Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 декабря 2012 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жирков А.В. ЮМОР КАК ОБЬЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: https://sibac.info//archive/social/6.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЮМОР КАК ОБЬЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Жирков Александр Владимирович

студент 4 курса, кафедра организации перевозок и безопасности дорожногодвижения ФГБОУ ВПО «ТГТУ», г. Тамбов

E-maildnepr.18@yandex.ru

Дробжев Александр Михайлович

научный руководитель, канд. социол. наук, доцент кафедры «Связи с общественностью» юридического факультета ТГТУ г. Тамбов

 

Человек, лишенный чувства юмора,

лишен гораздо большего,

чем просто чувства юмора (Марк Твен).

 

ВВЕДЕНИЕ

Значение юмора в жизни велико. Это явление неотделимо от общества и человека в частности. Юмор помогает жить и любить, и даже, в умелых руках, может стать грозным оружием. В своей работе я постараюсь раскрыть столь интересное проявление человеческого ума.

ЮМОР В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Твардовский А.Т.

Юмор в жизни каждого человека имеет огромное значение. Он помогает исцелять как физические, так и эмоциональные стрессы. Это бесплатное лекарство!

У каждого человека юмор свой. Он зависит от пола, от воспитания, от среды, в которой живет человек, от его специальности, от культуры страны, где долгое время пребывает человек.

Многие религии полагают, что смех — это выражение усиленной духовности. Сильный человек может посмеяться сам над собой.

Очень часто люди неодобрительно относятся к тем, кто часто смеется, считая их «шутами гороховыми». Я считаю, что это не правильно. Нельзя терять чувство юмора в любых жизненных ситуациях. Смех помогает снять напряжение.

Юмор помогает быть креативным, он помогает жить.

Смех имеет замечательные физиологические выгоды. Врачи называют юмор механическим трудом, так как он имеет преимущества, подобные физическим тренировкам [7].

Смех помогает эффективнее решать разнообразнее проблемы.

Так же смех улучшает дыхательную функцию, увеличивает число иммунных клеток, понижает кровяное давление и уменьшает вероятность второго сердечного приступа [7].

А еще смех продлевает жизнь. Человек, воспринимающий неприятности с юмором, с легкостью может вытерпеть получаемые стрессы, намного быстрее преодолевают возникшие препятствия, не станет обращать внимания на ненужные переживания.

Юмор и шутки над собой и своими близкими улучшат ваше самочувствие. Только нужно знать меру. А то можно ненароком обидеть, или, что еще хуже, оскорбить человека.

В жизни каждого человека достаточно смешных моментов.

Юмор призван дарить хорошее настроение, радость, способствовать развитию отношений среди людей.

Смех и юмор необходимый атрибут любого общества. В наше время почти на всех телевизионных каналах присутствуют юмористические программы, во всех газетах есть рубрики «юмор». В интернете много различных смешных роликов. Кто не видел забавного хомяка в интернетовском ролике, который за вкуснятину изображает собственную гибель от пули? Это очень артистичное животное.

Юмор должен дарить удовольствие. Чтобы уметь шутить, необходимо актерское мастерство. Один и тот же анекдот, рассказанный разными людьми, будет восприниматься окружающими по-разному. У кого-то есть дар рассказывать анекдоты, кто-то может пошутить, а кто-то может от души посмеяться.

Так же нужно знать, когда и где можно пошутить.

По определению юмор — это демонстрация абсурдности или несуразности объектов, поступков или ситуаций, сделанная с намерением вызвать смех [4].

Юмор — это и смешные анекдоты, и различные смешные высказывания, и веселые истории и рассказы, и смешные поступки людей.

Юмор окружает нас везде. Без него было бы сложно работать, учиться и просто жить.

Возник юмор очень давно, наверное, с зарождением человека. Его роль огромна. Юмор просто необходим, когда человек чем-то подавлен, чувствует себя одиноким, из-за чего-то переживает. Хорошая шутка может приободрить, заставить по-другому взглянуть на вещи, придать сил и оптимизма. Особенно шутки помогают, когда студент стоит около аудитории и ждет своей очереди, что бы сдать экзамен.

