Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 октября 2013 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ФРИДРИХА НИЦШЕ
Баранов Артем Сергеевич
Журбенко Павел Владимирович
студенты 2 и 5курсов, кафедра философии, СибГИУ, г. Новокузнецк
E-mail: larochca-19@mail.ru
Быкасова Лариса Валентиновна
научный руководитель, канд. культурологии, доцент, СибГИУ, г. Новокузнецк
Одной из важных и острых проблем, рассматриваемых философией, является образ человека. Пониманию сущности человека способствовали исследования представителей, как рационалистических антропологических концепций, так и представителей иррационалистической антропологии. Многие философы в разные времена пытались дать понятие «человека», создать его мысленный образ. В контексте данной проблемы И. Кант ставит свой знаменитый вопрос «Что есть человек?». Но эти попытки, впрочем, как и любые другие философские изыскания дать определенный ответ на вечные вопросы, такие как, что такое человек, в чем смысл его жизни, не увенчались успехом. Это зачастую связано с неповторимостью сознания каждого человека, в общем, или философа в частности, который дает свою оценку происходящим событиям. Нужно понимать, что сознание человека неповторимо и многогранно. Каждый человек имеет свой неповторимый образ того или иного события, явления. Одним из философов иррационалистической антропологии, пытавшимся дать оценку или охарактеризовать человеческий образ был немецкий мыслитель Фридрих Вильгельм Ницше.
Цель данной статьи — дать общую оценку образу человека, созданного Фридрихом Ницше в его произведениях.
Философия Фридриха Ницше пропитана всяческого рода изысканием в области образа человека и его сознания, сущности и его бытие, которые тесным образом переплетаются с его идеями о сверхчеловеке, о воли. Что касается образа человека, так это либо описания типов его действительности, либо эскизные наброски его возможностей в определенных областях. Невозможно до конца понять, что именно имел в виду Ницше, описывая те или иные стороны человеческого образа в своих произведениях, в силу завуалированности тех или иных моментных картин, которыми он щедро одаривает читателя в разных ракурсах человеческого бытия и сущности. Образы, рисуемые Ницше, лежат в двух плоскостях. Первая плоскость демонстрирует великое многообразие форм «вот-бытия» («бытие-возможность»). Вторая — являет формы перерастания человеком рамок его только лишь «вот-бытия». И зачастую кажется, что сам Ницше не до конца раскрыл эту проблему не только в своих произведениях, но и в своем сознании. Поэтому в некоей третьей плоскости, выше всякого высшего человека, он видит последнюю возможность, в которой заключается подлинная цель человека, это сверхчеловек. Образы человека, не являющиеся простым изображением его действительности, но представляющие собой очевидные формы раскрытия его возможностей, означают либо образцы, по которым ориентируются, либо негативные образы, которых избегают, либо примеры, задающие направление. Ницше, в общем-то, и рассказывает нам, что невозможно сложить все куски разных афоризмов, предложений, высказываний или целых произведений в единую картину, т. к. человеческое сознание многогранно и безгранично в своём развитие. Но в тоже время он указывает и на то, что человек всегда остается «человеком», в нем всегда будет заложено, то, что есть в нем с самого рождения и ни куда от него не уходит даже с процессом развития. Ницше боролся за образ человека. Свою задачу — верно увидеть этот образ и сделать его активным, он сознавал уже в юности. Ницше сам делал то, что, по его мнению, делает всякая мораль: «Мораль не способна ни на что, кроме создания образов человека, быть может, с той целью, чтобы они влияли на тех или иных людей». Итак, чтобы охарактеризовать образ человека, Ницше прибегает ко второй плоскости — «высших людей», в которой и происходит собственно движение образа человека.
Для Ф. Ницше высший человек — это в первую очередь тот образ, в которой он верит и в котором он видит достаточную степень совершенства. Этот образ высшего человека достигает, в конце концов, первой великой цели — отделения человека от животного. Ницше часто уходит от некоторых тем, которые подчеркивают уже имеющуюся человеческую сущность в различных ипостасях, не развивая их, а оставляя возможность читателю завершить этот образ у себя в голове. Именно такой подход к изложению мыслей в своих произведениях делает их популярными до сих пор. В них Ницше часто ссылается на то, что многие люди стоят на разных стадиях развития. Соответственно отсюда следует вывод, что человек развивается до определенного предела, который наиболее приближен к идеалу именно в сознании этого человека. Но всякий определенный идеал должен быть разрушен, ибо, если его мыслить завершенным, он тут же искажается. Вообще общество в отношении великих людей неумолимо враждебно, потому что люди ненавидят представления о человеке, который видится выше них самих. Общераспространенным способом существования высших людей является то, что по всему земному шару есть ожидающие, которые наполовину знают, в какой мере они ждут, а еще менее того, что ждут они напрасно. Ницше кажется, что истинная высокая человечность не может вылиться в какой-либо четкий образ или возможность, которая становится формой. Высший человек подобен тайне. В своих победах он должен оставаться в тени и без свидетелей. Величие в человеке Ницше подозревает в силу того, что стало истинной причиной взлета его величия, потому что он видел недостатки самой их сущности. Тем самым, Ницше, постоянно норовящий к высшему, не может прийти ни к какой действительной или вымышленной форме.
