Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 марта 2016 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Баженова М.В. ФОРМИРОВАНИЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ПУТЕШЕСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf (дата обращения: 27.09.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 91 голос
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ФОРМИРОВАНИЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ПУТЕШЕСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

Баженова Мария Витальевна

студент 4 курса, специальности «Связи с общественностью», Сургутский государственный университет,

РФ, г. Сургут

Кулагина Ирина Владимировна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц. Сургутский государственный университет,

РФ, г. Сургут

Современное телевидение является основным источником формирования потребностей потребителей в информационном обществе. Одним из первых проблему общества, в котором информация стала играть доминирующую роль, поднял социолог Мануэль Кастельс. Согласно М. Кастельсу, современные технологии создания печатных изданий, телевидения и Интернета создают принципиально новое информационное общество, в котором зарождается единая социально-экономическая система, а СМИ являются главным создателем и распространителем информации. Они формируют образ новой реальности, формирующей наши потребности. На сегодняшний день одним из привлекательных объектов для формирования потребностей и стереотипов в массовом сознании является образ отдыха, рассмотрим более подробно образ путешествий, создаваемый средствами СМИ[2].

Согласно теории постмодернизма, коммуникационные и информационные возможности всего общества теперь определяет телекоммуникационная система. Она фундаментальным образом изменяет и коммуникационные возможности человека – создает для него возможность "непосредственного членства" в обществе без посредничества каких-либо групп и символических систем. Она непосредственно влияет на государственно-политическую сферу, организацию и управление, сферу труда, культуры и отдыха.

Главное изменение состоит в том, что экономика утрачивает свой статус доминирующей подсистемы общества, задающей условия и правила функционирования всем другим подсистемам. Более того, выделяются две других, столь же значительных и самостоятельных в новом обществе, подсистемы – телекоммуникационная и система образования[4].

Целью данного исследования является анализ образа путешествий в идеологии современных СМИ.

В прошлой нашей работе мы произвели анализ идеологии периодического издания «Вокруг света», базируясь на методологическом подходе Дж. Б. Томпсона, с использованием контент - анализа, сравнительного и исторического подходов[1]. По итогам нашего исследования мы выяснили, что журнал «Вокруг света» на протяжении всей истории и в конкретном примере, номер которого мы брали для анализа, является транслятором идеологии широты мира и особого отношения к нему со стороны культурно-ориентированной состоявшейся личности. Установление механизмов формирования образа мира и господствующих установок в сознании позволяет понять и роль медиа – средств в формировании менталитета современного человека.

В данной статье мы более подробно рассмотрим формирование образа путешествий средствами телевидения.

Возможности современного телевидения позволяют объединять в себе возможности всех видов СМИ. Это объясняется спецификой средств, используемых для создания телевизионных продуктов и его широких возможностей, возникающих в процессе передачи их потребителю и воздействия на его сознание.

«Телевидение – это отрасль сбора, обработки и передачи информации, которая развивается очень быстро, экранные произведения эволюционируют с большой скоростью, подстраиваясь под потребности и желания потребителей» [5]. Для продукции телевидения главными понятиями являются понятия жанр и формат, в этом и есть главное противоречие при попытке классифицирования телевизионного контента. При изучении жанра телепередачи мы определяем способ отражения реальности, целевые особенности и функции передач, тематическую уникальность, технические условия создания текста телепередачи. Формат же определяется через название программы, особенности аудитории, предполагаемое место в сетке вещания, хронометраж, характеристики и описание телепередачи, порядок работы, бюджет, дизайн, коммерческие возможности и т.п.

Существует большое количество классификаций и типологий телепрограмм, но тенденция развития современного телевидения движется в сторону расширения его рекреативных функций. Рассмотрим жанр телевизионных путешествий. В западной журналистике активно используют понятие трэвел - журналистика – представление информации о путешествиях в контексте географии истории, культуры, обычаев, туризма.

Основные жанры журналистики путешествий – это репортаж, обозрение и путевой очерк. На сегодняшний день телеэфир переполнен телепередачами о путешествиях. Они формируют мнения потребителей о странах и культурах, так же определяют запросы в отношении организации путешествий и их восприятия.

