Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОПРОСА
Скорняков Михаил Дмитриевич
студент 2 курса, 206 группа, лечебный факультет ОрГМУ, РФ, г. Оренбург
E-mail: skorniakovmd@rambler.ru
Телякаева Альбина Фаргатовна
научный руководитель, ассистент кафедры философии ОрГМУ, РФ, г. Оренбург
Воробьёв Дмитрий Олегович
научный руководитель, ассистент кафедры философии ОрГМУ, РФ, г. Оренбург
E-mail: dratsolonchack@mail.ru
Толерантность — это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»; это человеческое достоинство: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность — это не уступка, снисхождение или притворство, а активная жизненная позиция на основе и признания иного.
Толерантность можно рассматривать, как способность принимать других людей такими, как они есть. Этот процесс изучается в психологии, социальной психологии. Препятствием для развития этого свойства, толерантности, являются такие черты, как жесткая организованность, оценочность, жесткая предписанность, формализованность отношений.
Огромное значение играет закостенелость мышления, стереотипное мировоззрение. Данная тенденция наблюдается у людей, придерживающихся определённых традиций, религиозных взглядов или социальной политики.
Группа людей, совершающая какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, используют религиозную недопустимость для формирования воинствующего национализма.
Помимо обыденных формулировок толерантности, имеются так же научные определения этого термина, в данном случае из психологии. Толерантность [от лат. tolerantia — терпение] — существенная деградация остроты реакции на какой-либо социальный раздражитель как результат падения его значимости для субъекта.
В психологии различают несколько видов толерантности: естественная или натуральная, моральная и нравственная.
Естественная толерантность – данный вид толерантности имеет место быть у детей, когда процесс персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта.
Новорожденный ни в коей мере не толерантен к своим базовым потребностям: он не терпит голод, холод и эмоциональное отвержение, требуя утоления своих нужд любыми способами (Выготский «детский солипсизм»).
Данный вид толерантности в ответе за парадоксальную симпатию детей к своим родителям, даже в случаях жестокого обращения последних. Но это палка о двух концах: с одной стороны наличие натуральной толерантности обеспечивает психологическую защищенность и сохранение любви к родителям в любой ситуации, с другой расщепляет и крайне невротизирует личность ребенка в случаях проявления жестокости к чаду.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Воспитание этнической толерантности (ЭТ) у молодого поколения позволит эффективно разрешать межэтнические и межконфессиональные конфликты. Этническая толерантность формируется на основе восприятия представлений молодежи об этническом многообразии среды обитания. Очень важно для молодых общаться со сверстниками другой этнокультуры для того, чтобы набраться опыта для общения, где будут основы толерантности и элементы адаптации. Постепенно возникает уважение к другим этносам.
В последнее время в садах, школах и в обществе в целом формируют толерантное сознание подрастающего поколения, наверно, это чувство нужно формировать во всех возрастных категориях. Ведь в наше время даже взрослые, образованные люди не знают такого понятия, как толерантность. Это проявляется в поведении отношения к другим народностям, национальностям.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Влияние родителей и социального окружения являются, безусловно, ключевыми показателями терпимости. Проблема культуры общения — одна из самых острых в обществе. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо принимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Нравственная толерантность основана на осознании и принятии как ценностей самого человека, так и окружающих. Этот вид толерантности можно назвать истинным. Он подразумевает уважительное отношение, понимание и принятие замыслов, чувств, желаний, вкусов и ценностей других людей. В сравнении с другими типами толерантностей, данный вид является подлинным, зрелым. Но люди с данным видом терпимости отнюдь не лишены напряжения и конфликтов, напротив, они постоянно сталкиваются с ними лицом к лицу, не скрывая своих подлинных интересов и мыслей.
Путь к толерантности это серьезный, тяжелый труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих привычек, своего сознания.
В первую очередь, речь идет об отсутствии предвзятого мышления. С одной стороны стереотипность и шаблонность сознания являются факторами адаптации к уже знакомым жизненным ситуациям и порой попросту необходимы. Но с другой, установки такого плана создают обширную почву для развития конкретных предрассудков, скажем, расизма или сексизма. Гибкость мышления является основополагающим свойством, способствующим объективной оценке происходящего.
Моральная толерантность — самый распространенный вид толерантности среди людей, достигших фазы персонализации. Проявление данного вида толерантности заключается в использовании механизмов психологической защиты, в основном рационализации и проекции. Благодаря им человек скрывает истинную нетерпимость, подавляя ее. Подавление же ведет, в свою очередь, дальнейшее проявление агрессии (т.н. отсроченной). Такой вид еще называют квази-толерантностью, т. е. условной.
Толерантность русского, да и в целом российского общества исторически являлась в равной заинтересованности в добрососедских отношениях и с Западом, и с Востоком. Многонациональность населения России всегда была основным фактором толерантности, с детства погружая человека в неоднородную этническую среду. Тем не менее, данная среда при должном воспитании может формировать совершенно противоположенное отношение к другим этническим группам.
В современных условиях, толерантность по отношению к Западу и Востоку существенно важна для нашей страны.
Толерантная политическая культура, на наш взгляд, это сумма устойчивых субъективных ориентаций в политике, базирующихся на терпимости в отношении представителей иных социальных, расовых, этнических и религиозных групп. Главным механизмом формирования толерантной политической культуры можно считать политическую социализацию.
Политическая социализация граждан существует во всех современных обществах. По существу — это процесс передачи из поколения в поколение ценностей, норм, моделей поведения. Кризис или напряженность в процессах социализации сказываются на стабильности политической системы, и именно это мы наблюдаем сегодня в России.
Субъектом и объектом социализации является личность.
Политическая социализация означает превращение человека в индивида, а потом в личность. При взаимодействии с себе подобными субъектами происходит становление социального «Я» и социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному статусу.
Жизнь и деятельность каждого человека, его характер, его умственно-нравственный уклад коренным образом определяются другими людьми, тем обществом, которое его окружало и окружает с первых дней рождения и в течение всей жизни.
Что же такое этническая толерантность?
Это — способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.
Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные (неприятные) воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью, т. к. вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других народов часто представляет для нее определенные трудности, сопровождается появлением состояний неопределенности и фрустрации.
Исследованиями установлено, что в процессе проявления этнической толерантности существуют различные способы реагирования представителя конкретной национальной общности на однотипные проблемно-конфликтные ситуации в своей и чужой этнической среде; социально-политическая обстановка воздействует на степень выраженности этнической толерантности последняя имеет свойство повышаться или понижаться в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности.
Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким каким он есть, а избирательные отношения к иному этносу и его представителям.
Она предполагает:
· готовность к сотрудничеству, взаимовыгодному партнерству на основе культурных ценностей;
· способность к взаимной эмпатии;
· готовность к культурному взаимообмену;
· установку на взаимоуважительный диалог.
Этническая толерантность не безусловна, ее необходимо развивать. Нам всем известно, что для воспитания ненависти одного народа к другому большого ума не требуется. Но это неправильно, и никогда не идет на пользу какому-либо этносу. Этническая масса, проникнутая не дружелюбностью, тем более ненавистью к другому народу, по-своему несчастна, она разоряет себя в человеческом сообществе.
Таким образом, можно сделать вывод что, толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.
Список литературы:
- Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М.: Наука, 1994. — С. 10—11.
- Фрейд З.Я и ОНО, книга 1, Тбилиси: изд-во: Мерани, 1991. — 371 с.
- Шарычева М.Э. Толерантность в современном сознании. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных науч.-практ. конф. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. — С. 222—228.
дипломов
Оставить комментарий