Статья опубликована в рамках: LXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 сентября 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
Аннотация. В данной статье представлено содержательное пояснение поправок, которые внесены в Гражданский кодекс по вопросу статуса потребительских кооперативов, что позволяет уже сегодня развивать правильное понимание специфики кооператива как организационно-правовой формы, разделяя их на виды - «хозяйственный» или «предпринимательский» кооператив.
Abstract. This article presents a meaningful explanation of the amendments made to the Civil code on the status of consumer cooperatives, which allows today to develop a correct understanding of the specifics of the cooperative as an organizational and legal form, dividing them into types-"economic" or "entrepreneurial" cooperative.
Ключевые слова: кооператив, потребительский кооператив, правовой статус, правовое регулирование, некредитные финансовые организации, кооперация, потребительские общества, форма хозяйствования.
Keywords: cooperative, consumer cooperative, legal status, legal regulation, non-credit financial organizations, cooperation, consumer society, form of management.
Кооперативы являются одной из первых организационно-правовых форм юридических лиц зарождавшейся рыночной экономики в Российской Федерации.
Сферу общественных отношений с участием потребительских кооперативов как некредитных финансовых организаций регулирует Гражданский кодекс РФ, ряд специальных законов, в частности Федеральный закон о кредитной кооперации, Федеральный закон о сельскохозяйственной кооперации, и другие, также Федеральный закон о Центральном банке Российской Федерации, в силу возложенных на Банк России контрольных и надзорных функций в отношении потребительских кооперативов как некредитных финансовых организаций.
Цель статьи – исследовать проблемы современного правового регулирования потребительских кооперативов с учетом последних поправок, внесенных в Гражданский кодекс РФ.
1 сентября 2015 г. вступили в силу по правки в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), касающиеся института юридических лиц. Новеллы Гражданского кодекса коснулись, в том числе, кооперативов. Новая редакция ГК РФ теперь содержит полный и исчерпывающий перечень как коммерческих, так и некоммерческих организационно-правовых форм. Ранее перечень некоммерческих организационно-правовых форм был открытым и оставлял простор правотворчеству. Это было оправдано в период формирования нового механизма экономики. Интенсивно появлялись новые формы некоммерческих организаций, включая различные виды потребительских кооперативов – жилищных, кредитных, обществ взаимного страхования, государственные корпорации, саморегулируемые организации. Но на сегодняшний день количество ОПФ превысило несколько десятков, многие некоммерческие ОПФ оказались взаимозаменяемыми [2].
Новый подход законодателя, на наш взгляд, вносит однозначность и укрепляет позиции Гражданского кодекса как кодифицирующего акта, закрепляет уже сформировавшуюся систему юридических лиц в Российской Федерации. Хотя остались неразрешенные противоречия, как в отношении кооперативов, так и иных ОПФ. Кроме того, появилась новая классификация юридических лиц: унитарные и корпоративные юридические лица. По новой классификации кооперативы отнесены к корпоративным формам юридических лиц. Согласно ГК РФ (пункту 1 статьи 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99 ФЗ) [4, с. 28].
Данное нововведение весьма важно, так как именно эта классификация по существу является организационно-правовой. Существовавшая и до поправок статья 50 Гражданского кодекса РФ делит юридические лица на коммерческие и некоммерческие, что, в первую очередь, отражает экономическую сторону деятельности юридических лиц, что тоже немало важно. Но данная классификация не отражала суть организационно-правовых характеристик, таких как, например, формирование органов управления. С появлением поправок, введенных указанным Федеральным законом ФЗ 99, пре одолевается отчасти искусственный разрыв между производственными и потребительскими кооперативами. Основания данной классификации сближают эти организационно-правовые формы, подчеркивая черты их сходства, поскольку по этой классификации и производственный, и потребительский кооператив относятся к корпоративной форме [1, с. 58].
А именно статья 65.2. «Права и обязанности участников корпорации» (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99 ФЗ) перечисляет права участников корпорации, где ключевой является позиция по участию члена в управлении делами корпорации. Как участники корпорации члены кооперативов могут знакомиться с ее бухгалтерской иной документацией, обжаловать решения органов корпорации, оспаривать совершенные ею сделки и др. [3, с. 172].
