Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 октября 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ СИНТЕЗА САКРАЛЬНОГО И ПРОФАННОГО ПРОСТРАНСТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: https://sibac.info//archive/social/13.pdf (дата обращения: 17.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХРАМ  ХРИСТА  СПАСИТЕЛЯ  В  СВЕТЕ  ПРОБЛЕМЫ  СИНТЕЗА  САКРАЛЬНОГО  И  ПРОФАННОГО  ПРОСТРАНСТВА

Мариненко  Яна  Сергеевна

студент  4  курса,  кафедра  истории  древнего  мира,  средних  веков  и  методологии  истории,  ТГУ,  г.  Томск

E-mailjanemarin@mail.ru

Хазанов  Олег  Владимирович

научный  руководитель,  канд.ист.наук,  доцент  ТГУ,  г.  Томск

 

Рассматриваются  особенности  функционирования  Храма  Христа  Спасителя  в  рамках  казуса  панк-группы  Pussy  Riot.

Ключевые  слова:  Храм  Христа  Спасителя,  Pussy  Riot,  Церковь,  государство.

Всемирно  известный  храм  Христа  Спасителя  без  преувеличений  является  важнейшим  символом  Российского  государства  и  олицетворением  уникальности  отечественного  зодчества.  Можно  бесконечно  рассуждать  о  культурной  и  исторической  значимости  данного  объекта,  однако  в  силу  того,  что  он  был  и  остается  храмом,  его  основная  нагрузка  выпадает  на  осуществление  религиозных  функций.  Согласно  христианским  положениям,  каждый  храм  предназначен  для  совершения  церковных  богослужений,  является  местом  пребывания  Божественного  духа  и,  соответственно,  носит  сакральный  характер.

О  соотношении  сакрального  и  профанного  пространств  рассуждает  известный  отечественный  филолог  Александр  Ужанков  на  примере  воззрений  древнерусского  книжника  с  христианской  картиной  мира.  В  представлении  такого  человека  мир  —  бинарен,  состоит  из  двух  неравных  частей:  т.н.  мир  горний,  то  есть  сакральный,  и  мир  дольний,  соответственно  —  профанный.  О  первом  идет  речь  в  Священном  писании,  в  нем  есть  Бог,  ангелы,  время  отсутствует,  пространство  —  безгранично,  отсутствует  движение.  В  дольнем  мире  есть  время,  оно  скоротечно,  человек  пребывает  в  ожидании  конца  света,  есть  движение,  нет  покоя,  видимое  пространство  ограничено.  Эти  миры  условно  можно  рассматривать  как  горизонтальные  плоскости,  которые,  в  свою  очередь,  соединены  вертикалью:  во-первых,  пришествием  Христа  и  Его  возвращением.  Во-вторых,  святыми  праведниками,  которые  попадают  из  мира  дольнего  в  мир  горний;  в-третьих,  образом  ангела-хранителя,  который  спускается  с  небес,  дабы  охранять  человеческую  душу  и  т.  д.  Т.  е.  рассматриваемые  миры  постоянно  взаимосвязаны.  Христианский  храм  —  претворение  той  самой  картины  мира,  о  которой  речь  идет  выше.  Мир  дольний  в  лице  церковной  иерархии  является  своеобразным  воплощением  мира  горнего,  в  частности,  образ  патриарха  на  земле  символизирует  самого  Спасителя  [1].

В  свете  событий  последнего  года,  как  некоторыми  мирянами,  так  и  частью  духовенства,  стало  акцентироваться  внимание  на  несоответствии  стандартных  функций  храма  и  функций  непосредственно  Храма  Христа  Спасителя.  Поводом  для  публичного  обнаружения  и  критики  этого  факта  послужило  небезызвестное  ныне  выступление  феминистской  арт-группы  Pussy  Riot  21  февраля  2012  года  с  панк-молебном  «Богородица,  Путина  прогони!»  в  том  месте,  о  котором  идет  речь.  Девушки  взобрались  на  амвон,  пропели  несколько  строк  молебна,  затем  вышли  из  храма,  через  некоторое  время  были  арестованы  и  осуждены  Хамовническим  судом  Москвы  на  2  года  колонии  общего  режима  по  статье  «хулиганство  по  мотивам  религиозной  ненависти».  Данный  акт  общество  восприняло  далеко  не  однозначно,  возникло  большое  количество  разногласий  относительно  как  самой  акции,  так  и,  главным  образом,  по  поводу  вынесенного  девушкам  приговора.  По  мнению  ряда  исследователей,  равно  как  и  самих  участниц  панк-молебна,  казус  Pussy  Riot  наглядно  продемонстрировал  сращивание  Русской  Православной  Церкви  и  государственной  власти,  чего,  согласно  Конституции  РФ,  быть  не  должно.  И  отражение  сего  воплотилось  в  особенностях  функционирования  Храма  Христа  Спасителя,  ставшего  для  части  социума  воплощением  синтеза  сакрального  и  профанного  пространства.  Концентрированно  и  лаконично  на  этот  счет  в  одном  из  интервью  высказалась  участница  Pussy  Riot  —  Надежда  Толоконникова:  «Это  главный  храм,  который  символизирует  собой  слияние  церкви  и  государства.  А  это  —  ненормальная  вещь»  [2].

С  критикой  в  адрес  данного  объекта  выступила  часть  деятелей  культуры,  которая  в  свое  время  обратилась  с  открытым  письмом  в  защиту  осужденных  девушек.  В  частности,  один  из  участников  московского  театра  «Квартет  И»  говорит  следующее:  «Им  (Pussy  Riot)  инкриминируется  то,  чего,  по-моему,  им  инкриминировать  нельзя.  А  еще  зная,  в  каком  это  храме  происходит,  что  там  бизнес-центр,  мойка,  торговля  продуктами  и  так  далее,  в  этом  есть  такое  лицемерие,  что  мы  реагируем  вот  так:  «Это  ужас,  что  они  сделали!»,  а  то,  что  они  делают  —  это  можно.  То  есть  православная  церковь  ведет  себя  очень  не  по-христиански»  [3].

Далее  следует  разобрать  точки  зрения  представителей  самой  Русской  Православной  Церкви  и  людей,  имеющих  непосредственное  отношение  к  главному  российскому  храму.

Протодиакон,  профессор  московской  духовной  академии  Андрей  Кураев  относительно  актов  коммерции  в  Храме  Христа  Спасителя  поясняет,  что  данное  здание  представляет  собой  несколько  уровней:  непосредственно  храм,  в  котором  проводятся  богослужения,  а  за  его  пределами  –  огромное  количество  различных  помещений  хозяйственного  типа:  гараж,  трапезные  залы  и  т.  д.  Кроме  этого,  хозяином  всего  этого  комплекса  является  московская  мэрия,  а  не  патриархат,  и  распорядитель  —  некий  общественный  фонд  Храма  Христа  Спасителя,  в  котором  у  Церкви  нет  решающего  голоса.  В  этом  комплексе  есть  возможность  снимать  помещения  за  деньги,  и  уже  арендующая  сторона  будет  отвечать  за  то,  что  там  будет  происходить.  Церковь  отчасти  в  этом  заинтересована,  так  как  большинство  акций,  которые  там  проходят  —  хорошие,  говорит  отец  Андрей.  Однако  в  некоторых  случаях  арендаторы  не  соблюдают  чувство  веры.  И  тогда  там  уже  происходит  нечто,  скорее  напоминающее  оргии,  и  это  печально  [4].

Журналист,  председатель  Синодального  информационного  отдела  Московского  Патриархата  Владимир  Легойда  в  рамках  рассматриваемой  проблемы  фактически  солидарен  с  Кураевым,  и  в  интервью  программы  «Собчак  живьем»  утверждает,  что  Храм  Христа  Спасителя,  не  как  Церковь,  а  как  комплекс  —  принадлежит  мэрии.  Однако  в  данной  беседе  телеведущая  Ксения  Собчак  акцентировала  внимание  на  важном  моменте,  к  которому  периодически  апеллирует  критика  в  адрес  так  называемого  бизнес-центра  в  Храме  Христа  Спасителя.  Это  всем  известный  библейский  сюжет  изгнания  Иисусом  Христом  торговцев  из  храма.  В  Священном  Писании  он  изложен  следующим  образом:

12.  И  вошел  Иисус  в  храм  Божий  и  выгнал  всех  продающих  и  покупающих  в  храме,  и  опрокинул  столы  меновщиков  и  скамьи  продающих  голубей,

13.  и  говорил  им:  написано,  —  дом  Мой  домом  молитвы  наречется;  а  вы  сделали  его  вертепом  разбойников.

(Св.  Евангелие  от  Матфея  21:12,13)  [5]

Конечно,  напрашивается  проведение  аналогии  между  этим  эпизодом  и  сложившейся  ситуацией  в  главном  храме  страны,  что,  собственно,  и  сделала  ведущая.  Владимир  на  сей  счет  вновь  делает  отсылку  на  факт  принадлежности  ХХС  столичной  мэрии,  и  не  видит  ничего  безнравственного  в  наличии  на  этой  территории,  допустим,  автомойки,  ибо  она  находится  не  в  непосредственно  здании  храма,  а  за  его  пределами.  И  в  то  же  время,  по  аналогии  с  о.  Андреем,  Легойда  обращает  внимание  на  характер  ряда  действий,  имеющих  место  в  рассматриваемом  объекте.  Главная  проблема,  по  его  мнению,  заключается  в  том,  что  в  других  помещениях  «иногда  проходили  мероприятия,  которые  вызывают  большие  вопросы.  Именно  поэтому  три  года  назад  было  издано  распоряжение  Патриарха,  в  котором  сказано,  что  Фонд  Храма  Христа  Спасителя  —  это  нецерковная  организация,  и  он  обязан  перед  проведением  каких-то  мероприятий  в  обязательном  порядке  согласовывать  с  Церковью,  что  там  будет  проходить.  Именно  потому,  что  мы  видели  в  этом  проблему.  Я,  поскольку  не  со  мной  они  согласуют,  а  с  другим  отделом,  не  знаю,  как  это  выполняется,  но  это  я  считаю,  действительно,  неправильно.  Что  там  не  может  все  что  угодно  проходить,  даже  в  помещении.  Вот  это  да,  а  в  мойке  я  никакой  не  вижу  проблемы»  [6].

Но  до  каких  пределов  ограничено  священное  пространство  храма?  С  какой  точки  насаждать  хозяйственный  комплекс  —  безнравственно,  а  с  какой  —  допустимо?  Где  в  данном  случае  находится  граница  между  сакральным  и  профанным?

Православная  газета  «Крестовский  мост»  в  статье  «Так  кто  же  торгует  в  храме  Христа  Спасителя»  представляет  ряд  фактов,  важных  для  изучаемой  проблемы.  Ключарь  храма  —  протоиерей  Михаил  Рязанцев,  является  номинальным  президентом  Фонда  храма.  На  вопрос  «что  в  комплексе  храма  Христа  Спасителя  принадлежит  Русской  Православной  Церкви?»  он  говорит:  ничего.  «Святыни,  утварь,  разумеется,  церковные.  А  из  недвижимости,  помещений,  имущества  —  ничего».  Собственником  объекта  является  город  Москва.  А  фактически  всем  распоряжается  Фонд  храма,  весь  комплекс  находится  у  него  в  доверительном  управлении.  В  Церкви  фонд  никому  неподотчетен.  «Его  проверяют  аудиторы,  прежде  всего  их  интересует,  как  фонд  расходует  бюджетные  средства.  Ведь  известно,  что  из  столичного  бюджета  Фонду  храма  Христа  Спасителя  ежегодно  выделяются  немалые  деньги  на  содержание  храмового  комплекса.  Что  касается  коммерческой  деятельности  фонда,  то  тут  у  меня  никакой  информации  нет.  Ещё  раз  хочу  подчеркнуть:  к  Церкви  фонд  не  имеет  отношения».  Отец  Михаил,  как  указано  выше,  является  президентом  лишь  номинально.  «Если  вы  заглянете  в  устав  фонда,  то  увидите:  у  президента  нет  реальных  прав.  Когда  столичная  власть  создавала  этот  фонд,  то  распоряжение  всеми  финансами  оставила  в  руках  своих  людей,  а  Церкви  отвела  чисто  представительскую  функцию.  В  результате  президент  —  представитель  Патриархии,  но  ни  к  деньгам,  ни  к  проектам  он  отношения  не  имеет.  Вся  реальная  власть  —  в  руках  исполнительного  директора  фонда,  который  назначается  столичной  властью  по  согласованию  с  Патриархом».  Относительно  вопроса  о  юридических  отношениях  между  РПЦ  и  фондом  храма:  «Есть  только  внутренний  договор,  по  которому  мы  (Церковь)  оплачиваем  фонду  коммунальные  расходы.  А  в  целом  присутствие  Церкви  здесь  до  сих  пор  не  оформлено  (!)».  На  вопрос  журналиста  «Правда  ли,  что  помещение  над  алтарём  храма  фонд  сдал  в  аренду  какой-то  конторе?»  прозвучал  ответ:  «Да,  над  алтарём  у  нас  —  офис  адвокатской  фирмы  (!)»

Также  в  свете  последствий  перформанса  группы  Pussy  Riot  остро  встал  вопрос  о  торговле,  имеющей  место  в  комплексе  ХХС  (снова  отсылка  к  Библейскому  сюжету).  Михаил  Рязанцев  комментирует:  киоски  в  ограде  храма,  «где  продают  дорогие  сувениры,  часы,  ювелирные  изделия»,  к  Церкви  никакого  отношения  не  имеют.  «Всё  это  —  торговля  частных  фирм,  которые  договорились  с  фондом.  Церковь  реализует  в  самом  храме  свечи,  иконы,  религиозную  литературу,  принимает  записки,  заказы  на  требы,  но  всё  это  —  не  торговля.  Любой  прихожанин,  когда  берёт  здесь  свечу  и  отдаёт  10  или  20  рублей,  понимает,  что  эти  деньги  —  не  цена  свечи.  Свеча  стоит  гораздо  меньше.  Деньги  отдаются  как  пожертвование  на  храм».  В  то  же  время  упоминается,  что  Фонд  монополизировал  право  привлекать  благотворителей  и  фактически  все  прямые  пожертвования  юридических  лиц,  предприятий  поступают  в  распоряжение  фонда  [7].

Вновь  обращаемся  к  словам  Надежды  Толоконниковой:  «Это  главный  храм,  который  символизирует  собой  слияние  церкви  и  государства.  А  это  —  ненормальная  вещь».  Теперь,  при  возможности  относительно  объективного  восприятия  места,  в  котором  произошла  акция  21  февраля  2012  года,  на  основании  вышеизложенных  фактов  и  мнений,  можно  позиционировать  высказывание  участницы  Pussy  Riot  как  адекватное  реальности.  Практически  храм  Русской  Православной  Церкви  не  принадлежит,  его  фонд  является  мирской  коммерческой  организацией.  Справедливо  в  очередной  раз  убедиться  в  альянсе  власти  и  Церкви  нашего  государства,  опираясь  на  олицетворение  сакральной  и  профанной  сфер  в  лице  главного  храма  страны  –  храма  Христа  Спасителя.

 

Список  литературы:

1.ACADEMIA.  Александр  Ужанков.  «Пространство:  сакральное  и  профанное».  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/video_id/231535  (дата  обращения  16.05.2013).

2.Толоконникова  из  Pussy  Riot  в  Специальном  корреспонденте.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.youtube.com/watch?v=ToTrWN-tuDE  (дата  обращения  16.05.2013).

3.Макаревич  и  Барац  о  письме  в  защиту  Pussy  Riot.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.youtube.com/watch?v=hCFQz2ztJ6s  (дата  обращения  16.05.2013).

4.Отец  Андрей  о  коммерции  в  Храме  Христа  Спасителя.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.youtube.com/watch?v=WYs4a3RPykk  (дата  обращения  16.05.2013).

5.Св.  Евангелие  от  Матфея,  глава  21.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://bibleonline.ru/bible/rus/40/21/#12-13  (дата  обращения  16.05.2013).

6.Владимир  Легойда  в  программе  «Собчак  живьем».  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.foma.ru/sobchak-zhivem.html  (дата  обращения  16.05.2013).

7.Так  кто  же  торгует  в  Храме  Христа  Спасителя?  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://krest-most.ru/?c=article&id=205  (дата  обращения  16.05.2013).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий