Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 августа 2019 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПЕТРА НИКОЛАЕВИЧА КРАСНОВА
Если говорить о том, каким образом проявилось такое явление как социокультурный аспект в публицистике Петра Краснова, то мы можем найти много отличий от произведений авторов ранней советской эпохи. В отличие от них, Пётр Краснов далёк от каких-либо политических идей. Он просто описывал всё так, как видел сам, как думал, сопоставляя события революции в России с революциями во Франции, Италии, Германии, идентифицируя русских как особую этническую группу наравне с европейскими народами.
В идейную концепцию «уникальности культуры русского народа» вошли такие его произведения, как «Любите Россию» и «Казачья самостийность». Именно в них автор выражает всю скорбь по ушедшей России, осуждая действия революционеров в отношении евреев и казаков [1, с.5].
«Если вы поговорите с образованным Англичанином, Французом, Финляндцем, Эстонцем -- он выскажет перед вами много любви к своей родине много национальной гордости перед своим прошлым. Он будет перед вами, прежде всего Англичанином, Французом, Эстонцем... Только потом, быть может, в дружеской беседе, и то далеко не всякий, выскажет свое неудовольствие, или удовольствие перед политикой своего правительства и скажет вам, что он социалист, или сторонник умеренной партии или правый клерикал, роялист... Это после, так сказать, на задворках главного национального чувства, патриотизма, любви к Родине и гордости ею...» [2, с.7]
В этом фрагменте статьи Пётр Краснов обращает особое внимание на культурную самоидентификацию русских и на их социальную принадлежность к тем или иным политическим партиям, группам. Внимание также уделяется и тому, что русский народ, будь то социалист, анархист, погромщик, капиталист или кто-то другой, не идентифицирует себя как русский по этническому признаку.
Пётр Краснов также считает, что это связано с проводимой революционерами политикой разделения России на национальные группы, которые включают сторонников радикальных перемен и приверженцев старой власти. Пётр Краснов подчёркивает, что для русского народа губительно воспитание в духе поиска исключительно изъянов русской истории, обозначение царя как рабовладельца, а крестьян и рабочих как рабов.
«С ядовитым шипением гады Русской земли, бесы-разрушители счастья Русского ищут только тёмные страницы Русского быта. Описывают крепостное право, кивают на ошибки прошлого. Но разве не было этих ошибок у соседей? Разве не было вассалов в Западной Европе, и рабство было, только ли в России? А пытки, инквизиция, а то, что вызвало взрыв негодования во французском народе и революцию - ведь это современники Ивана Грозного, это современница золотого века Екатерины Великой, когда было заложено первое зерно свободы русского народа. Мы молчим об этом. Потому, что нам выгоднее мутить народную душу коварными сомнениями и несбыточными мечтами, ибо в мутной воде легче наживаться и проходить в люди. Шумим, но не дело делаем...
В этом отношении простой русский народ выше образованного класса, выше интеллигенции, потому что простой народ верит в Русское дело и любит Россию и если бы не смущали его страшною ложью и клеветой на прошлое, о! скоро, очень скоро он снова стал бы великим» [3, с.39].
Пётр Краснов сравнивает условия существования русской цивилизации и западной цивилизации в разные эпохи и делает заключение о том, кому жилось хуже и когда. Также Пётр Краснов отмечает, что условия были одинаковыми, ошибки были у обеих цивилизаций, но, благодаря правильному изучению истории и быта, сильнее смогла стать западная цивилизация.
Неправильное и извращённое отношение к прошлому, неумение учиться на ошибках, видеть в них только плохое и использовать при достижении личных политических целей привели России к смуте, революции и погубили под натиском «недовольного народа», отправив в изгнание тысячи представителей образованного дворянства и казачества, среди которого оказался и сам Пётр Краснов.
На основании этого Пётр Краснов выделяет казачество как отдельный этнос, народность, которая жила вольной жизнью, помогая России в трудные времена, указывая не те недостатки, которые стали поводом для революции.
«Если этнографически и отчасти географически можно понять самостоятельные: Финляндию и Грузию - там и граница как-никак может быть установлена, и язык и обычай свой, не похожий на Русский, и вера не та; или этнографически можно признать Эстонию, Латвию, Белоруссию, Польшу, Украину: все-таки и язык, и характер, и обычаи хотя немного, да разнятся от Русских, - то как устроить самостоятельные Казачьи войска, как отделиться от России тем, кто и кровью, и узами родства, и территорией, и верой православной, и славою своею так тесно связан с Россией, что отделить нельзя одних от других. Как выбросить лучшую жемчужину короны Русской, гордость Русского государства! Казаки в сумбурных степях придонских, в земляных городках, тыном оплетенных, сумели раньше России устроить свою Государственность и горячо и крепко полюбить веру православную и Родину. В суровой дисциплине, воспитанные с самодержавным атаманом, во главе. За малейшее ослушание атаманову приказу - смертная казнь: "в куль - да в воду", казаки любили Россию и стремились все сделать для ее прославления» [4, с.141].
Этот фрагмент Пётр Краснов наполняет неограниченным прославлением Войска Донского, определяя казаков как этнически независимую народность, веками стоявшую на защите русской земли. Они служат государю верой и правдой, противостоят туркам, англичанам, французам. Готовые пасть за родную землю храбро воюют на Гражданской войне и с честью готовы вновь пойти в бой ради спасения русской земли.
Можно сказать, что социокультурный аспект в публицистических произведениях Петра Краснова очень разнообразен. Пётр Краснов не только наделяет особым смыслом повествование о той или иной культурно-исторической общности или социальной группы людей, но и даёт им характеристику настоящих патриотов своей родины, готовых умереть за неё. Этим он прославляет не только русских и казаков, но и другие этнические группы населения России.
Список литературы:
- Краснов П.Н. Казачья самостийность. // Двуглавый орёл. 1922. №1. С. 8.
- Краснов П.Н. Любите Россию [Электронный ресурс] // Приневский край. - 3 декабря 1919. - 10 с.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
- Краснов П.Н. Тихие подвижники: Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской армии.- Москва: Страстной бульвар, 1992.- 56 с.
- Смирнов А.А. Атаман Краснов: Биография. М.; СПб., 2003. – 250 с.
дипломов
Оставить комментарий