Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2018 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Калюжная Е.А. РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТАНТСКОГО ИСКУССТВА В КОНЦЕ XX В. - НАЧАЛЕ XXI В // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(60). URL: https://sibac.info/archive/social/1(60).pdf (дата обращения: 19.10.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТАНТСКОГО ИСКУССТВА В КОНЦЕ XX В. - НАЧАЛЕ XXI В

Калюжная Елена Александровна

студент факультета культуры и искусства, кафедры истории и теории мировой культуры, СГСПУ,

РФ, г. Самара

В современном мире наряду с православием и католицизмом в христианстве стоит и протестантизм.

Сегодня все больший интерес вызывает тема религиозного искусства. Протестантство отличается своей простотой и даже аскетизмом по сравнению с другими направлениями христианства. Большинство протестантов отвергают монашество, иконы и почитание святых. У них отсутствует привычное иконопочитание как у православных или католиков. Выражение современного искусства в протестантской церкви – это, пожалуй, прежде всего, архитектура. Классический протестантский молитвенный дом (храм, церковь, кирха) отличается скромным внутренним убранством, так как считается, что Бог должен быть в душе, а поклонение ему в видимом наглядном изображении нечестиво и греховно. Идеи Реформации оказали огромное влияние как на архитектуру, так и на организацию художественного пространства абсолютного большинства протестантских храмов. Близость Бога к душе человека в его повседневности — во время работы и отдыха, воспитания детей и даже приготовления пищи — возможность молиться и читать Библию в любом месте — эта протестантская идея нашла отображение в архитектуре, где храм становился домом, а дом храмом.

Подобное мнение высказывает архитектор Михаил Рягузов: «Известно, что великому немецкому реформатору Мартину Лютеру, полностью не порвавшему с католическим сакраментальным искусством, контрастно противостоит личность другого великого протестантского реформатора, жившего и трудившегося в Швейцарии, Жана Кальвина. Кальвин считал, что всякая «сакральность», созданная руками грешного человека, уводит его от подлинной сакральности, которой нужно поклоняться — живого Бога, которого никто никогда не видел. Или, как позже скажет кальвинист Карл Барт, «Бог на небе, а человек на земле. Между ними различие радикальное и абсолютное”. А потому до сих пор в реформистских церквях элементы изобразительного искусства присутствуют весьма редко, в отличие от лютеранских с их роскошными витражами и алтарем, а сами церкви выглядят, скорее, функциональными, чем символическими» [4, с. 206].

Исследователь протестантского храмостроительства Тамара Габрусь пишет: «Протестантские храмы олицетворяли идеологию, оппозиционную к контрреформации, что исходила из Ватикана. В архитектуре храмов этих двух конфессий отразилась их идейная и политическая борьба. Расширению эстетической концепции барокко, которую последовательно проводила католическая церковь, храмостроительство протестантов противопоставило устойчивую местную готико-ренессансную традицию. Архитектура протестантских соборов, сравнительно с костельной, определялась большим аскетизмом и лапидарностью форм, что обусловливалось стремлением этой конфессии к более дешевой и скромной религиозной обрядности, а также другой богословской конфессиональной программой» [1].

Подобное заключение делает и архитектор Михаил Рягузов: «По сравнению с католической архитектурой протестантская архитектура Германии выглядит не такой репрезентабельной и помпезной, поскольку по сути своей отражает не богословие славы, а богословие креста» [5, с. 22].

 Для протестантского храма всегда был актуален образ «дома» — места, где собираются молящиеся. Протестантский принцип отрицает необходимость алтаря как сакрального места для священника, что нашло отражение в архитектуре реформаторских храмов. В них акцент делается не на алтаре, а на кафедре проповедника [1].

Исследователь Н.Г. Лаврецкий делает некоторые обобщения, характерные данному типу построек: «Протестантизм, являясь концептуальной антитезой католицизму, сформулировал и отличительные внешние признаки. Одна из его характерных черт — лаконичность фасадов. Даже являясь составляющей пластически развитого архитектурного ансамбля, протестантский храм может “выбиваться” из общего стилевого решения. Для протестантского храма характерно и отсутствие чрезмерного украшательства интерьера, поскольку все внимание прихожан должно быть обращено к пастору. Вследствие этого архитектурная выразительность здания достигается путем организации света в интерьере, пластики фасадов и внутренних стен» [2, с. 19].