Фридрих Ницше, помимо образа человека, создал в своей философии и образ сверхчеловека, который фигурировал тем или иным образом в его произведениях. Образ сверхчеловека у Ницше снижается, а всякая форма отдельного, физически существующего человека отвергается. Высшее имеет именно ту условность, что оно должно покинуть высокое. Здесь возникает вопрос, а если в высшем человеке «человек» явно не удается, то, как преодолеть самого человека? Именно идея о сверхчеловеке и призвана дать ответ. Ницше сторонник будущего, которое вне человека, а, следовательно, и выше него. Идея о сверхчеловеке определяется статусом соответствующей задачи создания сверхчеловека. Ницше стремится, чтобы его мысль и движение, которое ею порождается, служило задачи создания сверхчеловека. Он хочет, чтобы взгляд человека был направлен именно к ней. Для каждого истинной и основной установкой является то, что наше человеческое бытие имеет лишь ту ценность, что оно есть переход и гибель. Но как это происходит в действительности, Ницше сказать не может. Однако бесконечно широкая идея, которая тянет вверх всякое истинное человеческое действие, неожиданно превращается для него в ожидание, которое несет в себе загадку о том что, при столкновении существующего вида «человек» и более высокого вида, возникнет какое-то новое существо.
Рассматривая философию Ницше сложно определить стержень образа человека как такого, точнее сказать, что должно преобладать в этом образе вне зависимости от разного рода конфигураций и сторон человеческой субстанции описанной Ницше в тех или иных образах (например, врача, чиновника, человека «толпы»). Но, пожалуй, можно выделить одну категорию, которая свойственна в принципе всем, это отрицание. Отрицание самого себя присущи человеку с самого рождения, кто-то «отрицает» себя до определенного предела, только предел этот не определен, кто-то «отрицает» себя всю жизнь, так и не достигнув образа сверхчеловека. Отрицание у Ницше можно увидеть в разных смысловых конструкциях его произведений, одним из ярких примеров, является речь Заратустры о «Трех превращениях духа». Человек в начале «осел», он тащит свой груз, затем человек «лев» (тут он уже отрицает существования осла) и отказывается тащить груз, и наконец, человек становится «дитя», он играет (отрицая предыдущее состояние). Безусловно, градация, приведенная Ницше весьма условна, но имеет глубокий смысл. «Отрицание» и есть ключ на пути к совершенству себя и в дальнейшем становление человеком — сверхчеловеком. Но возникает вопрос, до какого предела должен развиваться человек, чтобы стать сверхчеловеком? Сколько этапов он должен пройти на этом пути? И каждый ли может стать сверхчеловеком? А так же, как преодолеть самого человека? Ницше также не дает конкретного ответа, на вопрос что такое сверхчеловек. Также Ницше не отвечает на вопрос: достигнув состояния сверхчеловека, что будет дальше?
Подводя итоги выше сказанному, можно заключить, что ответ на вопрос об образе человека в философии Ницше останется открытым неопределенно долго или вовсе никогда не получит своего логического конца. Выводы, приведенные выше, отражаются в сознание только определенного круга лиц и могут не отражаться и не приниматься другими, в силу разного рода причин, например, характера развития сознания. Мы принимаем только ту точку зрения, которая нам близка, не понимая истинности наших суждений и мыслей. Мы не можем или не хотим принимать тот образ человека, который нам навязывают другие людьми, не мыслящие как мы. Мы точно знаем, какой он должен быть. Ницше, не смог создать целостный образ человека в силу ограниченности своего сознания в определенных рамках, например, временных, но он оставил те понятия и некоторые образы, которые присущи человеку во все времена, по крайней мере, начиная с зарождения человечества. Во многом со временем представления человечества изменятся о самом себе как, в общем, так и в частности.
дипломов
Оставить комментарий