Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 февраля 2018 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Коптягина О.В. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(61). URL: https://sibac.info/archive/social/2(61).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Коптягина Оксана Витальевна

магистрант, кафедра гражданского права и процесса Челябинского государственного университета

РФ, г. Челябинск

Куленко Наталья Ивановна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Челябинского государственного университета

РФ, г. Челябинск

Наследственное право, является, пожалуй, одной из немногих отраслей права, с которыми рано или поздно придется столкнуться каждому гражданину. Вопрос, лишь, в каком качестве: наследника или наследодателя? Пока, составляют завещание и распоряжаются своим имуществом после смерти немногие. Поэтому все, что смогли «нажить» большинство наших сограждан, после их смерти распределяется по закону. Сущность наследования по закону, очень точно определил С.Н. Братусь: "Наследование по закону основано на предположении, что закон, устанавливающий круг наследников, очередность их призвания к наследству, размеры наследственных долей, соответствует воле наследодателя, не пожелавшего или не смогшего выразить свою волю иначе - путем завещательного распоряжения"[3, с. 69].

Одной из характерных особенностей российского наследственного права является широкий круг законных наследников и большое число очередей наследования, что не очень соответствует представлению о наследовании по закону, как исполнении предполагаемой воли наследодателя. Так, Гражданский кодекс (далее по тексту - ГК) [1] наделил законным правом наследования родственников наследодателя до пятой степени родства, однако в жизни, зачастую, родственные и семейные отношения очень редко выходят за пределы второй и тем более, третьей степени родства. Более того, наследники последующих очередей (к примеру, наследники восьмой очереди) могут быть граждане, не состоящие с наследодателем в родственных связях. По мнению некоторых юристов [6, с. 133], наследование по закону, как правило, не доходит до седьмой очереди. Однако, исключительные случаи, все же, есть. Существует судебная практика наследования пасынками (падчерицами) после умерших мачехи или отчима, хотя, и с учетом соблюдения определенных условий [6, с. 134]. И.А. Михайлова справедливо отмечает, что «остаётся неясным, почему права и интересы лиц, заменивших ребенку родителей, или лиц, воспринимавшихся отчимом или мачехой в качестве собственных детей, законодатель посчитал менее значимыми, чем права двоюродных внуков и правнуков, двоюродных бабушек и дедушек, отнеся первых к наследникам седьмой очереди» [8, с. 75]. Очевидно, что такое положение противоречит не только здравому смыслу, но и основополагающим принципам наследственного права в целом. Представляется верным закрепить необходимость права наследования падчериц и пасынков, мачехи и отчима, пасынков и падчериц в качестве законных наследников третьей очереди.

Согласно ГК в настоящее время установлено восемь очередей наследников (ст. 1142- 1145 ГК). Ключевую роль в вопросах наследования играет степень родства, однако, недостатком подобной системы является сложность доказывания наличия родственных связей. Особенно это касается  ситуации с усыновленными детьми. В частности, Л.Н. Верещагина приводит целый перечень существующих на сегодняшний день обстоятельств, существенно осложняющих процесс доказывания родства [4, с. 14]. Поэтому, устанавливать наличие родственных связей, зачастую приходиться только в судебном порядке путём установления юридически значимого факта. Нельзя не согласиться с С.П. Гришаевым, что подобные дела следует рассматривать в порядке особого производства при отсутствии спора о праве и ответчика, а при отсутствии возражений со стороны третьих и достаточных доказательствах суды признают наличие родственных связей [5, с. 87].

Еще одной актуальной проблемой современного наследственного права является проблема отсутствия лиц, на которых возлагалась бы обязанность устанавливать наличие или отсутствие круга наследников по закону, а также их розыск. К сожалению, многие из нас могут и не знать, что стали наследниками по закону, скажем пятой очереди, только из-за отсутствия информации об открытии наследства. Представляется практически обоснованным предложение Т.С. Коробейниковой [7, с. 138], о закреплении на законодательном уровне обязанности нотариусов размещать в средствах массовой информацию об открывшемся наследстве. Сейчас это является лишь правом. Н.И. Остапюк предлагает в качестве такового «Нотариальный вестник» [10, с. 27]. Таким образом, создание единого источника размещения сведений об открывшемся наследстве, наподобие действующих сегодня реестра залогов и реестра доверенностей, доступ к которому имели бы все заинтересованные лица, положительно изменило бы существующую ситуацию с розыском наследников.