Если человек чем-то расстроен, не нужно его успокаивать, сочувствовать ему, так можно сделать еще хуже. Нужно просто рассказать что-нибудь смешное, отвлечь его от своих переживаний.

Каждый из нас наверняка бывал в ситуациях, когда ему плохо, друзья, родные пытаются развеселить и это действительно помогает.

Юмор бывает добрый и злой, его еще называют «черный». Добрый — радует, веселит людей. А «черный», наоборот, унижает и обижает человека. Обычно злой юмор применяется, что бы самоутвердиться, завоевать авторитет в глазах других.

Все люди по-разному воспринимают юмор и относятся к нему тоже по-разному. Некоторые люди совсем не умеют шутить, они всегда ко всему серьезно относятся. С такими людьми очень тяжело общаться. Они не понимают шуток.

Другие, наоборот, любят пошутить и повеселиться. Они обычно являются «душой» компании, с ними очень весело и легко по жизни.

Во все времена очень ценилось остроумие — способность интересно и смешно пошутить. Вообще, остроумные люди — это люди с огромным интеллектом, с хорошим образованием, начитанные. Такие люди могут шутить очень тонко. Они видят грань между шуткой и оскорблением.

По юмору можно определить, как человек воспринимает окружающий мир, относится к различным ситуациям, какой у него характер, как он живет.

Юмор также — это способность вызвать веселье и смех. Существует множество теорий о том, какую социальную функцию он выполняет. Люди во всем мире, любого возраста и пола, различных культур реагируют на юмор. И при этом каждый по-разному.

У каждого человека есть чувство юмора, но у всех оно разное. Если человек услышал или увидел что-то смешное и улыбнулся, говорят, что он обладает чувством юмора. Чувство юмора зависит от возраста, уровня образования, интеллекта, и даже от географического положения. Например, дети любят смотреть мультфильм «Том и Джерри», а взрослые фильм «Операция Ы и другие приключения Шурика». Дети в России предпочитают все-таки смотреть «Ну погоди» и «Машу и медведь», а не «Том и Джерри», а дети в США «Том и Джерри».

Согласно теории несоответствия —смех может вызвать абсурдность, преподнесенная определенным образом. К примеру, если сказать «от страха он в тот же миг поседел» (хоть это и невозможно), —будет не смешно. Но если сказать «он испугался так, что у него поседел… парик», —многие улыбнутся. В действительности, многие смешные приколы основываются именно на этом принципе.

Юмор — это искусство. На протяжении многих веков он использовался как одна из форм развлечения. Сегодня трудно представить свою жизнь без юмора. Мы шутим друг над другом, рассказываем смешные истории, когда нам нечем заняться, смотрим юмористические программы. Юмор не только вызывает смех, он помогает не падать духом, дарит хорошее настроение, делает нашу жизнь наиболее интересной.

В следующих главах мы рассмотрим социальные функции смеха, детский юмор, а так же что такое гелотофобия.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СМЕХА

Смех одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и еще держится бог знает на чем важной развалиной, мешая расти свежей жизни и пугая слабых.

А.И. Герцен.

Смех существует во всех сферах нашей жизни. Нельзя себе представить общение без смеха. Улыбка располагает собеседника к разговору. Такое качество, как смех, присуще только человеку. Это очень важное качество. Улыбкой можно передать большое количество эмоций: и грусть, и радость, и сарказм, и иронию, и насмешку и. т. д.

Смех выполняет самые различные функции: коммуникативная, социализирующая, санкционирующая, компенсаторная [6, стр. 95].

Коммуникативная функция.Смех объединяет членов группы. Отделяет одни группы от других. Например, национальный юмор. В России обычно в анекдотах высмеивают американцев или англичан, очень часто смеются над евреями. Основная цель коммуникативной функции заключается в сплочении общества.

Социализирующая функция.Приобретение коммуникативных навыков, осознание норм и ценностей.

