Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Панюгова Т.Д., Фризен Е.А. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ АСПЕКТОВ ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 13.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

АКТУАЛЬНОСТЬ  РЕЛИГИОЗНЫХ  АСПЕКТОВ  ФИЛОСОФИИ  Ф.  НИЦШЕ

Панюгова  Татьяна  Дмитриевна

студент  2  курса,  222  группа,  лечебный  факультет,  Оренбургский  государственный  медицинский  университет,  РФ,  г.  Оренбург

Е-mail:  salindior6255@gmail.com

Фризен  Екатерина  Александровна

студент  2  курса,  223  группа,  лечебный  факультет,  Оренбургский  государственный  медицинский  университет,  РФ,  г.  Оренбург

Е-mail:  frizen1.30@gmail.com

Воробьёв  Дмитрий  Олегович

научный  руководитель,  ассистент  кафедры  философии,  Оренбургский  государственный  медицинский  университет,  РФ,  г.  Оренбург

Е-mail:  dratsolonchack@mail.ru

 

В  современном  обществе  проблемы  религии  имеют  большое  значение.  Проблематика  религии  актуальна  вследствие  того,  что  в  современном  светском  обществе  не  совсем  ясно  к  какой  области  законов  отнести  религию,  и  как  осуществлять  ее  регуляцию.  Не  ясно  так  же,  что  такое  религия,  то  ли  это  выражение  традиций  народа  и  его  самобытности,  то  ли  это  фольклор,  то  ли  это  философия,  то  ли  это  школа  жизни  и  учебное  заведение.  И  главный  вопрос,  если  религия  является  школой  жизни,  то  чему  она  может  нас  научить.  В  общем,  нет  единого  точного  подхода,  так  как  не  особо  понятны  права  и  обязанности  людей  с  точки  зрения  законов  светского  общества,  не  понятно  и  место  религии  в  этом  обществе. 

Рассмотрение  данных  вопросов  будет  происходить  с  точки  зрения  философии  Фридриха  Ницше. 

Фридрих  Ницше  —  выдающийся  немецкий  философ,  который  выявил  кризис  европейской  культуры,  упадок  человека  и  низменность  его  ценностей.

Работы  Ф.  Ницше  всегда  порождали  бурные  эмоции,  переживания,  волнения,  обсуждения.  Его  идеи  почитали  и  критиковали.  А  его  одиночество  стало  его  достоянием. 

Все  фразы,  мысли,  идеи  Фридриха  Ницше  были  как  глотком  чистого  воздуха  для  одних,  так  и  сильной  пощечиной  другим.  Идеи  Ф.  Ницше  образуют  сомнения  базовых  принципов  морали,  культуры  и  религии,  тем  самым  вызывая  неистовые  споры  и  бурные  эмоции.  Кто-то  пересматривает  свое  бытие,  а  кто-то  обретает  статус  яростного  противника  Ф.  Ницше,  но  как  бы  то  ни  было,  никто  не  уйдет  равнодушным  [2].

Рассмотрим  же  в  полной  мере  взгляд  идей  Ницше  на  христианство  и  религию  в  целом.

Ф.  Ницше  говорил  о  том,  что  люди  проповедующие  христианство  не  почувствовали,  что  сам  дух  христианства  исчезает.  И  поэтому,  в  своей  фразе  «Бог  умер»,  Ф.  Ницше  констатировал  факт  общественного  равнодушия  к  христианству  и  вследствие  этого  само  общество  и  культура  потеряли  духовные  ориентиры  и  вечные  ценности  [4]. 

Духовная  крайность  во  взглядах  Ф.  Ницше,  рассматривается,  в  частности,  в  рассуждении  о  «повседневном  христианине».  Если  христианство  право,  то  каждый  считающий  себя  христианином  должен  был  бы  стать  священником  или  апостолом,  но  так  как  этого  нет,  то  «повседневный  христианин»-  довольно  «жалкая  фигура»  [4]. 

