Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2019 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Неделькина О.В. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(76). URL: https://sibac.info/archive/social/5(76).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Неделькина Ольга Владимировна

студент группы БАбд-21, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Русский космизм – специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации. «Космизм часто сводят к какой-нибудь одной идее. Например, под космизмом понимают: 1) специфическое «миросозерцание» или «мировосприятие», при котором, в частности, осознается единство всего со всем; 2) распространение «космической точки зрения» на человечество, его прошлое и будущее, которое мыслится в одних случаях как мировоззренчески выраженная идея единства человека и космоса, в других – как идея выхода человека в космос, сопровождаемого активным преобразованием природы космоса и человека; 3)мировоззренческую идею «активной эволюции» человека и мира, направляемой разумом…» [7, с. 403].

К этому непременно можно отнести Н.Ф. Федоров. Николем Федоровичем воскрешение рассматривалось как условие гармонизации Вселенной. Мыслитель считал, что философия должна направить человека на активное преображение действительности. Человек должен выступать активным деятелем. Вселенная станет целесообразным, сознательным миром. Человек спасет себя и всю Вселенную.

Центральное место его философской концепции занимает человек. Человек не должен мириться со своей смертностью. Мы должны рассматривать каждого человека, так как он будет являться воскресителем. При помощи этого можно решить все проблемы. Мы должны заботиться о живых и умерших предках. «Общее дело» начнет воплощаться с Земли. Человек отделен пространством от других миров. В будущем люди будут управлять климатом, планетой. Только объединившись, люди будут участвовать в «общем деле». Во многом человеку поможет медицина. В «общем деле» должны участвовать все люди. Они будут собирать частицы праха. «…Каждый является воскресителем всех умерших отцов и победителем смерти» [5, с. 207]. Он считает, что человек сможет управлять движением планеты. Воскрешение умерших предков он называет «общим делом». Сын воскрешает отца как бы из себя, отец своего отца и т.д. Человечество будет населять другие небесные тела. Люди обретут бессмертие и выйдут в космос. Воскрешение – единственный путь человечества.

Как считает Федоров, главное зло – это смерть, а все другие виды зла ей подчинены. Зло можно победить с помощью воскрешения и бессмертия. Все люди, в том числе и злодеи, станут другими, т.к. они будут воскрешать своих отцов. В учении Николай Федорович присутствуют глубокие нравственные основания. Мыслитель писал, что нужно «жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» [5, с. 166]. Люди должны быть объединены «общим делом». Тогда на Земле возникнет рай или Царство Божие. Мы должны любить своих предков.

Н.Ф. Федоров рассматривает также оздоровление Земли, преодоление заболеваний (хронических и наследственных), эпидемий, старческого старения. Возникнет перенаселенность на Земле. Воскрешенные люди поселятся на других планетах Вселенной, т.к. ресурсы нашей планеты не позволяют преодолеть смерть. В случае воскрешения предков появится гармония во Вселенной.

Философ считает, что нужно преодолеть рознь, породниться. Братство – залог бессмертия. «Люди в отдельности не могут быть мудрыми». Николай Федорович призывает, что нужно познать друг друга. «…Единство же личностей будет проявляться … в бесконечном творчестве» [5, с. 438-439].

Основоположник русского космизма считал, что все народы образуют единое человечество, «плывут» на одном корабле, ответственны за сохранение жизни. Люди при воскрешении своих предков должны самообновиться, должен установиться мир между народами. Земляне сплотятся в единую семью, где все будут являться друг другу братьями. Если человек не изменит своего отношения к жизни, то он приблизится к нравственно психологической катастрофе. Федоров видит в человеке хозяина природы. Люди спасут себя и всю Вселенную.

Н.Ф. Федоров видел человека в будущем как существо автотрофное. Лучи Солнца помогут людям перестроить организм. В результате между человеком и окружающим миром будет другой способ обмена веществ. Возникнет экологически чистая система, которая «работает» под влиянием солнечной энергии. Человек сможет совершенствоваться нравственно и духовно.

Также к философам данного направления можно отнести советского философа Константина Эдуардовича Циолковского. Космическая философия Циолковского является одной из вершин русского космизма. Она повлияла на современную цивилизацию. Философия К.Э. Циолковского – это целостная мировоззренческая система. Космос им рассматривался как поле будущего существования землян. Человек покорит и преобразует космические просторы.

Основу учения К.Э. Циолковского составляют вера в прогресс и могущество человеческого разума. Большое внимание им уделялось будущему. «Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса» [4, с. 18]. К.Э. Циолковский писал о том, что «люди никогда не будут полностью все знать об окружающем мире» [1, с. 102]. К.Э. Циолковский рассматривал место человека в космосе, пути построения счастливого будущего.

В центре философской концепции мыслителя стоит человек. Вселенная – это единый, очень сложный организм. Она бесконечна, представляет собой иерархию космических структур, рассматривая с атомов и заканчивая метагалактиками. Вселенная постоянно эволюционирует. Она живая. Процессы Вселенной периодичны и обратимы. К.Э. Циолковский писал: «Материя едина, и основные свойства ее во Вселенной должны быть одинаковы» [8, с. 18]. В основе этого принципа монизма лежит единство материального и духовного, единство живой и неживой материи, единство человека и Вселенной.

Земля подобна маленькой экспериментальной лаборатории. Атомы в краткие моменты страдают, но в то же время испытывают бесконечную радость космической жизни. Все процессы Земли действуют под влиянием «неизвестных разумных сил».