История архитектуры протестантизма уже достаточно изучена и описана архитекторами и искусствоведами. Архитектура многих современных домов молитвы стилистически отличается от ранних протестантских построек этого типа. Но присущую протестантизму символику и форму организации архитектурного пространства непременно можно проследить во всех протестантских храмах, потому что символика протестантизма исходит из глубинных убеждений верующих, их познания Бога через Писание, понимания святой жизни человека.

Одним из наиболее ярких примеров является дом молитвы «Голгофа» в городе Львов, строительство которого началось в 1990, закончилось в 2006 году. Архитектура здания символизирует гору Голгофу, а три креста на крыше здания — место распятия Иисуса Христа. Выразительный фасад храма, подчёркнутый междуоконными выступами, устремлен вверх, ко кресту, и далее в небо. Лаконичность и простота линий, возвышенность форм повторяют рисунок креста — главного направления в архитектурной форме. Если рассматривать функциональность храма, то главное, что можно отметить — это обилие естественного света, простота и комфортность.

Другой пример архитектуры дома молитвы — церковь христиан веры евангельской «Вефиль» в городе Черновцы, основанная в 1984 году. Гранёная окружность здания с продлёнными по высоте окнами по всему периметру создаёт впечатления открытости, а повторяющиеся трижды с двух сторон архитектурные элементы окна, аркады, крыши — указывают на Божественную Троицу. В доме молитвы «Вефиль» кроме молитвенного зала имеется также большой конференц-зал, где проводятся как съезды и конференции, так и свадебные торжества.

Еще один образец архитектуры – Хадльгримскиркья (церковь Халлгримура) в городе Рейкьявик. Ее строительство началось в 1945 году, а закончилось в 1986 году архитектором Гудийоуном Самуэльсоном. Мастер предполагал, что храм станет напоминать гору и стекающую с неё лаву. Это не обычная ассоциация, а своего рода дань Рейкьявику, возведённому в местности древнего потухшего вулкана. Внутри убранство церкови Хадльгримскиркья отличается лаконичностью. Жемчужиной храма является великолепный орган, творение рук мастеров из Германии.

Некоторые протестантские церкви открыты для ярких представителей современного искусства. Например, церковь Халлгримура в городе Рейкьявик. В ней в 2012 году в рамках зимнего Фестиваля света нью-йоркский художник Маркос Зотес создал мультимедийную инсталляцию, которая проецировалась на главную церковь столицы Исландии. В 2008 году Ливерпуль был выбран культурной столицей Европы и по этому случаю было решено заказать произведение для ливерпульского собора какому-нибудь современному художнику. Выбор пал на Трейси Эмин. В Кафедральном соборе она сделала надпись неоновыми трубками, которая гласит: «Я чувствовала тебя, и я знала, что ты любишь меня» («I felt you and I knew you loved me»). Собор Святого Павла в Лондоне отличается своей удивительной открытостью: в 2005 году была представлена инсталляция известной немецкой художницы 20 века Ребекки Хорн «Лунное зеркало», в 2006 году собор украсила инсталляция Йоко Оно «Утренние балки», а также состоялась инсталляция американского видеохудожника Билл Виола «Мученики», которая напоминала средневековый алтарь-полиптих из четырех плазменных экранов, где все разыгрывалось в движении.

Говоря о современной церковной музыке, нужно сделать четкое разграничение между богослужебным пением и духовной музыкой. Духовную музыку, я бы даже сказала уже светскую, пишут многие, как и исполняют ее. Есть много исполнителей из разных стран и молодежных групп, которые своим творчеством распространяют религию в разные слои и возрастные сферы общества. Открытость протестантской церкви миру и менее строгое отношение к обрядовой стороне церковной жизни во многом отразились и на её музыкальной культуре; взаимопроникновение и взаимовлияние церковной и светской культуры, так или иначе существовавшее во все времена, в протестантизме выражено намного сильнее, чем в других направлениях христианства. Когда речь идёт о протестантском богослужении, не всегда легко сказать, что здесь является собственно церковной музыкой, а что — музыкой, допущенной в церковь благодаря её открытости. в 20 веке уже многие немецкие композиторы писали протестантскую музыку: К. Томас, И.Н. Давид, Х. Дистлер, Э. Пеппинг, И. Дрислер, X.В. Циммерман.

В тоже самое время наметилась тенденция к созданию более профессиональной музыки. Для участия в церковных богослужениях образовывались постоянные музыкальные группы. С ростом религиозного вещания на радио и телевидении, подобные коллективы зазвучали за пределами церкви. Во второй половине 20 века это привело к созданию современной христианской музыки, как отдельного жанра поп-музыки.

