Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2024 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АДВОКАТА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕКОДИФИКАЦИИ
THE CODE OF ETHICS. THE NECCESSITY OF RECODIFICATION
Ekaterina Romanova
master's student, department of arbitration process, Saratov state academy of law,
Russia, Saratov
Tamara Grigorieva
Scientific supervisor, professor, Doctor of law, Saratov state academy of law,
Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу положений Кодекса профессиональной этики адвоката с точки зрения их полноты, определенности и системности. Автор отмечает необходимость доработки его структуры, а также включения новых разделов, позволяющих более полно отражать вопросы, касающиеся функционирования адвокатуры как института гражданского общества.
ABSTRACT
The article is devoted to the code of ethics’ analysis from the prospective of completeness, certainty and consistency.
The author notes the necessity of the code’s codification and including new clauses which allow to clarify the aspects of advocacy’s functioning as a civil society institution.
Ключевые слова: кодекс, квалифицированная юридическая помощь, адвокат, адвокатура, кодификация, институт гражданского общества.
Keywords: code, legal aid, advocate, advocacy, codification, civil society institution.
Адвокат как представитель гражданского общества является значимым субъектом в процессуальных отношениях. Осуществляя свою функцию защитника прав и законных интересов доверителя, адвокат способствует достижению правосудия, установлению истины. В связи с чем, деятельность адвокатского сообщества должна осуществляться не только в строгом соответствии с законом, но и на основании нравственных принципов, содержащихся в законодательстве об адвокатуре.
Ввиду обширности существующих особенностей профессионального поведения адвокатов, возникает необходимость в их упорядочении, и соответственно установления корпоративных правил в рамках адвокатского сообщества. Реализация указанного возможна благодаря существованию принципа независимости адвокатуры, в соответствии с которым адвокатское сообщество на основе многолетнего практического опыта уполномочено вырабатывать необходимые этические нормы.
Деятельность по систематизации этических предписаний предопределила разработку особого акта, успешно функционирующего по сей день - Кодекса профессиональной этики адвоката.
Тем не менее, структура данного документа требует доработки и внесения ясности относительно целого ряда аспектов.
Композиционно кодекс состоит из двух разделов, определяющих этические принципы и правила поведения адвоката, а также процедурные основы дисциплинарного производства.
На первый взгляд, структура составления видится весьма понятной и логичной, если не углубляться в сами особенности адвокатской этики.
В целях выявления проблемных аспектов, представляется необходимым обратиться к терминологии, а именно к трактовке термина «кодекс».
В широком смысле кодекс – это законодательный акт, включающий изложенные в определенном логическом порядке нормы одной из отраслей права. [5]
Из данного определения можно выделить, что одним из ключевых признаков кодекса является логичность изложения предписаний, которая в КПЭА прослеживается неясно ввиду следующих причин.
При анализе первого раздела с точки зрения системного подхода хочется отметить, что отсутствие наименования статей, а также неупорядоченность их размещения влияет на восприятие предписаний в целом и создает некую сумбурность при их прочтении, поскольку по большей части первый раздел состоит из хаотично размещенных норм-принципов и норм-дефиниций, норм-дозволений и норм-запретов. [1, с. 20]
Кроме того, регулирование в области этики осуществляется посредством и других актов корпоративного регулирования, таких как разъяснения, регламенты, стандарты, которые являются обязательными к исполнению в силу пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», п. 6 ст. 15 Кодекса. [2]
Примером может быть утвержденные Советом Адвокатской палаты города Москвы 27.06.2019 г. разъяснения №12, устанавливающие особенности заключения и оформления Соглашения в пользу третьего лица для защиты по уголовному делу, распространяющие свое действие и на иные сферы правоотношений.
Часто начинающие или среднестатистические адвокаты не знают или ввиду большого количества нормативных предписаний забывают о существовании данного документа, в связи с чем не получают должного письменного согласия третьего лица на оказание ему юридической помощи, и тем самым допускают грубое нарушение этических норм, что может повлечь возбуждение дисциплинарного производства и в дальнейшем наложение ответственности на адвоката. [4, с. 27]
При этом анализ дисциплинарной практики показывает, что подобные обязательные к исполнению документы нередко содержат предписания, формирующие состав дисциплинарного проступка. При чем, разброс мер ответственности адвокатов настолько широк, что одним адвокатам за совершение одного и того же дисциплинарного проступка выносится предупреждение, а другим – констатируется отсутствие признаков дисциплинарного нарушения.
Не стоит забывать также и о том, что предписания Кодекса дополняют правила, закрепленные в законодательстве об адвокатуре, что создает ситуацию избыточности правового регулирования, а также создает поводы для обилия дисциплинарного воздействия.
Исходя из принципа правовой определенности, обязательные для исполнения требования должны быть ясными, логичными и понятными, следовательно, представляется необходимым на детальном уровне структурировать предписания Кодекса. [3]
Ввиду того, что у адвоката имеются обязательства этического характера как перед доверителем, так и перед судом и органами адвокатского сообщества, следует разделить на соответствующие группы этические правила и рекомендации, которые в настоящей редакции Кодекса размещены в произвольном порядке.
Более того, представляется разумным разместить в Кодексе описание действий и видов бездействий адвоката, за которые устанавливается определенная мера ответственности.
Подобным образом сконструирован Кодекс этики Минюста России, который состоит из четырех разделов, включающих основные положения, основные и рекомендательные этические правила, а также ответственность.
Достаточно детальным представляется и Кодекс этики нотариусов в РФ, который содержит закрытый перечень из 33 дисциплинарных проступков.
Таким образом, обновленный Кодекс должен состоять из нескольких разделов, а именно:
1) Общие положения
2) Основные этические принципы и правила адвокатской деятельности
3) Этические принципы и правила для адвоката в отношениях с доверителем
4) Этические принципы и правила для адвоката в рамках судебного процесса
5) Этические принципы и правила в отношениях адвоката с органами адвокатского сообщества
6) Ответственность
7) Процедурные основы дисциплинарного производства
Предложенная кодификация позволит расширить профессиональное влияние органов адвокатского сообщества на сотрудников, поспособствует более легкому усвоению предписаний, а также приведет к единообразию дисциплинарной практики.
Список литературы:
- Бедняев Д.Н., Лыкова К.Д., Марьенко Д.С. Кодекс профессиональной этики адвоката. Статус, назначение, структура // Юридическая наука. – 2019. - №15. – С. 19-23.
- Кодекс профессиональной этики адвокатов (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 15.04.2021) Доступ из Справ. правовой системы «Гарант-Максимум» (дата обращения: 01.04.2024).
- Панасюк О.С. Необходимо устранить пробелы в Законе об адвокатуре// Адвокатская газета: сетевое издание. - 2018. - 20 сентября. - URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/neobkhodimo-ustranit-probely-v-zakone-ob-advokature/ (дата обращения 01.04.2024).
- Рагулин А.В. Кодекс профессиональной этики адвоката как средство борьбы с критикой в адвокатуре // Евразийская адвокатура. – 2020. - №10. – С. 26-38.
- Ривкин К. Дисциплинарной ответственности нужна правовая определенность // Адвокатская газета. – 2024. – 22 января. – URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/distsiplinarnoy-otvetstvennosti-nuzhna-pravovaya-opredelennost/ (дата обращения 01.04.2024)
Оставить комментарий