Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2016 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ ТУРЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЕ ТУРЕЦКИХ МИГРАНТОВ В ГЕРМАНИИ
Турки являются одной из самых многочисленных групп мигрантов в Германии. Сегодня турецкая диаспора в Германии составляет по разным данным от 2 до 3 млн. человек [10]. Кроме того, нужно добавить, что сейчас турецкое население в Германии активно проявляет свою деятельность в различных сферах, таких как социальная, экономическая, духовная, политическая и других. Однако такой интеграции турок в немецкое общество предшествовали многие годы постепенного развития и налаживания связей между ФРГ и Турцией.
Особый интерес вызывает анализ причин, по которым турецкое население так сильно стремилось и стремится до сих пор переехать в Германию на постоянное место жительства. Также следует упомянуть и о том, что Германия имела свои причины, чтобы начать активно принимать в страну представителей турецкого населения. Обе из этих сторон преследовали свои определенные цели и, прежде всего, это были цели экономического характера.
Именно экономические факторы по данным многих исследователей способствовали массовому оттоку турецкого населения из Турции в европейские страны, в особенности в ФРГ [8, c. 105]. К таким экономическим факторам В. В. Слободенюк в своей статье относит «напряженную ситуацию на рынке занятости, осложнившуюся аграрным перенаселением; кризисные явления в экономике Турции, а значит, вытекающий отсюда растущий уровень безработицы, превратившийся в острую социальную проблему; влияние демографического фактора; рост стоимости жизни в условиях инфляции, повышения цен; низкую заработную плату и так далее» [8, c. 106].
Исходя из таких экономических факторов, необходимо отметить, что Турецкое правительство наоборот только поощряло экспорт рабочей силы из страны, так как они считали, что это поможет разрешить тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране. В итоге, политика устройства турецких граждан на работу в Европейских странах приобрела, можно сказать, общегосударственный характер. Правительство было уверено в том, что такие методы помогут снизить уровень безработицы в стране, а также будут способствовать получению турецким населением западного опыта работы с новыми технологиями и новой техникой [8, c. 107]. «Турецкие мигранты получали возможность повысить общий уровень своей квалификации, а приобретенные ими новые знания по изучению и эксплуатации высокотехнологичного оборудования в дальнейшем по возвращении на родину могли бы использоваться на турецких предприятиях» [6, c. 66]. Однако получилось так, что большинство турок, которые уехали в Европу на заработки, больше не хотели возвращаться обратно в Турцию.
Еще одним наиболее важным фактором, повлиявшим на желание турок мигрировать в страны Европы и, прежде всего, в ФРГ стал политический фактор. Это объясняется тем, что за период с окончания войны и по нынешнее время Турция пережила ряд военных переворотов, которые сопровождались запретом некоторых партий, движений и уголовным преследованием определенных личностей [3, c. 73]. Все эти перевороты и гонения стали причиной отъезда из страны тысяч представителей запрещенных движений, курдских сепаратистов, исламистов и других, которые сразу же стали искать убежище в странах Европы.
Таким образом, именно экономический и политический факторы традиционно стали причинами больших поток мигрантов из Турции в страны Европы. Именно во второй половине ХХ века для Германии поток мигрантов был выгоден. Для этого был ряд причин, которые в основном касались также экономического фактора. Для ФРГ турецкое население стало выгодной дешевой рабочей силой, на которую спрос был очень велик вследствие попытки быстрого восстановления экономики в послевоенный период [2, c. 8].
Относительно того, почему Германия усиленно старалась привлечь в страну иностранных мигрантов существует большое количество различных мнений. «Западногерманские исследователи 1960–1980-х гг. главной причиной поддержки правительством приезда турецкой рабочей силы видели в получении выгоды экономического характера, то есть появление в стране низкоквалифицированных специалистов, способных выполнять чёрную работу» [9, c. 148]. Другие считают, что такая политика проводилась вследствие низкого демографического роста в послевоенной Германии и высоких темпов экономического развития.
С 1950-х гг. начался активный поток наемной рабочей силы из Турции в ФРГ. Однако прежде чем превратиться в одну из мощнейших диаспор на территории Германии, им пришлось пройти огромный путь по освоению новой территории в качестве гастарбайтеров. Сейчас же турецкая диаспора играет большую роль во многих сферах немецкого общества.
Интеграция иммигрантов в общество является одной из важнейших составляющих миграционной политики страны. Для Германии этот вопрос стал наиболее актуальным в 1970-е гг., когда несмотря на закрытие программы трудовой миграции, турецкие граждане продолжали прибывать в страну. Именно тогда и начали возникать вопросы относительно того, как помочь им интегрироваться в немецкое общество, так как все понимали, что это будет достаточно сложным и длительным процессом из-за слишком очевидного различия в культуре и традициях.
Несмотря на тот факт, что многие турецкие мигранты живут в Германии уже не одно десятилетие, до сих пор возникает множество вопросов относительно их интеграции в общество. Уже существует немало теорий о «культурной раздвоенности» турецкой диаспоры. Однако, хотя у них и возникают трудности с интеграцией, турки активно проявляют себя во многих сферах жизнедеятельности, в особенности в экономике [1]. Всем известно, что на территории ФРГ находится большое количество предприятий, принадлежащих туркам. «В Германии 60 тыс. предпринимателей-турок обеспечивают работой 350 тыс. немецких рабочих» [3, c. 59]. Основные отрасли их активности – питание, строительство, услуги, образование, текстильное производство, оконные и дверные работы, туризм [3, c. 60].
Кроме того, на сегодняшний момент турецкая культура уже стала неотъемлемым элементом немецкого общества и немецких культурных традиций. Турки пользуются теми же услугами, что и немцы, то есть услугами страхования, социальной защиты, возможностью получать образование, работать во всех сферах, выражать свою политическую волю и многими другими. Безусловно, таким положением турецкие мигранты заручились не сразу, первоначально у них не было практически никаких прав, так как они принимались только в качестве рабочей силы. Однако с ростом турецкого населения Правительству Германии пришлось пересмотреть свою политику в их отношении, так как они понимали, что турецкая диаспора на территории страны уже достаточно велика, и если не дать им каких-либо прав, то это вызовет волну негодования.
Сейчас немецкое правительство идет навстречу турецким мигрантам в вопросах приобщения их к немецкой культуре и к другим условиям жизни, при этом уважая их традиции и проявляя свою толерантность. Создаются «все условия для изучения языка и истории страны» [7], приобщения к культурным традициям, предоставляются политические права и многое другое [6, c. 66].
Стоит также упомянуть о попытке построения в Германии политики мультикультуризма. Мультикультуризм – это политика, направленная на сохранение культурных различий, культурного разнообразия, между людьми различных убеждений, конфессий и политических взглядов, проживающих по соседству [1]. Однако в Германии такая попытка провалилась. В ФРГ часто бывают случаи нежелания мигрантов изучать немецкий язык и историю страны. По данным министерства внутренних дел, в общей сложности 1,1 миллиона иностранцев в стране не знают толком немецкого языка [1]. Причинами провала политики мультикультуризма обычно называют недостатки в законодательстве, поведение самих мигрантов, которое проявляется в отказе посещения курсов, требовании пособий, но при этом отказе искать работу. Также для мигрантов характерно проживание в этнических кварталах, за пределы которых они практически не выходят, вследствие чего и возникают мусульманские общины во многих странах Европы, в том числе и в Германии [1].
Также для немецкого общества характерны опасения в отношении культурных и религиозных традиций турецких мигрантов. В европейской цивилизации всегда существовала некоторая общая идентичность. Именно в Европе были впервые сформированы идеи прав человека и гражданина, личной свободы и демократии.
В Европе не существует какой-либо христианской идентичности, «Договор о Европейском Союзе признает культурное и региональное разнообразие стран-членов». Ислам является «второй по значимости религией среди европейцев» [4, с. 153]. Однако в Европе и в самой Германии существуют антимусульманские настроения. В первую очередь, это связано с высокими темпами рождаемости среди мусульман [5, с. 2]. Вообще в Турции практически все население исповедует ислам, при этом «культура Турции – светская» [5, с. 5]. Турецкие исламисты выступают за все демократические ценности, они против шариата, экстремизма и религиозного фанатизма. Однако считается, что политическая культура Турции все еще далека от западной.
В Германии не совсем правильно воспринимают турецкий ислам. Они боятся того, что Турция создаст угрозу единому немецкому обществу, вследствие того что христианские и мусульманские ценности сильно отличаются друг от друга [5, c. 5].
Таким образом, можно сказать о том, что положение турецкой диаспоры в Германии остается и на данный момент весьма противоречивым. Несмотря на то что немецкое правительство старается идти на встречу мигрантам, предоставляя им широкий круг прав, не все турки принимают это. Сейчас в Германии существует большое количество предприятий, принадлежащих туркам, турецкие мигранты активно проявляют свою деятельность в различных сферах. Однако до сих пор открытым остается вопрос их интеграции в немецкое общество.
Список литературы:
- Кадиров, Э. К. Проблемы социальной адаптации иммигрантов в Германии. [Электронный ресурс] / Э. К. Кадиров // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. –2009. – № 6. URL: sibac.info/archive/social/6.pdf (дата обращения: 08.05.2016).
- Квашнин, Ю. Д. Положение трудящихся-мигрантов в Западной Европе. / Ю. Д. Квашнин – М., 1976. – 120 с.
- Киреев, Н.Г. Турецкая диаспора на Западе. / Н. Г. Киреев. // Мусульмане на Западе. – М., 2002. – С. 47–88.
- Кудряшова, Ю. С. Турция и Европейский союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия. / Ю. С. Кудряшова – Москва: Институт Ближнего Востока, 2010. – 364 с.
- Логутенков, Е. Ю. Роль турецкой диаспоры в Германии в вопросе о вступлении Турции в Европейский Союз. / Е. Ю. Логутенков // История. – Москва, 2005. – 14с.
- Масумова, Н. Р. Миграция турецкой рабочей силы в страны Западной Европы. / Н. Р. Масумова // Мировое и национальное хозяйство. – МГИМО МИД РФ, 2009. – №2(9). – С. 65-69.
- Не учишь немецкий – возвращайся на родину. [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Русская Германия». – 2010. – № 44. URL: http://www.rg-rb.de/2010/44/1.shtml (дата обращения: 8.05.2016).
- Слободенюк, В. В. Причины миграции турок в ФРГ во второй половине ХХ – начале ХХI вв. [Электронный ресурс] / В. В. Слободенюк // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – №5. – С. 104-108. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-migratsii-turok-v-frg-vo-vtoroy-polovine-hh-nachale-hhi-vv (дата обращения: 8.05.2016).
- Genscher, H. Deutsche Aussenpolitik. / H. Genscher. – Stuttgart, 1977. – 257 С
- Zur Geschichte der Arbeitmigration aus der Türkei. [Электронный ресурс] // Materialsammlung Dokumentationszentrum und Museum über die Migration aus der Türkei. URL: http://www.domit.de/seiten/publikationen/publikationen-de.html. (дата обращения: 8.05.2016).
дипломов
Оставить комментарий