Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Птицына Г.М. РОМАНИЗАЦИЯ ИСПАНИИ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ В КОНЦЕ III — 30-Е ГГ. I В. ДО Н. Э. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info//archive/social/11.pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

РОМАНИЗАЦИЯ  ИСПАНИИ  В  КУЛЬТУРНОЙ  СФЕРЕ  В  КОНЦЕ  III  —  30-Е  ГГ.  I  В.  ДО  Н.  Э.

Птицына  Галина  Михайловна

студент  3  курса,  кафедра  истории  и  культуры  древнего  мира  и  средних  веков  ВлГУ,  г.  Владимир

E-mail: 

Демина  Светлана  Сергеевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  ВлГУ,  г.  Владимир

 

Общепринятого  понятия  романизации  нет  [19,  с.  258].  Т.  Моммзен  характеризовал  её  как  поглощение  Римом  «второстепенных  народностей»  [9,  с.  295].  В  настоящее  время  под  романизацией  понимают  «включение  провинций  в  интегральную  систему  Римского  государства»  [15,  с.  228].  Безусловно,  это  весьма  сложный,  многогранный  процесс,  проявившийся  в  экономической,  социальной,  политической  и  культурной  сферах.  Именно  последняя  сфера  и  является  предметом  данной  статьи,  в  которой  будет  представлена  попытка  проанализировать  степень  культурной  романизации  Испании  в  конце  III  —  30-е  гг.  I  в.  до  н.  э. 

Романизация  Испании  в  культурной  сфере,  по  определению  Ю.Б.  Циркина,  —  это  «распространение  латинского  языка,  вытеснение  им  местных  языков,  усвоение  испанцами  римской  культуры,  включая  религию,  и  вообще  всего  образа  жизни»  [15,  с.  228].

Необходимо  отметить,  что  к  моменту  римского  завоевания  Испания  была  весьма  неоднородна  по  своему  культурному  развитию,  что  было  обусловлено  разной  степенью  интенсивности  контактов  местных  племен  с  другими  народами  Средиземноморья,  в  частности  греками  и  финикийцами  [10,  с.  209].

Страбон,  описывая  турдетанцев,  живших  около  реки  Бетия  [13,  с.  148],  говорит,  что  они  полностью  переняли  римский  образ  жизни  и  перестали  говорить  на  родном  языке.

Очень  велика  вероятность  того,  что  в  I  в.  до  н.  э.  испанцы  достаточно  хорошо  понимали  латынь,  ведь  в  Кордубе  Цезарь  обращался  к  ним  с  речью  [3,  с.  256].  Учитывая  тот  факт,  что  представители  местной  администрации  были  из  числа  римлян,  можно  полагать,  что  латинский  язык  использовался  как  средство  формального  общения  между  местным  населением  и  Римом.  К  латиноговорящим  городам,  несомненно,  относятся  римские  колонии,  такие  как  Новый  Карфаген,  Тарракон,  Цезарь-Аугуста,  Гракхурис.  Доказательством  культурной  романизации  являются  монеты,  на  которых  латинские  легенды  начинают  вытеснять  местные.  На  большинстве  монет  этого  региона  появляются  двуязычные  надписи,  которые  после  45  г.  до  н.  э.  полностью  заменяются  латинскими  [15,  с.  282].  Как  свидетельствует  Цицерон,  в  Кордубе  уже  в  I  в.  до  н.  э.  существовала  местная  поэзия  [18,  с.  40].

Очевидно,  что  латынь  довольно  быстро  прижилась  в  Дальней  Испании,  т.  е.  латинизация  этой  провинции  уже  в  республиканский  период  достигла  больших  успехов.

Народы  Севера  и  Северо-Запада  Пиренейского  полуострова,  такие  как  луситаны,  кантабры,  кельтиберы,  оцениваются  Страбоном  как  дикие,  суровые.  Однако  римляне  усмирили  их  и  в  некоторые  города  поселили  колонистов  [13,  с.  150].  Так  же  о  Внешней  Испании  отзывается  и  Плутарх  [11,  с.  460].  Латынь  в  этом  регионе  популярной  не  была,  как  показывают  эпиграфические  памятники  и  монетные  легенды,  местные  племена  говорили  на  родных  языках  [15,  с.  281].

Относительно  языка  жителей  средиземноморского  побережья  будущей  Бетики  и  Ближней  Испании  в  источниках  информации  нет,  однако  Страбон  указывает  на  большое  влияние  в  этом  регионе  греческой  и  финикийской  культур  [13,  с.  162],  что  подтверждает  Дж.  Бордлин,  называя  западные  провинции  Римского  государства  частью  Греции  [5,  с.  85].  Циркин  Ю.Б.,  ссылаясь  на  испанскую  историографию,  отмечает,  что  в  исследуемый  период  это  были  народы,  еще  сохранившие  свою  культуру;  в  греческих  и  финикийских  городах  был  популярен  свой  язык  [15,  с.  284].

К  началу  I  в.  до  н.  э.  латинский  язык  стал  привычным  языком  общения  для  большинства  туземцев.  Следуя  римской  моде,  представители  знатных  слоёв  для  завершения  литературного  образования  считали  необходимым  изучение  и  греческого  языка.  Латынь  прижилась  на  Юге  и  Востоке  полуострова,  и  районами  её  господства  были  такие  города  как  Валенция,  Кордуба,  Тарракон,  Новый  Карфаген,  Италика,  Гадес,  Гиспалис  [2,  с.  92].

Латынь  получила  широкое  распространение  среди  высших  слоев.  В  остальной  части  свободного  населения  иберийский  язык  сохранялся  до  эпохи  Империи,  но  не  был  основным  языком  общения  [2,  с.  93].

В  повседневной  жизни  жителей  Пиренейского  полуострова  тоже  наступили  перемены.  Среди  турдетанцев  Страбон  упоминает  так  называемых  togati,  т.  е.  носящих  римскую  одежду  —  тогу.  Это  туземцы,  получившие  латинское  гражданство  и  принявшие  к  себе  римских  колонистов.  По  словам  Страбона,  почти  все  турдетанцы  обратились  в  римлян.  Строящиеся  теперь  города  (Пакс  Августа,  Августа  Эмерита,  Цезарь  Августа  и  некоторые  другие  римские  колонии)  практически  полностью  повторяют  облик  италийских  городов  [13,  с.  148].

На  севере  луситане  и  кельтиберы,  согласно  Страбону,  вели  полудикий  образ  жизни,  спали  на  земле  и  носили  длинные  распущенные  волосы  [13,  с.  151].  Их  же  Плутарх  постоянно  называет  варварами  [12,  с.  8],  что  совершенно  неудивительно,  ведь  на  этих  территориях  на  протяжении  всего  изучаемого  периода  господствовал  родоплеменной  строй  [14].  В  этом  регионе  в  республиканский  период  не  было  ни  одного  города,  кроме,  может  быть,  колоний  римского  или  латинского  права,  созданных  уже  после  смерти  Цезаря  [15,  с.  281].

Согласно  античной  традиции,  большой  вклад  в  распространение  римской  культуры  среди  испанцев  внес  Серторий.  По  словам  Плутарха,  испанцы  были  благодарны  Серторию  за  введение  у  них  римского  вооружения,  военного  строя  и  за  то,  что  он  популяризировал  плащи  и  туники  [12,  с.  13].  Военное  дело  и  оружейное  мастерство  иберов  романизируются  ещё  во  II  в.  до  н.  э.,  а  уже  в  первой  половине  I  в.  до  н.  э.  население  исследуемых  регионов  Пиренейского  полуострова  облачается  в  римские  одежды  [2,  с.  92].

На  северо-востоке  о  культурном  обмене  свидетельствуют  иберийская  керамика  на  виллах  римского  типа  и  предметы  римской  материальной  культуры,  соседствующие  с  предметами  туземной  культуры  в  иберийских  хижинах  [2,  с.  90].  Сюда,  по  данным  Страбона,  в  конце  II  —  начале  I  в.  до  н.  э.  начинается  импорт  италийского  вина  и  керамики  [13,  с.  141].  Следовательно,  уже  в  начале  I  в.  до  н.  э.  в  этой  области  активно  идет  процесс  усвоения  римского  образа  жизни. 