Подобный перечень акцентирует внимание потенциальных членов кооперативов в их правах и обязанностях, тем самым однозначно распределяя ответственность между обществом, государством и индивидуальным субъектом – участником кооператива. Пайщик наделяется полномочиями участия в управлении, но на данный момент эти полномочия крайне мало реализуются.
Участники (члены) кооператива четко должны представлять, что от их инициативы, самостоятельности, зависит конечный результат. Бывает, что организационная форма кооператива используется как ширма для мошеннических действий. Известны случаи банкротства кредитных и ипотечных потребительских кооперативов. Отчасти в этом есть доля вины самих пайщиков, не до конца понимающих суть кооперативной формы работы, требующей от каждого участника заинтересованности и активного участия в управлении кооперативом. Как иммунная реакция на такие дискредитирующие обстоятельства появилось страхование вкладов в кооперативах. Участники кооператива должны пони мать, что государство не вмешивается в деятельность кооперативов, тем самым обеспечивая максимальную свободу в его деятельности. Но за такую свободу нужно платить, и эта «плата» – это участие в управлении, участие активное и инициативное [6, с. 97].
Другой трудностью развития кооперативной формы является «выхолащивание» сути кооператива. В случае с теми же кредитными кооперативами, это, например, использование их только под ростовщические цели. Основная задача – собрать максимальный процент со средств вкладчиков и заемщиков [10, с. 32].
Цель кредитной кооперации – поддержка малого бизнеса, соучастие в предпринимательском риске. Только при правильном подходе решаются социальные вопросы, а не усугубляются. Иначе, кооператив превращается в промежуточное звено для погашения кредитов по принципу «в одном месте взял, что бы в другом месте погасить кредит». Появляется замкнутый круг, отнюдь не ведущий к решению проблемы. Кооперативная форма будет работать во благо только при условии соблюдения кооперативных принципов и ценностей. И только в этом случае она будет полезна и обществу, и отдельным его членам [8, с. 361].
Подмена кооперативной формы характерна и для жилищных кооперативов. На практике бывают ситуации, когда без колебаний и сомнений, как само собой разумеющееся предлагают члену кооператива подписать доверенность директору на участие в делах кооператива, в принятии решений, тем самым просто лишая члена кооператива участия в общем собрании. Основной аргумент – «вас так много, собрать трудно, зачем Вам себя утруждать» и т.д. При подписании подобной доверенности управление передается в руки директора, и члены кооператива опять становятся пассивными участниками, привычно перекладывая бремя управления на другие плечи [7, с. 49].
Можно сделать вывод, что поправки, внесенные в Гражданский кодекс, расставили правильные акценты и развили понимание специфики кооператива как организационно-правовой формы. От пайщиков на сегодняшний день требуется активное участие в управлении делами, грамотный экономический, управленческий подход, самостоятельность, ответственность за конечный результат. Только при таком подходе кооператив будет приносить пользу, а не удовлетворять корыстные амбиции случайных мошенников.
Несмотря на новеллы ГК РФ, остались не урегулированными вопросы разграничения производственного и потребительского кооператива. ГК РФ появилась классификация, которая объединила и обозначила эти организационно-правовые формы (далее – ОПФ) как корпоративные организации. Но, по-прежнему, отсутствуют четкие критерии деления производственного кооператива и потребительского.
Законодатель оставил данный вопрос без кардинальных изменений. Этому есть несколько причин. Например, исторические. В нашей стране потребительские общества – наследие социалистической экономики, единственная альтернатива государственной форме хозяйствования в советский период, – теперь с трудом вписываются в современную ситуацию.
Потребительские общества – «вкрапления» иного способа хозяйствования в плановой экономике с государственной формой собственности. Колхозы только по форме, но не, по сути, соответствовали кооперативным принципам организации хозяйственной деятельности [9, с. 34].
На сегодняшний день эта форма хозяйствования стала рудиментом, ей необходимо новое наполнение. Должен быть преодолен разрыв между ГК РФ и отраслевым законодательством. В качестве критерия деления может выступать следующий аспект [5, с. 176]:
- в потребительских кооперативах услуги оказываются для членов кооператива (например, гаражный, жилищный, кредитный кооперативы; чтобы получить кредит в кредит ном кооперативе необходимо стать его членом, вступить в кооператив, уплатить взнос и т.д.);
- в производственных кооперативах взаимодействие строится между кооперативом как юридическим лицом, с одной стороны, и иными участниками хозяйственной деятельности, с другой стороны.
В потребительских кооперативах отношения строятся преимущественно между членами кооператива, как корпоративные, так и договорные. А в производственном кооперативе и потребительских обществах корпоративные отношения складываются между членами кооператива, а договорные – между кооперативом и партнерами, то есть с участием третьих лиц. В случае с потребительским кооперативом корпоративные и договорные отношения накладываются и возникают между одними и теми же субъектами правоотношения. В производственном – эти отношения возни кают преимущественно между разными участниками. И субъектный состав разный, он не совпадает [9, с. 23].
Все формы ведения производственной, торговой, сбытовой, снабженческой деятельности, в этом случае, должны быть отнесены к производственным кооперативам, а потребительские приведены в соответствие с ГК РФ. Законом предусматривается преобразование потребительских обществ либо в общество с ограниченной ответственностью, либо в производственный кооператив. На сегодня потребительские общества как бы вынесены Гражданским кодексом РФ за рамки правового поля [8, с. 191].
Вероятно, что название кооператива тоже должно измениться и соответствовать расширенному содержанию. Коммерческая форма кооператива может называться «хозяйственный» или «предпринимательский» кооператив (по аналогии с хозяйственными обществами) и объединять кооперативы, занимающиеся и сельскохозяйственной, и производственной, и торговой, и закупочной, и посреднической и другими видами деятельности, приносящей доход.
Итак, особенности правового статуса кредитных потребительских кооперативов определили и особенности их взаимодействия с органами государственной власти в ХХ веке. Государство не может отказаться от регулирования отношений в сфере финансов, даже кооперативных финансов, ввиду особой сложности и важности этой сферы отношений для всех и каждого гражданина в отдельности. Главные функции государства в сфере регулирования кредитной потребительской кооперации – нормативное регулирование, обеспечение защиты прав граждан, помощь развивающимся кредитным потребительским кооперативам.
Список литературы:
- Александрова, Н. В. Гражданское право [Текст]: учебное пособие / Н. В. Александрова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования «Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова». - Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 2016. - 127 с.
- Быстров, Г. Е. Совершенствование кооперативного законодательства России: международный и российский правовой опыт [Текст] / Г. Е. Быстров, С. В. Тычинин [Текст] // Кооперативное право. – 2016. - №1 (92).
- Иванова, Е. В. Предпринимательское право [Текст]: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / Е. В. Иванова; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2016. - 269 с.
- Кооперация, экономика, право: вектор взаимодействия [Текст]: материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава и студентов, 18 апреля 2017 г. / [редакционная коллегия: Р. И. Бунеева и др.]. - Липецк: ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского», 2017. - 90 с.
- Кооперация без границ: расширение рамок социальной экономики [Текст]: материалы международной студенческой научной конференции, 3-7 апреля 2017 года: в пяти частях / Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», Международная общественная организация «Совет руководителей кооперативных учебных заведений». - Белгород: Изд-во Белгородского ун-та кооперации, экономики и права, 2017-. - 21 см. Ч. 2. - 2017. - 554 с.
- Мельник, Е. А. Коммерческое (торговое) представительство в современной России [Текст]: научная монография / Е. А. Мельник, С. В. Мельник; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации», Орловский фил. - Орел: Орловский фил. РАНХиГС, 2017. - 118 с.
- Мещеряков, Н. Л. Современная кооперация [Текст] / Н. Л. Мещеряков. – М.: Сила, 1924. – 173 с.
- Основные направления развития кооперации: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений, 10 ноября 2017 г. / Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации». - Москва; Ярославль: Канцлер, 2017. - 813 с.
- Правовая деятельность российской кооперации: исторические страницы [Текст]: учебное пособие / В. В. Невлев; Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права». - Белгород: Изд-во Белгородского ун-та кооп., экономики и права, 2017. - 120 с.
- Теоретические основы организации и совершенствования планирования в системе потребительской кооперации [Текст]: монография / [И. А. Гашо, О. В. Иовлева, Н. В. Колос, С. В. Ожог]; Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права». - Белгород: Эпицентр, 2018. - 94 с.
дипломов
Оставить комментарий