Анализируя актуальные проблемы правоприменения наследования по закону, следует обратить внимание на практическую реализацию института недостойных наследников. Как справедливо замечает Е.А. Останина [9, с. 57] в основе ст. 1117 ГК РФ лежат защита предполагаемого намерения наследодателя и запрет извлекать выгоды из недобросовестного и незаконного поведения. Однако, реализация существующих норм на практике подлежит обсуждению. В частности, вызывает сомнение  целесообразность подхода, при котором не учитывается мотив правонарушения. В отечественной литературе вопрос о значении мотивов вызывал дискуссии, но в итоге был решен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании"[2]. Согласно п. 19 этого Постановления указанные в абз. 1 п. 1 ст. 1117 ГК РФ «противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий». Между тем, среди случаев убийств, совершенных одним из членов семьи в отношении другого члена семьи, убийств именно с целью ускорить призвание к наследованию немного. Чаще такие тяжкие конфликты длятся годами и вырастают из постоянного домашнего насилия. Нередки ситуации, когда такое убийство спровоцировано и самим потерпевшим. Таким образом, мотив убийства для применения ст. 1117 ГК РФ значения не имеет. Вопрос о том, насколько это обоснованно.

Также заслуживает внимания решение правоприменителями вопроса о возможности наследственной трансмиссии в случае если наследник, совершивший преступление, умер, до вынесения приговора. В литературе отмечается, что "из закона неясно, можно ли признать наследника недостойным, если в силу процессуальных норм вынесение приговора невозможно (например, наследник покушался на жизнь наследодателя; по данному факту было возбуждено уголовное дело; наследник дал признательные показания, но умер до вынесения приговора) [11, с. 33]. Примером решения этой дилеммы является дело, согласно обстоятельствам которого, наследник причинил вред здоровью наследодателя, повлекший смерть. В отношении наследника было возбуждено уголовное дело, но наследник умер. Дочь наследника (внучка наследодателя) заявила свои притязания на наследство, в том числе и на имущество, оставшееся после дедушки. Из Определения Тверского областного суда от 14.04.2015 N 33-1007 следует, что ст. 1117 ГК РФ была применена для того, чтобы исключить наследственную трансмиссию [12]. Суд отказал в применении нормы о наследственной трансмиссии, исходя из того, что право на наследство дедушки не возникло у отца истицы (наследника, признанного недостойным). Следовательно, это право не могло перейти к истице в порядке наследственной трансмиссии. В другом деле истицы, дочери наследника, причинившего вред здоровью наследодателя, повлекшего смерть, требовали признать за ними право на наследство, перешедшее в порядке наследственной трансмиссии. Суд указал на невозможность трансмиссии от наследника, признанного недостойным [13] Конечно, следуя формальной логике наследодатель-отец, виновный в убийстве, на самом деле не мог передать дочери того права, которым не обладал сам. Но с точки зрения предполагаемого намерения наследодателя более вероятно намерение наследодателя передать имущество внучке, чем намерение наследодателя оставить имущество выморочным.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на сегодняшний  день юридический строй наследования по закону нельзя считать оптимально урегулированным, ввиду того, что отдельные его положения вызывают сомнения, и очевидно, требуют вмешательства законодателя.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
  2. Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2012 N9 О судебной практике по делам о наследовании//Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2012.- N 7.
  3. Братусь С.Н. Предмет и система гражданского права //С.Н.Братусь - М.: ГосЮрИздат, 1963. -196с.
  4. Верещагина Л.Н. Правовые проблемы реализации права наследования по закону в российской Федерации //Эволюционное развитие современной науки: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.- Саратов: 2017г. //Изд-во ООО "Центр профессионального менеджмента "Академия Бизнеса",2017. - С.13-17.
  5. Гришаев С.П. Наследственное право: учебно-практическое пособие /С.П.   Гришаев.- М: Проспект, 2015.-184с.
  6. Качур А.Н., Яцышин Д.В., Качур И.А. Современные особенности и проблемы наследования по закону// Инновационная наука. -2015. -№12-3. -С.133-134.
  7. Коробейникова  Т.С. Некоторые аспекты охраны наследственного имущества// Власть и управление на Востоке России.- 2007.- №1(38)- С.135-139.
  8. Михайлова И.А. Гражданская правосубъектность физических лиц:проблемы законодательства, теории и практики: монография.// И.А. Михайлова, М.:2006г.-206с.
  9. Останина Е.А. Некоторые проблемы применения норм об отстранении от наследования недостойных наследников.// Закон.- 2017. -N 6. -С. 51 - 60.
  10. Остапюк Н.И. Меры по охране наследственного имущества // Законность.- 2003. -N 12.-С.25-30
  11.  Петров Е.Ю. Основы наследственного права России, Германии, Франции //Под. общ. ред.Е.Ю.Петрова /М.:Статут, 2015-271с.
  12.  Определение Тверского областного суда от 14 апреля 2015 года  по делу  N 33-1007 //[Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru (Дата обращения 15.02.2018г.)
  13. Определение Белгородского областного суда от 21 января 2014 года по делу N 33-131/2014 (33-4676/2013)// //[Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru (Дата обращения 15.02.2018г.)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.