В современной социальной жизни существуют смеховые обряды, такие как шутки над новичками в учебных заведениях и т. д. Но в армии или тюрьме (замкнутые группы) эти обряды частично или полностью теряют свое смеховое наполнение, деформируясь и приобретая отрицательные черты [6, стр. 101]

Юмор переосмысливает реальность, очищает от всего ненужного. Он обеспечивает не просто вхождение индивида в общество и принятие его норм и законов, но и определенную гибкость в трактовке этих норм, умение увидеть пустоту, иллюзорность и обман за фасадами величия, святости, власти. Иными словами, юмор в лучших своих формах воспроизводит свободную, инициативную и творческую личность, способную относиться к миру критически и непредвзято. Смех это специфическое воспроизводство свободы [6, стр. 101—102]

Санкционирующая функция.Насмешки и шутки принуждают соблюдать обычаи и нормы поведения. Анекдоты, юмористические рассказы высмеивают героев, которые совершили «плохой» поступок.

Компенсаторная функция.Смех также выступает как эмоциональная разрядка, отдых от проблем.

Прежде всего, смех является компенсацией ощущения страха. Он помогает разрешать межличностные конфликты. Очень часто юмор помогает при кризисной ситуации. Человек, относящийся ко всему с юмором меньше подвержен стрессам.

Так же существуют воспитательная, познавательная, оздоровительная, развлекательная и успокаивающая функции юмора.

Юмор помогает найти правильный подход к подчиненному. Он помогает развить в себе способности к сопереживанию. Юмор высмеивает ссоры, алчность. Он заставляет задумываться над многими вещами, меняет поведение людей. Это все воспитательная функция.

К формам познавательной функции относятся острота, афоризм, неожиданная ассоциация. Эти формы позволяют обратить внимание на ранее незамеченное, запомнить материал благодаря метким оценкам людей, верному и остроумному толкованию каких-либо событий, явлений [5, стр. 58].

Оздоровительная функция.Смех — это лекарство. Он положительно влияет на все органы. Смех продлевает жизнь. Необходимо смотреть на все позитивно, радоваться каждому дню.

Еще одна функция юмора — разрядка сложной ситуации, ослабление напряжения — это успокаивающая функция.

Для примера приведу следующий рассказ:

«Машина, которую литературный фонд презентовал М. Светлову, пришла в негодность. Заменить ее было трудно. Желающих было много. Большинство не имело ни одной машины, а Светлов претендовал уже на вторую. Но когда зачитали заявление поэта, обстановка разрядилась. Все засмеялись. Светлов писал: «Машина, которую я получил несколько лет назад, пришла в полную негодность и тащить на себе на дачу вываливающийся мотор и разваливающийся кузов мне, дряхлому уже человеку, не под силу. Прошу…». Шутливые слова сыграли свою роль. Просьба поэта была удовлетворена».

Особенно хочется выделить эпиграмму, в которой реализуются и познавательные, и воспитательные, и развлекательные функции: [5, стр. 60—61].

В России две напасти:

Внизу — власть тьмы,

А наверху — тьма власти.

ЮМОР КАК ЗАЩИТА И НАПАДЕНИЕ

«У всякого глупца хватает причин для уныния,

 и только мудрец разрывает смехом завесу бытия» (И. Бабель).

Особая функция юмора — защита. Причем эту функцию можно использовать как на протяжении всей жизни: «Биологическая ценность юмора с точки зрения выживания состоит, коротко говоря, в том, чтобы доставить человеку шанс прожить свою жизнь с максимально возможной при данных обстоятельствах эффективностью», —писал Эрик Берн, так и в конкретной ситуации: «Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания Вас повесить», — утверждение Бернарда Шоу.

Зигмунд Фрейд рассматривал юмор как защитный механизм: «Защитные процессы являются психическими коррелятивами рефлекса бегства и преследуют цель: предупредить возникновение неудовольствия. Затем они служат для душевной жизни автоматическим регулятором, который, в конце концов, оказывается, конечно, в чем–то ущербным для нас и должен, поэтому подвергнуться подавлению со стороны сознательного мышления... Юмор может быть понят как высшая из этих защитных функций». Фрейд говорит, что юмор подобен бегству, т. е. это попытка избежать дискомфортной ситуации, также он подобен регулятору —т. е. выполняет стабилизирующую функцию, но особо важно следить за шутками, иначе результат будет весьма неприятен.

Не менее важная функция —нападение. Эта сторона юмора особенно важна для культурного общества, когда на обиду нельзя реагировать физической силой, а только шутками со специфическими уклонами. Примерами таких ситуаций могут быть: конфликт начальника и подчиненного, людей с разным физическим развитием.

