Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ СМЫСЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Сыровежкин Алексей Александрович
студент 5 курса СФУ, РФ, г. Красноярск
E-mail: alexioSrv@yandex.ru
Грицков Юрий Викторович
научный руководитель, д-р филос. наук СФУ, РФ, г. Красноярск
Экзистенциализм, или философия существования — формировался в первой половине XX века и во многом отражал этот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма. Вместе с тем главное в экзистенциальной философии — обращённость к человеку, к теме свободы. К экзистенциализму близки такие религиозно-философские течения, как персонализм и немецкая диалектическая теология.
Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Ролло Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.
Для всех экзистенциалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Это бытие — начало и конец любого знания, и, прежде всего, философского. Человек сначала существует — думает, чувствует, живёт, а потом уже определяет себя в мире. Человек сам определяет свою сущность. Она находится не вне его, он сам определяет себя, хочет быть таким, а не иным. Человек стремится к своей индивидуальной цели, он творит себя, выбирает свою жизнь.
Человеческое бытие, согласно экзистенциалистам, — совершенно уникальная реальность, к которому неприменимы никакие нечеловеческие мерки причинно-следственных связей, ничто внешнее не властно над человеком, он есть причина самого себя. Вот почему в экзистенциализме человек свободен, ибо свобода — это сама экзистенция. Экзистенция является «обиталищем» человеческой свободы, а потому человек — это свобода, и он осужден быть свободным. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает.
Исходя из этого, вполне правомерно будет рассматривать экзистенциализм, как направление, противопоставляющее себя любому философскому или научному течению мысли, провозглашающему детерминированность развития человеческой личности. Утверждая, что «сущность предшествует существованию» экзистенциализм пытается донести до любого человека, что он не раб обстоятельств, что лишь от него самого зависит то, как сложится его жизнь, то будет ли она наполнена смыслом, и то будет ли он счастлив.
Испокон веков человек стремился к счастью, как к особому состоянию духа и тела при котором он смог бы находиться в полной гармонии с внешним и внутренним миром. Счастье всегда было фундаментальным понятием для всего человечества, имеющим тесную связь с понятиями цели и мотивации для поведения человека как личности и как члена общества. Можно сказать, что все люди, так или иначе, стремятся в первую очередь именно к счастью, независимо от их возраста, пола, вероисповедания или национальности. Парадоксально то, что в современном обществе, несмотря на огромное количество всевозможных благ, мало кто может назвать себя полностью счастливым.
И в первую очередь это связано с тем, что человек стремится не только к удовлетворению своих желаний, но также и к осмысленности, к тому, чтобы наполнить все свои действий каким-то высшим смыслом — человек ищет своё предназначение. Но почему же современному человеку стало ещё сложнее сделать это по сравнению со своими предками? Главными причинами этого являются избыток желаний, навязанных обществом потребления, а также неопределённость, одной из главных причин которой в свою очередь также является научный и технический прогресс, который ослабил духовную и религиозную составляющую в человеческой жизни.
Во все времена люди, так или иначе причастные к религии были склонны утверждать, что лишь благодаря вере в бога человек может найти подлинный смысл своего существования. А без этой веры человек теряет опору, он находится в состоянии падения, неопределённости, осознания абсурдности всего, что он делает. И на первый взгляд, спорить с данным утверждением весьма проблематично. Действительно, может ли иметь смысл человеческая жизнь без бога, души и загробного мира? И как его обрести? Или точнее — как понять, в чём же он состоит?
И данные вопросы приобретают очевидную актуальность, учитывая современную духовную картину мира. Трудно спорить с тем, что во многих частях мира с небывалыми в истории темпами продолжается процесс секуляризации — прежде всего это касается, конечно же, христианской части цивилизации (Европы и Северной Америки), которая по ходу двадцатого века достигла наивысшего развития по сравнению с другими культурами. Роль веры, и особенно церкви продолжает снижаться. Люди всё больше отдаляются от религии, и пусть многие продолжают признавать себя верующими, но на самом деле в их жизни не осталась практически ничего из того, что составляло жизнь верующего человека в прошлом.
И вполне возможно, именно здесь кроется один из ответов на вопрос о том, как могло так получиться, что наше гораздо более развитое общество, со всеми усовершенствованиями, технологиями, научными достижениями, не сделало человека более счастливым? А в какой-то степени можно сказать, что, наоборот — в прежние века, даже в самые трудные времена, в периоды войн, эпидемий, разорений, благодаря религии люди лучше понимали смысл своего существования и всего происходящего вокруг них, и потому их можно было назвать более счастливыми.
В современном мире всё иначе. Многочисленные улучшения жизни и возросшая свобода, в какой-то степени стали тяжким грузом, из-за которого мы теряем жизненную определённость, мы не имеем чёткой цели, и зачастую мы не видим никакого смысла в своём существовании. В моменты подобных терзаний вполне можно задуматься о том, что наш разум это не только подарок природы, не только эволюционное преимущество и источник нашего превосходства, но и тяжкое бремя, потому что он постоянно ищет какую-то цель, какой-то высший смысл. И как отреагирует человек, которому скажут, что отсутствие цели это хорошо? Вряд ли он поймёт и тем более, вряд ли согласится с этим. Но в какой-то степени можно сказать, что атеистический экзистенциализм пытается донести до нас именно это — бога больше нет, но кто сказал, что это плохо? Может, на самом деле это хорошо? Может, здесь падение превращается в свободу, в свободный полёт индивида, который никому и ничего не должен, и потому он может стать ещё более счастливым?
