Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
О НАСТОЯТЕЛЬНИЦАХ ЖЕНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ И ОБЩИН АЛТАЯ: ПУТЬ ПОДВИЖНИЦ
Данько Кристина Васильевна
студент 4 курса факультета истории и права АГАО, г. Бийск
Явнова Лариса Александровна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории, г. Бийск
Октябрьская Ирина Вячеславовна
научный руководитель, д-р ист. наук, г. Новосибирск
Середина XIX — первая треть XX вв. период массового образования женских обителей на всей территории страны. «Феминизация» монашества связана с активизацией женского общинного движения, с феноменом подвижничества. Причины ухода женщин в обитель были различны. Среди них и глубокая религиозность, и экономические причины, а также стремление к образованию, охватившее все слои населения, которое они могли получить в монастыре. Исследователь русской церкви Смолич И.К. отмечает: «Поступление в монастырь давало удовлетворение, духовным исканиям женщины, не требуя радикальной перемены в образе жизни, при этом ее общественное положение повышалось, а вся ее жизнь обретала глубокий смысл. Поэтому умножение числа постригов в женских монастырях не следует объяснять какими-то особенно сильными аскетическими настроениями» [11, с. 1158].
Во главе женских православных обителей стояли — настоятельницы. В кратком православном словаре приводится следующее определение настоятелям: Настоятель - старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. Настоятелем мужского монастыря является архиерей, в чьей епархии расположен монастырь, или патриарх, помимо епархиального архиерея. Настоятельницей женского монастыря является игуменья [9, с. 71]. Помимо настоятельницы в управленческую структуру монастыря входили казначея, благочинная и помощница благочинной. Степень их включенности в управление монастырем можно увидеть по ведомостям монастырей, которые подписывались либо только единолично настоятельницей, либо всеми высшими должностями обители.
Для первоначального этапа формирования на Алтае женских православных общин и монастырей характерно приглашение настоятельниц, часто со штатом сестер, из других епархий. Это связано было с отсутствием подготовленных к управлению женскими обителями лиц. В основном приглашались настоятельницы из европейской части России, а также других сибирских епархий.
Всего Алтайская духовная миссия включала в себя пять женских обителей: Улалинский женский, Бийский Тихвинский женский монастырь, Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь, Чемальская женская община, Матурская Иверская женская община. Женские общины и монастыри выполняли просветительскую и благотворительную функции.
История женских православных обителей Алтая связана с активной миссионерской деятельностью Алтайской духовной миссии середины XIX века. Идеи создания женских общин высказывалась еще основателем миссии архимандритом Макарием в 1833 г. Женская община нужна была для повышения эффективности миссии, для помощи новообращенным: обучение христианству, рукоделию, хозяйству, уходу за больными воспитанию и обучению детей. Часто общины основывались по инициативе и на средства именитых горожан, при поддержке Епархии. Так, Барнаульская Богородице-Казанская женская община с приютом для бедных сирот была открыта на собственные средства женой коллежского асессора Е.И. Судовской по ходатайству епархиального начальства [10, с. 117].
Первой официально учрежденной общиной на Алтае была Улалинская община, учрежденная в 1863, преобразованная в монастырь в 1881 г. Зарождение общины и появление первых насельниц относится к 1858—1859 гг., когда более 10 вдов и девиц заявили начальнику миссии о своем желании служить вере и жить по правилам иноческого общежития [12, с. 6].
Первой настоятельницей Улалинской женской общины стала бывшая рясофорная послушница Ардатовского Покровского монастыря Афанасия, в миру Анастасия Семеновна Логачева. Родилась 16 декабря 1809 в селе Кудлей Ардатовского уезда Нижегородской губернии [8, с. 71], дочь солдата. По указу томской Духовной консистории от 20 марта 1864 г. получила должность настоятельницы Улалинской общины. Но она недолго руководила общиной, на посту настоятельницы она пробыла пять лет.
В период с 1866 по 1868 г. на посту настоятельницы находилась Дарья Киселева (Дивеевская обитель), после нее начальницей Улалинской общины была Анисья Конинина [7, с. 34]. Следующая настоятельница так же была приглашена из обителей других губерний России. С мая 1870 г. настоятельницей общины стала монахиня Ольга, из купеческого сословия. Первоначально поступила в Серпуховский Владычий монастырь, там же была пострижена в монашество 21 декабря 1867 г. Затем монахиня Ольга была переведена в Спасо-Влахернский монастырь Московской Епархии (18 июня 1868 г.). Скончалась в 1872 г.
В 1874 г. настоятельницей Улалинской общины стала монахиня Алексия, которая также прибыла из Московской Епархии, из Зачатьевского монастыря.
Последней настоятельницей Улалинского монастыря стала София Васильевна Попова, в иночестве Серафима. Родом была из Пензенской губернии из мещанского сословия. Часто сестры, заведующие просветительско-благотворительными структурами, занимали впоследствии высокое положение в монастырской иерархии. Так было и с игуменьей Серафимой, она с 1875 г., заведовала миссионерской больницей. С 1879 г. по 1980 г., до избрания настоятельницей она заведовала детским приютом Улалинского стана миссии, ее помощница И.Ф. Ерохина (в 1891 г. назначена зав. приютом) обучала девочек в женской школе. Новой настоятельницей была назначена сразу после пострига в 1890 г. В сан игуменьи монахиня Серафима возведена в 1893 г. На посту настоятельницы Улалинского Николаевского женского монастыря находилась до его закрытия в 1921 г.
Бийский Тихвинский общежительный монастырь был вначале образован как община в 1894 г., статус монастыря община получила указам Святейшего Синода № 4288 в 1900 г. Образование монастырей на базе общины характерно для многих обителей России того периода. Первой настоятельницей Бийской Тихвинской обители была, приглашенная из Самарской губернии для обучения рукоделию первоначально в Улалинский Николаевский монастырь, Елена Федоровна Германова. Была дочерью крестьянина Самарской губернии. С 1857 по 1871 гг. проходила послушания в Бузулукском Тихвинском монастыре Самарской губернии. В 1890 г. в Улалинском женском монастыре пострижена в мантию, и получила в иночестве имя Евпраксия. Затем была избрана сестрами открывшейся Тихвинской женской общины в качестве настоятельницы. В 1902 г. по собственному прошению по состоянию здоровья, уволена за штат. В именной ведомости за 1905 г. о состоянии ее здоровья сказано: « Находится в болезненном состоянии паралича» [4, с. 75]. Второй и последней настоятельницей монастыря стала игуменья Ираида, в миру Раиса Александровна Калугина, 1853 года рождения, вдова священника. Образования получила, согласно ведомостям, в Томской Духовной Мариинской женской гимназии до 4 класса. В январе 1896 года поступила в Богородице-Казанский женский монастырь. В феврале 1896 г. по указу Томской духовной Консистории пострижена в рясофор. По указу № 6339 в августе 1900 г. пострижена в мантию. В 1902 г. утверждена на должность благочинной Барнаульского женского монастыря (указ № 4259). Весной 1903 г. назначена настоятельницей Бийского Тихвинского монастыря, где в июне 1903 г. возведена в сан игуменьи. В монастырском управлении Бийским Тихвинским общежительным монастырем участвовали настоятельница, казначея, благочинная и помощница благочинной. Такой состав монастырской управленческой иерархии характерен для многих женских монастырей России XIX—XX вв. Как отмечает историк Овчинников В.А., в рассматриваемый период активнее стал применяться принцип соборности и выборности. «Начал расширяться круг лиц, входящих в монастырскую администрацию» [8, с. 87].
Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь образован, как и другие женские монастыри Алтайской духовной миссии, на базе общины в 1894 г. В 1900 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь, с сохранением прежнего названия. Настоятельницей общины, а затем монастыря была Параскева Сергеевна Мещеринова, в иночестве Параскева. По своему сословному происхождению из казенных крестьян. В 1853 г. в возрасте поступила первоначально в Краснослободский Троицкий женский монастырь, где получала образование. В 1861 г. определена в число сестер указом Пензенской духовной консистории за № 7350. Пострижена в монашество в 1884 г. По просьбе Евдокии Ивановны Судовской и распоряжению епархиального начальства вызвана в открывшуюся общину «для устройства иноческого порядка» [3: 1об-2]. Указом № 875 Томской консистории в 1895 г. утверждена управляющей общины, а в 1897 переименована из управляющей настоятельницей. В 1900 г. возведена в сан игуменьи. На Алтай Параскева Сергеевна приехала не одна, а с другими сестрами Краснослободского Троицкого женского монастыря. Среди них и. д. казначеи (с 1899 г.) Матрона Петровна Фролова, пришла в общину одновременно с игуменьей Параскевой [10, с. 118].
Как мы уже отмечали выше, на Алтае было пять женских обителей, и две из них это женские общины.
