Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2019 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Левченко Я.С. ПОДВИЖНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХИРУРГА В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(82). URL: https://sibac.info/archive/social/11(82).pdf (дата обращения: 13.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 206 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОДВИЖНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХИРУРГА В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Левченко Яна Станиславовна

студент 1 курса, факультет лечебное дело Оренбургский государственный медицинский университет

РФ, г. Оренбург

Потапова Алёна Николаевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент кафедры истории Отечества, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ , г. Оренбург

Великая Отеческая война – скорбь и гордость нашего народа, величайшая страница истории. Ценой миллионов унесенных и искалеченных жизней людей была одержана победа над фашистской Германией. Для патриотического воспитания молодежи и размышлений на тему силы русского характера, предназначения жизни человека, актуальна публикация информации о героических периодах жизни В.Ф. Войно-Ясенецкого в годы войны. Отечественная история хранит о нем документальную память как о выдающемся  хирурге, ученом, профессоре, докторе медицинских наук, авторе трудов по анестезиологии и гнойной хирургии и духовных трудов, докторе богословия, священнике, архиепископе и содержит множество исторических фактов, свидетельствующих о патриотизме, героизме, искренней любви к людям и святости.

Впервые об этом хирурге мне рассказала бабушка моей подруги – Петрова Алла Ивановна. В 1935 г. ее родители обращались к хирургу-светиле по вопросу  проведения годовалому ребенку сложной операции по удалению опухоли головного мозга. Их семья тогда проживала в Ташкенте, где каждый житель знал о талантливом враче В.Ф. Войно-Ясенецком и стремился попасть к нему на консультацию.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 г. в Керчи, его предки – выходцы из обедневшего польского дворянского рода, отец был провизором, мать вела хозяйство в многодетной семье. В 1889 г. семья переезжает в г.Киев, где Валентин с отличием заканчивает гимназию и Киевское художественное училище, проявляя талант художника и страсть к рисованию. Занятия рисованием юноша счел недопустимыми, в силу  народолюбия и милосердия принял решение стать земским врачом и в 1898 г. поступил на медицинский факультет Киевского университета. Упорством в учебе и старательностью выделялся среди других студентов, в 1903 г. получил диплом с отличием. О себе  будущий хирург писал: «из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии» [1,1с].

После начала русско-японской войны в 1904 г. Валентин Феликсович в составе миссии Киевского Красного Креста добровольно отправился в Читу, где занял пост заведующего хирургическим отделением госпиталя. В этом же году женился на госпитальной сестре милосердия Анне Ланской. Туберкулез легких супруги привел к необходимости переезда семьи в марте 1917 г. в Ташкент. В этот период хирург планирует изложить опыт своей работы по хирургии в книге «Очерки гнойной хирургии». Но его жизнь вскоре крайне изменилась, в 1919 г. он овдовел. Глубже становится вера, во всем видится промысел Бога. После усердных молитв Войно-Ясенецкий принимает решение о передаче заботы о своих четверых детях операционной сестре С.Белецкой - бездетной вдове. Отстранение от бытовых забот дало хирургу возможность с полной отдачей погрузиться в науку и медицину.

В.Ф. Войно-Ясенецкий вёл активную жизнь, умело совмещал медицину, науку, религию. Будучи профессором и преподавателем медицины с 1920 г. возглавлял кафедру оперативной хирургии в Туркестанском государственном университете, в 1921 г. принял сан священника, открыто ходил в рясе, посещал церковные служения, и перед началом операции молился о здоровье каждого пациента. Монашеский постриг он принял 31 мая 1923 г. с именем Лука [2].