Там, где острота не безобидна, она является либо враждебной, обслуживающей агрессивность, сатиру, оборону, либо скабрезной, которая служит для обнажения. При этом сальность — это как бы обнажение лица противоположного пола, на которое она направлена. Первоначальным мотивом сальности является удовольствие, испытываемое от рассматривания сексуального в обнаженном виде. Либидо рассматривания и ощупывания существует у каждого активно и пассивно, в мужском и женском виде. Для тенденциозной остроты нужны, в общем-то, три лица: кроме того лица, которое острит, нужно второе лицо — объект враждебной или сексуальной агрессивности, и третье лицо, на котором достигается цель остроты, т. е. извлечение удовольствия [2].

Юмор довольно сложное явление, многими людьми были приняты попытки изучения, но до сих пор он остается не тронутым учеными.

ДЕТИ И ЮМОР

Каждый человек на земле либо прошел период детства, либо пребывает в нем. Мне хочется подробнее остановить внимание на этом периоде.

У детей действуют свои законы общения и правила жизни, поэтому их можно выделить в отдельную социальную общность. Остановлюсь подробнее на общении, а точнее на детском и «не детском» юморе.

У детей юмор не выражен так ярко как у взрослых. Зачастую дети говорят очень смешно или что-то делают, но сами не понимают этого. Например:

Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.

Зачем ты это сделал?

Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее [8].

Ребенок вовсе не хотел кого-то смешить, он хотел помочь «червячку». Но на наш, взрослый взгляд, все выглядит очень «смешно».

Обо что ты оцарапался?

Об кошку.

Или:

Лялечку побрызгали духами:

Я вся такая пахлая,

Я вся такая духлая.

И вертится у зеркала.

Я, мамочка, красавлюсь! [8]

Детский юмор — это не только анекдоты, смешные высказывания детей, но так же и детские шалости.

Юмор помогает детям лучше адаптироваться к коллективу, к жизни, помогает справляться с трудностями. Живой, подвижный, веселый ребенок лучше и быстрее находит общий язык со своими сверстниками, да и с взрослыми тоже. Дети, которые могут пошутить, становятся лидерами в своем классе.

Некоторые дети, не вписывающиеся в социальную школьную среду, которые испытывают трудности в общении с родителями, становятся «клоунами» в классе. Они пытаются утвердить свою индивидуальность, заработать авторитет. Они пытаются добиться внимания, верят, что таким образом кто-то будет в них нуждаться.

Многие из этих«молодых актеров» смотрят наизнанку на идеи и дисциплины, преподаваемые в школе, и способны обнаружить абсурдные детали, которые многие из нас не видят. Они вырастили в себе привычку к поиску оригинальной перспективы, которая фактически превратилась для них в естественную реакцию в реальных событиях. Они приносят энергию, любопытство и спонтанность ко всем своим отношениям.

Ребенок в своих рассуждениях часто улавливает тенденцию изменения общества, поэтому детский анекдот можно рассматривать как индикатор массового сознания.

Когда ребенок обращается к другому ребенку с предложением рассказать анекдот, происходит не просто дурашливое времяпрепровождение, а нечто большее — обмен важнейшей информацией о «взрослой» жизни. При этом анекдот несет две важные общественные функции: информационную и социальную.

— Ты не годный ни на что мальчишка! Плохо учишься, — укоряет отец сына. — Ленин в твоем возрасте учился только на отлично.

— А когда у Ленина был твой возраст, он уже являлся главой правительства [2].

Я считаю, что влияние взрослых людей весьма велико на детский фольклор. Ребенок «подслушивает» разговоры взрослых, или даже оказывается некоторое давление последними —отсюда и возникают у детей столь не детские рассуждения.

Детство самый прекрасный период в жизни. А прекрасен он тем, что дети никогда не имеют злого умысла. Их шутки просты и добродушны. И все старшие (родители, учителя) должны к ним относиться как к детям, не забывать, что они маленькие и многого не понимают. Злой или черный юмор им не известен и не стоит его к ним применять.