Основатель протестантизма стал героем рок-мюзикла «Лютер! Бунтарь против воли». «Это рок-мюзикл, в котором старые мысли переложены на новые мелодии», - сказал композитор Эрих Радке [3].

Первые изменения в художественной парадигме, которые можно считать началом «реформации искусства» начались в той же самой церкви, с которой началась протестантская Реформация — Штадткирхе в Виттенберге. Речь идёт об алтаре Лукаса Кранаха- старшего.

Открытие экспрессивного элемента в искусстве, которое имело место около 1900 г. — это решающее событие в отношениях между религией и изобразительным искусством, оно вновь сделало возможным развитие нового витка религиозного искусства.

«Герника» Пикассо — это великое произведение искусства, проникнутое духом протестантизма. Такое заявление, безусловно, следует смягчить, сказав, что в шедевре Пикассо можно обнаружить не протестантский ответ, но скорее радикализм протестантского вопроса [6, c. 165].

Протестантский элемент в современной ситуации выражается в следующем: следует избегать поспешных необдуманных решений, напротив, та ситуация, в которой находится человек, должна быть мужественно отображена со всеми ее конфликтами. Если она получила выражение, то тем самым она уже и трансцендирована: тот, кто способен вынести и выразить вину, показывает, что он уже знает о «принятии вопреки». Тот, кто способен вынести и выразить бессмысленность, показывает, что он уже переживает встречу со смыслом в своей пустыне бессмысленности.

Протестантская церковь на регулярной основе проводит великое множество конференций, фестивалей.

16.09.2013 года состоялась 118 конференция Немецкого евангельского альянса, прошедшая в Бад-Бланкенрбурге (Германия) и собрала более 2000 христиан различных протестантских конфессий: баптистов, адвентистов, лютеран, методистов, пресвитериан, а также представителей православной церкви.

24-25 апреля 2015 года в Вильнюсском теологическом колледже (г. Вильнюс, Литва) состоялась научно-практическая конференция «Реформация: история и современность». К участию в конференции были приглашены преподаватели и студенты богословских и светских учебных заведений, служители церквей, представители общественных организаций.

1.11.2017 года, представители общественности, органов власти и религиозных организаций, а также ученые, занимающиеся изучением религиозного ландшафта региона обсудили роль протестантизма в развитии Восточной Сибири на I Региональной конференции «Вклад протестантов Восточной Сибири в социальное и морально-нравственное развитие региона».

В 2012 году по проекту Федерации евангелических церквей Центральной Германии 2-этажный автобус „Bibelbus” переоборудован в передвижную выставку, рассказывающую о Реформации и ее лидере Мартине Лютере.

В 2009 первый Дальневосточный фестиваль христианской музыки «Свежий ветер». Он проходил недалеко от города Находка в бухте Лашкевича.

14-19 ноября 2017 года прошел VII Международный фестиваль короткометражного кино «Вижу Бога».

Не только живопись и музыка, но и протестантская архитектура под влиянием идей Реформации превратилась в проповедь Евангелия. Протестантизм научил искусство проповедовать Евангелие, не превращая его в нечто сакральное и недоступное простолюдину. Протестантизм не примитивизировал путь человека к Господу, но вернул нас к подлинно библейской простоте.

 

Список литературы:

  1. Гуцул И.А. Идеи Реформации в современной сакральной архитектуре протестантов Украины «Богословские размышления» / Cпецвыпуск «РEФОРМАЦИЯ 500», 2015 - С. 186-202 [Электронный ресурс] URL: http://qoo.by/3jhN (Дата обращения: 20.12.2017).
  2. Лаврецкий Н. Г. Характерные черты архитектурно-стилистического облика протестантского храма на территории Беларуси // Вестник Полоцкого государственного университета. — Минск: ПГУ, 2012. - №8 Серия: «Строительство, прикладные науки, архитектура». — С. 18- 21.
  3. Польская К. Основатель протестантизма стал героем мюзикла [Электронный ресурс] URL: http://qoo.by/3jih (Дата обращения 20.12.2017)
  4. Рягузов М.В. Пауль Тиллих об изобразительном искусстве и архитектуре // Богословские размышления. Евроазиатский журнал богословия. — Одесса: ЕААА — 2003. — №1. — С. 201-220.
  5. Рягузов М.В. Факторы формирования современной протестантской архитектуры Германии // «Путь Богопознания» Богословско-публицистический журнал. — Москва: МБС ЕХБ. -2003. - №9. - С. 15-22.
  6. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. – М.: Юрист, 1995. – 278с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.