Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Людоговская Н.А. ТВОРЧЕСТВО — НЕОТЪЕМЛИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ТВОРЧЕСТВО  —  НЕОТЪЕМЛИМАЯ  СОСТАВЛЯЮЩАЯ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ЖИЗНИ

Людоговская  Наталья  Алексеевна

студент,  кафедра  ПиТО,  ЧГУ,  РФ,  г.  Череповец

E-mail: 

Козлова  Ольга  Валериевна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  истории  и  философии,  РФ,  г.  Череповец

 

Творчество  —  что  же  это  такое?  Есть  понятие  божественного  творения,  предполагающего,  что  процесс  сотворения  мира  и  его  дальнейшее  становление,  развитие  —  акт  божественного  созидания.  Бог  провидел,  организовывал  космическое  пространство,  продумывал  составляющие  организма  людей,  животных,  творил  разнообразнейшие  растения,  цветы,  деревья,  историю  человека.  Таким  образом,  он  занимался  увлекательным  творческим  процессом,  придумывал,  реализовывал,  живописно  писал  как  художник,  вдохновенно  сочинял  как  музыкант-композитор,  как  поэт,  гармонично  и  складно,  писал  стихи.  Все  в  нашей  жизни,  в  этом  мире  начинается  с  Творчества  и  ему  обязано  и  подчинено.  Однако,  исходя  из  теологического  признания  того  обстоятельства,  что  мы  с  вами  есть  плод  божественно  искусства,  и  все  наше  окружение  тоже  является  результатом  той  же  творческой  деятельности,  можно  придти  к  выводу,  что  люди,  наделенные  разумом  и  душой,  и  сами  способны  творить.  Не  просто  способны,  а  обязаны,  это  есть  их  внутренний  позыв,  замечательная  «возвышенная»  потребность.

Наука  и  философия  признает  творческое  начало,  в  качестве  субстанциально  присущего  самому  человеку.  Можно  предположить,  что  творческое  художественное  начало  в  человеке  исходит  в  первую  очередь  из  его  эгоистической  самовлюбленности,  затем  уже  очарования,  интереса  к  миру  архитектуры,  природы  (то  есть  в  мир  нас  окружающий).  А  также  благодаря  самому  великому  чувству  на  земле,  любви  к  себе  подобному,  или  же  временной  влюбленности  в  человека,  которого  зачастую  именуют  музой.  По  сути,  влюбленность  в  кого-либо  и  есть  не  что  иное,  как  любовь  к  себе.  Ведь  мы  создаем,  рисуем  в  своем  воображении  идеальные,  лично  для  нас,  образы  и  как  бы  находим  их  в  реальной  жизни,  создаем  иллюзию  их  адекватности  в  связи  со  своими  представлениями  о  прекрасном.  Каждый  творит  с  целью  лучше  познать  самого  себя  и  постичь  закономерности  природы,  бытия,  сознания.  «Творчество…  есть  цельное,  органическое  свойство  человеческой  природы…  Оно  есть  необходимая  принадлежность  человеческого  духа.  Оно  так  же  законно  в  человеке,  пожалуй,  как  две  руки,  как  две  ноги,  как  желудок.  Оно  неотделимо  от  человека  и  составляет  с  ним  целое»,  —  писал  Ф.М.  Достоевский  [2]. 

Во  все  времена  прогрессом  двигала  именно  творческая  составляющая  в  жизни  человека.  Нельзя  не  переоценить  роль  творчества  в  повседневной,  зачастую  нудной  и  однообразной  жизни  людей.  Именно  творчество  наделяет  смыслом  жизнь  человека.  Если  человек  в  состоянии  отнестись  к  жизни  творчески,  возможно  как  к  уроку,  эксперименту  —  в  том  случае  его  жизнь  будет  жизнерадостна,  созерцательна  и  наполнена  смыслом,  в  отличие  от  того,  кто  привык  делать  только  то,  что  надо  и  как  надо.  При  отсутствии  вдохновения  нет  и  радости  бытия.  Предаваясь  любимому  занятию,  вы  полноценно  отдыхаете,  наслаждаетесь.  А  отдохнувший  мозг  обязательно  найдёт  выход  из  кризисной  ситуации.  Поскольку  погружаясь  в  мир  собственных  идей,  человек  исключает  возможность  испытывать  постоянный  стресс  от  реальных  событий,  происходящих  в  мире. 

Есть  один  нюанс,  который  проводит  грань  между  человеком,  просто  изредка  уделяющим  время  творческому  занятию  и  человеком  истинно,  «искренне»,  «всеобъемлюще»  творческим  в  полном  смысле  этого  слова,  который  и  жизнь  не  может  помыслить  без  каждодневных  творческих  мук  и  радостей.  Истинно  творческие  личности,  не  живут  по  сценариям,  они  менее  включены  в  систему  общественной  жизни,  общепринятых  стереотипов  поведения,  они  живут  замкнуто  внутри  себя,  верны  себе,  своим  внутренним  позывам  и  убеждениям.  Им,  возможно,  открыт  доступ  к  чему-то  большему,  к  мало  изведанным,  изученным  сторонам,  граням  жизни  человека,  его  духа,  доступ  к  которым  закрыт  людям  их  же  собственной  зависимостью  от  бытовой  малотворческой  действительности.

Ибо  творчество  само  по  себе  —  величайший  бунт.  Достаточно  будет  упомянуть  высоко  эмоциональных  художников,  борцов  за  справедливость,  равенство,  братство,  которые  не  побоялись  осуждения  своих  творений  со  стороны  государства  и  высмеивали  аморальные  устои  жизни  общества,  что  лишало  их  государственных  заказов,  а  значит  и  достойного  вознаграждения  (отчасти  —  Гойя,  Рембрандт,  Делакруа,  Веласкес,  также  советские  художники-диссиденты  —  Игорь  Шафаревич,  Владимир  Осипов  и  многие  другие).  При  жизни  их  творчество  по  достоинству  не  было  вознаграждено,  а  после  смерти  их  возвели  в  ранг  мастеров  мирового  значения.  Как  писал  М.  Глинка:  «Следы  исчезнут  поколений,  но  жив  талант,  бессмертен  гений»  [2]. 

По-настоящему  творческой  является  обостренная  индивидуальность.  Невозможно  творить,  оставаясь  частью,  уподобленной  толпе,  системе.  Ибо  разум  творца  бунтует  против  предрассудков  и  стереотипов.  Ярким  примером,  образцом  истинной  творческой  экзальтации  может  послужить  главный  герой  романа  Эмиля  Золя  под  названием  «Творчество»  Клод.  В  произведении  есть  следующие  многозначительные  «говорящие»  строчки.

«К  чертям!  Опять  все  погубил!  ...  Несомненно,  я  тупица,  никогда  я  ничего  не  достигну!  В  отчаянии,  совершенно  не  владея  собой,  он  кинулся  к  картине,  стремясь  продырявить  ее.  Друзья  едва  успели  удержать  его…  Да  он  никогда  себе  не  простит  потом,  если  уничтожит  свое  творение.  Весь  дрожа,  не  проронив  ни  слова,  Клод  устремил  на  картину  пристальный,  говорящий  взгляд,  в  котором  читалось  нечеловеческое  страдание  от  осознания  своей  беспомощности…  Он  впадал  в  отчаяние  при  мысли,  что  им  владеет  какой-то  неведомый  ему  наследственный  недуг;  пока  он  не  проявляется,  художник  наслаждается  творчеством;  когда  же  недуг  вновь  овладевает  им,  он  уже  ни  на  что  не  способен  —  доходит  до  того,  что  забывает  элементарные  навыки  рисования.  Каково  чувствовать,  что  все  твои  способности  внезапно  оставляют  тебя,  утекают  как  кровь  из  раны,  а  ты,  хоть  и  опустошенный,  по-прежнему  снедаем  жаждой  творчества…  Жизнь,  жизнь!  Уловит  ее  и  передать  во  всей  правдивости,  любить  такой,  какая  она  есть,  видеть  в  ней  истинную  красоту,  вечную  и  вечно  меняющуюся,…  творить  жизнь,  творить  людей  —  вот  что  равняет  нас  с  богом!  Вера  в  себя  возвращалась  к  Клоду,  прогулка  по  Парижу  подбодрила  его,  вновь  он  был  охвачен  страстным  желанием  творить,  воссоздавать  живую  плоть…  Ему  не  хотелось  спать,  он  ждал  рассвета,  сгорая  от  нетерпения  с  первыми  же  лучами  солнца  приняться  за  свою  картину.  Возбужденный  удачным  днем,  дружескими  беседами  и  мечтами  о  совместном  покорении  мира,  он  был  уверен,  что  теперь-то  ему,  несомненно,  удастся  создать  шедевр»  [1,  с.  69]. 

Но  это  будет  несколько  печальный  пример  творческой  личности,  ибо  Клод  в  конце  романа  умрет.  Гений  часто  ощущает  мир  трагически,  а,  умирая,  так  и  не  получает  долгожданного  авторитета  и  общественного  признания:  общество  тяжело  воспринимает  любое  новшество,  кроме  революционных  периодов. 

Если  творчество  исчезает  из  жизни  человека,  значит,  речь  идет  о  серьёзном  кризисе,  об  упадке  уровня  культуры  в  обществе,  об  углублении  процесса  отчуждения  в  социуме,  о  снижении  качества  жизни  человека  и  обесценивании  значения  каждого  члена  общества  для  него  самого.  Деятельность  человека  только  тогда  становится  творчеством,  когда  способствует  развитию  человеческой  личности,  человеческой  культуры,  а  самое  главное  —  духовности  личности.  Творчество  —  показатель  того,  насколько  может  быть  богата  душа  человека. 

Наверняка  большинство  людей  хотели  бы  реализовать  себя  в  творчестве,  но  почему-то  этого  не  делают,  а  лишь  мечтают  и  действий  никаких  для  достижения  своей  мечты  не  принимают.  А  потому,  что  им  это  вовсе  не  требуется.  Это  еще  раз  доказывает  то  обстоятельство,  что  все  мы  творческие,  что  привносим  в  повседневную  рутину  жизни  много  позитива,  заряжаясь  энергией,  давая  полет  творческой  фантазии.  Люди  «мечтательно-творческие»  покупают  билеты  в  театр,  в  кино  на  концерты  и  выставки.  Часами  могут  обсуждать  чужое  творчество  —  книги,  пьесы,  живопись  или  музыку,  являясь  истинными  ценителями  искусства.  Реципиенты  ведь  тоже  должны  быть,  иначе,  кому  будет  служить  искусство,  кроме  самих  творцов,  кто  сможет  по  достоинству  оценить  их  талант,  восхититься  результатами  их  деятельности  и  сделать  ее  еще  более  плодотворной. 

Творчество  как  работа  —  это  мечта  любого  свободного  человека,  который  жаждет  прожить  жизнь  ради  удовольствия,  почувствовать  счастье  рядом,  прикоснуться  к  нему  рукой,  обрести  психологическое  и  эмоциональное  равновесие,  а  остальное  все  приложится.

Творчество  —  процесс  разнообразный,  многоликий,  в  ходе  которого  человек  проходит  процесс  идентификации,  как  с  самим  собой,  так  и  группой  субкультуры. 

О  творчестве  сложено  немало  мудрых  предложении,  изречений.  Р.  Роллан:  «…  Все  радости  жизни  в  творчестве.  Любовь,  гений,  труд  —  все  это  вспышки  сил,  вышедших  из  единого  пламени...  Творить  —  значит  убивать  смерть  [2].  Человек  может  быть  умным  и  рассудительным,  обдумывать  каждый  свой  шаг  и  при  этом  оставаться  творческим,  одно  другому  не  мешает.  Тем  более  бытует  мнение,  что  именно  те  люди,  в  которых  рациональное  логическое  зерно  сочетается  с  творческой  предрасположенностью  и  являются  созидателями,  авторами-создателями  всего  качественно  нового.  Очень  хочется  связать  и  закончить  размышление  о  творческой  натуре  человека  словами  А.  Эйнштейна  «Открытия  делаются  тогда,  когда  все  думают,  что  этого  быть  не  может,  а  один  человек  этого  не  знает»  [2].  И,  следовательно,  этот  один  человек  будет  натурой  творческой.

 

Список  литературы

  1. Афоризмы,  цитаты,  высказывания,  изречения,  пословицы.  Разное.  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.wisdoms.ru/64.html  (дата  обращения  20.10.2014).
  2. Эмиль  Золя.  Том  11:  Творчество.  М.:  Правда,  1957.  —  326  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.