Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2016 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Правовая культура западноевропейского средневековья подарила современной мировой цивилизации такие институты как английский суд присяжных, траст (институт доверительной собственности), следственно-розыскной судебный процесс, явившийся более прогрессивной формой, по сравнению с обвинительным процессом. Именно в это время возрождается применение норм римского частного права, принципы и конструкции которого стали источником всей мировой правовой культуры.
Для раннего средневековья было характерно преобладание так называемого обычного права.
Средневековье — время, когда каждый человек стал зависеть от своего сеньора. Это подчинение получило правовое основание. В IX-XI вв. в западноевропейских государствах стало общим правилом положение о том, что «нет человека без господина». Например, Законы Этельберта предписывали каждому свободному человеку в Англии найти себе лорда [1, с. 124].
Власть была сопряжена с землевладением. Во Франции право собственности приобрело наиболее классическую форму, свойственную всему средневековому западноевропейскому праву. Для него была характерна иерархическая структура, условность, ограниченный характер. В X-XI веках наблюдается процесс передачи земельной собственности королю, крупным земельным собственникам, церкви с получением их обратно в виде феодов — наследственных держаний.
Вассал имел право владения и пользования землей. Все доходы с этой земли считались его собственностью. Однако в праве распоряжения он был ограничен: не мог отчуждать, не мог распорядиться на случай своей смерти. Лишь с XIII века у вассалов появляется право отчуждать феоды без согласия сеньоров, но при условии особой платы. Существенные особенности отличали правовое положение крестьянского надела. В период раннего средневековья во Франции сложилось два вида крестьянского землевладения — землевладение лично зависимых крестьян (сервов) и землевладение лично свободных крестьян {вилланов). Крестьянский надел серва находился в его владении и пользовании. Этот участок был в «мертвой руке», т.е. без разрешения господина серв не имел права совершать с этим участком никаких сделок. Даже в случае смерти все имущество серва переходило господину. Такое правило «мертвой руки» просуществовало в средневековом праве до XIII в. Затем этот надел стал передаваться по наследству при условии уплаты господину. Теперь за владение и пользование земельным наделом сервы ежегодно платили господину натуральный и денежный оброк. Зависимость от господина определялась еще рядом прав господина, например, право «первой брачной ночи». Сервы подлежали суду своего господина, который осуществлял над ними как судебную, так и внесудебную расправу.
Наделы лично свободных крестьян — это земельные участки, за которые было необходимо нести повинности в пользу сеньора, которые определялись обычным правом. Земельно-правовые отношения между сеньором и свободным держателем по французскому обычному праву характеризовались следующими чертами:
1) свободный держатель обязан был периодически, когда этого потребует сеньор признавать зависимость своего земельного участка от сеньора; 2) сеньор получал ежегодную подать, а кроме этого мог потребовать десятину или отработку барщины от 3 до 12 дней в году; 3) сеньор имел право на баналитеты, что являлось правом на получение взносов за использование крестьянином мельницы сеньора, чтобы смолоть зерно, возможности давить виноград на его прессе, печь хлеб в его пекарне и т.п.; 4) за сеньором закреплялось исключительное право охоты на крестьянских землях.
Свободный держатель имел широкие права по распоряжению своим наделом: оставить в наследство, подарить, заложить, без разрешения сеньора, который, однако, при перемене владельца получал пошлину. Все повинности в его пользу сохранялись. Обычное право Франции еще не закрепило такого понятия, как право собственности. При рассмотрении споров по вопросам права на недвижимость имелось в виду такое понятие, как владение.
Под владением понимали такое право лица над вещью, которое в случае его несоблюдения можно быто защитить в судебном порядке. Многие поздние обычаи предусматривали передачу владения путем простого оформления соответствующего договора. Одним из самых распространенных договоров был договор займа. Каноническое право запрещало взыскание процентов по займу. Для того, чтобы обойти этот запрет существовало несколько путей. Например, заключался договор об установлении ренты, при котором лицо, приняв в долг определенную сумму денег, обязывалось заимодателю уплатить определенную денежную ренту.
Способом обхода этого запрета являлся также залог, который в XVII—XVIII веках превратился в ипотеку. Кредитор получал земельный участок должника во владение не прямой передачей, а через запись в залоговой книге. И хотя в это время все большее значение при заключении сделок начинают приобретать документы, в крестьянской среде все еще предпочитают следовать обычаям. Например, при переходе земли продолжали призывать 12 свидетелей и 12 мальчиков. Каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, драли уши и давали пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем.
Правовые обычаи с течением времени записывались и включались в различные письменные документы: хартии, жалованные грамоты и т.п. В них находят четкое определение привилегии сеньоров и обязанности вассалов, горожан, крестьян. Формы регуляции феодальных отношений были сходны в различных правовых обычаях, что даже при сохранении местных различий позволяло выявить тождественность многих институтов и правовых подходов того времени. Это позволяло уже средневековым юристам находить в них определенную систему.
Так, в XI веке появляются первые сборники (обычно в городах) с изложением основных принципов феодального права. Примером могут служить «Обычаи Барселоны» (1068 г.), а также работа миланского ученого Умберто де Орто под названием «Обычаи феодов», в которой автор по существу впервые сделал попытку систематического изложения обычного феодального права. В более поздний период появляются другие частные записи правовых обычаев с попыткой их теоретического осмысления («Саксонское зерцало» в Германии и т.д.).
Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций правовые обычаи, получившие основательную доктринальную обработку, стали одним из элементов национальной правовой культуры в общеевропейском масштабе.
В сознании средневекового человека еще не утвердилось современное представление о том, что преступником может являться только человек. Арестовывали, сажали в тюрьму и судили животных, насекомых и даже неодушевленные предметы. С ними обходились по всем правилам тогдашнего судопроизводства, начиная от обвинения, пыток, следствия, вынесения приговора и заканчивая наказанием. В 1473 году разбиралось дело о майских жуках перед духовным судом Лозанны. Бенедикт Монсеродский, епископ Лозаннский, выслушав жалобу против личинок майского жука, постановил изгнать их, так как они не явились на суд.
Знаменитый средневековый юрист Шасене, президент Прованского парламента, даже приобрел известность, защищая крыс, которых призвал к ответу Отенский епископ. Шасене в защитительной речи начал с того, что не все крысы получили повестки в суд по причине распространенности их жительства. Кроме того, крысы боятся кошек. И наконец, адвокат потребовал, чтобы крыс судили каждую в отдельности, персонально.
Уже в раннесредневековом законодательстве появляется принцип персональности права, чуждый, например, римской юридической традиции. В варварском королевстве люди не подлежали действию единого закона, распространяющегося на всех жителей его территории, но каждого человека судили по правовому обычаю той этнической группы, к которой он принадлежал: франка — по франкскому обычаю, бургунда — по бургундскому, а римлянина — по римскому праву. Отсюда и удивительные расхождения, когда за одно и то же преступление римлянин, например, наказывался смертью, а бургунд — штрафом. Сила традиции, обычая лежала в основе средневекового права. Корни обычая уходили в незапамятные времена и восходили к истокам коллективной памяти.
Разобщенность населения и хозяйства, сложная социальная и правовая структура средневекового общества питали тенденцию, характерную для всего средневековья, к обособлению права, к выделению своего особого права для разных территорий, для социальных групп населения — городского, ленного; норм, регламентировавших правовой статус крестьян, ремесленников и т.п. Это явление получило впоследствии название юридического партикуляризма. Исключение составляла лишь средневековая Англия.
Средневековое право систематизировало множество правовых норм. Нельзя не согласиться с тем, что «нормативная сфера культуры фиксирует определенные границы поведения, деятельности, выход за которые ввергает индивида в бессмыслицу. Именно то, что признано в социуме как запрет, идентифицирует принадлежность к той или иной социокультурной группе через их представление о нежелательном и не-должном» [3, с. 82]. Именно эти границы поведения и определяло право в средневековом мире.
Список литературы:
- Гущина Л.И., Епифанова Е.В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие. Ч.1. Краснодар: Манускрипт, 2015. — 148 с.
- Гущина Л.И, Епифанова Е.В. Всеобщая история. Государство и право: учебное пособие. Краснодар: Манускрипт, 2014. — 384 с.
- Хоружая, С.В. Смысловая сфера культуры: модусы кризисного развития дис. … д-ра филос. наук: 24.00.01/ Светлана Владимировна Хоружая; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону, 2008. — 247 л.
дипломов
Оставить комментарий