Анализируя контент телепередач о путешествиях, мы выделили три основные группы (см. Рис. 1): программы-обозрения, программы о еде, чисто развлекательные шоу-программы. Для российского телевидения выходит такая классификация по самым популярным программам: программы обозрения: «Вокруг света», «Непутевые заметки», «Уроки географии», «Путешествия натуралиста», «Неизвестная планета»; Программы о еде: «Еда, я люблю тебя!», «Язь. Перезагрузка», «Вкус путешествий»; Развлекательные программы: «Орел и решка», «Ревизорро», «Орел и решка. Шопинг», «Верю, не верю», «Хэлоу Раша», «Мир наизнанку», «Вокруг света. Места силы».

Рис. 1. Соотношение основных групп телепередач о путешествиях

 

По данным показаний среднесуточные доли телеканалов в России по данным сайта РЦ «Brand Media» [3], за период январь-март 2015, мы можем сказать, что телеканал «Россия 1» занимает лидирующие позиции. Следовательно, можно выдвинуть такую гипотезу: поскольку телеканал «Россия 1» занимает большую долю рынка России, значит телепередачи о путешествиях, транслируемые данным телеканалом, а именно передачи из категории «программы обозрения» будут являться и наиболее популярными среди потребителей и в молодежном сегменте.

Для подтверждения данной гипотезы среди студентов Сургутского государственного университета был проведен социологический опрос с объемом выборки 89 человек. Цель социологического исследования: определение популярности и телепередач о путешествиях среди потребителей.

Для ответа на первый вопрос: «Какие из перечисленных телепрограмм Вы смотрите?» предлагался список актуальных телепередач о путешествиях. Судя по ответам на данный вопрос, респонденты предпочитают смотреть такие передачи как «Орел и решка» (разные вариации) и «Ревизорро». Данные телепередачи идут на канале «Пятница» и входят в тип развлекательных программ (см. Рис. 2).

Рис. 2. Какие из перечисленных телепрограмм Вы смотрите?

 

Предполагалось, что на второй вопрос: «Выберите любимую телепередачу» респонденты выберут одну передачу, которая наиболее подходит их предпочтениям. Равное количество респондентов выбрали такие телепередачи как: «Орел и решка» и «Ревизорро», «Орел и решка. Шопинг». Это еще раз доказывает, что развлекательные телепередачи занимают лидирующие позиции в предпочтениях молодежи (см. Рис. 3).

Рис. 3. Выберите любимую телепередачу

 

На третий вопрос: «Что в любимой передаче Вам больше всего нравится?» предлагалось дать открытый ответ. Респонденты были верны выбранным ранее передачам. Поскольку на второй вопрос о любимой телепередаче мнения разделились поровну, то и ответы о привлекательности данных передач соответствующие. Ответы были кластеризованы в три группы: идея, сюжет, ведущие. (См. Рис. 4).

Рис. 4. «Что в любимой передаче Вам больше всего нравится?»

 

Таким образом, мы опровергли гипотезу, выдвинутую в начале исследования о влиянии популярности канала «Россия» на формирование предпочтений молодежи в сфере выбора программ о путешествиях. Студенты являются аудиторией развлекательных телепередач телеканала «Пятница», а именно «Орел и решка», «Орел и решка. Шопинг», «Ревизорро».

Можно сказать, что по результатам проведенных двух исследований источником формирования предпочтений молодежи сегодня являются именно телевизионные СМИ, где на первый план выходит функция получения прибыли от продаж туристического продукта и формирования массового сознания в отношении популяризации путешествий.

Путешествия становятся визуальным конструктом. Мы установили механизмы формирования образа мира путешественника и установок в массовом сознании о путешествиях на примере анализа идеологии журнала «Вокруг Света», а так же исследовали и проанализировали телевизионную среду, в частности жанр телевизионных путешествий. В телепередачах о путешествиях с помощью уникальности идеи, образов ведущих и захватывающего сюжета предоставляется возможность визуализированному продукту еще больше воздействовать на потребителя.

Важен образ создаваемый средствами массовой информации и яркость этих образов передаваемая, через СМИ.

 

Список литературы:

  1. Баженова М.В., Кулагина И.В. Анализ идеологии журнала «Вокруг Света» на основе методологии Дж. Б. Томпсона//Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история / Сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. № 7 (47). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. С.5-8.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратан. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  3. Рекламный центр Бренд Медиа. [Электронный ресурс]. Режим доступа. – URL: http://www.brandmedia.ru/serv__idP_51_idP1_68_idP2_2425.html (дата обращения 12.12.2015).
  4. Тоффлер О. Третья волна. 1980. Тоффлер. Третья волна. – М. ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  5. Цибанова Н. Н. Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир // Молодой ученый. - 2014. №18. С. 834.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 91 голос
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.