Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 мая 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мецатунян Т.А. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ТОЛПЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(52). URL: https://sibac.info/archive/social/5(52).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 18 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ТОЛПЫ

Мецатунян Тамара Айказовна

студент 2 курса, Медицинский Институт СурГУ,

РФ, г. Сургут

Нестерова Оксана Юрьевна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доцент СурГУ,

РФ, г. Сургут

Личность является объектом изучения многих гуманитарных наук. Особое внимание проблеме личности уделяется в философии, которая стремится понять глубинную природу человека. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа.

Изучение природы личности ставит вопрос о том, является ли каждый человек личностью? Каким образом в личности соотносится индивидуальное и коллективное? Как ведет себя личность, оказавшись в толпе, способна ли она в этом случае сохранить свою особенность?

«Толпа – это универсальное средство «усреднения людей» - писал в своей работе Гюстав Лебон. Попадая в толпу, человеческая личность начинает терять свою индивидуальность, способность адекватно оценивать происходящее. Можно привести массу примеров того, как простое скопление людей начинает мыслить одинаково и становится неуправляемым. Причем люди делают это неосознанно, границы индивидуального сознания размываются и возникает коллективное сознание, которым гораздо проще управлять. Такую особенность поведения толпы сегодня активно используют, манипулируя коллективным сознанием для решения поставленных задач. Особенно это заметно при разработке политических технологий.

Каждый человек когда-то задает себе вопрос: кто я такой? Но еще до того как он задаст себе этот вопрос, у него на пути к осознания самого себя уже стоит враг — толпа. Под ее напором человек теряет свое «я», заменяет его на «мы». «Мы» - это просто и понятно, это более легкий путь, т.к. в этом случае человек снимает с себя личную ответственность, подчиняясь чужой воли. Он становится средством решения чужих задач.

Становясь частью толпы, человек приобретает следующие характеристики:

Анонимность: оказавшись в толпе, поступая как все, человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это способствует отмене норм и требований, привычных в обычных обстоятельствах.

Инстинктивность: в толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Причиной этого становится уменьшение способности к рациональной, критичной переработке информации.

Бессознательность: в толпе исчезает, растворяется отдельная сознательная личность. Бессознательное поведение человека дает возможность манипулировать коллективными действиями, заставляет стремится к реализации внушенных идей.

Состояние единения (ассоциации): в толпе подавляются индивидуальные особенности поведения личности. Какими бы разными не были индивиды в своей обычной жизни, превращаясь в толпу, они обретают своеобразную коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал бы каждый из них в отдельности.

Состояние гипнотического транса: индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние гипноза. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения.

Заразительность: в толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он становится частью толпы.

Аморфность: в толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Поведение, жесты и даже мимика копируются, размываются даже черты внешности.

Социальная деградация: становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же он становится варваром. У индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, понижается уровень интеллектуальности.

Все выше перечисленное как раз и приводит к утрате ответственности, осмысленности человеком собственного поведения.

Но не только поведение человека в толпе имеет особенности. Поведение самой толпы также приобретает особые характеристики:

Неспособность к осознанию: поведение толпы отличает бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, а адекватного лидера нет.

Особенности воображения: толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей. Дело может дойти до коллективных галлюцинаций.

Особенности мышления: толпа мыслит образами, не имеющими логического обоснования. Она не отделяет субъективное от объективного. Толпа не способна к размышлениям, для нее не существует ничего невероятного.

Категоричность: толпа не испытывает сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, она нетерпима к возражениям.

Внушаемость: еще Фрейд рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.

Эмоциональность: в толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, образующие толпу, не просто соседствуют друг с другом, они заражают окружающих и сами заражаются от них.

Экстремизм: силы толпы направлены лишь на разрушение, противостоять которому крайне сложно.

В современном западном идеале личности главными чертами считаются индивидуальность, исключительность, самовыражение, направленное вовне. Каждый человек сам определяет, что же такое его «я», как его развивать, как охранять от вторжения чужаков. Но в современном мире, легко оперирующем людьми как «массами», давление толпы на личность усилилось во много раз.

Человечество в прошлом веке пережило концентрационные лагеря, которые были созданы как раз для того, чтобы уничтожить личность, лишить человека лица, имени, совести, превратить его в животное. У людей отняли даже смерть: их не убивали, а ликвидировали.

Но, как раз благодаря концлагерям, значение человеческой личности была поднято на невиданную высоту. Миллионы людей своей жизнью, страданием и смертью доказали, что дух сильнее инстинкта, что этот дух может жить и в слабом ребенке, и в немощной умирающей женщине, и в истощенном голодом и пытками старике.

Таким образом, сущность личности понимается как интегрирующее и цементирующее начало, объединяющее в единое целое биологическое, социальное и психологическое в человеке. Личность как бы стабилизирует, уравновешивает многообразие бушующих в человеке социальных и биологических сил. Личность - конечный результат действия этих сил. Личностно в человеке то, что устойчиво. Необходимыми условиями формирования личности являются самосознание человека, которое развивается лишь в условиях социальной жизни. Становление личности невозможно вне сложившегося мировоззрения, т.к. именно оно задает систему координат, в рамках которой действует человек. А также определяет иерархию ценностей, на основе которой человек формирует свое отношении к окружающей действительности.

Коллективная природа человека определяет возможность вовлечения человека в социальные связи и взаимодействия, одной из форм которых является и толпа.

Социальная сущность человека обладает двойственными чертами. С одной стороны, человек становится человеком только в социальном окружении. Механизмы социализации – единственный способ передать и сохранить социальные знания и технологии. С другой стороны, социальность человека определяет его слабость, т.к. таит в себе возможность поддаваться чужому влиянию, подстраиваться под действие большинства. Подобные обстоятельства могут привести к потере индивидуальности, т.е. утрате личностных особенностей. Личность может полностью раствориться в толпе.

 

Список литературы:

  1. Американская социологическая мысль // Тексты — М.: Мысль, 1994. 347 с.
  2. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников В. А. Социальная психология. - [электронный ресурс] Режим доступа –URL http://studme.org/ 2015. (дата обращения 12.05.2017).
  3. Мокшанцев Р.А., Мокшанцева А.Н. Психология толпы. - [электронный ресурс] Режим доступа –URL: http://psyfactor.org/lybr.htm 2012. (дата обращения 03.05.2017).
  4. Назаретян А.Н. Толпа и закономерности её поведении. - [электронный ресурс] Режим доступа –URL: http://bibliofond.ru (дата обращения 15.04.2017).
  5. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. — 1990. — № 12.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 18 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.