Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 сентября 2019 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Давыдова А.И., Кеба А.В. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ С ТЕЛЕСНОСТЬЮ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(80). URL: https://sibac.info/archive/social/9(80).pdf (дата обращения: 13.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ С ТЕЛЕСНОСТЬЮ

Давыдова Анастасия Игоревна

магистрант 1 курса, институт человека цифровой эпохи, Томский государственный университет,

РФ, г. Томск

Кеба Анастасия Владимировна

магистрант 1 курса, институт прикладной математики и компьютерных наук, Томский государственный университет,

РФ, г. Томск

С давних времен человеческое тело – один из самых значимых и универсальных символов. Древние цивилизации считали, что философский анализ тела человека является неотъемлемой частью этического и религиозного обучения. В настоящее время можно наблюдать, что вновь обострился интерес к феноменологии тела, вследствие чего оно превратилось в центральную проблему современных философских исследований.

Под телом человека будем понимать саморегулирующуюся, самозаводящуюся сложную машину, где мозг считается её главным элементом, а сердце – рабочей частью. Под душой – движущее начало или чувствующую материальную составляющую мозга.

Рассмотрим понятие телесности с точки зрения философии. Мыслители Э. Гуссерль и Т. Гоббс считали, что духовное начало абсолютизируется, а телу отводится роль пассивного начала. В противовес данному мнению философы М. Мерло-Понти, Ф. Ницше, А. Бергсон и Ж.О. де Ламетри полагали, что абсолютизируется тело и ограничивается жизнь духа. А по мнению Р. Декарта, П. Флоренского и С. Франка тело и душа неразделимы [5].

В XXI веке с освоением новых областей знаний появилось множество разных возможностей, в результате чего человек считает, что полностью смог покорить природу и в скором времени будет способен перекроить мир по своему усмотрению. Однако сохранялась область неподвластная влиянию человека – его тело, но с некоторых пор и это стало возможным [7].

Что же является целью манипуляций с телесностью? Ответом может послужить стремление создания сверхчеловека.

Гуманисты трактуют понятие сверхчеловека как идеал вечного, абсолютно свободного от недостатков человека.

Согласно философу Лукиану, сверхчеловек счастливейший, красивейший, «выше других на царский локоть» человек [4].

А образ сверхчеловека, определённый философом Ф. Ницше в [6] представляет собой человека, лишенного любых моральных запретов и одарённого безграничными правами. Проведя анализ человеческого бытия, философ демонстрирует отсутствие свободы человечества, ограничивающего себя установками и предрассудками, сформировавшимися в морали, и предлагает обрести свободу посредством обращения в «сверхчеловека».

Рассмотрим варианты программ по «созданию сверхлюдей» [2]:

  1.  программа, объединяющая современные достижения различных научных областей: генетики, евгеники, клонирования и т.п. Цель – создание человека, одарённого сверхспособностями;
  2.  программа, расценивающая сверхчеловека как киборга с встроенным чипом, сильного, стойкого воина, способного на жертвенность;
  3.  программа, разрабатывающая генно-инженерного человека, управляемого извне и обладающего большой работоспособностью и памятью.

Манипуляция с телесностью на основе применения генно-информационных технологий:

  1. Клонирование – метод получения нескольких идентичных организмов путем бесполого размножения. Как правило, клон не является абсолютной копией оригинала, поскольку при клонировании копируется только генотип, а не фенотип. Клонированные организмы даже при развитии в аналогичных условиях не станут совершенно идентичными, ввиду существования случайных отклонений в развитии. Это можно проследить на примере естественных клонов человека – монозиготных близнецов. Они, развиваясь в похожих условиях, имеют биологические и социальные различия.

Самый известный клон – овечка Долли, созданная методом переноса ядра. Прожив около 6 лет, она была усыплена из-за развития тяжёлых заболеваний. В связи со скорой смертью клона, некоторые учёные придерживаются мнения, что клонирование ускорило её старение, но официально это не доказано.

В таком случае возникают вопросы о возможности и причинах клонирования человека. Причинами могут послужить стремление достижения личного бессмертия, преодоления бесплодия, создания гениальных личностей, сверхлюдей. Проблема вечной жизни до сих пор является актуальной, но до сих пор клонирование не стало её решением.

