Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Аручян Н.А. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: https://sibac.info/archive/social/5(20).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОБ  ОСОБЕННОСТЯХ  ФИЛОСОФСКОГО  МИРОВОЗЗРЕНИЯ  ВЛ.  СОЛОВЬЕВА

Аручян  Нарек  Араевич

студент  1  курса,  кафедра  философии  КГТУ,  РФ,  г.  Кострома

E-mailMenak.Arev@mail.ru

Шульгина  Лилия  Александровна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  доцент  КГТУ,  РФ,  г.  Кострома

 

Вл.  Соловьев  крупнейший  русский  философ,  публицист,  представитель  религиозно-идеалистического  направления  русской  философии  XIX—ХХ  веков.  Флоровский  анализируя  философское  мировоззрение  Соловьева  считал,  что,  он  был  не  просто  философом,  а  прежде  всего,  религиозным  идеалистом.  Его  характеризует  широта  кругозора,  энциклопедичность  ума,  его  труды  по  истории  русской  философии,  в  совокупности  образовали  философскую  систему  по  характеру  идеалистического  направления.  Для  его  творчества  характерна  исключительная  широта  и  многообразие  тематики,  особая  теоретическая  глубина.  Его  философская  система  органически  объединяет  в  единое  целое  философию,  религию  и  науку,  систему  «цельного  знания».  От  ранних  славянофилов  он  воспринял  идею  «цельного  знания»  которая,  в  его  представлениях  должна  дать  ответ  на  вопрос  о  смысле  человеческого  существования,  о  последней  цели  космического  и  исторического  процесса.  В  отличии  от  славянофилов  он  создал  целую  философскую  систему.  Бердяев  считает,  что  «философия  его  была  слишком  рациональной,  и  в  ней  слишком  большую  роль  играли  схемы,  которые  он  очень  любил»  [1.  с.  166].  А.Ф.  Лосев  анализируя  философское  творчество  Вл.С.  Соловьева  считал,  что  особенность  теоретической  философии  Вл.  Соловьева  именно  в  том,  что  она  во  многом  совпадает  с  различными  философскими  учениями  —  идеализмом,  диалектикой,  а  также  подчеркивается  «склонность  к  систематике  категорий,  совмещение  понятийной  философии  с  определенного  рода  мифологией,  понятийный  историзм,  теософская  тенденция»  [6.  с.  158]. 

В  центре  внимания  Соловьева  оказались  проблемы  метафизики,  натурфилософии,  историософии,  антропологии  и  гносеологии,  этики  и  эстетики.  По  существу  все  проблемы  Соловьев  стремился  подчинить  замыслу  создания  религиозной  философии  всеединства.  Поэтому  практически  вся  философская  система  Соловьева  строится  на  исторической  схеме,  характерной  для  русской  философской  мысли  ХIХ  столетия  —  как  история  развития  мирового  духа,  как  тео-космо-исторический  процесс.  В.В.  Зеньковский  анализируя  философское  наследие  Соловьева  писал:  «Владимир  Соловьев,  символически  отделяет  и  себя  и  с  собою  тех,  кого  главные  создания  созрели  еще  в  XIX  в.,  от  тех,  чье  творчество  развернулось  преимущественно  в  XX  веке»  [4,  с.  452]. 

В  своем  духовном  развитии  Соловьев  испытывал  различные  влияния,  которые  определили  особенности  его  философского  мышления.  Следует  отметить,  что  его  мировоззрение  формировалось  в  интеллектуальной  обстановке  культурно-исторических  реалий  ХIХ  века  и  под  влиянием  не  только  философии  Платона,  Канта,  Гегеля,  Шопенгауэра  [1,  с.  167].  В.В.  Зеньковский  отмечает,  что  источником  философского  творчества  Соловьева  является  необычайно  острое  ощущение  истории.  «Для  него  «историчность»  была  главной  формой  бытия,  его  цветением.  Не  космоцентризм,  не  антропоцентризм,  а  историоцентризм  определяет  подход  Соловьева  ко  всем  вопросам,  которые  им  рассматривались  не  контексте  проблем  исторического  обзора  их  решений,  а  в  том,  что  для  него  все  «лики»  бытия  раскрываются  в  истории,  в  развитии  человечества»  [4,  с.  461].  Основные  фазы  в  его  духовном  развитии  тоже  тесно  связаны  с  его  историческими  воззрениями.  Все  мышление  Соловьева  проникнуто  подлинным  историзмом,  а  основное  понятие  его  философии,  из  которого  он  строит  свое  мировоззрение,  понятие  Богочеловечества,  раскрывается  им  как  понятие  по  существу  историческое. 

В  философской  системе  Соловьева  идея  Богочеловечества  является  фундаментальной  характеристикой  человеческого  бытия  как  бытия  духовного.  Духовная  целостность  и  единство  у  Вл.  Соловьева  находит  преломление  и  в  понятии  «всеединства».  Основные  аспекты  идеи  всеединства  были  намечены  в  магистерской  диссертации  Вл.  Соловьева  «Кризис  западной  философии  (против  позитивистов)».  Позже  философия  всеединства  стала  самостоятельным  направлением  в  русской  философии  в  конце  ХIХ  столетия.  Философия  всеединства  является  вершиной  творческих  усилий  Вл.  Соловьева,  которая  стала  самым  главным  разделом  его  философского  мировоззрения.  Именно  к  этому  разделу  сходятся  основные  направления  его  идей. 

Бердяев  Н.А.  в  «Русской  идее»  указывал,  что  «тема  историософическая  была  для  Вл.  Соловьева  центральной,  и  вся  его  философия  в  известном  смысле,  есть  философия  истории,  учение  о  путях  человечества  к  богочеловечеству,  к  всеединству  к  Царству  Божьему.  Его  теократия  это  историософическое  построение.  Философия  истории  связана  для  него  с  учением  о  Богочеловечестве,  что  и  есть  главная  его  заслуга  перед  русской  религиозно-философской  мыслью»  [1,  с.  170].  Этой  теме  посвящена  характерная  по  названию  работа  «История  и  будущность  теократии»  (1885—1887). 

Тема  Востока  и  Запада  была  одной  из  актуальных  в  истории  русской  философской  мысли  в  ХIХ  веке.  С  присущим  ему  литературным  дарованием  и  философской  широтой  Соловьев  развивает  тему  о  России  и  Европе,  касаясь  ее  почти  во  многих  своих  произведениях.  Идею  примирения  односторонности  Востока  и  Запада,  объединить  духовные  богатства  того  и  другого  мира  в  «одно  великое  целое»  —  эта  идея  синтеза  нашла  глубокое  развитие  в  публицистических  произведениях  Вл.  Соловьева  [5,  с.  67].  Н.А.  Бердяев  в  своей  статье  «Проблема  Востока  и  Запада  в  религиозном  сознании  Вл.  Соловьева»  отмечает,  что  он  в  проблеме  Востока  и  Запада  активно  развивал  политический  аспект  и  преследовал  только  публицистические  цели.  По  преимуществу  его  интересовала  организационная  и  общественно-политическая  сторона  католицизма.  А  мистикой  Запада  и  Востока,  по  мнению  Бердяева,  он  интересовался  весьма  мало.  Поэтому  Вл.  Соловьев  рассуждал  слишком  абстрактно  и  даже  схематически.  Лосев  А.Ф.  в  своей  монографии  «Владимир  Соловьев  и  его  время»  осуществляет  терминологический  анализ  его  философских  сочинений.  Он  утверждает,  что  термины  «Запад»  и  «Восток»  Соловьев  меньше  всего  связывает  с  культурно-национальной  проблематикой,  а  рассматривает  лишь  в  историко-философском  контексте.

Теософия  и  историософия  у  Вл.  Соловьева  органически  связаны  с  его  этикой.  Эти  разделы  определили  по  существу  содержание  вопросов  человеческого  бытия,  что  в  последствии  расширило  и  углубило  подход  к  обсуждению  философских  и  мировоззренческих  проблем.  Проблемам  этики  посвящено  его  сочинение  «Оправдание  добра»  (1895),  которое  должно  было,  по  замыслу  автора,  стать  первой  частью  «положительной»  философии  «всеединства»,  представляя  собой  этическую  её  часть.  В  этом  сочинении  философ  вновь  возвращается  к  идее  вселенской  теократии.  Он  понимал,  что  этот  проект  оказался  утопическим  и  поэтому  он  позже  изменил  свою  точку  зрения.  В  последующих  работах  он  подчеркивает  зависимость  этики  от  религиозной  метафизики  и  создает  нравственную  философию  где  главной  является  идея  добра.  Фундаментом  нравственности  является,  по  мнению  Соловьева,  действительность  сверхчеловеческого  добра.  Понятие  добра  во  взаимосвязи  с  нравственным  смыслом  жизни  Соловьёв  считает  безусловным,  самоочевидным  и  несомненно  доступным  познанию  началом.  Безусловность  добра  означает,  что  само  по  себе  оно  ничем  не  обусловлено,  но  оно  всё  собою  обусловливает  и  через  всё  осуществляется.  А.Ф.  Лосев  писал:  «Весь  трактат  «Оправдание  добра»  проникнут  мягкой,  благожелательной,  мы  бы  сказали,  человеческой  тенденцией  привести  человека  и  всю  его  историю  к  благополучному  завершению.  Человеческое  влечение  к  добру  оправдывает  собою,  то  что  очень  часто  считается  несовместимым  противоречием.  Так  нравственности  свойственно  аскетическое  начало  но  оно  вовсе  не  есть  цель,  а  только  путь  к  добру,  да  и  то  не  единственный»  [6,  с.  155].  «Вся  жизнь  Вл.  Соловьева,  —  пишет  кн.  Е.Н.  Трубецкой,  —  была  стремленьем  оправдать  свою  веру,  оправдать  добро,  в  которое  он  верил»  [2]

Духовный  мир  личности  философа,  его  публицистика,  метафизика  всеединства  оказали  значительное  влияние  на  русский  религиозно-философский  ренессанс,  в  целом  все  его  философское  наследие  становится  символом  духовных  исканий  эпохи.  Он  предопределял  творческие  искания  С.Н.  Булгакова,  П.А.  Флоренского,  В.Ф.  Эрна,  Л.П.  Карсавина,  А.Ф.  Лосева,  притягивал  к  себе  внимание  С.Н.  и  Е.Н.  Трубецких,  С.Л.  Франка,  Л.П.  Карсавина,  Н.О.  Лосского  и  др.  В  его  философском  наследии  обнаруживается  богатый  опыт  исследования  проблем,  опирающийся  на  реальный  процесс  культурно-исторического  развития  России,  развития  различных  по  характеру  учений,  согласно  которым  основные  понятия  и  категории  рассматриваются  им  в  сочетании  с  проблемами  мировоззрения  и  нравственного  совершенствования  личности.

 

Список  литературы:

  1. Бердяев  Н.А.  Русская  идея  /  Н.А.  Бердяев  Самопознание.  Сочинения.  М.:  ЭКСМО-Пресс,  2001.  —  с.  11—248.
  2. Гаврюшин  Н.К.  Князь  Е.Н.  Трубецкой  и  христианский  платонизм  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://bestreferat.ru/referat-262939.html  (дата  обращения  25.04.2014).
  3. Гайденко  П.П.  Владимир  Соловьев  и  философия  Серебряного  века.  М.,  Прогресс-Традиция,  2001.  —  472  с.
  4. Зеньковский  В.В.  История  русской  философии  М.:  Академический  Проект,  Раритет,  2001.  —  880  с. 
  5. Зеньковский  Русские  мыслители  и  Европа.  М.:  Республика,  2005.  —  358  с.
  6. Лосев  А.Ф.  Владимир  Соловьев  и  его  время.  М.,  Молодая  гвардия.  2009.  —  617  с.
  7. Флоровский  Г.  Пути  русского  богословия.  Париж:  YMKA-PRESS,  2003  —  413  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.