На эти и многие другие сложные вопросы, касающиеся человеческого бытия и его целеполагания, стремится ответить экзистенциальная психотерапия. Являющаяся одним из самых мощных и глубоких инструментов современной практической психологии. Понятие «экзистенции» ввел в обиход в середине XIX века датский теолог и философ Серен Кьеркегор. Долгое время данным понятием «оперировали исключительно философы. Психологи же вплоть до второй половины XX века предпочитали находить общие для всех людей закономерности, и работать с психикой как с неким подобием очень сложного, но подлежащего описанию аппарата. И только с появлением гуманистической психологии понятие экзистенции получило новые смыслы и широкое применение в психологической практике. Первым объединил идеи экзистенциальной философии с психотерапией швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер в работе «Основные формы и познание человеческого существования» в 1942 году. Далее в разное время в развитие экзистенциальной психотерапии внесли свой вклад И. Ялом, М. Босс, В. Франкл, А. Лэнгле, и другие исследователи» [2].
В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла», австрийский психолог Виктор Франкл описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, тем самым создавая стимул к продолжению жизни. Именно Франкл являлся одним из главных основателей экзистенциальной терапии, и его труды послужили источником вдохновения для представителей гуманистической психологии. Франкл, посвятивший свою карьеру изучению экзистенциального подхода, пришел к выводу, что отсутствие смысла является главнейшим стрессом для человека. И потому Франкл отождествлял экзистенциальный невроз с кризисом бессмысленности жизни.
И с этим состоянием, безусловно, необходимо бороться: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас уже волнует другая проблема — разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» [4, с. 5].
С таких слов начинается одно из ключевых произведений Виктора Франкла, посвящённого экзистенциальной психотерапии и её значимости для современного общества, под названием «Страдания от бессмысленности жизни». В нём австрийский психиатр подробно разбирает и критикует «динамические» или «механистические» концепции в психологии, в первую очередь, учения Фрейда, Юнга и Адлера. Он говорит о их несостоятельности, ограниченности, временности, о том, что всего за несколько десятилетий их взгляды безнадёжно устарели: «С каждым днем мы все яснее видим, что ощущение бессмысленности жизни проникает повсюду. С этим уже соглашаются даже психоаналитики и марксисты. Совсем недавно участники международной конференции фрейдистов единодушно признали, что сейчас люди все чаще обращаются к психоаналитикам с жалобами на то, что их жизнь утратила всякий смысл. Более того, они предполагают, что нередко пациенты нарочно затягивают курс психоанализа до бесконечности, поскольку психоаналитическая терапия, так сказать, faute de mieux становится для них единственным смыслом жизни» [4, с. 6].
Кроме того, как мне представляется, Франкл предлагает очень хороший вариант ответа на вопрос о причинах, так называемого экзистенциального вакуума: «Всякий раз, когда меня спрашивают, почему возникает этот экзистенциальный вакуум, я привожу такую краткую формулу: животные инстинкты не подсказывают человеку, что ему нужно, и традиции предков уже не учат его тому, что он должен делать. И вот, не зная, что ему нужно и как ему следует жить, человек зачастую не может понять, чего он, собственно, хочет» [4, с. 7].
И, конечно же, хотелось бы обратить внимание на ещё один важнейший момент, на котором акцентирует внимание экзистенциальная психология — абсолютно любая терапия, любое лечение, любая трактовка проблем пациента должна быть индивидуальна и она не может сводиться к каким-то постоянным образцам и шаблонам: «Смысл раскрывается только в конкретной ситуации. Смысл всегда напрямую связан с «требованием момента», и предъявляется это требование конкретному человеку. А каждый человек уникален, как и каждая конкретная ситуация» [4, с. 27].
Подводя итоги, стоит ещё раз сказать о том, что для экзистенциальной психотерапии главной целью является стремление — помочь человеку самому раскрыть и понять смысл своей жизни, который, безусловно, существует. И ни в коем случае не в том, чтобы убедить просто убедить его в том, что он болен, и что ради выздоровления он должен полностью согласиться со своим лечащим врачом и последовать его советам, независимо от своей воли. Именно экзистенциализм пытается убедить человека в том, что он не раб обстоятельств, общества, опыта, генов или чего-либо ещё — у него есть выбор и он может и должен чувствовать ответственность за каждое своё действие. Что приобретает очевидную актуальность для современной западной цивилизации, которая в награду за технический и научный прогресс получила очень много свободного времени и возможностей, но так и не научилась правильно пользоваться ими — и осознание этого необходимо для дальнейшего развития и совершенствования человеческих качеств.
Список литературы:
- Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 113.
- Рыков В. Экзистенциальная психотерапия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psypp.ru/art01/ekzistentsialnaya-psihoterapiya.php
- Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 97.
- Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. — 105 с. — (Пути философии).
- Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика: учеб. пособие. М.: Издательский дом Высшая школа экономики, 2010. — 182 с.
дипломов
Оставить комментарий