С помощью шуток можно легко найти общий язык с детьми: как с одним, так и целой группой, но важно помнить —все сказанное вами будет использовано против вас, поэтому при выборе шуток стоит задуматься, намного серьезнее, потому что детское сознание может интерпретировать хохму в неожиданной или даже невероятной «плоскости».

ГЕЛОТОФОБИЯ

Шутки, юмор, анекдоты должны приносить радость и веселье, но зачастую это совсем не так. Бывают люди, которые непросто не любят шуток над собой, а даже панически их боятся. Это явление называется гелотофобией.

Гелотофобия (др.-греч. γέλως — «смех», φόβος — «страх») — психическое расстройство невротического спектра по типу социофобии, связанное с боязнью перед насмешками со стороны других людей. При этом смех может быть как позитивным, так и негативным [1]. 

Различают два типа гелотофобии:

1.  Люди, склонные скрывать страх насмешек и с этой целью активно высмеивающие других.

2.  Люди, склонные избегать ситуаций, где над ними могут смеяться [1].

Гелотофобия встречается в разных культурах, но у разных народов восприятие смеха различно. В Туркменистане и Камбодже больные гелотофобией склонны активно высмеивать других, а в Ираке, Египте и Иордании — избегать обстоятельств, когда над ними могут смеяться. Среди финнов только 8,5 % считают, что над ними смеются. Больше всего больных в Таиланде — 80 %.

Исследователи установили, что склонность к гелотофобии у жителей России ниже, чем у жителей Германии, выше, чем в Австрии и на одном уровне с Китаем и Швейцарией. Исследование, проведённое в России среди 216 респондентов возрастом от 18 до 69 лет (среди них — 140 из Костромы, 72 из Москвы, 4 из других городов) показало, что гелотофобией страдают 7,41 %: у 6,48 % в лёгкой степени и 0,93 % — средней [1].

Явление не связано с возрастом, полом и семейным статусом, однако связано с местом жительства, обратно пропорционально размеру города (в Костроме выше, чем в Москве). Связано это с тем, что в большом городе очень высока анонимность. У жителей Германии уровень гелотофобии 11,65 %, Австрии — 5,80 %, Китая — 7,31 % и Швейцарии — 7,21 % [3].

Данное явление интересно тем, что гелотофобы могут неадекватно реагировать на юмор в отношении себя и трудно предсказать последствия этого.

Смех — это выражение эмоций. Смех присущ каждому человеку.

Люди смеются по различным причинам: у кого-то хорошее настроение, кто-то вспомнил смешной случай, кто-то, таким образом, защищается от окружающего мира.

Многие люди считают, что если кто-то смеется, то смеется именно над ним. Человек, который так думает, начинает проверять все ли у него в порядке, поправляет одежду, прическу.

Гелотофобия — это болезнь. Люди с такой болезнью считают себя смешными, испытывают по этому поводу тревогу. Они избегают общения, со временем утрачивают социальные связи. Такие люди скованны, они избегают контакта глаз [1].

У этих людей отсутствует чувство юмора. Юмор принимают близко к сердцу, все принимают на свой счет. С такими людьми очень сложно общаться. Скорее всего, люди заболевают этим из-за каких-то проблем в семье, из-за детских травм.

 

Список литературы:

  1. Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гелотофобия(дата обращения: 28 ноября 2012).
  2. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. — М., 1996. — с. 214.
  3. Ениколопов C.Н., Иванова Е.М. Психопатология и чувство юмора// Современная терапия психических расстройств. — 2009. — № 1, с. 19—24.
  4. Медведев В. Юмор в нашей жизни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://xa-xa.biz/interesnye_stati/stati.html(дата обращения: 28 ноября 2012).
  5. Станкин М.И. Психология в бизнесе (юмор как рычаг успеха). Настольная книга руководителя, менеджера, педагога. Практическое пособие. — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. —с. 144.
  6. Сычев А.А. Природа смеха, или философия комического. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — с. 176.
  7. Что есть юмор в нашей жизни?! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.bienhealth.com/articles/free_healing_laugh/(дата обращения: 28 ноября 2012).
  8. Чуковский К. От двух до пяти [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.litmir.net/br/?b=72192(дата обращения: 28 ноября 2012).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.