Преимущественно,  представление  Ф.  Ницше  о  христианстве  выражено  в  произведении  «Так  говорил  Заратустра».  Ф.  Ницше  был  хорошо  знаком  с  текстами  Евангелия.  Как  бы  то  ни  было,  любому  философу,  рассуждающему  на  тему  религии,  приходиться  сталкиваться  со  священным  писанием.  В  содержании  книги  «Так  говорил  Заратустра»  мы  можем  увидеть  евангельские  образы  или  цитаты  из  Евангелия.  Сам  же  образ  Заратустры  представляется  нам  не  только  как  пророк,  но  и  как  основоположник  новой  религии  и  критик  евангельских  заповедей.  По  взгляду  Ф.  Ницше,  люди  неверно  извлекли  мораль  и  принудили  Бога  служить  своим  корыстным  интересам.  Фраза  Ф.  Ницше  «Бог  умер»  —  не  просто  формулировка  атеизма,  а  результат  глубоких  религиозных  размышлений  [4]. 

В  своей  книге  «Антихрист»  Ф.  Ницше  выступает  в  роли  «толкователя»  Нового  Завета.  В  своем  истолковании,  Ф.  Ницше  находит  слова  и  цитаты,  а  вслед  за  тем  представляет  их  компрометирующими  христианство.  Найденные  выдержки  диссонируют  с  человечностью  христианского  учения  [4]. 

Во  взгляде  на  служителей  церкви  Ф.  Ницше  применяет  слово  «жрец»,  подчеркивая  тем  самым  их  негативное  влияние  на  общество.  Ф.  Ницше  выявляет  в  христианстве  понятия,  благоприятно  действующие  жреца,  которые  способствуют  возвеличиванию  и  усилению  его  действий.  В  таких  понятиях  как:  грех,  искупление,  искушение  и  дух,  Ф.  Ницше  выявляет  хитрость  жреца.  В  целом,  за  христианской  религией  Ф.  Ницше  видит  только  обман  и  недостоверность  [1]. 

Если  в  своей  книге  «Так  говорил  Заратустра»  Ф.  Ницше  показывал  свою  религиозную  жажду,  то  уже  в  книге  «Антихрист»  он  решительно  отрекается  от  любого  христианства.  Точки  зрения  Ф.  Ницше  на  религию  прошли  эволюцию,  от  попыток  создать  новую  религию  к  полному  отрицанию  христианства  и  религии,  в  общем. 

Однако  Ф.  Ницше  не  просто  отказывается  от  Бога,  он  заявляет  о  том,  что  Бог  умер.  С  этой  новостью  к  людям  спускается  с  гор  Заратустра.  Он  говорит  о  том,  что  Бог  умер  из-за  своего  сочувствия  к  людям.  Заратустра  сожалеет  о  том,  что  Бог  умер,  но  он  не  может  его  воскресить  и  поэтому  несет  учение  о  сверхчеловеке,  как  спасательный  круг,  «убийцам  Бога»  [5]. 

Сожаление  Заратустры  раскрывается  в  трагедии  в  притче  из  произведения  «Веселая  наука»  [1].  В  этом  произведении  повествуется  о  человеке,  который  несет  весть  о  гибели  Бога,  и  сначала  этот  человек  стучится  в  дома  атеистов,  а  потом  рассказывает  об  этом  на  площади  верующим.  Но,  ни  атеисты,  ни  верующие  не  постигают  волнения  и  отчаяния  безумца. 

Для  Ф.  Ницше  смерть  Бога  ужасна  тем,  что  все  мы  являемся  убийцами  Бога.  В  современном  обществе  люди  совершают  такие  поступки,  из-за  которых  умирает  Бог.  Эту  притчу  о  безумце,  который  говорит  о  катастрофе  и  никто  его  не  понимает,  Ф.  Ницше  написал  про  себя. 

Высказывание  Ф.  Ницше  о  том,  что  люди  убили  Бога,  связан  с  христианством  косвенно.  Это  высказывание  не  является  прямым  аргументом  против  религии,  но  оно  лежит  в  началах  критики  христианства.  Ф.  Ницше  считает,  что  смерть  Бога  вернет  человеку  его  свободу  и  способность  эволюционировать  до  «сверхчеловека»  [3].