К.Э. Циолковский писал в работе «Гений среди людей»: «Вся сущность космоса (как и все его виды) в зачатке жива и, принимая органические сложные формы, способна чувствовать радость и страдание, способна мыслить, судить, представлять и действовать» [6, с. 182]. Молекула, атом или электрон имеют простую, единую сущность. Вся материя Вселенной способна чувствовать. Вселенная порождена Причиной, функционирует по своим законам развития и имеет волю.

Планеты движутся к совершенству. Если в мире господствуют страдания, то он подлежит уничтожению. Во Вселенной господствует блаженство.

Также основным представителем естественнонаучного космизама является Владимир Иванович Вернадский. Он пишет в работе «О научном мировоззрении»: «Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа … Научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы изменения и определенные ясные формы проявления» [2, с. 193]. И далее: «В последние 5 – 6 столетий наблюдается неуклонно идущее, все усиливающееся его значение в сознании и в жизни культурной и образованной части человечества, быстрый и живой прогресс в его построениях и обобщениях. В отдельных крупных явлениях уже достигнута научная истина, в других мы ясно к ней приближаемся, видим зарю ее зарождения» [2, с. 194].

Научные методы проникают в науку и определяют научное мировоззрение. Мы никогда не наблюдаем науки без философии.

Взгляды В.И. Вернадского знаменуют становление новой научной картины мира, которая пришла на смену ньютоновской. Теперь отвергались представления о случайности жизни во Вселенной. Мир рассматривается теперь как «органическое целое – организованное (диалектическое) равновесие» [10, с. 14].

Ноосфера, по мысли В.И. Вернадского, должна охватить всю биосферу. Понятие «ноосфера» будет применимо к человеческому обществу. В качестве перспектив ноосферы В.И. Вернадский видит увеличение коллективной творческой мощи человечества. Он видел в человечестве основную геологообразующую силу планеты. Ноосферу можно сравнить с ролью разума за весь организм человека. Достигнуть ноосферы очень сложно. Н.Н. Моисеев понимает под ноосферой эпоху, когда люди будут стремиться ее достигнуть. Использование природных ресурсов должно быть контролируемо человеческим разумом. В этом случае мы достигнем ноосферы, о которой писал В.И. Вернадский. Ученый поддерживал образование единой научной мысли. Основной вопрос – это «вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы» [3, с. 78]. Ноосфера – это развивающееся образование. В ноосфере синтезировано природное и социальное.

Переход к биосфере означает единство человека и природы. Человек не может существовать без природы, и природа зависима от человека. Например, аграрные комплексы, животные и растения, полученные в результате селекции. Производительные силы должны быть согласованы с развитием биосферы. Ноосфера является единым образованием. Основная движущая сила перехода в ноосферу – народные массы, опирающиеся на достижения науки.

А.Л. Чижевский в работе «Земля в объятиях Солнца» рассматривает влияние Солнца на земные процессы. Им была создана теория гелиотараксии. Природные и социальные процессы зависят от солнечной активности. Период солнечной активности составляет 11 лет. В годы максимально активного пятнообразования происходят революции, войны, вспышки эпидемий и т.д. Солнце влияет на гормонально-эндокринную и нервную системы человека. А.Л. Чижевский приходит к выводу, что человек должен быть более устойчивым к солнечной радиации. Философу принадлежит принцип всеобщего кругообращения. Живые организмы рождаются, проходят свое развитие и умирают. Такие же стадии проходят, к примеру, звездные системы и кристаллы.

Большое значение он отводил научному знанию, которое не имеет границ. «Угол человеческого зрения все расширяется, все увеличивается и острота зрения. Мы уже видим то многое, мимо чего, не замечая, проходили наши предшественники. Но и то, что мы видим, представляет собой первый и слабый отблеск великолепного здания мира, которое некогда станет доступно созерцанию человечества» [9, с. 696].

Данные мыслители принадлежат к разным вариантам русского космизма, но в их взглядах можно проследить много общего: проблема единства мира, идея гармонии человека и космоса, особая роль человечества в сохранении, преобразовании и развитии космоса, бессмертие человечества, единая человеческая нравственность и культура. Эти проблемы направлены на формирование мировоззрения человека. Каждый из этих мыслителей создал свою уникальную концепцию. Например, философия «общего дела» Н.Ф. Федорова, космическая философия К.Э. Циолковского, концепция ноосферы В.И. Вернадского, теория гелиотараксии А.Л. Чижевского.

 

Список литературы:

  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М.: Айриспресс, 2003. – 576 с.
  2. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М., 1988.
  3. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Современная картина мира, русский космизм и диалог культур «Восток-Запад» / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова // Философия русского космизма. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. – 376 с.
  4. Федоров, Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров. - М., 1982.
  5. Циолковский, К.Э. Гений среди людей /К.Э.Циолковский / Сост. Л.В. Голованова, Е.А. Тимошенковой. – М.: Мысль, 2002. – 542 с.
  6. Циолковский К.Э. Космическая философия / К.Э.Циолковский / Под ред. акад. В.С. Авдуевского. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 480 с.
  7. Циолковский, К.Э. Причина космоса / К.Э. Циолковский. – Калуга, 1925.
  8. Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца / А.Л. Чижевский. – М., 1995.
  9. Яковлев В.П. В.И. Вернадский / В.П. Яковлев – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. – 80 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий