Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 декабря 2012 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ КИНО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: https://sibac.info/archive/social/6.pdf (дата обращения: 12.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ КИНО


Титова Александра Александровна


студент 4 курса, кафедра организации перевозок и безопасности дорожного движения ФГБОУ ВПО «ТГТУ», г. Тамбов


E-mailalexsa_555@mail.ru


Дробжев Александр Михайлович


научный руководитель, канд. социол. наук, доцент кафедры «Связи с общественностью» юридического факультета ТГТУ г. Тамбов


 


1.  РОЛЬ КИНО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА


Кино — это искусство. Сущность искусства заключается в том, что творец познает, а потом передает зрителю частицу реальности.


Искусство запечатлевает общий характер культуры. По кинематографу можно рассмотреть историю целых поколений, десятилетий. Через кино можно увидеть, как жили наши бабушки и дедушки, мамы и папы, да и мы сами. Кино показывает как реальную жизнь, так и вымысел.


Кино (от греч. kineo — двигаю, двигаюсь) — часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией; например, киноискусство, кинотеатр и др. [4, с. 127].


Социология кино — отрасль социологического знания. В узком смысле — сфера исследований, целью которой является изучение социально-демографической структуры кинопублики (пол, возраст, образование, социальное положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным фильмам, жанрам, темам и т. д. В широком смысле — исследование социальных факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие.


Многие люди отождествляют себя с героями фильмов. Кино помогает коротать время, развлекаться, а иногда и думать. Существуют различные жанры: комедия, боевик, триллер, ужастик и др. Каждый человек может выбрать фильм для себя. Кино формирует мировоззрение, взгляды на жизнь. Влияние кино очень огромно. Но самое страшное, что это влияние незаметно. Через фильмы можно учить людей, как хорошим вещам, так и плохим.


С помощью телевидения мы можем узнать последние новости, события, которые произошли очень далеко от нас. С помощью фильмов мы можем изучить культуру других стран, их обычаи, привычки.


Просмотр любого фильма каждый раз чуть-чуть меняет мировоззрение. Поэтому каждый человек вправе выбирать те фильмы, которые ему нравятся, которые ему близки.


Отношение людей к кино различно. Для некоторых это хорошее времяпровождение, для других — способ развития, для третьих — бизнес. Кино может духовно развивать как отдельного человека, так и все общество. Кино может быть нравственное, эстетическое, интеллектуальное, религиозное.


«Современная теле и киноиндустрия — это конечный продукт интеллектуальной деятельности огромной армии профессионалов: сценаристов, кинорежиссёров, писателей, художников, рекламных агентов, дизайнеров, журналистов, психологов, продюсеров. Все они создают в массовом сознании ощущение недостаточности и нехватки различных материальных и нематериальных объектов. Состояние «неудовлетворённости» в массовом сознании необходимо для поддержания массового потребления и развития экономики. Часто зритель просто не может рационально мыслить и критически воспринимать эту информацию. Наш мозг со всех сторон атакуют скрытыми формами воздействия на массовое сознание: рекламой, телевизионными передачами, кино и т. п.» [6].


Люди, приходя в кинотеатры, или при просмотре фильма дома отдыхают, получают заряд положительных эмоций.


Кино в наше время стало доступной сферой развлечения, даже привычной. Каждый человек может включить телевизор и смотреть понравившийся ему фильм. Можно смотреть фильмы ужасов, можно мелодрамы, а можно просто программу новостей. Сейчас люди даже не задумываются над тем, что кино это искусство.


Кино формирует общественное мнение. Через него формируется идеология. Используют методы подсознательного воздействия. Отношение общества формируется с помощью стереотипов, которые внедряют в кино. Это вызывает либо положительную, либо отрицательную реакцию на конкретное событие.


Могут даже применять запрещенные законом приемы, как например, 25 кадр. Человеческий глаз может воспринимать 24 кадра в секунду. 25 кадр мы не видим, но наше подсознание его воспринимает. Таким образом, в любое кино, рекламу, новости можно вставить 25 кадр с любой информацией и влиять на настроение в обществе, на мнение людей и т. д., вплоть до программирования людей на самоубийства, на беспорядки.


