Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 марта 2016 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бондарев С.С. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Бондарев Сергей Сергеевич

студент электротехнического отделения, Университетский колледж ОГУ, г. Оренбург

Самойлова Светлана Александровна

научный руководитель,

преподаватель иностранных языков,

Университетский колледж ОГУ, г. Оренбург

В настоящее время современное российское общество под воздействием различных культурных изменений вынуждено подстраиваться под новые социальные нормы. Существующие проблемы потребительского отношения к жизни, нравственной деградации говорят о кризисе нашего общества в духовном аспекте. От духовно-нравственного воспитания личности, от уровня нравственной культуры зависит ее социализация. Залогом высокого уровня нравственности общества является духовное здоровье нашего будущего поколения [2, с. 12].

Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы духовного воспитания молодежи необходимо рассмотреть понятие «нравственная культура». Во-первых, нравственная культура – это взаимосвязь внутреннего наполнения личности и его поведения в социуме. Во – вторых, основными компонентами нравственной культуры являются ценности и регулятивы.

Что касается нравственных ценностей, то они часто ассоциируются с добродетелями, такими как благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. А нравственные регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. В зависимости от индивидуальных особенностей личности регулятивы различаются [1, с. 32]. Каждый человек по-своему (осознанно или неосознанно) выбирает для себя те или иные регулятивы. Ни одна нравственная ценность не может существовать без соответствующих регулятивов, так как они находятся в тесной взаимосвязи. Необходимо отметить также, что под воздействием различных социальных, экономических и культурных изменений в обществе происходит постепенное изменение в структуре нравственных ценностей.

По данным проведенных исследований в современном обществе с недавнего времени развивается тенденция к усилению значимости таких ценностных ориентиров, которые характеризуются преобладанием личных интересов над интересами коллектива и общества. Влияние западного и американского общества сыграло немаловажную роль в вышеуказанном процессе. Такому влиянию подвержены в большей степени подростки, имеющие в большинстве случаев неустойчивую психику, не определившие свой жизненный путь и смысл жизни [4].

Для выявления нравственных ориентаций студентов мы провели опрос в Университетском колледже ОГУ. Было опрошено 158 студентов из групп 2-3 курсов. Вопросник включал в себя вопросы, по ответам на которые можно составить представление об отношении к базовым вопросам морали – жизни, счастье, семье, родине, свободе поведения, наших современных студентов.

На вопрос о главной ценности в жизни 82 % студентов утвердительно ответили «семья». 6% студентов ответили «друзья» и 12% опрошенных ставили себя и свои интересы превыше всего.

На вопрос «Что бы Вы выбрали в экстремальной ситуации» 81% опрошенных ответили «благо семьи», 11% студентов выбрали «личное благо» и 3 % выбрали «благо страны». По таким ответам можно судить о значимой роли семьи и родителей в жизни студентов, которые, по мнению большинства студентов, закладывают определенный ряд нравственных ценностей в сознание личности. Радует и тот факт, что в сложной жизненной ситуации студенты могут пойти на жертвы ради своих близких. Но есть и доля студентов, которые, вероятнее всего, имеют трудности в отношении с членами семьи (3 человека ответили, что семья теряет свои позиции и в принципе не нужна для счастливой жизни). Недопонимание и ссоры заставляют молодого человека идти на улицу и там искать взаимопонимания.

Ценность семьи у студентов неоспорима, но существует и тот факт, что на вопрос о разводе в семьях 40 % опрошенных ответили положительно, аргументируя это тем, что «всё возможно», «если терпеть уже нет сил». Радует то, что 84% студентов на вопрос об измене в браке ответили отрицательно. Остальную часть студентов, ответивших положительно, в основном составляют парни.

Студентам был задан вопрос «Что для Вас успех?». 66% опрошенных ответили, что «семья и дети», 27% написали «карьера и богатство» и 7% - «служение на благо Родины».

Тревожность также вызывает у нас другой аспект - отношение к Родине. 42% студентов испытывают гордость за великое прошлое своего народа, 22% ответили, что иногда им стыдно за страну, и остальная часть больше 30% готовы уехать в другую страну ради улучшения экономических условий жизни. К сожалению, у студентов отсутствует высокое патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, это подтверждает и тот факт, что на вопрос «Если бы вам пришлось отстаивать интересы своей Родины, вы бы это сделали?» почти 30 % студентов ответили отрицательно.

В отношении дружбы студентам был задан следующий вопрос «Готовы ли Вы пожертвовать чем-либо ради друзей» не все студенты единогласно ответили положительно, 25% отказали бы в экстремальной ситуации своему другу. Это можно обосновать, наверное, тем, что 7% опрошенных считают себя «полным эгоистом», больше 80% характеризуют себя как «эгоист, но иногда люблю помочь другим», и только лишь 11% целиком отдают себя людям.

Совесть, как известно, это способность личности реализовывать нравственный самоконтроль, проявляющийся в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий и в форме эмоциональных переживаний. На вопрос «Чувствуете ли вы угрызения совести после совершения нехорошего безнравственного поступка?» 70% студентов ответили положительно, остальные 30%, к сожалению, не осознают непорядочность и невоспитанность своего поведения.

На наш взгляд, на формирование духовно развитой личности влияет ее принадлежность и положительное отношение к той или иной религии. Религия непосредственно способствует познанию духовных основ и является источником общечеловеческих знаний. Эти знания необходимы для воспитания гармоничной, нравственной и инициативной личности, ответственного гражданина. В качестве реализации главной стратегической задачи российского образования – формирование национальной системы базовых ценностей и идеалов самоуважения, солидарности, необходимо рассматривать включение в систему образования основ религиозных культур, которые задают приоритетные направления развития ценностных ориентиров личности. Подрастающее поколение станет образованным, толерантным, сформируются или поменяются нравственные установки, разовьется историко-культурный интерес [3].

По итогам проведенного исследования мы выделяем несколько путей решения проблемы духовно-нравственного развития молодежи. Необходимо проводить мероприятия с целью воспитания:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- нравственных чувств и этического сознания;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни,

- ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Рассмотрев данную проблему на примере современной молодежи, мы пришли к выводу, что российское правительство, система образования должны уделять больше внимания формированию у молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности, т.к. от этого зависит нравственное здоровье государства, будущее всей страны, поэтому необходимо развивать такое направление как государственная молодежная политика.

 

Список литературы:

  1. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
  3. Духовно-нравственное воспитание в светской школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// vdschool.ru/publikacii/article_post/perspectivy-duhovno-nravstvennogovospitaniya-v-svetskoy-shk (дата обращения: 15.03.16)
  4. Магомедова З. Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. - № 5. С. 19.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.