Как  бы  то  ни  было,  отношение  Ф.  Ницше  к  религии  нельзя  назвать  определенным,  ровно,  как  и  нельзя  назвать  Ф.  Ницше  истинным  атеистом,  ведь  не  каждый  атеист  сможет  принять  концепции  его  философии.  С  одной  стороны,  он  говорит  о  вере,  особенно  о  христианской  морали,  крайне  резко,  называя  ее  «  опиумом  для  народа  »:  не  устраняя  причин,  она  действует  на  человеческие  бедствия.  С  другой  стороны,  Ф.  Ницше  обстоятельно  отзывался  о  Христе  и  срывал  маски  с  тех  людей,  кто,  по  его  мнению,  ошибался  либо  занимался  притворством  в  рассуждениях  о  Боге.  Но  в  общем,  Ф.  Ницше  считал  религию  преградой  для  развития  современного  общества. 

Религия  застала  свой  расцвет  в  те  времена,  когда  люди  не  могли  объяснить  явления,  происходящих  в  природе.  Религия  распространялась  в  зависимости  от  нужд  людей.  Отсюда  и  пошло  наделение  волшебными  свойствами  окружающей  реальности.  Влияния  людей,  существующих  в  мире  случайности,  определяются  магией,  которая  есть  не  что  иное,  как  попытка  подчинить  природу  правилам  и  законам.  Значение  религиозного  культа,  по  мнению  Ф.  Ницше,  заключается  в  том,  чтобы  природа  действовала  ради  пользы  и  выгоды  человека.  Во  взглядах  Ф.  Ницше,  христианская  религия  приходит  на  смену  древнегреческому  мифу.  Разница  между  религией  и  мифами  заключается  в  том,  что  миф  иррационален,  не  достижим  разумной  деятельности:  миф  постигается  с  помощью  инстинктов.  Религия  же  рождается  вместе  с  рационализмом,  воплощением  которого  для  Ф.  Ницше  является  Сократ  (ок.  470—399  до  н.  э.),  вселивший  в  культуру  вместе  с  разумом  морализирование.  В  поздних  своих  измышлениях  Ницше,  соединяет  тему  греческой  культуры  и  критику  христианства,  а  образ  Сократа  воплощает  многообразные  пороки. 

Религия  появляется  в  результате  дегенерации  человечества  как  биологического  вида,  разрушению  его  духовной  жизни. 

Христианство  рождается  путем  достижения  морали  низших  слоев  общества.  По  мнению  Ф.  Ницше  «сильный  человек»,  которого  можно  поставить  на  одну  ступень  со  сверхчеловеком,  в  религии  не  нуждается,  прямо,  так  же  как  и  в  общественных  нормах  и  законах.  В  них  нуждаются  люди  слабые,  ищущие  защиты  и  утешенья.  И  эту  надежду  им  дает  вера.  Но  для  достижения  этой  цели  священнослужители,  зачастую  используют  не  «горькую»  правду,  а  «сладкую»  ложь,  ведь  истины  не  утешают,  а  наоборот  огорчают  уязвимую  аудиторию. 

Человечество  по  мере  развития  нуждается  именно  в  утешении,  поскольку  становится  все  более  изнеженным  и  чувствительным  к  страданию.  Ф.  Ницше  говорит  «  лучше  романтизм  и  меланхолия,  чем  религия,  так  как  с  нею  нельзя  согласиться,  не  запятнав  свою  интеллектуальную  совесть»  [2].  Он  полагает,  что  христианская  мораль  использует  «  деятельное  сострадание  ко  всем  неудачникам,  слабым  и  немощным».  Само  рождение  идеи  сострадания  и  сочувствия  в  христианстве  является  исторически  закономерным  процессом,  так  как  зарождение  религиозной  веры  совершалось  в  низших  слоях  общества. 

В  дальнейшем  христианство  оставило  в  своей  структуре  мировоззрение  раба.  Верующие  признают  власть  и  всемогущество  Бога,  а  идея  греховности  каждого  уверяет  их  в  паритетности,  и  греет  надежду  о  превосходстве  над  теми,  кто  в  жизни  их  угнетал. 

Философия  Ф.  Ницше  категорически  не  допускает  сострадания,  сочувствия  и  равенства  людей.  Сострадание  истребляет  жизнь,  по  мнению  Ф.  Ницше.  В  идеи  христианства  напротив,  сострадание  и  вытекающее  из  него  страдание  поощряется,  что  для  Ф.  Ницше  является  неприемлемым.

