Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 ноября 2014 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ГУМАНИЗМ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дудко Ксения Анатольевна
студент 2 курса, кафедра общей психологии СамГМУ, РФ, г. Самара
E-mail: ksududko95@icloud.com
Захарова Елена Владимировна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент кафедры общей психологии СамГМУ, РФ, г. Самара
Появление философии, основанной Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, было закономерно. Так как эволюция немецкой классической философии и английской политической экономики разработали и вплотную приблизили философскую мысль к материалистическому толкованию общества. Она оказала сильное воздействие на эволюцию философской мысли в XIX—XX веках. Так же дала мощный импульс как революционному, так и реформаторскому переустройству социальной реальности.
Исторические критерии происхождения марксизма и его философии определялись, прежде всего, тем, что капитализм укрепился в Западной Европе как превалирующая экономическая система. Марксом и Энгельсом предполагалось, что если определить капитализм как доминирующую экономическую систему, то явно обнаруживаются пороки буржуазного общества, не поддающиеся разрешению в условиях данной социально-экономической системы противоречия. Появилось явное расхождение капитализма — между трудом и капиталом, между пролетариатом и буржуазией [1]
В 1831 году во Франции происходит восстание лионских ткачей, в 1834 году — силезских ткачей в Германии, а в Англии развертывается чартистское движение, которое является первым массовым, политическим оформленным революционным движением пролетариата [4].
Это все говорит о том, что к 40-м годам XIX века пролетариат сформировался как класс [2]. Преобразовался в независимую политическую силу, осмысляющую своеобразие своих интересов и их разница от интересов других классов. Так же, для него стало понятной противоречивость положений идеологов буржуазной революции о свободе, равенстве, братстве, о всеобщей гармонии и всеобщем благополучии в капиталистическом обществе.
Уже у более опытного пролетариата появилась необходимость в реалистической теории, которая могла бы представить пролетариату объективные пути освобождения от подчинения и улучшения жизни. В таком случае, потребовался совершенно другой путь к созданию материалистического взгляда на общество. Ответом на эту потребность и появилась марксистская философия. Маркс осознанно определил себя на службу пролетариату. Философия марксизма изначально создавалась как философия пролетариев. «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, — заявил Маркс, — так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие [9]». Маркс и Энгельс увидели ту силу, которая могла бы перестроить общественные устои, ранние существовавшие.
В целом Маркс расценивал свою философию как философию действия. Он считал, что развитие философии должно привести к превращению человеческой мысли в дело и категорично заявлял: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [8].
К. Маркс и Ф. Энгелс тяготели выстроить свою философию по строго научному способу — диалектическому. Радикально утвердил о своих научно-материалистических расположениях, решительно преобразовывая предыдущие материалистические идеи. Их пролетарски — классовый гуманизм немало отличался и был далек от фактического гуманизма, гуманистического отношения к человеку и от всех предыдущих философских учений. Самое важное, что была отдалена созерцательность, характерна всем философским системам. Добавим, что в социуме образовывается коллективный, классовый антигуманизм. Он становиться причиной классовых и других социальногрупповых разногласий. Гуманизм класса становится в социуме антигуманизмом определенного человека, игнорированием его интересов, прав и свобод. Размышляя об этом, можно сказать, что такой подход к обществу имеет антигуманный характер. Все советское общество становиться пропитанным антигуманизмом. Определенная личность часто приходит в столкновение с равнодушным отношением к его потребностям, интересам, желаниям, стремлениям и так далее.
Идеология Маркса, как и любая идеология, способна совершенствоваться только в благоприятных для нее условиях. В 1990 году осложнения экономического кризиса приблизили упадок интереса к советскому режиму в обществе. К концу 1991 года жители многих союзных республик на всенародных голосованиях встала на сторону свободы, то есть демократию [3]. Это означает, что в таком государстве философии Маркса, которая является не гуманной, развиваться не эффективно.
Гуманизм соотносится с демократией, потому что в нем укрепилось убеждение в умение людей ценить друг друга и коллективно трудиться над налаживанием своей жизни. Наряду с этим, в рамках демократичного общества, не нашлось мыслителей, которые бы стали дальше развивать марксистскую философию. Здесь же перед обществом встал вопрос, о пробуждении индивидуального сознания и о возвышения уровня человечности. Чтобы гуманизму снова закрепиться в обществе, в России 23 апреля 1991 года, в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе [7].
Период, который длится до сих пор охарактеризовывают как «период социальной работы». Здесь гуманизм занял очень важную позицию, потому что почти все его убеждения и идеи относятся к основным установкам социальной работы, и оценивается как главное течение в этой профессиональной деятельности. Суть этих идеи в том, что человек стремиться внести смысл миру, в котором он находиться. Социальные работники стараются помочь человеку получить навыки самообучения и устремить их на уничтожение кризиса индивидуальности и кризиса самосознания, основываясь на опыт и внешнее влияние.
На структуру социальной работы повлияли множество гуманистических идей. Например, идеи Карла Рэнсома Роджреса получают широкое распространение, так как специалисты стали использовать тренинги и консультирование. Соображения Абрахамом Харольдом Маслоу о том, что подкрепления к достижению целей происходит из необходимости, которая возникает из-за нехватки чего либо. Применяется в дневных стационарах, ибо возможно проследить осуществление потребностей клиентов. Трансактный анализ, который исследовал Э. Берном, считается как вариант гуманистической терапии. Тем не менее, ТА не ввели социальной работы, но, возможно, и пользуются частные специалисты социальных служб [5].
Признание людей как личностей, находящихся в согласовании с социумом, принятие их индивидуального осмысления, а также толкование переживаемых явлений состыковываются с главными принципами социальной работы. В таком случае следует сказать, что социальный работник в рамках его профессионального долга должен поддерживать клиента в самореализации его личности, которые выполняются различными способами и методами согласно с интересами клиента. Социальный работник всегда несет нравственную ответственность. Кроме того он несет ответственность перед самим собой. Он должен поддерживать свою честь и достоинство. Так же должен заслужить, что бы его кадровые навыки и достоинства как мастера своего дела и личности, признали клиенты и общество. Для того, чтобы применять результативное воздействие на сознание клиента, социальный работник должен быть профессионально подготовлен и стать духовно нравственным, это значит не просто сопереживать, а думать на боле высоком уровне.
В заключение рассмотрим ценности социальной работы. Они сформировывают базис воззрений профессионала, где осуществляются убеждения, идеалы, этические правила и профессиональные ценности. Первостепенными ценностями социальной работы являются:
· Гуманизм и уважение к человеку;
· Добро, законность, добросовестность, благовоспитанность, толерантность, нравственность, порядочность;
· Чувство профессионального долга [6].
Таким образом, можно сделать выводы:
· Гуманизм и его духовные элементы балансируют рационализм практической деятельности социальной работы.
· Принятие смысла духовности и осмысления индивидуальных качеств имеет большое значение для всех представителей, что бы миновать социальное исключение.
· Духовность и реализация потенциала личности ценится клиентами и социальными работниками
· Гуманистические перспективы указывают, что уважение к личности и стремление к общему благу лежат в основе социальной работы.
Список литературы:
- Всемирная история, 10 томов, государственное издательство политической литературы, москва,1956, под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.
- Даниэль Бенсаид, «Маркс. Инструкция по применению». М.: институт общегуманитарных исследований., 2012 год.
- История России. М.: АСТ, М.: Харвест, 2005.
- Мещеряков М.Т., «Книги для чтения по новой истории 1640—1870». М., 1987.
- Пейн М, « Социальная работа; современная теория». М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Платонова Н.М., Теория и методика социальной работы. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Постановление Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. 3 93 «О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе».
- Хрусталев Ю.М., «Философия». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
- Черников В.Г., «Философия диалектико-материалистического гуманизма». Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 1998.
дипломов
Оставить комментарий