  1. Генпеты – "генетические" домашние животные, созданные канадской компанией Bio-Genica. Они являются произведением биоинженерных технологий, доступны в семи разных типах индивидуальности. Genpets – живые существа из крови и плоти, питающиеся специальными химическими веществами. До распаковки содержатся в вынужденном состоянии анабиоза, а после извлечения просыпаются: моргают, двигаются и издают звуки. Своей миссией компания считает: "перепроектирование, пересмотр, открытие и придумывание заново самой природы" [1].

Возникают вопросы: С какой целью создаётся новая природа? Как созданные людьми существа будут взаимодействовать с объектами существующей природы? Какую нишу они займут в круговороте жизни?

К сожалению, ответы на данные вопросы пока не найдены. Неизвестно были ли продуманы все эти нюансы при их создании.

  1. Загрузка сознания (перенос сознания) – гипотетическая технология сканирования и картирования структур головного мозга, предоставляющая возможность переноса сознания в иную систему или вычислительное устройство. Один из первых, кто повествовал о перспективах переноса сознания на «мозговой протез» был С. Лем [3].

Основа теории переноса сознания – независимость личности и тела.

Часть философов полагают, что при соблюдении определённых условий, загруженный в компьютер мозг человека останется им же (человек жив, пока остаются определенные информационные структуры: эмоции, память, ценности, отношения; и не имеет значения, место его реализации: на вычислительном устройстве или в головном мозге).

В противовес данному суждению К. Ламонт считает, что личность можно абстрагировать от тела человека не больше, чем дыхание или пищеварение, поэтому личность – лишь качество тела, а не свободно существующий объект.

Весомый аргумент против возможности загрузки сознания – теорема о запрете клонирования квантовой теории, утверждающая о невозможности создания совершенной копии случайного неведомого состояния.  

Сейчас сфера генно-информационных технологий бурно развивается. Так какие же цели преследуют сторонники манипуляции с телесностью?

  1. достижение бессмертия (цифрового бессмертия, создание копий объекта, трансплантация недееспособных частей тела, создание нового вида человека, устойчивого к любым внешним воздействиям);
  2. выращивание гениальных личностей (теория евгеники, создание сверхчеловека);
  3. преодоление бесплодия (теория евгеники, клонирование).

Возникает парадокс корабля Тесея: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?»

Таким образом, выявлены следующие угрозы манипуляций с телесностью:

Во-первых, вследствие вмешательства в генетический код может произойти изменение генома в будущих поколениях;

Во-вторых, генные вмешательства без глубоких знаний медико-биологических наук могут привести к непоправимым последствиям (негативно скажутся на полноценности жизни особи);

В-третьих, произойдёт нарушение природного баланса.

На основе вышеизложенных рассуждений приходим к заключению, что любые манипуляции с телесностью негативно влияют на личность:

  1. становление человека как личности, основывается не только на биологической наследственности, а также определяется культурной, социальной и семейной средой;
  2. этический аспект: генетический код составляет основу глубинной структуры каждой личности, поэтому любое вмешательство, способное уничтожить физическую индивидуальность человека как субъекта, является посягательством на высшую ценность личности;
  3. строгая запрограммированность генотипа обуславливает меньшее разнообразие взаимодействий формирующегося организма с колеблющимися условиями среды;
  4. религиозный аспект: оплодотворение и рождение должно осуществляться естественным путем.

 

Список литературы:

  1. Genpets [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.genpets.com/index.php (дата обращения: 12.09.2019).
  2. Исаченко Н.Н. ИДЕЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА» В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–9. – С. 2086–2089.
  3. Лем С. Диалоги. Глава VI / Перевод Салнит О.А. – М.: АСТ, 2005. – С. 271–363.
  4. Лукиан Сочинения. В двух томах / под общ. ред. А.И. Зайцева. – СПб.: Алетейя, 2001. – Т. 1. – С. 231–233.
  5. Маслов Р.В. Философия телесности человека // Вестник. – 2004. – №9. – С. 78–81.
  6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Перевод Рынкевич В.В. – М.: Интербук, 1990. – 300 с.
  7. Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Телесность человека: генные и информационные технологии // Известия ТРТУ. – 2006. – №9–2 (64). – С. 102–105.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.