Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Киселева Т.В. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(58). URL: https://sibac.info/archive/social/11(58).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Киселева Татьяна Владимировна

студент 1 курса, заочного отделения, юридического факультета, уголовно-правового факультета, Вологодского государственного университета,

РФ, г. Вологды

Дрянных Наталия Викторовна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доцент кафедры философии ВоГУ,

РФ, г. Вологды

Образование, как специальная область социально-культурной практики, обеспечивающая трансляцию культуры из поколения в поколение, выступает в качестве компонента формирования личности, ее духовного развития.

Термин «образование» различными авторами трактуется по-разному. Если в Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО под образованием понимаются «все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей» [1], то отечественные ученые, в частности, Е.В. Яковлев под процессом образования понимает «результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития интеллектуальных качеств личности; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду» [2, с. 6].

В данной дефиниции автор обращает внимание на процесс формирования знаниевой (рациональной) парадигмы образования, на, что еще в Новое время обращал внимание Р. Декарт. Он утверждал, что разумность представляет собой то, что отличает человека от других животных, а логичность или рациональность (лат. ratio) представляет собой, качественное свойство этого процесса. Следовательно, можно констатировать, что отличительным признаком человека является разумное восприятие знания. Соответственно, образовательный рационализм Р. Декарта ставил задачу «формирования прочных, ясных, отчётливых, гарантирующих достоверность знаний» [3, с. 16].

Его продолжателем можно считать И. Канта, который, в своих работах утверждает философско-образовательную парадигму и показывает в познавательном процессе такие ступени познания мира, как чувственную, рассудочную и разумную. Границы разумного, в таком случае, совмещаются с той средой, где применяется научная методология, которая становится основой любого образовательного процесса. Философ замечал, что «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под единство мышления». В отличие от рассудка, как способности «а priori связывать и подводить многообразное содержание данных представлений под единство апперцепции» [4, с. 10], разум представляет собой способность давать принципы.

Конечно, образование индустриального общества ставило целью получения готового, основанного лишь на логике (разуме) знания, необходимого для механической работы и представления о педагоге как носителе знания.

Поэтому в современном обществе образование качественно меняется не только по форме изложения материала, но и методах обучения, а также содержательно компоненте. Следовательно, под образованием понимается не только способность обучающегося получать знания, но и его качественное усвоение, способность на практике реализовать те умения, навыки, которые у него сформировались. Так, легальное определение образования приводится в преамбуле Федерального закона «Об образовании», где под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [5].

Более того, в данном законе определены принципы государственной политики в сфере образования. Это гуманизм, целью которого является «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности», патриотизм, основой которого выступает «воспитание гражданственности и любви к Родине», сохранение и развитие национальной культуры, где «защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства» становится одной из высших ценностей [5].

Гуманистическим смыслом системы образования становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности, его достоинству и правам. Однако, как утверждает М.Н. Берулава, современный человек попал в сложную ситуацию, «с одной стороны, ряд старых гуманистических представлений оказались в чем-то несостоятельными и нуждаются в переосмыслении … С другой стороны, трансформации, которые происходят в рамках современной цивилизации, означают возрастание возможностей отдельного индивида» [6, с. 10].

Поэтому одним из основных принципов, отражающим философский взгляд на образование, можно считать не только воспитание толерантности, демократизм, единство свободы и ответственности, но и гуманистических ценностей, патриотизм, формирование гражданственности обучающихся. Так, патриотизм – это «сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества» [6, с. 10]. Конечно, для отдельного человека патриотические качества выступают стимулом к самосовершенствованию, формированию индивидуальных ценностей и воззрений, готовности реализовать их в жизни.

Однако привитие нравственных ценностей, к которым и относится гражданственность, патриотизм в образовательном процессе трудный и кропотливый путь. Это связано с тем, что в сложном, и порой противоречивом мире очень важным «становится сохранение духовности, гражданственности, формирование патриотизма, как любви к своему отечеству, преданности своему народу и ответственности перед ним» [7, с. 42].

Более того, необходимо подчеркнуть, что «патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества» [ 6, с. 42].

Это становится возможным через дисциплины гуманитарного и общенаучного цикла, через живое общение, в котором главную и решающую роль играет философия, дающая представление о смысле человеческого существования, формировании чувства долга, единства свободы и ответственности. Именно философия, ставит проблемные вопросы и не дает однозначных ответов на них, учит думать, размышлять, что в дальнейшем и развивает те качества, которые необходимы обществу.

Таким образом, образование, как сложный процесс социально-культурной практики, выступает одним из важных компонентов формирования личности, От того, на сколько в процесс образования включается духовно-нравственная, философская компонента и зависит, на наш взгляд, будущее и всего общества.

 

Список литературы:

  1. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 12 июня 2000 г. N 2 «О проекте концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ» // Система ГАРАНТ:  http://base.garant.ru/1155399/#ixzz4y16gVMlm (дата обращения 06.10. 2107)
  2. Яковлев Е. В. Теоретические основы управлением качеством образования в высшей школе. – Челябинск: Челябинский педагогический университет, 2003.
  3. Дрянных Н. В. Рациональность в структуре познания и деятельности // Н. В. Дрянных. Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Вологодский государственный педагогический университет». - Вологда: Русь, 2005.
  4. Кант И. Соч. в 6-и т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1963.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" // Консультант Плюс http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 03.10. 2107)
  6. Берулава М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. – 1996. – № 1.
  7. Дрянных Н. В., Шестерикова Е. Ю. Патриотизм как сложное духовное качество личности / Н. В. Дрянных // Сборник конференция НИЦ Социосфера. VedeckovydavatelskecentrumSociosfera-CZ s.r.o,2016. – № 57.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий