Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пыль Е.О., Шайморданова С.С. ПРИМЕНИМО ЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КРАСОТЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 25.08.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 27 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРИМЕНИМО ЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КРАСОТЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Пыль Елена Олеговна

студент 2 курса, медико-профилактического факультета НГМУ

г. Новосибирск

Шайморданова Светлана Сергеевна

студент 2 курса, медико-профилактического факультета НГМУ

г. Новосибирск

При упоминании о красоте и эпохе античности сразу представляется статуя богини Афродиты, которая в то время считалась бесспорным эталоном красоты. Естественно, что фигуры богов и богинь — это недостижимый идеал, но, тем не менее, Афродиту писали с реальной женщины, значит ее красота была сравнительна с божественной.

Ни для кого не секрет, что греки ставили внешнее совершенство наравне с душевным и отождествляли их. В современном мире это кажется не равноценным и даже примитивным, однако для истинных эллинов красота было естественной частью гармоничного мира.

Античные философы видели основу красоты в окружающем их мире и прежде всего в космосе. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию. Так как в космосе и окружающим мире, несмотря на кажущийся хаос, есть определенные параметры и пропорции, то греки считали, что и все прекрасное должно этому соответствовать. Поэтому они выделили идеальные пропорции человеческого тела и первым это сделал Пифагор. Именно он выделил главные черты красоты, такие как соразмерность и гармоничность и обосновал их математически. Поликлет, основываясь на этих вычислениях, создал статую, которая была названа Каноном. В ней были воплощены все те пропорции, которые должны быть у человеческого тела, чтобы оно выглядело красивым. Таким образом, родилось выражение «канон красоты». Любое несоответствие этому канону признавалось уродливым. Самым четким определением для стремления к идеалу во внешности и характере является калокагатия. В переводе, этот термин означает «прекрасное и доброе». То есть, прекрасный и хороший человек, достигший калокагатии соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное совершенство. Красота телосложения высоко ценилась и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой.

В современном мире тоже есть свои каноны красоты, которые меняются почти каждый год. Современный эталон красоты вовсе не соответствует древнегреческому. Однако многие девушки так же стремятся добиться идеальной внешности, как это делали античные люди.

Что заставляет людей менять свою внешность, часто в ущерб своему здоровью? Является ли это тем же стремлением к красоте душевной и внутренней, как это было в древней Греции?

Я предлагаю сравнительную характеристику, для чего люди раньше стремились к идеалу и для чего стремятся сейчас.

  1. Скорость изменения идеалов красоты.

Раньше: Как уже было сказано, идеальные пропорции были выведены математиком Пифагором с учетом космической гармонии. При этом они учитывали особенности женского тела, главная задача которого выносить и родить ребенка. Поэтому, эталоном считался широкий таз и узкая талия, как наиболее предпочтительная фигура для беременности.

Сейчас: Современные каноны красоты не учитывают особенности женского телосложения и физиологии. Та же истощенная худоба предполагает узкий таз и маленькую грудь. С таким телом нормальное протекание беременности становится затруднительным. Эти идеалы красоты придумаются искусственно, в то время как античные были естественные и переняты у природы.

Вывод: Так как человек часть природы и миллионы лет эволюции сделали женское тело таким, какое оно есть и принималось за идеальное в Древней Греции, то современный идеал сильно уступает. Человек здесь пытается идти против природы, выдумывая стандарты, которые не в состоянии воплотить любая женщина. Следовательно, это так же не соответствует греческому понятию о калокагатии

  1. Понятие о красивом и здоровом теле

Раньше: В Спарте считалось что с уродством, то есть не соответствием идеалу уже ничего нельзя сделать и от таких детей избавлялись сразу. Для спартанцев красота была наравне с физической силой, которой славились их воины. Так же, внешнее уродство сопоставлялось с духовной слабостью, которая могла помешать в бою и не привести к победе. Считалось что некрасивый челок больше других подвержен воровству, трусости, предательству. Это так же является еще одним доказательством связи духа и тела, так как в сильном теле, обитает сильный дух.

Сейчас: Современные стандарты красоты, предусматривающую субтильность, истощенную худобу и бледность не предполагают, что такой внешний вид является не проявлением здоровья и жизненной силы, а скорее наоборот. Такая внешность является результатом кахексии, но именно ее стараются получить многие девушки. При этом, она сопровождается мышечной слабостью, апатиями, вплоть до глубокой депрессии.

Вывод: По этому критерию древнегреческое понятие о красоте не соответствует современному. Красивое тело сейчас не всегда предполагает наличие в нем здорового духа. К счастью, в последнее время тенденции меняются, и есть надежда, что скоро в моде будет здоровое тело, а не истощенное ради временного понятия красоты.

  1. Красота внешняя и внутренняя

Раньше: Известен тот случай, когда гетеру пытались подвергнуть суду, за якобы совершенное ею преступление. И только идеальная внешность спасла ее наказания, так как судьи устыдились собственного мнения, ибо красота ее была такова, что явно показывала и внутреннее совершенство. Таким образом, каждый грек признавал красивого человека душевно богатым и прекрасным, и каждый грек стремился этого добиться.

Сейчас: Существует множество примеров, когда девушки, обладающие идеальной внешностью, были замечены за совершением преступлений, за которые их и осудили. В местах лишения свободы можно найти девушек, которые могли бы выиграть конкурс красоты, но и подвели душевные качества, и они оказались за решеткой. В современном мире, идеальную внешность можно получить хирургическим путем, то есть, не прилагая к совершенствованию своего тела никаких усилий. Поэтому и личные качества никак не совершенствуются и не могут стать прекрасными вслед за внешностью.

Вывод: В современном мире внешняя красота не всегда равна внутренней. Понятие красоты, силы, здоровья и чести разделилось, давая человеку возможность быть идеальным в чем-то одном, а не в совокупности. В этом еще одно отличие греческой философии от современной.

  1. Демонстрация красоты

Раньше: Не на пустом месте возникла идея олимпийских игр, где собирались атлеты со всей Греции, чтобы продемонстрировать красоты и силу своего тело. Изначально, кроме спортивных состязаний участники демонстрировали владение науками, ораторским и актерским мастерством. Это еще раз демонстрирует, какое большое значение для греков имела внешность и другие способности. Только достойный мог выиграть олимпийские игры, а чтоб им стать необходимо долго и упорно тренироваться. Тренируясь спортсмен приобретает не только накаченные мышцы и красивое тело, он так же совершенствует свое стремление, силу воли и ответственность, тем самым развивая дух. Таким образом, древние греки пытались продемонстрировать всему миру свою внешнюю и внутреннюю красоту.

Сейчас: От античных Олимпийских игр в современном мире мало что осталось кроме названия. Там люди стремятся продемонстрировать в первую очередь физические данные, а не красоту. При этом первобытное значение их утратилось. На демонстрацию внешности в современном мире направлены конкурсы красоты. Естественно, там есть конкурсы талантов или умственных способностей, но все же преимущество отдается девушкам, чья внешность наиболее близка к эталонной. В истории конкурсов красоты не было не одного случая, когда его выиграла самая умная девушка, при этом на результаты других конкурсов закрыли бы глаза.

Вывод: Сейчас прослеживается наиболее сильное разделение на красивых и умных людей, в то время как в Древней Греции такого не наблюдалось.

  1. Философия красоты

Раньше: Философский смысл калокагатии заключался в нескольких аспектах. Во-первых, калокагатия – это сфера, слияния стихий души и тела, которые отождествляются и стремятся к прекрасному. Душа и тело составляют бытие, и являются взаимозаменяемыми словами. При этом, душа, жизнь, мудрость, знание, ум – приравниваются к телу и приобретают материальное значение. Именно этой неразделимостью характеризуется калокагатия Платона и его последователей.

Во-вторых, для характеристики содержания такого тождества души и тела Платон предлагал термин – «соразмерность». Согласно понятию души, в античной философии, она включает принцип самодвижения, и воплощаясь в теле приносит в него упорядоченность физического обличия. Именно поэтому, пропорциональное тело считали проекцией пропорциональной души, так как она является его сущностью и гармонично существует в теле. Из того, что вообще могло бы получаться из гармонии души и тела, античность берет главным образом соразмерность, симметрию.

Сейчас: Понятие меры в современном мире очень размыто. В моде появляется все «чрезмерное». Это касается и красоты. Та же чрезмерная худоба или бледность не соответствуют гармоничному представлению о человека. Превосходя меры, человек как бы дает понять другим, что он может больше, чем быть просто средним. Сейчас каждый хочет быть уникальным, поэтому не хочет ровняться на одну меру.

Вывод: Стремление к идеалу и в то же время к уникальности толкает человека на экстраординарные поступки и эксперименты, в том числе и с собственной внешностью. При этом в погоне за модой человек теряет меру различных вещей-начиная от времени, заканчивая гармонией. Поэтому мера уже не является показателем прекрасного, как это было в античности. Сейчас, чем больше ты отходишь от меры в погоне за идеалом, тем ты «прекраснее».

Сравнивая понятия о красоте в Древней Греции и современном мире, было обозначено, что смысл понятия калокагатия как такового утратился и разделился на части. Теперь тело человека не составляет единства с прекрасной душой, оно разделяется на отдельные качества, каждое из которых человек стремится развить по-отдельности и независимо от другого, часто не соблюдая баланса между ними и теряя гармонию.

 

Список литературы:

  1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 56 с.
  2. Философия: Учебник / Под ред. Балашов Л.Е . 3-е изд, с исправлениям и дополнениями – М., 2008- с. 59
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 27 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.