Страбон,  говоря  о  жителях  Балеарских  островов  и  средиземноморского  побережья,  сообщает  о  более  ранней  греческой  и  финикийской  колонизации  этих  областей,  которая  оставила  глубокий  след  в  быте  и  нравах  местного  населения  [13,  с.  162]. 

Влияние  римской  архитектуры  в  туземных  общинах  обнаруживается  уже  со  II  в.  до  н.  э.:  романизуется  внешний  вид  городов,  особенно  в  приморских  районах  [17,  с.  152].  Идет  процесс  концентрации  населения  в  городах,  на  присоединенных  территориях  строятся  дороги,  крепостные  стены,  акведуки  [13,  с.  156].  Зачастую,  романизация  проходила  гораздо  быстрее  в  городах,  чем  в  сельской  местности  [1,  с.  35].  Вероятно,  это  связано  с  тем,  что  именно  в  города  прибывал  огромный  поток  римских  переселенцев.

Вообще,  необходимо  отметить,  что  на  данном  этапе  романизация  наиболее  явно  проявилась  в  области  архитектуры  и  градостроительства,  а  менее  заметно  —  в  художественных  ремёслах  и  скульптуре  [4,  с.  66].  В  Восточной  Испании  местные  и  привозные  сосуды  сосуществуют.  I  в.  до  н.  э.  даже  считается  временем  расцвета  иберской  скульптуры  и  вазописи  [15,  с.  290].  Это  говорит  о  том,  что  в  данной  области  местная  культура  не  утрачивает  своих  позиций.

В  эпоху  Республики  на  восточном  побережье  Испании  и  в  долине  Эбро  появляются  первые  римские  мозаичные  техники.  Они  представляли  собой  окружности,  составленные  из  ромбов,  шестилепестковые  розетты,  пельты  и  дельфины,  иногда  сопровождаемые  надписями  на  греческом  и  иберийском  языках.  Наиболее  распространенными  мозаичными  сюжетами  были  натюрморт,  куропатка,  схватка  кальмара,  театральная  маска  и  жертвоприношение  [8,  с.  74]. 

В  источниках  не  упоминается  насильственное  насаждение  римской  религии,  и  можно  согласиться  с  Е.М.  Штаерман  в  том,  что  в  религиозном  плане  римляне  не  оказывали  никакого  давления  на  захваченные  территории  [20,  с.  263]. 

Описывая  почитаемых  в  Испании  богов,  Страбон  называет  их  греческими  именами.  Не  совсем  понятно,  действительно  ли  пантеон  иберов  уже  включал  греческих  богов,  или  же  историк  просто  приводит  греческие  аналогии.  Есть  упоминание  Геры,  относящееся  к  району  Гибралтарского  пролива  [13,  с.  163],  часто  упоминается  Артемида,  святилища  которой  располагались  в  районе  средиземноморского  побережья  [13,  с.  138]  и  на  юге  будущей  Бетики  [13,  с.  154].

Артемида  пользовалась  среди  иберов  особым  почтением  [13,  с.  154].  Плутарх  описывает  белого  олененка,  которого  Серторий  получил  в  дар  от  местного  жителя.  Полководец  объявил  лань  подарком  Артемиды,  священным  знамением,  и  это  помогло  ему  привлечь  на  свою  сторону  туземцев  [12,  с.  10].

Воинственные  народы  Иберии  поклонялись  и  богу  войны  Аресу  [7,  аб.  15],  которому  приносили  в  жертву  людей  и  животных  [13,  с.  151].

Вероятно,  на  распространение  греческого  пантеона  повлияла  ранняя  колонизация  Пиренейского  полуострова  греками,  в  результате  которой  произошла  эллинизация  юга,  востока  Испании  и  центра  долины  Эбро  [6,  с.  240].  Эти  регионы  дольше,  чем  другие  территории  Испании,  сопротивлялись  римскому  культурному  влиянию:  романизация  финикийцев  началась  еще  со  II  в.  до  н.  э.,  но  только  в  конце  I  в.  н.  э.  римская  цивилизация  поглотила  испано-финикийскую  [2,  с.  91].