Когда хотят утаить какую-то информацию, переключают человека на что-то другое. Это еще один метод воздействия на общество через СМИ. Сейчас, например, по всем каналам показывают программы про магию, про колдунов, про домовых и т. д., или такие программы, как «Пусть говорят», «Между нами девочками», «Дом-2». Люди смотрят эти программы часами, сочувствуют главным героям или боятся нашествия инопланетян и забывают о безработице в нашей стране, о высоких ценах, о плохих дорогах и других проблемах. Люди старшего поколения смотрят сериалы: «Кармелита», «Ефросинья», забывая про свои маленькие пенсии. Цель таких фильмов и программ отвлечь людей.


Еще один способ внушения — быстро чередовать информацию, например, поездки лидеров страны, катастрофы, военные действия. Это не дает человеку правильно оценить информацию.


Реклама пропагандирует определенные товары. И этим формирует потребности, образ жизни, моду.


Таким образом, средства массовой информации, в частности кино, оказывает огромное влияние на людей и на общество.


2.  ВЛИЯНИЕ КИНО НА РАЗЛИЧНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ


Из всех видов искусства кино занимает уникальное место. Кино передает наши чувства, привычки, обычаи, погружает человека в мир его иллюзий.


Кино объединяет людей. Кино способно охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино заставляет человека осмысливать жизнь как нечто большее, чем то, как он воспринимал ее до этого. Оно не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее в красивую сказку.


Кино освобождает зрителя от напряжений прошедшего дня, от чувства тоски, вины, страха. Кино помогает понять себя. Например, фильм ужасов помогает преодолеть страх, комедия помогает разрешить конфликт между человеком и обществом.


По развитию кино в стране можно определить состояние общества.


Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино.


Пропаганда в кино существует во всех странах, во всех обществах. Это и борьба с нацизмом, и пропаганда любви к родине, и насилие, и т. д. Например, в советских фильмах милиционеры представлялись как честные, умные, достойные люди. Эта профессия звучала гордо. А теперь во всех современных российских фильмах милиционеры и полицейские изображаются как подлые люди, они никого не уважают, не подчиняются никаким законам. И обычное население думает, что в полиции правда работают нехорошие люди. Вот так кино влияет на общественное мнение. Интересно, но в Америке полицейские в кино представляются уважаемыми людьми, к ним всегда идут за помощью, у них спрашивают совета.


Через кино государство манипулирует населением. Нам переписывают историю. Из кинохроники вырезают не нужные власти места. Показывают только то, что выгодно в данный момент. Не так давно на Украине в новостях была показана картинка с изображением голодного ребенка, которая была в свое время напечатана в советских учебниках по истории. Фотография была сделана в Поволжье после гражданской войны, когда там был сильнейший голод. Теперь же эту картинку выдают за свидетельство голодомора на Украине.


Кино — это социальный институт. Оно влияет на общество, формирует зрителя. Однако общество требует от кинематографии новых достижений, технических и творческих, т. е. между обществом и кино существует постоянная связь.


Основными группами кинозрителей являются дети, подростки, люди среднего возраста и пожилого возраста. И каждая группа предпочитает определенные фильмы. Это видно из опроса (рисунок 1, рисунок 2).



Какой из телеканалов Вам нравится больше всего? [1]


 



Рисунок 1. Социологический опрос (любимый телеканал).


 


ВЫ СМОТРИТЕ ИЛИ НЕ СМОТРИТЕ СЕГОДНЯШНИЕ РОССИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ, СЕРИАЛЫ? [1]


 


Описание: http://bd.fom.ru/image/graphics/gtv0201121.gif


Рисунок 2. Социологический опрос (современные фильмы).


 


Теперь рассмотрим, как кино влияет на детей, молодежь и взрослых.


Ребенок более восприимчив к различным влияниям, им легче управлять. Через мультфильмы можно заложить в мозг ребенка различные моральные ценности. Можно показывать детям хорошие, добрые мультики, как например, «Про кота Леопольда», «Аленький цветочек», «Король лев» и др. Они научат ребенка быть добрым, честным, ответственным. А можно показывать такие мультфильмы, как «Гриффины», «Спанч Боб», «Симпсоны». Они травмируют детскую психику. После этих мультфильмов детям снятся кошмары. Очень важно как нарисован мультик. Советские мультфильмы были красочными, герои были красивыми. А во многих современных мультиках главные герои страшные монстры. Очень важна скорость смены сцен в мультфильме. Раньше сказки были неторопливые, спокойные, как будто это рассказывает бабушка внуку перед сном. Ребенок успокаивался, он слушал сказку. А теперь события очень быстро сменяют друг друга, ребенок не успевает следить за сюжетом, возбуждается, нервничает. Это отрицательно влияет на психику ребенка.


По телевидению в настоящее время не показывают добрых мультфильмов, очень мало поучительных, развивающих программ. Все это говорит о том, что государству нет дела до образования собственных детей.


Хотя статья 17 Конвенции о правах ребенка говорит: «государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают что бы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким видам информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и материальному благополучию, а так же здоровому физическому и психическому развитию ребенка.»


За годы, прошедшие с момента принятия Конвенции о правах ребенка, в России увидели свет более сотни нормативных актов, направленных на реализацию ее принципов. Однако их действительное практическое воплощение в жизнь остается пока еще не решенной социальной задачей. Практическая социальная политика государства по-прежнему слабо ориентирована на соблюдение интересов детей [3, с. 122].


«В условиях отсутствия зрелого и влиятельного гражданского общества остаточные формы детского ТВ погрузились в стихию анемии и достаточно быстро трансформировались в орудие интервенции безнравственности в жизненный мир детства» ― пишет в своей статье В.А. Бачинин [3, с. 123].


На телевидении появился разврат, вседозволенность, сексуальные сцены, насилие, агрессия. Сократился объем детского телевещания. Очень мало стало познавательных передач. Вместо этого нам показывают передачи, которые пронизаны мотивами философии потребительства и нравственного бесчувствия.


Современное ТВ представляет собой нечто вроде зеркала. Телешоу, такие как «Говорим и показываем», «Дом-2», «Камеди Клаб» развращают молодежь. Людей с самого детства учат не задумываться о своей семье, близких людях, о морали.


СМИ исследуются многими учеными, тем не менее, методика систематического наблюдения за самим процессом воздействия СМИ на аудиторию, оценки состояния, осуществления контроля за характером реакции этой аудитории пока еще не разработана.


Приходится еще и еще раз убеждаться в том, что исступленное рекламирование СМИ сцен насилия, культа наживы, убийств и т. д. ведет к тотальному разрушению личности [8, с. 107].


Молодежь не знает своей истории. Мы смотрим такие фильмы, как «Жила была одна баба» и верим, что так происходило на самом деле, верим, что женщина на Руси была самым бесправным существом. Нам специально показывают фильмы, в которых мало правды. Ведь «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего» ― сэр У.С. Черчилль.


Люди старшего возраста любят смотреть сериалы и программы такие, как «Час суда». Сериалы помогают отключиться от домашних дел, от проблем на работе, в семье.


Рассмотрим еще статистику фильмов за неделю по следующим каналам: Первый, Россия, НТВ, Культура, СТС и ТНТ (с 26 ноября по 2 декабря 2012 г.).


Таблица 1.


Статистика фильмов и программ по телевидению



 



Новости



ШОУ



Фильмы



Сериалы



Мультфильмы



Другие программы



Первый



34,1%



23,5%



10,6%



9,5%



1,7%



20,6%



Россия



36%



20%



11%



16,5%



2,8%



13,7%



НТВ



31,1%



18%



4,2%



29,3%





17,4%



Культура



19,4%





27,3%



4,8%



2,4%



46,1%



СТС





5,4%



16,6%



37%



23,8%



17,2%



ТНТ





16,1%



10,6%



38,7%



25,6%



9%



Всего



19,7%



14,1%



13,2%



23%



9,8%



20,2%


 


Из этой таблицы можно сделать вывод, что по телевидению показывают чаще всего программы новостей и сериалы.


Некоторые люди ждут от телевидения личностного развития, переключения внимания. Они хотят расширить свой кругозор, развивать ум, желание не отстать от темпа жизни и одновременно отдохнуть.


Другие думают, что телевидение поможет понять им законы страны, как их применять, ориентироваться в текущих событиях, понимать действия политиков [5, с. 95]. Это программы «Человек и закон», «Эхо Москвы», «Суд идет».


Из всего вышесказанного видно, что кино, телевидение влияет на общественное мнение, на настроение в обществе, на каждого человека, а в особенности на детей.


3.  ФУНКЦИИ КИНО


Современную культуру нельзя представить без кино. Оно является более эффективным средством распространения информации по сравнению с радио. Кино может не только передавать сообщения, которые люди воспринимают на слух, но и показывать изображения.


Существуют самые разнообразные функции кино: познавательная, идеологическая, развлекательная, духовная, религиозная, экономическая, нормативная и т. д.


Рассмотрим эти функции более подробно.


Познавательная функция кино заключается в распространении информации, передаче знаний людям. В советском кинематографе было очень много образовательных фильмов и программ. Обучали английскому языку, испанскому, немецкому. Была программа «Очевидное ― невероятное», где в доступной форме рассказывалось о последних достижениях науки и техники. Сейчас к таким программам можно отнести «Галилео», «Хочу знать» и др. Воспитательная ― формирование общественного мнения. Воспитательная функция является продолжением познавательной.


Пропаганда прекрасного ― эстетическая функция. Такие программы и фильмы показывают по каналу «Культура». Например, «Мировые сокровища культуры». На этом канале часто показывают спектакли, балет, концерты классической музыки, выставки картин.


Эстетическая функция также способствует формированию вкусов и моды.


Кино может воздействовать даже на моду на женское тело. В 50-е годы прошлого века звездой кино была Мэрилин Монро. Она была среднего роста, нормальной комплекции (по нашим современным параметрам даже полной), блондинкой. Все старались походить на нее, хотели иметь такую же фигуру. Затем была Одри Хепберн, Мадонна, Кейт Мосс. В 2000 годах на экранах появилась Анджелина Джоли. Она высокая, худая. Теперь многие девушки худеют, калечат себе жизнь, только потому, что на экране появилась мода на «худышек» (рисунок 3).


 



Рисунок 3. Стандарты женской красоты за последние 60 лет [7, с. 26].


 


Так же кино помогает общению людей ― это коммуникативная функция. Она дает возможность людям встречаться в студии и обсуждать различные темы: музыку, фильмы, коммунальные проблемы и т. д.


Идеологическая функция очень четко просматривалась в советских фильмах. Велась пропаганда любви к Родине, к своей стране. Во всех фильмах присутствовала мораль, что хорошо, что плохо. Во всех американских фильмах звучат такие фразы: «Я американец», «Это моя страна», «Я горжусь своей страной», «Я горжусь тем, что я американец».


Каждая функция кино очень важна. Нельзя отделять их друг от друга, сами по себе они теряют смысл. Но в первую очередь идет познавательная функция, а затем уже все остальные.


4.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИНО И ЗРИТЕЛЯ


Еще не так давно в России в кино ходили все, и школьники, и взрослые, и даже целые семьи. Снижение посещаемости кино стало наблюдаться в конце 80-годов прошлого века. А теперь кинозалы стали практически пустыми. Редко когда набирается больше 15 зрителей. Происходит это из-за однообразного репертуара, большой стоимости билетов. К тому же сейчас можно смотреть фильмы по интернету бесплатно и такие, которые нравятся.


Изменилась форма проката кинокартины. Теперь люди предпочитают телевидение, видео, а в кинотеатры почти никто не ходит.


Понизился культурный статус кино. Просмотр кино стал обыденным времяпровождением. Что же касается более взыска­тельной публики, то, как горестно заметил в одном из интервью ки­норежиссер А. Герман, «кино оказалось вычеркнутым из культурного списка интеллигенции».


Самой восприимчивой аудиторией является молодежь и подростки. Сейчас люди не смотрят программу, они включают телевизор, переключают каналы и выбирают, кому что нравится до ближайшей рекламы, потом начинают переключать дальше, забывая, что смотрели перед этим. Телевидение очень сильно влияет на детей. Но родители вечно заняты, а в школе не хотят уделять этому должного внимания, считая, что за этим должны следить дома.