За антисоветскую пропаганду, осуждение богоборческой власти подвергался неоднократно гонениям, пережил 4 ареста, 3 ссылки. В каждом ссыльном городе жил аскетично, работал за пропитание, выполнял свой долг - вел прием больных, служил в церкви. Несмотря на мировое научное признание, профессора в 1937 г. арестовали по ложному обвинению за создание контрреволюционной церковно - монашеской организации, шпионаже в пользу иностранной разведки и убийстве больных пациентов. В знак сопротивления он объявлял голодовку, достойно переносил побои, карцер, изощренные издевательства «конвейерным методом» с непрерывными, двухнедельными пытками и допросами, доводившими его до галлюцинаций и полного истощения здоровья. С конца 1937 - 1940 гг. находился под заключением  в областной тюрьме Ташкента. На основании ложных показаний в марте 1940 г. был вынесен обвинительный приговор с высылкой в Красноярский ­край сроком на 5 лет.

О начале войны священнослужитель узнал, когда отбывал в г. Большая Мурта третью политическую ссылку. Неоднократно он обращался к властям по поводу оказания помощи раненым и врачам. На имя председателя президиума Верховного Совета М.И. Калинина отправил телеграмму: «Я - епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука» [3,с.18]. Многолетние издевательства властей, предательство коллег, писавших доносы, только подорвали здоровье пожилого человека, но не озлобили и не сломили его дух. В переписке с сыном Михаилом он писал: «Я полюбил страдания, так удивительно очищающие душу» [3,с.31].

В октябре 1941 г. епископ Лука получил возможность отдать долг Родине, приняв назначение главным хирургом эвакогоспиталя и консультантом всех госпиталей Красноярского края. Госпитали размещались в помещениях школ. В МЭП-49 было порядка десяти тысяч коек, раненые постоянно прибывали. Новаторский подход хирурга к методике лечения ран позволил сохранить жизнь сотням солдат и офицеров. Первым среди ученых-врачей он пришел к заключению о необходимости раннего лечения остеомиелитов, гнойных инфекций ран, осложняющих ранения костей. В госпитале №1515 организовал работу специализированного отделения для раненных в грудь, имевших гнойные осложнения. Брал себе на лечение самых тяжелых больных с осложненными пере­ломами и поражениями суставов. Провел операции 20 раненым, имевшим гнойные воспаления тазобедренного сустава, опыт этих операций актуален и сегодня. Находящиеся на лечении в госпитале офицеры и солдаты очень любили своего лечащего хирурга. Во время каждого утреннего обхода, они радостно приветствовали его, отдавая салют высоко поднятыми уцелевшими ногами [3,18с.].

Любовь к хирургу была оправдана, все видели непрерывный,  напряженный труд по 8 и даже 16 часов. Ежедневно проводились по 3-5 операций, обходы больных, разговоры велись строго профессиональные, отвлечения на житейские темы не допускались. Много времени тратилось на консультации и обучение молодых хирургов.  «Каждого раненого он помнил в лицо, знал фамилию, держал в памяти подробности операции и послеоперационного периода». Он всегда следовал своему кредо: «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой, страдающий человек» [4].

Хирург не отходил от операционного стола, мастерски проводил бескровные операции и сохранял раненым конечности. Не жалея себя в работе, не имея возможности отдохнуть, поесть, получил серьезный невроз и вынужден был лечиться. Видя самоотверженный труд хирурга, весной 1942 г. власть улучшила ему условия работы и предоставила трехразовое питание с общей кухни.  За результаты лечения инфекционных ранений суставов, напряженный хирургический труд Святитель Лука был награжден грамотой и благодарностью Boeнного совета Сибирского военного округа.

В годы войны при своей полной занятости и привязанности к раненым активно продолжал вести духовную работу. После назначения епископом Енисейским и Красноярским отслужил службу о даровании победы над фашизмом и призвал прихожан пожертвовать на танковую колонну им.Дмитрия Донского. Средства пошли и на создание воздушной эскадрильи им.Александра Невского и авиа-эскадрильи «За Родину». Патриотические призывы Святителя Луки нашли отклики и за 1944-1946 гг. церковью в фонд Обороны было внесено 965 тысяч рублей [5].

Профессор непрерывно вел научную деятельность. Написанные в военный период работы стали пособием для советских и российских хирургов: «Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла» (1943), «Разрез, без которого нельзя вылечить гнойный коксит» (1944), «О раневом сепсисе» (1945), «О лечении хронических эмпием плевры после огнестрельных ранений» (1947).  За опубликованное второе издание «Очерков гнойной хирургии» (1943) и книгу «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов»  епископу Луке в 1946 г. была присуждена Сталинская премия I степени – двести тысяч рублей, сто тридцать из которых  хирург перечислил в помощь пострадавшим в период войны детям-сиротам [6].

Помощь хирурга всегда была востребована, профессиональных врачей для раненых не хватало, приходилось разъезжать по многим госпиталям России трудясь в Пензе, Тамбове, Крыму. В 1944 г. эвакогоспитали переехали в Тамбов, там его назначили  консультантом в госпиталях и областной больнице. Объем хирургической работы по сравнению с Красноярском возрос из-за близости Тамбовской области к линии фронта. Три санитарных эшелона ежедневно госпитализировали раненых, что составило около 500 тысяч человек. Необходимо было курировать около ста пятидесяти госпиталей, в каждом из них было от пятисот до тысячи коек.

Архиепископа Луку волновали также вопросы общенародного духовного подъема. В 1944 г. архиепископа назначили к служению на Тамбовской кафедре. Понимая проблему духовного голода народа, иерарх приступил к возрождению духовной жизни, выходил к людям с глубокими проповедями. Приложил усилия для просвещения интеллигенции, открытия воскресных школ для взрослых и приобщения детей к вере. Обращался к властям с прошением об открытии церквей и в январе 1946 г. в Тамбове открылось двадцать четыре прихода из сорока семи недействующих. В феврале 1945 г.  Патриарх Алексий I наградил Святителя Луку его правом ношения на клобуке бриллиантового креста. Государство вручило Святителю Луке медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»[7]. В ответной речи он смело укорил власть за  11 мучительных лет, невинно отбываемых им в ссылках.

Реабилитируют В.Ф. Войно-Ясенецкого только после смерти в апреле 2000 года.  В 1995 г. Украинская православная церковь причислила священника-хирурга к лику святых, а в 2000 году Русская Православная Церковь канонизировала Святителя Луку в числе новомучеников и исповедников Российских. Символично, что умер святитель Лука в воскресенье 11 июня 1961 года в день церковного праздника «Всех святых, в земле Российской просиявших» [8].

Святитель Лука до конца своей жизни оказывал нуждающемся помощь, несмотря на престарелый возраст, немощность и даже потерю зрения. Помогал больным заглянуть внутрь своей души, требовал молиться, ходить в церковь для исправления жизни и выздоровления. Он был уникальным врачом и священнослужителем, им двигала вера в Бога, забота и искренняя любовь к людям. Подвиги не вызывают сомнений, что прослеживается из событий военного периода. Полагаем, каждый из нас должен применять в жизни наставления Святителя Луки: «Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

 

Список литературы:

  1. Марк Поповский. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого:архиепископа и хирурга. В исторической тени (1877-1917). Изд-во Сатись, 2013. Т.1, гл.1.
  2. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Тверь, 2007. С.272-386.
  3. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание... Автобиография. – М.: Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2013.
  4. Лисичкин В.А. Лука, врач возлюбленный. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009.
  5. Варшавчик С. Словом и мечом: подвиг церкви в годы Великой отечественной войны// [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://foma.ru/slovom-i-mechom-podvig-tserkvi-v-godyi-voynyi.html .
  6. Варшавский С., Змойро И. Войно-Ясенецкий: две грани одной судьбы / /Звезда Востока. – 1989. – № 4 // [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //sv-luka.orthodoxy.ru /view_biblioteka.php?id=1
  7. Круглова Е.Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Москва, 2014.
  8. Михайлова В.(Посашко) .Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ // Фома. № 7 (99) июль. 2011. С. 2 – 39.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 206 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.