Иберы  воспринимали  не  только  греческих  и  финикийских  богов,  но  и  новых  культурных  героев.  Особенной  популярностью  пользовался  Геракл,  который  совершил  несколько  подвигов  именно  на  Западе.  Его  десятый  подвиг  —  добыча  коров  Гериона  с  острова  Эрифия,  лежащего  на  Западе  в  океане  [7,  аб.  19].  Страбон  говорит,  что  герой  поставил  на  берегах  Гибралтарского  пролива  две  каменные  стелы  [13,  с.  164],  поэтому  и  пролив  в  эту  эпоху  назывался  Столпами  Геракла.

В  Терраконе,  первой  римской  колонии,  был  сооружен  форум  с  храмом  Юпитера  и  тавернами,  окружающими  площадь.  По  своей  архитектуре  этот  храм  повторяет  храмы  Италии,  особенно  Лация  и  Кампании.  В  городе  воздвигались  статуи  римского  типа  [16,  с.  129].  Очевидно,  что  в  латинских  колониях  преобладал  римский  пантеон.

На  западе  же,  по  сообщениям  Страбона,  дела  обстоят  иначе,  там  нет  святилищ  каким-либо  выше  упомянутым  богам,  а  лишь  лежат  кучи  камней  для  совершения  местных  обрядов  [13,  с.  136].  Страбон  указывает  на  иберийский  обычай  приносить  жертвы  местным  богам  при  полнолунии  и  устраивать  хороводы  всю  ночь  напролет  [13,  с.  159].  Особенно  популярен  был  культ  туземного  бога  Нетона  [15,  с.  284].

Таким  образом,  можно  с  уверенностью  утверждать,  что  к  концу  республиканского  периода  Испания  сохраняла  свою  неоднородность.  Сравнение  степени  романизации  в  культурной  сфере  её  различных  регионов  позволяет  выделить  три  зоны: 

1.  Север  и  Северо-Запад  Пиренейского  полуострова  (центральные  и  западные  районы  Ближней  Испании  и  западная  часть  Дальней);

2.  Юго-Запад  полуострова  и  отдельные  города  средиземноморского  побережья  Ближней  Испании  (Новый  Карфаген,  Тарракон,  Валентия);

3.  Атлантическое  побережье  Юго-Запада  и  средиземноморское  побережье  Ближней  Испании.

В  первой  зоне,  которая  была  присоединена  к  Риму  самой  последней,  следов  римской  культуры  в  изучаемый  период  почти  нет,  эта  зона  сохраняла  свою  самобытность,  поэтому  можно  сказать,  что  она  являлась  совершенно  нероманизированной.

Жители  второй  зоны  приняли  латинский  язык  и  весь  римский  образ  жизни,  поэтому  данные  районы  можно  считать  наиболее  романизированными  с  точки  зрения  восприятия  римской  культуры.

Третья  зона  занимает  своеобразное  промежуточное  место.  Признаки  усвоения  римской  культуры  здесь  практически  отсутствуют,  однако  её  никак  нельзя  отождествлять  с  первой  зоной.  Дело  в  том,  что  в  данном  регионе,  характеризовавшимся  высоким  уровнем  развития,  сохранялось  сильное  греко-финикийское  влияние  на  жителей,  и  это  наследие  было  важным  фактором  замедления  романизации,  особенно  в  религиозной  сфере.

 

Список  литературы:

  1. Альтамира-и-Кревеа  Р.  История  Испании.  —  М.:  Издательство  иностранной  литературы,  1951.  Т.  1.  —  512  с. 
  2. Гурин  И.Г.  Испания  в  I  период  гражданских  войн  в  Риме:  дис.  докт.  ист.  наук.  /  И.Г.  Гурин.  —  Самара,  2003.  —  408  с.
  3. Записки  Юлия  Цезаря  и  его  продолжателей  о  Галльской  войне,  о  гражданской  войне,  об  Александрийской  войне,  об  Африканской  войне  /  Гай  Юлий  Цезарь;  пер.  и  коммент.  М.М.  Покровского.  —  М.:  АСТ;  Ладомир,  2007.  —  750  с.
  4. Каптерева  Т.П.  Античная  Испания.  Искусство  иберов.  —  М.:  НИИ  теории  и  истории  изобразит.  искусств  Рос.  акад.  художеств,  1992.  —  70  с.
  5. Козловская  В.И.  Греческая  колонизация  Западного  Средиземноморья  в  современной  зарубежной  историографии.  —  М.:  МГПИ,  1984.  —  106  с.
  6. Козловская  В.И.  Фокейская  колонизация  Иберии  /  В.И.  Козловская  //  Проблемы  испанской  истории.  —  М.:  Наука,  1979.  —  С.  231—244.
  7. Коротких  Л.М.  Религия  древних  иберов  /  Л.М.  Коротких  //  Commentarii  de  Historia.  —  2002.  —  №  6.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http//www.main.vsu.ru/~CdH/Articles/06-02a.htm  (дата  обращения:  20.04.2013).
  8.  Лопес  Монтеагудо  Г.  Испано-римские  мозаики  на  мифологические  сюжеты  в  контексте  средиземноморской  культуры  эпохи  античности  //  Вестник  древней  истории.  —  2005.  —  №  1.  —  С.  74—102.
  9. Моммзен  Т.  История  Рима.  Т.  2.  —  СПб.:  Наука;  Ювента,  1994.  —  336  с.
  10. Пласидо  Д.  Формирование  испано-римского  общества  //  Вестник  древней  истории.  —  2007.  —  №  1.  —  С.  209—226.
  11. Плутарх.  Сравнительные  жизнеописания.  В  2  т.  Т.  1.  /  Отв.  ред.  С.С.  Аверинцев.  —  М.:  Наука,  1994.  —  706  с.
  12. Плутарх.  Сравнительные  жизнеописания.  В  2  т.  Т.  2.  /  Отв.  ред.  С.С.  Аверинцев.  —  М.:  Наука,  1994.  —  674  с.
  13. Страбон.  География:  в  17  книгах  /  Страбон;  пер.,  ст.  и  коммент.  Г.А.  Стратановского.  —  Л.:  Наука,  1964.  —  957  с.
  14. Хибрикова  З.С.  Претор  Ближней  Испании  Тиберий  Семпроний  Гракх  и  население  римских  провинций  Иберийского  полуострова  //  Античное  общество  —  IV:  Власть  и  общество  в  античности.  Материалы  межд.  конф.  —  СПб.,  2001.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  centant.pu.ru/centrum/public/confcent/2001-03/hibrik.htm  (дата  обращения:  20.04.2013).
  15. Циркин  Ю.Б.  История  Древней  Испании.  —  СПб.:  Филологический  факультет  СПбГУ;  Нестор-История,  2011.  —  432  с.
  16. Циркин  Ю.Б.  Римская  колонизация  Испании  //  Античный  полис.  —  СПб.:  Издательство  С.-Петербургского  университета,  1995.  —  С.  122—134.
  17. Циркин  Ю.Б.  Римская  колония  Новый  Карфаген  //  Вестник  древней  истории.  —  1981.  —  №  4.  —  С.  145—152. 
  18. Цицерон  М.Т.  Речи.  В  2  т.  Т.  2.  /  Отв.  ред.  М.Е.  Грабарь-Пассек.  —  М.:  Наука,  1993.  —  406  с.
  19. Шкунаев  С.В.  Культура  Галлии  и  романизация  //  Культура  Древнего  Рима.  В  2.  Т.  2.  —  М.:  Наука,  1985.  —  С.  258—302.
  20. Штаерман  Е.М.  От  религии  общины  к  мировой  религии  //  Культура  Древнего  Рима.  В  2  т.  Т.  1.  —  М.:  Наука,  1985.  —  С.  106—210.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.