В  качестве  положительной  религии  Ф.  Ницше  использует  буддизм,  цель  которого  избавить  людей  от  страдания.  Также  Ф.  Ницше  выделяет  тот  факт,  что  Бог  в  буддизме  отходит  на  второй  план,  по  соотнесению  с  главной  идеей,  тогда  как  в  христианстве  ключевой  фигурой  является  Бог,  он  вездесущ  и  всемогущ  [1]. 

Современный  человек  не  ощущает  на  себе  давления  христианской  традиции  [1].  Вопрос  о  вере  Ф.  Ницше  находит  из  своего  личного  опыта. 

Фридрих  Ницше  пытался  постигнуть  путь  к  сверхчеловеку.  Уровень  погружения  в  вопрос  превзошел  предел  личной  стойкости.  Разгром  традиционных  ценностей  повернулся  саморазрушением.  На  длительное  время  на  труды  и  работы  Ф.  Ницше  лег  отпечаток  «фашистской».  Тип  сверхчеловека  исказился  до  неузнаваемости  и  приобрел  черты  образа,  который  не  щадит  ничего  и  никого,  жестоко  разрушает  мир  и  его  ценности  [6].

Но  ведь  концепция  сверхчеловека  Ф.  Ницше  заключается  не  в  этом.  Его  сверхчеловек  беспощаден,  главным  образом  к  себе,  он  колеблется  и  подвергает  пересмотру  имеющиеся  у  него  ценности  и  установки,  которые  отнимают  у  него  духовную  волю  и  отраду  творческой  жизни.  Необходимо  помнить,  что  философия  Фридриха  Ницше  —  это  уникальный  опыт  по  разрушению  себя  и  выращивания  сверхчеловека.

Ф.  Ницше  подвеpг  грубой  критике  пpавоcлавные  церкви  и  тех  людей,  которые  наpекали  cебя  хриcтианами,  на  cамом  деле  не  являясь  ими.  Он  пpотивоположил  cуществование  Ииcуcа  трем  cиноптическим  евангелиям,  в  которых,  по  его  cловам,  cозданы  изначальные  cтаpания  по  обpазованию  cиcтемы  догм  хpиcтианства  в  пpоблеме  отpицательной  cвязи  к  миpу.

Ииcус  же,  по  взглядам  Ф.  Ницше,  cовершенно  не  отклонял  мира,  не  pазъяснял  его  едва  только,  как  начало  лучшей  потуcтоpонней  жизни.  Только  позднее  извpащение  его  взглядов  поcледователями  и  апоcтолами,  обратило  его  учение  в  отpицание  cего  мира.

Ф.  Ницше  воcстал  пpотив  гpубых  попыток  хpиcтианской  цеpкви  извpатить  cмыcл  и  цели  иcтинного  хpиcтианства,  которое  «не  cвязано  ни  c  одной  из  наглых  догм,  щеголяющих  его  именем».  Ложь  и  обман  то,  что  мы  называем  cебя  хpистианами,  а  живем  той  жизнью,  избавление  от  котоpой  пpоповедовал  Хpиcтоc  [3].

 

Список  литературы:

  1. Ницше  Ф.  —  противник  христианства.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://chaikaphil.narod.ru/seminars/quest3.doc 
  2. Ницше  Ф.  Человеческое  слишком  человеческое.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://philosophy.ru/library/nietzsche/menschliches/03.htm  (дата  обращения  18.11.2014).
  3. Жизнь  и  творчество  Ф.  Ницше.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://reftrend.ru/424401.html.  (дата  обращения  20.11.2014).
  4. Христианство  в  размышлениях  Ф.  Ницше.  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.convdocs.org/docs/index-120397.html?page=27(дата  обращения  1.11.2014).
  5. Франк  С.:  конструктивность  христианства.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://pochit.ru/filosofiya/183/index.html?page=6  (дата  обращения  1.11.2014).
  6. Философия  Ф.  Ницше.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.0zd.ru/filosofiya/filosofiya_nicshe.html  (дата  обращения  21.11.2014).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий