Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Малышева А.Н. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР КАК ПРЕДПОСЫЛКА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: https://sibac.info/archive/social/5(20).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ДОГОВОР  КАК  ПРЕДПОСЫЛКА  ГРАЖДАНСКОГО  ОБЩЕСТВА  В  ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ  МЫСЛИ

Малышева  Ангелина  Николаевна

студент  1  курса,  ФГБОУ  ВПО  Владивостокский  государственный  университет  экономики  и  сервиса,  филиал  в  г.  Уссурийске,  РФ,  г.  Уссурийск

Сарумов  Алексей  Андреевич

научный  руководитель,  преподаватель  философии  ФГБОУ  ВПО  ВГУЭС,  филиал  в  г.  Уссурийске,  РФ,  г.  Уссурийск

 

Аннотация

В  статье  исследован  феномен  Гражданского  общества  в  ретроспективе  историко-философской  мысли.  Показана  значимость  общественного  договора,  приведена  обобщенная  идейная  модель  современного  общественного  договора.

В  данной  работе  приведен  взгляд  на  современное  состояние  общества.  Как  и  в  науке,  в  обществе,  в  процессе  развития  появляется  все  больше  новых  вопросов  и  проблем,  среди  которых  проблемы  психологической  окраски:  безразличие  к  окружающим,  подозрительность  и  другое.

Будущее  развивается  в  зависимости  от  современности.  Современность  —  общий  и  действительный  контекст  наших  устремлений  [5].  Мир  человека  в  XXI  веке  существенно  ухудшился.  Между  производителями  на  рынках  сбыта  капиталистический  способ  производства  основан  на  конкурентной  борьбе.  Но  человек  должен  понимать,  что  на  смену  конкурентной  борьбе  должен  прийти  другой  способ,  который  позволит  человеку  совершенствоваться  духовно  и  развиваться  технически  [8].

С  развитием  человечества  меняется  и  государственное  устройство,  которое  нуждается  в  непрерывном  совершенствовании.  Известно,  что  в  процессе  модернизации,  в  поисках  «нового»  нередко  забывают  о  «старом»,  о  чем,  так  же  нередко  потом  сожалеют.  Так  и  произошло  с  гражданским  обществом.  Словами  Ф.  Бэкона  «…люди  сами  виноваты  в  своих  несчастьях….»  (тогда,  Френсис  Бэкон  говорил  не  о  гражданском  обществе,  а  об  опыте  и  эксперименте  [1,  с.  281]).

Возрождение  Гражданского  общества  невозможно  без  исследования  данного  феномена  в  исторической  хронологии  развития  цивилизации.  В  этой  связи,  мы  считаем  поднятую  проблему  актуальной.

Гражданское  общество-самоправление  свободных  граждан  без  прямого  вмешательства  со  стороны  Государственной  Власти.  Это  состояние  социума,  при  котором  присутствует  реальное  участие  граждан  в  политике.  Но  возможность  построить  такое  государство  есть  только  в  случае  массовой  заинтересованности  общества  [2].

Платон  считал,  что  «какого  бы  ни  было  государство,  в  нем  всегда  есть  два  государства,  враждебные  друг  другу:  одно  государство  богатых,  другое  —  бедных»  [6].  Все  современные  страны  разделяются  на  независимые  и  зависимые  страны.  Государства,  развитие  которых  не  позволило  в  XXI  веке  в  полной  мере  быть  самодостаточными,  становятся  зависимыми  от  стран  более  высокого  уровня  развития.  Так,  страны  Гренландия,  Гернси,  Аруба  и  многие  другие  находятся  под  властью  других  государств.

Помимо  экономической  зависимости  еще  присутствует  вражда  между  государствами,  нередко  приводящая  к  военным  конфликтам.  Далее  следует  разлад  экономики,  приостановление  прогресса.  Однако  военные  действия  1941—1945  годов  подтолкнули  граждан  государства  СССР  к  восстановлению  утраченного.  Это  был  яркий  пример  силы  Гражданского  общества.  Открывались  заводы,  где  производили  качественный  товар,  продукцию  поставляли  как  внутри  государства,  так  и  в  зарубежные  страны.  Провозглашались  лозунги,  в  которых  труд  являлся  важным  фактором  в  жизни  людей.  Весь  народ  государства  стремился  к  труду,  за  счет  этого  страна  быстрыми  темпами  стала  восстанавливаться.

Государство  обязано  оказывать  помощь  гражданам  и  заботиться  о  них.  Пенсии  должны  быть  для  государства  не  просто  обязательством  денежных  выплат,  а  желанной  благодарностью  для  трудового  населения.  Стипендии,  в  свою  очередь,  должны  быть  для  студентов  наградой  за  успех,  а  не  «подачкой  на  хлеб».  В  общем,  все  реформы  должны  проходить  исключительно  в  интересах  всех  граждан. 

Векторы  и  интенсивность  развития  Гражданского  общества  напрямую  зависят  от  поведения  граждан  в  обществе,  от  их  нравственности.  Гегель  провозглашал  нравственность  движущей  силой  всего  общественного  развития  [7].  В  XXI  веке  не  каждый  человек  нравственный.  Человеку  свойственно  анализировать  поведение  и  моральные  качества  других  людей,  сопоставляя  их  со  своим  поведением  и  своими  моральными  качествами.  При  этом  люди  зачастую  ошибочно  считают  себя  эталоном.  Человек  должен  добиваться  своих  целей,  не  причиняя  вреда  другим  гражданам,  так  сказать  –  не  идя  «по  головам».  Люди,  стремясь  к  всеобщей  нравственности,  сделают  огромный  шаг  на  пути  к  Гражданскому  обществу.

Важным  критерием  становления  и  развития  Гражданского  общества  является  Общественный  договор.  В  государстве  создаются  законы,  а  гражданам  назначают  права  и  обязанности.  Суть  Общественного  договора  такая  же.  Для  каждого  человека  в  отдельности  он  является  гарантом  защиты,  а  для  государства  он  является  индикатором  силы  общества,  показателем  общественной  идеологии.  Общественный  договор  создается  во  благо  всему,  что  позволяет  людям  в  обществе  быть  «равными»,  независимо  от  социального  статуса. 

По  А.А.  Грицанову  «Общественный  договор  —  социально-философская  концепция,  трактующая  Гражданское  общество  как  результат  сознательного  акта  конвенции  относительно  таких  социальных  феноменов,  как  закон  и  государство  [3].  Общественный  договор  является  результатом  соглашения  между  людьми.  В  словаре  А.А.  Грицанова  приводится  ряд  идей  общественного  договора:

1.  Идеи  общественного  права.

2.  Идея  государства,  как  гарант  естественного  права.

3.  Идея  конструирования  закона  и  государства  в  акте  свободного  волеизъявления  независимых  индивидов.

4.  Идея  народа  как  суверена  власти  и  права  [3].

Общественный  договор  защищает  права  граждан  государства  и  является  начальной  «инструкцией»  их  собственной  гражданской  жизни.  По  этому  договору  государство  обязано  защищать  граждан.  Если  же  власть  нарушает  договор,  в  силе  граждан  сменить  власть.  Понятие  Общественного  договора  у  В.С.  Степина  совпадает  с  мнением  А.А.  Грицанова.  Он  считал,  что  человек  создал  общественный  договор  для  своей  же  безопасности  и  уверенности  в  правительстве  и  в  государстве  в  целом  [9].  Именно  граждане  способны  и  должны  построить  гражданское  общество  придерживаясь  законодательства.

По  Конфуцию,  Государство  представляет  собой  пирамиду  —  большую  семью.  На  ее  вершине  находится  сын  неба,  то  есть  правитель.  Середина  пирамиды  —  управляющий  аппарат.  Основание  пирамиды  является  народ.  Так  же,  Конфуций  говорил,  что  мораль  умного  человека  подобна  ветру,  мораль  низкого  человека  подобна  траве.  Трава  наклоняется  туда,  куда  дует  ветер  [4].  В  наше  время  все  построено  совсем  по-другому:  Правительство  сейчас  для  граждан  не  авторитетно,  по  сравнению  с  прошлым.  Это  важный  момент,  поскольку  отдельно  взятые  граждане,  не  уважая  правительство,  способны  сеять  хаос  в  обществе,  порождая  революции.

О  государстве  говорилось  и  в  средневековье.  Фома  Аквинский,  считал,  что  нужно  развить  христианскую  доктрину  государства.  Государственной  целью,  по  его  словам,  было  обеспечение  условий  для  достойной,  разумной  жизни  [10].  В  целом,  перед  государством  стоит  цель  обеспечить  условия  для  достойной,  разумной  жизни  граждан  в  государстве.  Но  Фома  Аквинский  считал,  что  люди  должны  повиноваться  богу  [10].  Многие  события,  происходившие  веками,  привели  в  XXI  веке  к  утрате  веры,  что  в  свою  очередь  так  же  оказала  влияние  на  Гражданское  общество.

На  наш  взгляд,  Гражданское  общество  должно  отвечать  следующим  общим  идеям: 

1.  правовая  защищённость  населения  и  максимальное  обеспечение  прав  и  свобод  человека;

2.  высокий  уровень  гражданской  культуры  и  нравственности;

3.  высокий  уровень  образования  всех  трудовых  категорий  граждан  (в  том  числе  возможность  реализации  в  обществе  различных  образовательных  программ);

4.  большая  плотность  кадров  высокой  квалификации;

5.  свобода  слова;

6.  способность  и  возможность  самоуправления;

7.  высокий  уровень  демократии;

8.  мощная  государственная  социально-экономическая  политика;

9.  наличие  в  обществе  добровольных  инвесторов  отечественного  производства;

10. большой  удельный  вес  среднестатистического  населения.

Если  мы  (каждый  из  нас)  будем  постоянно  уделять  внимание  созданию  и  развитию  Гражданского  общества:  соблюдать  законы,  соблюдать  принцип  равенства  в  государстве,  поддерживать  пожилых  и  детей,  будущее  государства  на  мировой  арене  станет  «светлым».

 

Список  литературы:

  1. Бэкон  Ф.  Сочинения.  В  2-х  томах.  Т.  2.  М.:  Мысль,  1971.  —  582  с.
  2. Ведомости:  электронное  периодическое  издание  //  зарегистрировано  в  Федеральной  службе  по  надзору  за  соблюдением  законодательства  в  сфере  массовых  коммуникаций  и  охране  культурного  наследия  22  декабря  2006  г.  Свидетельство  о  регистрации  Эл  №  ФС77–26576.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.vedomosti.ru/glossary/
  3. Грицанов  А.А.  Новейший  философский  словарь;  3-е  изд.  испр.  Минск:  Книжный  Дом,  2003.  —  1280  с.
  4. Конфуций.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.sirius-ru.net/liki/konfuziy.htm
  5. Лайтман  М.,  Розин  В.  Каббала  в  контексте  истории  и  современности.  М.:  Едиториал  УРСС,  2005.  —  304  с.
  6. Платон.  Собрание  сочинений  в  4-х  томах.  Т.  3  (1).  Государство  (IV).  М.:  Издательство  Олега  Абышко,  2007.  —  752  с. 
  7. Учение  Г.В.Ф.  Гегеля  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.abccba.ru/abc33.php
  8. Светуньков  М.Г.  Информационное  обеспечение  управления  конкурентоспособностью:  монография  //  интернет-проект  «Энциклопедия  маркетинга».  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.marketing.spb.ru/read/m19/3.htm  (дата  обращения  02.05.2014).
  9. Степин  В.С.  Новая  философская  энциклопедия.  В  4-ч  томах.  Т.  1—4.  М.:  Мысль,  2010.  —  2806  с.
  10. Учение  Фомы  Аквинского  о  государстве  и  праве.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  lawtoday.ru/razdel/biblo/ippu/015.php

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.