотя мало чем отличающихся внешне и внутренне. [1]

Европейские страны уже в 1970-х начали отказываться от микрорайонов, а чуть позднее и сносить их по причине очевидных недостатков: соразмерность человеку – психологическое давление больших домов и огромных пустых пространств, транспортная неэффективность зажатых между крупными магистралями, отчуждение людей друг от друга. Разделение города на жилые и деловые центры увеличивает транспортные перемещения горожан.

Что же касается современной России, то новостройки вызывают дежавю, похожие на построенные 40 лет назад  микрорайоны, но цветные и гораздо выше (до 17-24 этажей). Жилье должно стать полноценным элементом городской среды, не убежищем.

Типы и формы жилища в каждой стране отражают особенности социальной структуры общества, его экономическую организацию, культуру, демографию. Динамика процессов в обществе всегда опережала и будет опережать процесс организации жилых территорий и изменения в жилых зданиях, так как градостроительство является достаточно инертной системой. Архитекторы и градостроители понимают несовершенство сложившейся системы массовой жилой застройки и настойчиво ищут пути формирования новой эстетики и комфортности жилой среды. [3]

Сейчас для застройщика важнее объемы введенного жилья, хотя во многих городах уже возник дефицит спроса. Города окружают многоэтажные дома на окраинах, а исторические центры в условиях сокращения бюджета ветшают. Города обрастают пригородами, но не в формате американских субурбий, комфортных для человека, а в форме огромных обезличенных многоэтажных микрорайонов. Необходимо переходить на более сбалансированный тип застройки, ориентированный на повышение качества городской среды, застройка должна становиться разнообразной.

 

Список литературы:

  1. Васильев Н. Ю. Эволюция типологии массового жилища в советской архитектуре межвоенного периода // Массовое жилище как объект творчества. Роль социальной инженерии и художественных идей в проектировании жилой среды. Опыт XX и проблемы XXI века / отв. ред. Т. Г. Малинина. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств: БуксМАрт, 2015. С. 110-121.
  2. Калабин Александр Васильевич, Куковякин Алексей Борисович Массовая жилая застройка: проблемы и перспективы // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. №3 (34).
  3. Страх и ненависть спальных районов [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2016/05/20/sleep_district/ (дата обращения: 07.02.2018).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий