Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Крутоус А.И., Лутфуллина И.Р. РЕПРОДУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: https://sibac.info/archive/social/5(20).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

РЕПРОДУКТИВНАЯ  ФУНКЦИЯ  СЕМЬИ  В  СОВРЕМЕННОМ  ОБЩЕСТВЕ

Крутоус  Алёна  Игоревна

Лутфуллина  Индира  Рамазановна

студенты  2  курса,  каф.ГСЭД  ЯНГИ  (филиала)  ТюмГНГУ,  РФ,  Ямало-Ненецкий  автономный  округ,  г.  Новый  Уренгой

E-mail: 

Койшина  Екатерина  Алимовна

научный  руководитель,  ассистент  кафедры  ГСЭД  ЯНГИ  (филиала)  ТюмГНГУ,  РФ,  Ямало-Ненецкий  автономный  округ,  г.  Новый  Уренгой

 

Семья  —  это  социальная  система,  имеющая  черты  социального  института  и  малой  социальной  группы.  Как  малая  социальная  группа  семья  представляет  собой  общность  людей,  складывающуюся  на  основе  брака  или  кровного  родства,  члены  которой  связаны  общностью  быта,  взаимопомощью  и  взаимной  ответственностью  супругов  за  здоровье  детей  и  их  воспитание.

Как  социальный  институт  семья  характеризуется  совокупностью  социальных  норм,  санкций  и  образцов  поведения,  регламентирующих  взаимоотношения  между  супругами,  родителями  и  их  детьми  и  другими  родственниками.  В  свою  очередь,  институт  семьи  включает  множество  более  частных  институтов,  таких,  как  институт  брака,  институт  родства,  институт  материнства  и  отцовства,  институт  социальной  защиты  и  др.  [5].

Социологи  выделяют  следующие  функции  современной  семьи:  репродуктивная,  воспитательная,  обучающая,  коммуникативная,  эмоциональная,  духовно-психотерапевтическая,  развлекательно-рекреативная,  хозяйственно-бытовая,  экономическая,  статусная,  функция  первичного  социального  контроля,  функция  социализации,  защитная,  функция  объединения  усилий.  Функции  семьи  связаны  с  потребностями  личности  и  общества.  Одной  из  самых  важных  является  репродуктивная  функция  семьи.  Именно  семья  обеспечивает  биологическое  воспроизводство  населения  и  удовлетворяет  индивидуальные  потребности  в  детях.  С  течением  времени  меняется  как  характер  функций,  так  и  их  иерархия  [5].  В  настоящее  время  репродуктивная  функция  семьи  претерпевает  изменения,  активно  применяются  вспомогательные  репродуктивные  технологии,  в  т.  ч.  суррогатное  материнство,  поэтому  данная  тема  является  актуальной.  Цель  исследования:  анализ  репродуктивной  функции  семьи  в  современном  обществе.

По  данным  репродуктологов  количество  бесплодных  пар  в  мире  —  около  20  процентов.  Может  показаться,  что  единственный  выход  для  таких  семей  —  усыновление  ребенка,  но  не  все  к  этому  готовы  [3].

Из  определения  ВОЗ  суррогатного  материнства  следует,  что  суррогатная  мать  вынашивает  ребенка  и  по  договору  передает  его  генетическим  родителям,  не  претендуя  на  роль  матери.  Технологически  суррогатное  материнство  основывается  на  экстракорпоральном  оплодотворении  (ЭКО)  [2].

Несмотря  на  то,  что  суррогатное  материнство  появилось  не  так  давно,  многие  известные  личности  (певцы,  артисты,  спортсмены)  уже  воспользовались  подобной  практикой  и  стали  счастливыми  родителями,  например,  К.  Роналду,  Р.  Мартин,  Э.  Джон,  Ф.  Киркоров,  А.  Пугачева  и  М.  Галкин,  и  др.  [1].  В  некоторых  случаях  причинами  этого  было  не  бесплодие,  а  отсутствие  брачного  партнера  и  нетрадиционная  ориентация.

Применение  суррогатного  материнства  порождает  сложные  этические  и  юридические  проблемы.  Сторонников  подобной  технологии  вынашивания  и  рождения  ребенка  много,  и,  по  их  мнению  [7]:

1.  Суррогатное  материнство  —  фактически  единственный  шанс  для  бездетных  пар  завести  генетически  родного  ребенка,  оставить  после  себя  потомство.

2.  Женщины  участвуют  в  программе  только  добровольно,  поэтому  об  эксплуатации  нет  и  речи.

3.  Позволить  себе  ребенка,  рожденного  с  помощью  суррогатного  материнства,  могут  не  только  очень  богатые,  так  как  если  суррогатной  матерью  будет  родственница  или  подруга,  то  программа  по  вынашиванию  обойдется  не  дороже  обычной  беременности.

4.  По  мнению  защитников  суррогатного  материнства,  многие  суррогатные  матери  становятся  таковыми  не  из-за  жажды  обогащения,  а  из-за  стремления  помочь  стать  родителями.

Противники  суррогатного  материнства  считают,  что:

1.  Суррогатное  материнство  противоестественно,  так  как  подобного  нет  в  природе.

2.  Суррогатное  материнство  противоречит  божественному  замыслу.  Христианство  и  мусульманство  запрещают  своим  прихожанам  прибегать  к  услугам  суррогатных  матерей,  в  связи  с  тем,  что  суррогатное  материнство  ведет  к  подрыванию  святости  брака  и  семьи.

3.  Необходимость  отдать  выношенного  и  рожденного  суррогатной  матерью  ребенка  серьезно  травмирует  психику  женщины  [7].

4.  Суррогатное  материнство  —  это  новый  вид  торговли  детьми.  В  Индии  уже  процветает  коммерческое  суррогатное  материнство.  В  Мумбаи  действует  первая  в  мире  клиника,  специализирующаяся  на  суррогатном  материнстве.  Ее  уже  прозвали  «фабрикой  по  производству  детей».  Сюда  обращаются  сотни  малоимущих  индийских  женщин,  которые  таким  образом  получают  возможность  заработать.  По  данным  газеты  Sun,  ежегодно  подобный  бизнес  в  Индии  приносит  доход  до  1  миллиарда  фунтов  стерлингов  [8]. 

5.  По  мнению  феминисток,  суррогатное  материнство  —  это  эксплуатация  женщины,  отождествление  ее  с  бездушным  инкубатором.

6.  У  биологической  матери  может  не  проснуться  материнский  инстинкт,  вследствие  чего  и  генетическая  мама,  и  ребенок  всю  жизнь  будут  мучиться  от  психологических  проблем  [7].

7.  Существует  риск  для  ребенка  унаследовать  от  суррогатной  матери  генетические  дефекты.  Возможно,  также  повреждение  плода  в  результате  неосторожности  суррогатной  матери.  Например,  если  она  будет  во  время  беременности  употреблять  алкоголь,  наркотики  или  плохо  питаться  [6].  

8.  Риск  кризиса  самосознания  ребенка.  Пока  нет  определенного  ответа  на  вопросы  психологической  адаптации  ребенка.  Если  узнает  (специально  или  случайно),  что  его  родила  не  мать,  а  другая  женщина?  Если  контакты  ребенка  с  этой  женщиной  будут  продолжаться  и  после  его  рождения  (такое  возможно,  когда  суррогатная  мать  —  родственница  или  близкий  семье  человек),  то,  как  это  может  сказаться  на  ребенке  в  дальнейшем  [6]? 

9.  Существует  много  детей-сирот,  усыновив  которых,  все-таки  можно  реализовать  родительский  инстинкт.

Обращает  на  себя  внимание  следующий  факт.  Много  женщин  на  данный  момент  обращаются  к  вспомогательным  репродуктивным  технологиям,  в  частности  к  ЭКО  не  из-за  того,  что  не  могут  родить  ребенка,  а,  по  мировоззренческим  основаниям.  Чаще  всего  это  женщины,  которым  исполнилось  40  лет,  не  имеющие  семью,  а  также  нетрадиционной  ориентации  и  те,  кто  не  хочет  тратить  свое  личное  время  на  разыскивание  партнера,  сообщает  газетное  издание  The  Sydney  Morning  Herald.  По  предоставленным  сведениям  количество  таких  женщин,  увеличилось  на  10  %  за  последние  несколько  лет.  Президент  общества  репродуктологов  из  Австралии  говорит,  что  на  сегодня  находиться  в  статусе  «одинокая  мать»  считается  нормальным  явлением.  Приобрести  донорские  мужские  половые  клетки  —  это  все  то,  что  необходимо  осуществить  женщине  после  35  лет.  Этот  феномен  назвали  «социальным  бесплодием».  Центры  ЭКО  заявляют,  что  его  пациентками  являются  удачные  женщины,  сделавшие  карьеру  и,  следовательно,  они  самостоятельно  смогут  обеспечить  ребенка.  И  если  такая  женщина  желает  завести  ребенка,  то  в  целях  безопасности  лучше  воспользоваться  услугами  ЭКО,  чем  выискивать  себе  мужчину  на  одну  ночь  [4],  или  вообще  прибегнуть  к  услугам  суррогатной  матери.

Рассматривая  данную  проблему,  мы  решили  изучить  мнение  жителей  г.  Новый  Уренгой.  Нами  был  задан  вопрос:  «Суррогатное  материнство  сложное,  но  распространенное  явление  в  настоящее  время,  имеющее  аргументы  «за»  и  «против».  А  как  лично  Вы  относитесь  к  тому,  что  при  невозможности  родить  ребенка,  прибегают  к  суррогатному  материнству».  В  опросе  приняли  участие  168  человек  в  возрасте  от  18  до  40  лет.  Как  видим,  только  10%  опрошенных  затруднились  с  ответом  на  этот  сложный,  с  нашей  точки  зрения,  вопрос;  60  %  высказались  «за»,  причем  большинство  среди  них  женщины  (см.  рис.  1,  рис.  2). 

Исследование  показало,  что,  несмотря  на  видимую  пользу,  есть  серьезные  риски  суррогатного  материнства,  в  числе  которых  сознательный  отказ  от  естественного  рождения  детей  женщиной  в  богатых  семьях,  увеличение  однополых  союзов,  вообще,  уклонение  от  создания  семьи  («социальное  бесплодие»),  а  также  появление  еще  одной  формы  рабства  для  женщин  из  бедных  социальных  слоев  —  «инкубаторского»,  и,  соответственно,  превращение  ребенка  в  товар. 

 

Рисунок  1.  Отношение  к  суррогатному  материнству

 

Рисунок  2.  Отношение  к  суррогатному  материнству  в  зависимости  от  пола

 

Опрос  показал,  что  общество  готово  принять  суррогатное  материнство  как  норму,  особенно  женщины.  И  если  существующая  тенденция  сохранится,  то  это  приведет  к  глубоким  изменениям  в  сфере  семейных  отношений. 

Есть  риск,  что  любовь  и  создание  семьи  будут  отделяться  от  деторождения,  и  семья  как  социальный  институт  либо  утратит  свою  основную  на  данный  момент  функцию  —  репродуктивную,  либо  произойдет  отмирание  семьи  как  социального  института. 

 

Список  литературы:

1.Боженко  А.  Знаменитости  ставшие  родителями  благодаря  суррогатным  матерям  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://skuky.net/72921  (дата  обращения  22.04.2014).

2.Рекомендации  ВОЗ:  терминология  ВРТ1  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:http://www.mediasphera.ru/journals/reproduction/detail/289/4375/  (дата  обращения  21.04.2014).

3.Скрипченко  А.  Дождусь  тебя,  мой  малыш,  или  как  победить  диагноз  «Бесплодие»  //  Правда  Севера.  —  2014.  —  №  15.  —  С.  21.

4.«Социальное  бесплодие»  —  новый  диагноз  для  одиноких  женщин  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://medvesti.com/zdorovie/genskoe_zdorovie/24738-socialnoe-besplodie-novyy-diagnoz-dlya-odinokih-zhenschin.html  (дата  обращения  22.04.2014).

5.Социология:  учебник  для  вузов  /  Под  ред.  Проф.  В.Н.  Лавриненко.  3-е  изд.,  перераб.  и  доп.  М.:  ЮНИТИ-ДАНА,  2009.  —  448  с. 

6.Суррогатное  материнство  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.neuronet.ru/bibliot/sexhealth/human_sexuality/c23_09.html  (дата  обращения  22.04.2014).

7.Суррогатное  материнство.  За  и  против.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://sila-pro.org/topic.php?id=1716  (дата  обращения  22.04.2014).

8.Фабрика  детей:  на  что  индийские  суррогатные  матери  тратят  заработок.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vesti.ru/doc.html?id=1147928 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.