Сейчас, конечно, принят закон о возрастном цензе, на всех каналах отмечается возраст, с какого можно смотреть данную передачу. Но кто же будет контролировать детей и подростков, когда родители на работе? Следует признать, что в подавляющем большинстве юные зрители у телеэкрана предоставлены сами себе.


На телевидении пропадают фильмы с глубоким содержанием, образовательные программы. Хорошее советское кино показывают ночью, мультфильмы для детей рано утром. У нас остался только один канал, где показывают передачи про живопись, театр, и т. д. ― «Культура».


Очень часто телевизор смотрят, занимаясь другими делами, например, готовя обед. Иногда просто включают для фона, что бы не было скучно или одиноко. То есть восприятие фильма становится поверхностным. Переключая телевизор с канала на канал, вырабатывается привычка ни на чем не сосредотачиваться. Это видно из таблицы 2.



А как Вы чаще всего определяете, какую передачу посмотреть, из телепрограммы или просто переключаете каналы и выбираете заинтересовавшую Вас передачу? (Ответы всех респондентов, смотрящих телевизор, кроме заявивших, что они включают телевизор, чтобы посмотреть конкретную передачу, 58 % от всех опрошенных) [2].


Таблица 2.


Социологический опрос



 


Сейчас в нашей стране в основном показывают голливудские фильмы. Объясняется все очень просто. Кто платит деньги, тот и «заказывает музыку». Все компании по кинопрокату американские. 80 % кинорынка в России ― Голливуд, только около 5 % ― русское кино, все остальное ― европейское. Большинство сценариев, по которым снимается российское кино ― из Голливуда. Голливуд ввозит в нашу страну свои фильмы по очень маленькой цене. За счет большого количества показов они зарабатывают деньги, которые покрывают с большим превышением все их расходы. А билеты на наши фильмы, которые имеют хорошее качество, стоят намного дороже. Интересы населения здесь играют очень маленькую роль. Простых людей никто не спрашивает, что нам показывают ― то мы и смотрим.


Государство не ведет никакой политики в области кино. Хотя оно должно поддерживать киноискусство, что бы снималось больше патриотических, добрых, детских фильмов, что бы на рынок поступало больше качественной, а не низкопробной продукции. Необходимо лучше обучать режиссеров, поддерживать талантливых актеров, продюсеров.


Очень большое количество фильмов снимается для зрителей, которые не ходят в кинотеатры, а сидят дома. Они ― главный источник денег для телекомпаний.


Телевидение и кино, в частности, ориентировано на массовый вкус. А люди, которые действительно хотят посмотреть хороший фильм, должны довольствоваться тем, что показывают по телевизору. Они, конечно, могут купить кассету или диск с фильмом, могут скачать видеозапись из интернета. Но подавляющее большинство смотрит те фильмы и передачи, которые нам показывают.


 


Список литературы:


1.База данных ФОМ. Массовый опрос населения. Фильмы и телесериалы [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: URL: http://bd.fom.ru/report/map/tv/520_15868/tv020112 (дата обращения: 29 ноября 2012).


2.База данных ФОМ. Телевизор в нашей жизни [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: URL: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_tv/d083623 (дата обращения: 29 ноября 2012).


3.Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте// Социологические исследования. ― 2009. ― № 10, с. 119―125.


4.Большая советская энциклопедия (В 30 томах), Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд.3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1973, Т. 12, с. 624.


5.Климов И.А. Телевидение: модальности существования// Социологические исследования. ― 2005. ― № 10, с. 93―100.


6.Тим Райт, ТВ и кино в жизни человека [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: URL: http://wakemen.ru/?p=204 (дата обращения: 29 ноября 2012).


7.Толмачев А.C. Тамбовский меридиан// Издательский дом «Провинция». ― 2012. ― № 40, с. 28.


8.Шарков Ф.И., Баранов В.И. Аудитория и мониторинг СМИ// Социс. ― 2005. ― № 10, с. 106―111.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.