Чемальская женская община была образована на базе приюта-богодельни для сирот-алтайцев в честь иконы «Всех скорбящих Радость» по указу Синода от 17 января 1911 г. Настоятельницей Чемальской общины стала Лидия Тихоновна Михайлова, бола дочерью томского мещанина. Окончила курсы Томской женской гимназии и в 1896 г. поступила в Томский Иоанно-Предтеченский монастырь. Состояла учительницей до 1901 г. при монастырском училище девиц духовного звания, а с 1901 по 1908 гг. в церковно-приходской школе при приюте и доме трудолюбия. В 1902 г. пострижена в рясофор. С 1908 г. откомандирована в Алтайскую Духовную миссию, стала учительницей Чемальской миссионерской школы. Указом Томской консистории № 15891 в 1903 г. принята в число указных сестер Томского монастыря, с оставлением на послушании в Алтайской миссии [1: 95 об]. С открытием общины в мае 1911 году резолюцией архиепископа Макария Лидия Тихоновна назначена настоятельницей. В июне 1914 Лидия Тихоновна Михайлова пострижена в мантию, с именем в иночестве Людмила. Затем за свои заслуги была посвящена в сан игуменьи. Помощницей настоятельницы Чемальской общины была Анисья Степановна Дроздецкая, дочь отставного унтер-офицера. В 1884 г. поступила в Томский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1901 г. пострижена в рясофор. В 1908 г., также как и Михайлова Л.Д., откомандирована в Алтайскую миссию, и также принята в число указных сестер Томского монастыря с оставлением на послушании в Алтайской миссии.
Матурская Иверская женская община была открыта в 1913 г. на средства петербургского купца второй гильдии Усова Михаила Дмитриевича [1: 89 об.]. Особенностью общины является то, что большинство насельниц были коренными жителями, обращенными в православие. «До 1915 г. община не имела постоянной настоятельницы, а ее должность занимала «и. д. настоятельницы» монахиня Анна Васильевна Ямова» [5, с. 148]. В первой половине 1915 г. настоятельницей была назначена Агрипина Яшина, до этого числилась монахиней, уже упоминавшегося, Томского Иоанно-Предтеченского монастыря. Уволена с должности по собственному прошению в апреле 1916 г. Новой настоятельницы стала Евдокия Андреевна Лопаткина, вдова 42 лет, в иночестве рясофорная монахиня Евдокия. Прибыла настоятельница из Бийского Тихвинского монастыря. На своем посту начальницы Матурской женской общины пробыла до июня 1917 г. [1, с. 160].
Обобщая все выше сказанное, мы можешь сделать следующий вывод: на первых этапах образования общины настоятельницы были приглашенными, так, например, в Барнаульскую общину вместе со штатом сестер была приглашена игуменья Параскева.
По территориальному признаку многие из настоятельниц женских обителей алтайской Духовной миссии были из епархий центральной части России: из губерний Пензенской, Самарской, Нижегородской, из Московской епархии, а также из Томской епархии. С развитием монастырей и общин настоятельницы уже не приглашались из других епархий, а приходили из других обителей Алтайской миссии: например, игуменья Ираида, первоначально поступила в Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь, а затем была выбрана на должность настоятельницы Бийского Тихвинского монастыря.
Настоятельницы общин и монастырей должны были сочетать в себе не только глубокую религиозность, чтобы быть примером для насельниц обителей, но и обладать управленческими навыками, чтобы ввести хозяйственную, просветительскую и благотворительную деятельность женских общин и монастырей.
Список литературы:
- ГААК Ф. 164. О. 2. Д. 121 Л. 89 об, Л. 160
- ГААК Ф. 188. О. 1. Д. 7. Л. 43, Л 45 об-47, Л 95 об. — 96 об.
- ГААК Ф. 187. О. 1. Д. 2. Л. 1 об— 3.
- ГАТО Ф. 184. О. 1. Д. 23. Л. 73 — 74 об.
- Крейдун Ю.А. Монастыри Алтайской духовной миссии во второй половине XIX — первой трети XX в. // История Алтайского края. XVIII—XX вв. : Науч. и документ. Материалы. — Барнаул, 2004. — с. 110—153.
- Макарьевские чтения: материалы восьмой международной конференции/ Отв.ред. В.Г. Бабин. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009 — 408 с.
- Овчинников В.А. Настоятели, настоятельницы и монашествующие монастырей и женских общин Томской Епархии (1834—1917 гг.): Биографический справочник. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003 — 52 с.
- Овчинников В.А. Особенности организационной и управленческой структуры женских монастырей и общин Томской епархии в конце XIX — начале XX вв. // Проблемы истории управления Сибирью конца XVI — начала XX в. Кемерово, 2004. — с. 86—90.
- Православная энциклопедия /Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т 4: Церковно-научный центр. — 2003, с. 71—72.
- Православный Алтай. К свету. Альманах. Выпуск 20. — Москва, 2002, с. 117—130.
- Смолич И.К. Русское монашество. М., 1999. — 563 с.
- Улалинская женская община новокрещенных на Алтае: СПб: Печатано в типографии департамента уездов, 1863 — 20 с.
дипломов
Оставить комментарий